Слайд 1Совершенствование налогообложения нефтегазовой отрасли как системный подход к привлечению инвестиций
Г. Шмаль
Салехард,
7-8 июня 2012 г.
Слайд 2Мировой топливно-энергетический баланс,
млн. т.н.э.
Слайд 3Топливно-энергетический баланс России
Слайд 4Значение ТЭК и нефтегазового комплекса для экономики РФ
- 55% бюджета –
нефтегазовые доходы в 2010 г.
- 68,35 валютных поступлений за счет топливно-энергетических ресурсов, в т.ч.:
нефтепродукты - 18,1%
газ - 21% }52,5%
нефть - 34,4%
Всего выручка составила за счет нефти и газа - $262млрд. (из $400 млрд.)
- машины и оборудование - 5,4%
- продовольствие - 2,2%
Слайд 5Сравнение показателей
нефтяной промышленности РФ и США
Слайд 6Сравнение некоторых показателей
России и Норвегии
2010 г.
Слайд 7
Нефтяных месторождений в России 2582, в т.ч. в распределенном фонде –
1762
с запасами А + В + С1 – 92,2%
Газовых месторождений – 837, в распределенном фонде – 529.
Слайд 8Специфика НГК России
Территориальная разбросанность
~ 160,3 тыс. нефтяных скважин
в т.ч. 135,13 тыс. дающий продукцию
~ 5000 газовых скважин
1841 факельных устройств
162 тыс. км магистральных газопроводов
50 тыс. км магистральных нефтепроводов
20 тыс. км продуктопроводов
Слайд 9Доля неработающих скважин в эксплуатационном фонде, %
ЛУКОЙЛ - 13,8
Роснефть - 19,4
Газпром нефть - 9,8
Сургутнефтегаз -
6,3
ТНК-ВР - 26,9
ВИНК (в ср.) - 15,4
Другие - 19,9
Слайд 10Газопроводы 2010 г.
Срок службы:
до 10 лет - 11%
11-20 лет - 22%
21-33 года - 43%
более
33 лет - 24%
Слайд 11Налоги
Центральная проблема налоговой политики – это необходимость научного обоснования предела налоговых
изъятий, т.е. величины ставки налогов не угнетающих производителей и воспроизводство рабочей силы.
Вопрос о пределах налогообложения включает в себя два вектора:
- размер индивидуального налогообложения, т.е. размер налога, возлагаемого на конкретного плательщика;
- размер налогового бремени на макроуровне, т.е. какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.
Слайд 12Существующие налоги
НДС - 18%
НДПИ
Налог на прибыль - 20%
Акцизы
Транспортный налог
Налог на имущество
ЕСН
Таможенная пошлина
Слайд 13
По оценке Минфина РФ в 2000-2008 гг. величина налоговой нагрузки в
РФ находилась на уровне 35-36% ВВП.
В развитых странах 28,2-29,3% ВВП.
В 2003-2008 гг. уровень налоговой нагрузки снизился для всех отраслей экономики, кроме НГК.
В консолидированный бюджет РФ (Федеральный + региональные) в 2011 г. собрано 9734 млрд. руб. налогов.
Вклад металлургов – 142,9 млрд. руб. или 1,5%.
Нефть + газ – 2532 млрд. руб. или 26%.
Электроэнергия – 198 млрд. руб., или 2%
Слайд 14НДПИ
Нынешняя концепция существует с начала 2002 г.
Фиксированная ставка за каждую добытую
тонну или 1000 м3 газа.
Предполагалось, что данная ставка будет действовать до конца 2006 г., а с 01.01.2007 будет адволорная ставка 16,5% от выручки.
Этого не случилось.
Расчет НДПИ производится по формуле в зависимости от стоимости нефти на мировом рынке.
Курс $
419 х (Ц – 15)______
261
на 06.02.2012 – 4743 руб. ($153)
Таможенная пошлина
25,53 + 60% (Ц – 182,5)
Слайд 16
Недостатки такой методики:
- не учитываются горногеологические и географические условия расположения месторождения;
-
продуктивность скважины
- мелкие месторождения;
- компании не экспортирующие нефть;
- нерентабельными становятся месторождения с запасами до 50 млн. т извлекаемых
Слайд 17
Учитывая, что цена нефти на внешнем и внутреннем рынках существенно различается,
получается, что при разных объемах выручки от продажи 1 т сырья, компании вынуждены платить одинаковый по размеру НДПИ, что ставит компании в заведомо неравные условия.
Для экспорта тоже разные условия. Одни ближе к границе, другие – дальше.
Слайд 18Расчет таможенной пошлины
$29,2 + 0,60 (Цена мониторинга – 182,5 – эквивалент
$25 за баррель)
Ставка пошлины на корзину нефтепродуктов составляет 55% от нефтяной. С 2013 г. – 60%.
Экспортная пошлина достаточно высока в РФ. Это может сдерживать освоение высокопродуктивных запасов на новых месторождения.
Слайд 19
Ежегодно формируемые Минфином РФ основные направления налоговой политики всегда больше ориентированы
на защиту доходных статей бюджета, а не на создание стимулов развития предпринимательской активности и развития экономики.
Они действуют как бухгалтеры.
От чего зависит будущее НГК?
какие новые технологии в добыче;
переработка;
как освоим новые регионы;
какие запасы.
Слайд 20
Увеличение налоговой нагрузки на нефтяной и газовый сектор, включающие повышение ставки
на добычу полезных ископаемых, рост экспортных пошлин, привело к тому, что вся налоговая конструкция при высоких мировых ценах стала для многих компаний несправедливой. Особенно это касается малых и средних нефтяных компаний.
Доля налогов (изъятий) из выручки 64-70%.
Прибыль нефтяных компаний в 2009 г. - $27 млрд., Эксон-Мобил - $35 млрд.
Слайд 21Налоги в % к выручке по некоторым нефтяным компаниям, 1997 г.
Эксон
– 32
Шеврон – 20,4
Мобил – 18
Шелл – 29,7
Слайд 22
Совокупный объем инвестиций в добычу у 7 крупнейших нефтяных компаний России
в 2012 г. составит $32 млрд., в т.ч. Роснефть $8,6 млрд. (а всего КВ - $15,5 млрд.).
В США инвестиции в разведку и разработку месторождений нефти и газа в 2010 г. составили $69,4 млрд.
Слайд 23Сравнение показателей некоторых нефтегазовых компаний
Слайд 24
Нужна такая система налогообложения, которая позволит значительно улучшить ресурсную базу углеводородов.
Необходимо
стимулировать предприятия вкладывать средства в поиск и внедрение методов повышения нефтеотдачи пластов, в новые технологии добычи, прекратив выборочную разработку месторождений, сократить фонд простаивающих из-за низких дебетов скважин, увеличить коэффициент нефтеотдачи.
Слайд 25
Усиление налоговой нагрузки существенно понизило стимулы компаний к инвестированию в разработку
новых месторождений
Слайд 26
Следует активнее использовать налоговые стимулы для повышения заинтересованности предприятий в освоении
новых месторождений, новых перспективных регионов нефтедобычи (Восточная Сибирь, Шельф и др.).
Должны быть разработаны методы налоговой защиты новых инвестиций, налоговые методы стимулирования НТП, шире применяться налоговые каникулы и налоговые кредиты.
Слайд 27
Налоговое стимулирование новых организационных методов управления производством.
Пример Ямбурга
Вахтовый метод
Слайд 28
Требуются безотлагательные изменения действующей налоговой системы, которая из-за отсутствия гибкой шкалы
налогообложения не стимулирует нефтяников к эксплуатации менее выгодных, с точки зрения издержек, месторождений.
Не соответствует современным реалиям действующая система классификации запасов и ресурсов углеводородов, практически не учитывающая эффективность освоения месторождений и не стимулирующая увеличение коэффициента извлечения нефти.
Действующая система налогообложения подавляет инвестиционную активность в сфере недропользования.
Слайд 29
Государство по просьбе нефтяных компаний проводило некоторые изменения и корректировки. Они
касались некоторых месторождений Восточной Сибири, Каспия, месторождений с высокой степенью выработанности (обводненность).
Одобренные в 2010 г. Правительством Основные направления налоговой политики РФ на ближайшие 3 года указывают на то, что компаниям нефтегазового сектора в ближайшей перспективе не стоит рассчитывать ни на радикальные перемены в фискальной системе, ни на снижение налоговой нагрузки
Слайд 30
В Западной Сибири более 710 месторождений углеводородов.
В разработке – 230 месторождений,
остальные – либо подготовлены к разработке, либо находятся в стадии разведочных работ.
Ввод новых месторождений без щадящего налогового режима невозможен.
Слайд 31
Подход к налогообложению, основанный на определении чистого дохода, обеспечивает реальную дифференциацию
налоговой нагрузки в зависимости от конкретных условий добычи нефти. При таком подходе учитывается не только получаемый производителем валовой доход, но и затраты на добычу нефти на конкретном месторождении.
Налоговая система, построенная таким образом, не создает экономических препятствий для разработки нефтяных месторождений с повышенными капитальными, эксплуатационными, транспортными затратами.
Слайд 32
Где необходимы преференции, налоговые каникулы:
добыча низконапорного газа;
внедрение технологии GTL(газ в жидкость);
разработка
ашимовских отложений до 600 г конденсата на 1 м3;
низкопроницаемые газовые залежи:
высоковязкие нефти (Комсомольское мест-е, Русское);
создание крупнотоннажного производства СПГ.
Слайд 33Технологическая зависимость отечественного нефтегазового сектора
гидроразрыв пласта
горизонтальное бурение
катализаторы для НПЗ
оборудование КИП и
автоматики
буровые станки
нефтеперерабатывающее оборудование
Нужна государственная поддержка для развития отечественного сервиса
Слайд 34
Рынок услуг по гидроразрыву пласта в 2010 году
$13,5 млрд.,
в т.ч. США - $10,5
млрд.
Канада - $1,5 млрд.
Остальные страны - $1,5 млрд.
Число флотов для ГРП в России – 74
Число гидроразрывов в 2010 г.:
США - 96 тыс.
Канада - 12 тыс.
Остальные страны - 15 тыс.
Возможности РИТЭК как инновационной сервисной компании
Слайд 35Малый и средний бизнес в НГК
значительное снижение удельного веса малых в
добыче нефти
Если 10 лет назад их доля была около 10%, то сегодня около 3%.
Рост добычи газа у независимых
10 лет назад их доля была 12%, в 2010 году - 22%.
Слайд 36
Ошибочным является постулат, что сырьевая экономика не может быть инновационной. Может
и является, когда для этого создаются необходимые условия.
- Катар
- Норвегия
- США – сжиженный газ
- РИТЭК. Добыча за счет новых технологий 65%
Технология GTL – газ в жидкость. Катар
40% - ДТ
30% - керосин
25% - нафта
5% - мазут
Слайд 37
Объем разведочного бурения в ЯНАО
80-е годы max 956 тыс. м
2011 год
– менее 200 тыс. м
127 млрд. т нефти извлекаемые запасы Баженовской свиты
12 млн. т уже извлекли
Задача: Повысить КИН до 90%.
Нужны налоговые преференции для разработки месторождений Баженовской свиты
Слайд 38
Палеозойские месторождения Западной Сибири и Ямала
- Академик Трофимук
- мировой опыт
- ВР
– месторождения в Мексиканском заливе. Глубина 10,5 км.
Шельф – дорог
Затраты на 1 т на освоение (извлекаемых запасов) для Западной Сибири – 30 долл., Восточной Сибири – 80, Шельф Сахалина – 300, Шельф Арктики – 700.
По данным проф. Золотухина в поиск и разведку арктического шельфа России в 40-летней перспективе придется вложить свыше $1 трлн.
Где взять? Это задача государства.
Слайд 39
Повысить роль субъектов Федерации в недропользовании