Слайд 1 Развитие систем налогообложения
Первый этап развития системы налогообложения
(Древний мир и Средние века) имел случайный характер.
Сборы существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме.
По мере укрепления товарно-денежных отношений сборы постепенно принимали денежную форму.
Основой бюджета должны быть домены. Домены представляют собой государственное имущество, которое имеет своим назначением приносить доход казне.
К такого рода государственным имуществам относят:
- 1) всякую землю, назначаемую для культуры,
- 2) леса,
- 3) вещные права на пользование частным имуществом,
- 4) всякого рода капиталы, принадлежащие правительству
Слайд 2
Государь не должен истощать народ большими поборами, что налоги должны
быть только чрезвычайным источником, что в мирное время надо скопить денежный запас для будущей войны
Французский экономист в свою систему финансов включает семь источников дохода государя:
- 1) домены,
- 2) военная добыча,
- 3) подарки дружественных государств,
- 4) сборы с союзников,
- 5) доходы от торговли,
- 6) пошлины с вывоза и ввоза,
- 7) дань с покоренных народов.
Слайд 3 Европа до ХVII века
экономисты сделали первую попытку определения финансового
хозяйства, как хозяйства, состоящего из государственных доходов и расходов
в то же время классификация доходов позволяет говорить, что экономическая и финансовая науки делают только первые шаги
развитые системы налогообложения отсутствовали
но к концу века налоги стали основным источником доходной части бюджета многих государств
Начался второй этап развития налогообложения, связанный с появлением систем, включающих прямые и косвенные налоги.
Слайд 4Европа в последней трети ХVIII века
впервые обозначена органическая связь налогообложения и народнохозяйственного процесса
основоположник теории налогообложения шотландский экономист и финансист Адам Смит
финансовая наука продолжает стремительно совершенствоваться
Слайд 5 Третий этап развития системы налогообложения
связан со становлением научно-теорети-ческих воззрений
на ее природу.
после Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы.
великая депрессия 1929-1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации.
после Второй мировой войны финансы использовались в новом качестве, средства государственного регулирования экономики.
Слайд 6 четвертый этап развития
налогообложения
характеризуется более глубоким
теорети-ческим обоснованием всех его проблем.
в 80-е годы ХХ века получила признание бюджетная концепция Артура Лаффера:
- налоговые поступления - это продукт двух факторов: налоговой ставки и налоговой базы.
Страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов и стимулирование деловой активности.
Слайд 7 Начало 90-х годы
XX века
период возрождения и формирования налоговой системы России
Налоги заменили существовавшую систему планового распределения прибыли предприятий, и государство стало влиять на развитие процессов в обществе посредством налогообложения.
Слайд 8 Налоговая теория
система научных знаний о сути и
природе налогов, их роли и значении в жизни общества
представляет собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения.
Существуют как обобщенные разработки (общие теории налогов), так и исследования по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов).
Слайд 9Общие теории налогов
теории обмена - возмездный характер налогообложения, т. е.
через налог граждане как бы покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка и др.
атомистическая теория, налог - результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают обязательной платой общества за мир и выгоды гражданам.
теория наслаждения. налог есть одновременно и жертва, и наслаждение. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом, в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности.
Слайд 10Общие теории налогов
теория налога как страховой премии, рассматривает налоги в качестве
платежа на случай возникновения какого-либо риска, налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара и т. д. или, налогоплательщик выступает как член страхового общества и должен уплачивать страховой взнос пропорционально своему доходу и имуществу.
классическая теория, налоги - один из видов государ-ственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства.
теория жертвы и теория коллективных потребностей, обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества.
кейнсианская теория, налоги являются главным рычагом регули-рования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики и подлежат изъятию с помощью налогов.
Слайд 11Общие теории налогов
теория монетаризма основана на количественной оценке денежного обращения, налоги
наряду с иными компонентами воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег, тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики.
теория экономики предложения рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности, установлена математическая зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.
Слайд 12 частные теории налогов
-теория соотношения прямого и косвенного налогообложения, где влияние
прямого и косвенного налогообложения на создание сбалансированной налоговой системы не возможно определить.
Во второй половине XIX века ученые пришли к выводу, что построить сбалансированную систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм.
-теория пропорционального налогообложения базируется на ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы.
Слайд 13
частные теории налогов
- теория прогрессивного налогообложения основана на усилении
налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно.
-теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков. Существуют различные разновидности этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и др.
Слайд 14"платить налоги и умереть должен каждый"
Сущность налогообложения заключается в прямом
изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов.
это материнская грудь, кормящая правительство.
- это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией.
и займы - два определяющих источника процветания любой страны.
При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения (внутренние заимствования) и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).
Слайд 16 проблема бюджетно-налогового федерализма
Суть этой проблемы заключается в определении и понимании
налогов как системного элемента экономики, определяющего финансовое благополучие государства в целом, территориальных образований, предприятий и гражданина.
Слайд 17 Фискальная политика
представляет собой меры, которые предприни-мает правительство с целью стабилизации
экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.
называется бюджетно-налоговой политикой.
это политика регулирования правительством совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
проводится правительством.
Слайд 18 Инструменты фискальной политики
расходы государственного бюджета
доходы государственного бюджета, и прежде всего
налоги.
Налоги, являются главным источником бюджетных доходов, не только задают параметры постатейного финансирования расходов, но и служат основой для территориального перераспределения финансовых ресурсов. .
Слайд 19 Налоги
используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния
на бюджетные отношения через систему льгот и санкций, воздействия на производителей товаров, работ и услуг.
посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы
Слайд 20четыре важнейшие функции налогообложения
Фискальная – основная, формирует доходы, аккумулируя в бюджете
и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ.
Социальная - осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов и с ее помощью перераспределяются доходы между различными категориями населения.
Регулирующая - посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства, предполагая влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру. Имеет три подфункции:
- стимулирующая, проявляющаяся через систему льгот и освобождений;
- дестимулирующая, которая через повышение ставок налогов позволяет применять ограничения и т. д.,
- воспроизводственная аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов.
Контрольная . позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах, определяя необхо-димость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Слайд 21Принципы налогообложения
базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.
В системе
налогообложения можно выделить экономические, юридичес-кие и организационные принципы.
Экономические принципы впервые были сформулированы Адамом Смитом.
Слайд 22Экономические принципы
Принцип справедливости, каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства
соразмерно своим доходам и возможностям.
У принципа две основные идеи:
сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика;
кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов (методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение).
Слайд 23 шедулярная система
налогообложения
доход делится по частям - шедулам в зависимости от источника дохода .
Великобритания с 1842 по 1973 годы доходы делились на пять шедул, обозначенных началь-ными буквами латинского алфавита:
- А облагались доходы от недвижимости;
- В - доходы от коммерческого использования лесов;
- С - доходы от государственных ценных бумаг;
- D - торговая и промышленная прибыль, доходы лиц свободных профессий, доходы, полученные за рубежом;
- Е - заработная плата, жалованье, пенсии;
В 1976 введена новая шедула F, по которой облагаются дивиденды, полученные от британских компаний.
Слайд 24Экономические принципы
Принцип соразмерности предусматривает сбаланси-рованность интересов налогоплательщика и государственного бюджета, характеризуется
кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представ-ляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением принципа является простота исчисления и уплаты налога.
Принцип экономичности базируется на том, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.
Слайд 25Юридические принципы
налогообложения
это общие и специальные принципы налогового права.
К ним относятся следующие принципы:
нейтральности (равного налогового бремени);
установления налогов законами;
приоритета налогового закона над неналоговым;
отрицания обратной силы налогового закона;
наличия в законе существенных элементов налога;
сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений.
Слайд 26Организационные принципы
налогообложения
положения, на которых базируется пост-роение
налоговой системы и осуществ-ляется взаимодействие ее структурных элементов.
Положения отражают:
единство налоговой системы;
подвижность налогообложения;
стабильность налоговой системы;
множественность налогов;
исчерпывающий перечень налогов.
Слайд 27
В 1993 году был разработан документ, выполняющий роль мирового налого-вого кодекса,
который определял сов-ременное понимание налоговой системы, проверенное на опыте многих стран, приводил рекомендации для разработки национального налогового законодатель-ства и рассматривал вопросы создания эффективного налогового аппарата.