Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ СО «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ»
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
Добрынина З.Н.
Слайд 2ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СЕМЬЕ
Авторитарное (основанное на подавлении самостоятельности, любой инициативы ребенка, жесткой
дисциплине, применение запретов и наказаний)
Либеральное (строится на провозглашении абсолютной свободы ребенка в выборе поступков и действий)
Демократическое (предполагает единство прав и обязанностей ребенка, оптимизм, уверенность в его возможностях)
Слайд 3ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЕНКУ:
Контроль, который можно рассматривать как попытку
влияния на деятельность ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка требованиям родителей.
Требование зрелости – это давление, которое родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне.
Общение – это использование родителями убеждения, чтобы добиться от ребенка уступки; выяснение его мнения или отношения к чему - либо.
Доброжелательность – то, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.
Слайд 4ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Гипопротекция
Доминирующая гиперпротекция
Потворствующая гиперпротекция
Воспитание в культе болезни
Противоречивое воспитание
Гипоопекающий тип
воспитания
Командная цепочка
Демократизация методов воспитания
Гиперопекающий тип воспитания
А. Е. Личко
Слайд 5ГИПОПРОТЕКЦИЯ – НЕДОСТАТОК ОПЕКИ, КОНТРОЛЯ, ИСТИННОГО ИНТЕРЕСА К ДЕЛАМ И УВЛЕЧЕНИЯМ
ДЕТЕЙ, ОСОБЕННО ПОДРОСТКА
Гипоопекающий тип воспитания – взаимоотношения в семье складываются по схеме эмоционального неприятия ребенка в семье.
Эмоциональное отвержение – когда ребенок ощущает, что им тяготятся.
Результат: формируются агрессивность, недоброжелательное отношение к людям, или - стать запуганным, недоверчивым, безмолвно копит в себе обиды, тревогу, злость на всех, перестает радоваться и превращается в пессимиста.
Слайд 6
Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает ребенка
к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга.
Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Это отношение способствует развитию неустойчивых и истероидных черт.
Слайд 7
Воспитание в культе болезни – это ситуация, при которой болезнь ребенка,
даже незначительное недомогание, предоставляет ему особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.
Слайд 8
Условия жестких взаимоотношений – выражается в срывании зла на подростке
и душевной жестокости.
Условия повышенной эмоциональной ответственности – состоят в том, что на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные требования.
Слайд 9
Противоречивое (контрастное) воспитание – это несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи.
Результат: ребенок не в силах выработать какую-либо четкую поведенческую позицию и вынужден постоянно подстраиваться то под одного родителя, то под другого, лавировать ценой отказа от собственных чувств, приспосабливаясь, изворачиваясь, постоянно страшась ситуации выбора.
Слайд 10
«Командная цепочка», т.е. как в армии или деловой организации есть командующий,
так и в семье роль его выполняют мать, а чаще всего отец. В семье исключается атмосфера сотрудничества, поддержки, взаимопомощи и понимания, а ребенок практически лишен возможности реализовать свои потребности, способности, желания.
Слайд 11
«Демократизация методов воспитания», т.е. предоставление ребенку безграничных свобод в выборе потребностей
и желаний, поведения и взаимоотношений.
Результат: ребенок не захочет общаться с родителями, будет душевно черств, скрытен и лжив, не сможет понимать проблемы других людей.
Слайд 12
Гиперопекающий тип семейного воспитания – взаимоотношения, при котором родители проявляют чрезмерную
заботу о ребенке, всячески стремятся сами адаптировать его к социальному окружению по собственным правилам.
Результат: дети утрачивают способность быть активными, инициативными, привыкают бездельничать, требовать, повелевать, имеет завышенную самооценку
Слайд 13МАМА – КАКАЯ ОНА ?
Спокойная уравновешенная мама – настоящий эталон материнства,
все знает о ребенке, чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь.
Тревожная мама - постоянно видит угрозу здоровью и благополучию ребенка, что создает тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех ее членов.
Тоскливая мама - напряжена мыслями о себе и своем будущем, в ребенке видит обузу, преграду на пути к возможному счастью.
Уверенная и властная мама твердо знает, что хочет от ребенка, гасит стремление к самостоятельности и инициативе.
Слайд 14ВЫВОД
Изучая типы семейных взаимоотношений, педагог может грамотно спланировать взаимодействие с семьей
и ребенком;
Оказать психологическую помощь в осознании собственных семейных и социально- средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребенком.