Слайд 2ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
ПЛАН:
1.Сущногсть и содержание понятия «Власть».
2.Ресурсы и источники власти.
3.Типология власти.
4.Легитимность власти.
5.Особенности
политической власти современной России.
Слайд 3
Власть –одна из главных проблем политики, важнейшее явление политической жизни.
Слайд 4ВЛАСТЬ
Объекты
власти
Субъекты
власти
Источники
власти
Функции
власти
Ресурсы
власти
Легитимность
власти
ОсобенностиОсобенности
Ссылки
Слайд 5Особенности политической власти
Власть носит неличностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер.
Она проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами власти. Мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.
Меню
Слайд 6Особенности политической власти
Власть носит неличностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер.
Она проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами власти. Мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.
Меню
Слайд 7Определения власти
Телеологическое (целевое) определение –способность достижения поставленных целей.
Марксистская (классовая )концепция –
признание классовой природы политической власти.
Элитарная точка зрения -0 общество делится на элиту и массы, на господствующее меньшинство и подчиненные массы.
Слайд 8
Бихевиористские определения – власть рассматривается как тип поведения: командование - подчинение.
Психологический
поход – истоки власти коренятся в сознании и подсознании людей (Фрейд, Юнг).
Слайд 9
Системный подход – власть понимается как производное от социальной системы общества,
как способность системы выполнить свои обязательства перед народом.
Структурно-функциональные определения- власть – свойство социальной организации. Без неё невозможно существование человека и общества.
Слайд 10
Позитивистски-социологический подход (М.Вебер)- власть-это асимметричность отношений между субъектами, возможность одного субъекта
влиять на другой (объект).
Слайд 11
ВЛАСТЬ-это
1) способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей
с помощью каких-либо средств воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.)
2) политическое господство, система государственных органов
Меню
Слайд 12Ресурсы, основания, источники и механизмы реализации власти.
Ресурсы власти – это средства
властного воздействия, которые в принципе могут быть использованы, но ещё не используются или используются в недостаточной степени.
Слайд 13 Это совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность
субъекту власти осуществлять влияние на объект.
Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов.
Меню
ресурсов власти
утилитарныеутилитарные, принудительныеутилитарные, принудительные и нормативные;
экономическиеэкономические, социальныеэкономические, социальные, политико-силовыеэкономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные, демографические.
Назад
Меню
Слайд 15Экономические ресурсы
Материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления.
Назад
Меню
Продукты питания
Полезные ископаемые
Деньги
Слайд 16Социальные ресурсы
Социальная политика в больших современных западных странах
строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т д.
Меню
Назад
Слайд 17Культурно-информационные ресурсы
Знания и информация, а также средства их получения:
институты науки и образования, средства массовой информации и др.
Меню
Назад
Слайд 18Утилитарные ресурсы
К ним относятся материальные и другие социальные блага.
Меню
Назад
Слайд 19Силовые ресурсы
Выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка,
в том числе обеспечения безопасности политической власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.
Оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди.
Меню
Назад
Слайд 20Принудительные ресурсы
Меры уголовного и административного воздействия.
Меню
Назад
Слайд 21
Демографические ресурсы – люди как создатели других ресурсов власти и
как субъекты власти.
Слайд 224 структурных уровня власти
Высший уровень – (макроуровень) – центральные органы власти.
Средний
уровень – (мезоуровень) –органы и аппарат власти, подчиненные политические институты.
Микроуровень - (низший уровень) – малые группы и их взаимодействие.
Мегауровень – власть международного сообщества.
Слайд 23
Каждый из уровней власти обычно имее легальную и нелегальную формы.
Основные компоненты
власти- объект, субъект, основания, ресурсы и процесс функционирования.
Слайд 24Субъект власти
Субъект власти- активное, направляющие начало.
Субъектами власти могут быть:
Личность;
Орган;
Организация;
Социальная общность;
И
Слайд 25Качества которыми должен обладать субъект власти:
Желание властвовать;
Наличие авторитета;
Компетентность.
Назад
Меню
Слайд 26Объект власти
Объекты- это пассивное начало власти, та часть которая подчиняется субъекту.
Власть
невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях”. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.
Меню
Далее
Слайд 27Объект власти
Объекты- это пассивное начало власти, та часть которая подчиняется субъекту.
Власть
невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях”. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.
Меню
Далее
Слайд 28Необходимые качества субъектов власти:
Желание властвовать, воля к власти.
Компетентность, знание сути дела,
состояния и наст роения подчиненных.
Умение использовать ресурсы.
Авторитет и организованность.
Слайд 29Виды власти
Тираническая
Аристократическая
Демократическая
монархическая
Слайд 30Принципы осуществления власти
Централизм – одностороннее воздействие субъекта на объект.
Демократический централизм –
сочетание регулирования сверху с самостоятельностью и обратным влиянием низших звеньев.
Слайд 32Источники или основания власти
Объективные основы власти - в экономической организации общества.
Субъективные
основы – в общественных интересах и их носителях.
Слайд 33Функции власти:
Обеспечения порядка и стабильности;
Выявление, предотвращение и разрешение конфликтов;
Управление.
Меню
Слайд 34Группы-носители интересов
Общественные классы.
Нации, народности, национальные и этнические группы.
Демографические группы.
Социальные группы с
различными доходами и образом жизни.
Региональные и религиозные группы.
Слайд 35Механизм реализации политической власти
Принуждение в различных формах (насилие, сотрудничество, конфронтационное общение,
информационное, идеологическое, и психологическое воздействие.
Функционирование по закону и вопреки ему.
Также включает в себя: Процесс принятия решений и их проведение в жизнь.
Слайд 36Условия эффективности власти
1.Добиваться выполнения принятых решений .
2.Полное использование средств.
3.Нейтрализация действий, направленных
против намеченных целей.
4. Обеспечение поддержки тех групп общества, позиция которых имеют наибольшее значение.
Слайд 37Типология власти
Тоталитарный тип – власть и народ мыслятся как единое целое,
нераличимое.
Авторитарный тип - власть не вмешивается в экономику, культуру, отношения между людьми
Слайд 38
Либеральный тип власти – демократические способы ,формы и методы осуществления власти
получают неполное и непоследовательное применение. (ХIХ – 1-я половина хх в. --индустриально развитые страны. ХХI в.- Индия, Египет, Турция, Филиппины, Шри-Ланка, некоторые постсоциалистические страны
Слайд 39
Демократический тип власти -
Характерные черты: –
общество само выбирает себе носителей
власти.
господство процедуры; защита граждан от власти и власти от народа; власть и народ не сливаются, а сотрудничают на основе самоуправления;
Слайд 40
Соблюдение властью и народом установленных законов.
Слайд 415 признаков дифференциации политической власти
1. Характер и мера осуществления власти:
Тот. О-
всеобщий контроль и насилие.
Авт.О – наличие анклавов, недоступных контролю.
Либ.О – диалог власти с общественными организациями, при сохранении своих позиций.
Дем.О – власть избирается народом.
Слайд 422.Отношение людей к власти
ТО – полное слияние с властью.
АО – отчуждение
от власти.
ЛО – влияние на власть.
ДО – выбор конкретных носителей власти.
Слайд 433.Статус горизонтальных структур
ТО – разрушает любые горизонтальные структуры.
АО – допускает
неполитические горизонтальные структуры.
ЛО - допускает любые горизонтальные структуры, не претендующие на власть.
ДО – общественные организации -0 основа политической жизни системы.
Слайд 444. Характер запретов
ТО - разрешено только то, что позволено государством.
АО –
разрешено то, что не имеет отношения к политике.
ЛО - разрешено все кроме смены власти.
ДО - разрешено все, что не запрещено.
Слайд 455. Характер политических идеалов
ТО – от власти требуется всемогущество. От людей
энтузиазм и непритязательность.
АО – от власти требуется компетентность, от людей – послушание.
ЛО – от власти требуется нравственность, от людей – активность.
ДО – от власти и людей требуется одно – соблюдение закона.
Слайд 46Меню
Понятие легитимности
Легитимность означает:
1) признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной
власти и её носителей.
2) законность власти.
Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.
Назад
Слайд 473 основных типа легитимности (М.Вебер)
1. Традиционный тип легитимности – (патрархальная и
сословная) – свойственна доиндустриальным странам.
Харизматический тип – основан на вере людей в исключительные качества властителя (Будда, Христос, Магомет, Ленин, Сталин, Гитлер, Мао Цзедун, Черчиль, Де Голль, Неру).
Рационально-правовой тип – характерен для демократических государств.
Слайд 48Другие типы легитимности
1. Идеологическая легитимность – соответствие власти представлениям и чаяниям
народа, идентификация объекта власти с субъектом, сформированными господствующей идеологией.
2.Структурная легитимность - люди признают власть потому, что она сформирована на основе существующих правил.
Слайд 49
3.Персонализированная легитимность – одобрение и поддержка властвующего лица.(Путин, Ельцин, Клинтон, М.Тетчер).
4.Этническая
легитимность – формирование властных структур по национальному признаку (страны постсоветского пространства).
Слайд 505.Легальный тип легитимности
Узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная
деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции.
Основа – общее понимание норм, установленных законом.
Меню
Назад
Путин
БИОГРАФИЯ
Слайд 51Традиционная легитимность
Это власть вождей, монархов. Легитимность их власти основывается на праве
престолонаследия, на признании её божественного характера. Власть опирается на традицию населения подчиняться. Традиционный тип легитимности сохранился в странах с монархической формой правления (Саудовская Аравия, Непал, Оман и др.) и в примитивных обществах.
Основа – традиции, традиционное сознание.
Меню
Назад
Николай Николай II
БИОГРАФИЯ
Слайд 52НИКОЛАЙ II Александрович
Родился 6 (18) мая 1868 в
Царском Селе —Екатеринбурге. Николай- последний российский император (1894-1917), старший сын императора Александра III Александровича и императрицы Марии Федоровны, почетный член Петербургской АН (1876).Его царствование совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны. При Николае II Россия потерпела поражение в русско-японской войне 1904-05, что явилось одной из причин Революции 1905-1907, в ходе которой был принят Манифест 17 октября 1905, разрешавший создание политических партий и учреждавший Государственную думу; начала осуществляться Столыпинская аграрная реформа. В 1907 Россия стала членом Антанты, в составе которой вступила в 1-ю мировую войну. С августа (5 сентября) 1915 года верховный главнокомандующий. В ходе Февральской революции 1917 2(15) марта отрекся от престола. Расстрелян вместе с семьей 17 июля 1918. В 2000 канонизирован Русской православной церковью.
Меню
Слайд 53Идеологический тип легитимности
Признание власти в силу внутренней убежденности или
веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью.
Основа – идеологические ценности.
Меню
Назад
Сталин
БИОГРАФИЯ
Слайд 54Структурная легитимность
Правомочность власти вытекает из убеждения в законности и
ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения.
Основа – специфические политические структуры.
Меню
Назад
Елизавета II
БИОГРАФИЯ
Слайд 55
Харизматическая легитимность
Здесь легитимность основана на вере в
исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, которую иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Обычно харизматический тип власти возникает в переходных обществах
Меню
Назад
Ленин
БИОГРАФИЯ
Слайд 56Средства легитимации данной власти
1. Технократические - законы, инфраструктура, налоговая система
и др.
2. Социо–технические – поиск наиболее безболезненных путей решения задач. ( При безработице- переквалификация, переселение и т.д.).
3. Идеологические - обеспечение поддержки власти через политические идеи, программы, доктрины, пропаганду определенных ценностей.
Слайд 57
4. Психологические – игра на чувствах людей, популизм, харизма.
Слайд 58Критерии легитимности
1. Либерально-демократическая позиция - легитимна только та власть, которая избрана
законным путем.
2. Прагматическая позиция – легитимна та власть, которая способна овладеть ситуацией и поддерживать порядок и стабильность в обществе ( например власть, установленная в результате революции).
Слайд 59Политическая власть в современной России
Социально-политическая обстановка:
Переход от тоталитаризма к демократии.
От административно-0командной
системы к рынку.
Превращение человека из «винтика» в самостоятельный субъект хозяйственной деятельности.
Слайд 60Особенности власти
Продолжает господствовать авторитарный режим, сочетающий принципы демократии с личной
властью.
Законодательная власть представлена 2-мя субъектами: Президентом России и Федеральным собранием.
Функции исполнительной власти выполняет Правительство
Слайд 61
Гарантом политической стабильности выступает Конституционный Суд.
Противостояние 2-х тенденций:
1. Президент
имеет право издавать указы, имеющие силу закона.
2. Набирает силу крупный капитал и финансовая олигархия, противостоящие во многих случаях резиденту.
Слайд 62
3. Укрепляется вертикаль власти, усиливается роль административного фактора.
4 . Несоответствие
некоторых реформ принципам демократии: создание федеральных округов с представителями Президента, фактическая назначаемость губернаторов на длительный срок.
Слайд 63
5. Недейственность принципа разделения властей, преобладание исполнительной власти.
6.Отказ государства от регулирования
многих процессов в экономике страны, потеря управляемости экорномики из единого центра.
Слайд 64Проблемы становления новой власти
1. Слабость нынешней власти, раздробленность, отсутствие оперативной связи,
некомпетентность, слабость обратной связи, отсутствие четкого разделения властей.
2. Отсутствие квалифицированных кадров, малочисленность демократического слоя, неразвитость предпринимательства.
Слайд 65
3. Неспособность власти обеспечить реализацию принятых решений.