Слайд 1Базовые допущения теории финансов
Экономические основы финансов и кредита, Лекция 2
Слайд 2Информационная асимметрия
Концепция асимметричной информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала.
Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере.
Когда менеджер знает о перспективах своей фирмы больше, чем аналитики и инвесторы, наблюдающие за этой фирмой, имеет место асимметричная информация.
Слайд 3Информационная асимметрия
Проблема информационной асимметрии хорошо иллюстрируется моделью «рынка лимонов» Акерлофа
Акерлоф предположил,
что на рынке в любой момент времени продается по крайней мере 2 типа благ: высокого качества (персики) и низкого качества (лимоны)
Возможно 3 ситуации: полноты информации, информационной симметрии и информационной асимметрии
Слайд 4Модель Акерлофа
Начальные условия:
Q(P)=Q(L)=100; D=S
P(P)=$500, P(L)=$200
1. Случай полноты информации …
V(1)=Q(P)*P(P)+Q(L)*P(L)
V(1)=$50000+$20000=$70000
Слайд 5Модель Акерлофа
2. Случай информационной симметрии…
P(P|L)=½*P(P)+½*P(L)=$350,
Q=200
V(2)= P(P|L)*Q
V(2)=$70000
Слайд 6Модель Акерлофа
3. Случай информационной aсимметрии…
P(P|L)=½*P(P)+½*P(L)=$350,
Q=100
V(3)= P(P|L)*Q
V(3)=$35000
Потери потребителей: $35000-$20000=$15000
Слайд 7Концепция альтернативных затрат
Одной из ключевых концепций в финансовом менеджменте является
концепция альтернативных затрат, или затрат упущенных возможностей (opportunity cost).
Принятие любого решения финансового характера в подавляющем большинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта.
Слайд 8Теория портфеля Марковица
Основной вывод из теории портфеля Марковица состоит в
том, что, как правило, общий риск инвестора может быть снижен при объединении отдельных рисковых активов в портфель
Слайд 9ММ-теорема
В одной из самых важных работ по теории управления финансами
Франко Модильяни и Мертон Миллер пришли к заключению о том, что стоимость фирмы зависит исключительно от ее будущих доходов (как их уровня, так и степени риска), но не от соотношения между ее заемным и акционерным капиталом.
Этот вывод был основан на гипотезе идеального рынка капитала, включая нулевое налогообложение.
Модильяни и Миллер привлекли внимание к проблеме возможного влияния использования заемного капитала на стоимость фирмы.
Слайд 10ММ-теорема
Рыночная стоимость фирмы не зависит от структуры капитала и определяется капитализацией
ее прибыли до вычета налогов и процентов по ставке ρk, соответствующей ее классу прибыльности.
Слайд 11ММ-теорема в терминах цены капитала
Средняя цена капитала для любой фирмы, с
использованием заемного капитала или без него, совершенно не зависит от структуры ее капитала и определяется нормой капитализации денежных потоков финансово независимой фирмы в классе прибыльности k.
Слайд 12Теория компромисса
С учетом налоги на корпорации была показана прямая связь
между ценой акций фирмы и использованием фирмой заемного капитала. Согласно данной версии модели Модильяни—Миллера, фирмам следует почти на 100% финансироваться за счет займов
Эта модифицированная теория позволяет лучше понимать влияние различных факторов на процесс формирования оптимальной структуры капитала фирмы.
Слайд 13Политика дивидендов по Модильяни-Миллеру
Для идеальных рынков капитала Модильяни и Миллер доказали
также, что политика выплаты дивидендов не влияет на стоимость фирмы.
Чтобы выплатить в качестве дивидендов еще 1 дол., необходимо продать новые акции на сумму в 1 дол., поэтому приведенная стоимость дивидендов, выплачиваемых прежним акционерам, уменьшится на 1 дол.
Слайд 14Финансовый рынок и его инструменты
Экономические основы финансов и кредита, Лекция 3
Слайд 15Финансовый рынок
… это рынок, на котором происходит движение капитала, перелив денежных
средств и других финансовых активов от субъектов с избыточной к субъектам с дефицитной финансовой позицией.
Практика рынка выработала два основных способа перелива капитала - через процесс кредитования и путем выпуска и обращения ценных бумаг.
Слайд 16Ценная бумага
Экономически ценная бумага - это форма существования капитала, которая может
передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход.
У владельца капитала в форме ценной бумаги сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в форме ценной бумаги.
Слайд 17РЦБ и его субъекты
Рынок ценных бумаг - совокупность общественных отношений, складывающихся
в сфере обмена финансовыми и иными активами в процессе выпуска и совершения сделок с ценными бумагами.
Субъектами РЦБ являются:
Эмитенты
Инвесторы
Профессиональные участники рынка
Саморегулируемые организации (СРО)
Слайд 18Классификация ценных бумаг
По порядку владения: именные и на предъявителя
По способу
фиксации прав, или форме существования: документарные и бездокументарные
В ст. 149 ГК говорится, что допускается фиксация прав, закрепляемых ценной бумагой, в бездокументарной форме.
Слайд 19
По статусу эмитента: государственные и муниципальные, корпоративные (акции и облигации), ценные
бумаги финансовых институтов (депозитные и сберегательные сертификаты), ценные бумаги предпринимателей и частных лиц (векселя, производные ценные бумаги).
По форме выпуска: эмиссионные и неэмиссионные
Слайд 20
По виду получаемого дохода: процентные (купонные), бескупонные (дисконтные), дивидендные.
По форме вложения
средств: долевые и долговые
По сроку обращения краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, бессрочные.
Слайд 21Основные виды ценных бумаг
Акция (Share)
Облигация ( Corporations Bonds)
Вексель
Чек (Cheques)
депозитарные расписки (свидетельства) (depositary receipts)
Коносамент
Опцион (Орtion)
Фьючерс (Futures contract)
Варрант (Warrant)