Русская философия
Презентация на тему Русская философия, предмет презентации: Философия. Этот материал содержит 14 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!
Особенности русской философии и ее периодизация.
Дискуссия славянофилов и западников.
Основные направления русской философии конца XIX – первой половины XX веков.
Отечественная философия конца XX века: основные проблемы.
Особенности русской философии:
– влияние европейской философской традиции;
– критика классической европейской философии и европейского рационализма;
– предвосхищение антирационализма и антисциентизма в философии ХХ века;
– стремление к объединению онтологии и гносеологии с этическими, эстетическими и антропологическими измерениями бытия;
– второстепенность систематики и методологии;
– преобладание религиозных философских учений.
Особенности русской религиозной философии:
– антропологизм – акцент на экзистенциально-персоналистической проблематике;
– интуитивизм и субъективизм в интерпретации общефилософских проблем;
– нравственно-этическая ориентированность философских учений;
– идеи соборности и всеединства;
– влияние эллинистической философии через византизм.
Основные проблемы русской философии:
– проблема смысла человеческого бытия;
– проблема смысла и цели истории;
– проблема истины и соотношения религиозного и рационального в познании;
– проблема нравственных ценностей;
– проблема реализации религиозно этического идеала в социальной практике.
Периодизация русской философии:
1. 9-13 вв. – формирование национальной пред-философии в рамках теоретического осмысления православия – Илларион «Слово о законе и благодати»;
– 13-18 вв. – формирование светской философии под влиянием европейской философской традиции – Ломоносов, Сковорода, Радищев;
– 19-20 вв. – выделение собственно национальной философской традиции;
– вторая половина 20 в. – советская философия.
Дискуссия славянофилов и западников:
Предмет дискуссии – проблема исторической роли России и уникальности ее культуры и исторического предназначения.
Поставлена Чаадаевым в «Философических письмах».
Славянофилы – Самарин, Киреевский, Хомяков, Аксаков.
Западники – Белинский, Чернышевский, Писарев, Герцен.
Славянофилы:
– самобытность истории России как залог общечеловеческого призвания в условиях упадка западной цивилизации;
– критика западной культуры;
– критика цивилизации и идеи исторического прогресса;
– идеи почвенничества, общинности и соборности;
– идея богоизбранности и религиозно-этического предназначения русского народа.
Западники:
– влияние немецкой классической философии и идей Просвещения;
– идея необходимости синтеза русской и западной философских и мировоззренческих традиций;
– критика идеи избранности и исторического призвания России;
– критика идей народности и общинности.
Направления русской философии конца XIX – первой половины XX веков:
– персонализм и предэкзистенциализм – Бердяев, Шестов, Розанов;
– антропологический материализм – Чернышевский;
– интуитивизм – Лосский, Франк;
– софиология – Флоренский, Булгаков;
– философия всеединства – Вл.Соловьев;
– космизм – Федоров, Вернадский, Циолковский.
Бердяев Н. А. (1874-1948)
– мировоззренческая эволюция от легального марксизма к религиозно-экзистенциальному персонализму;
– критика позитивизма и теории социальной среды, обусловивших индивидуализм и субъективизм европейской культуры;
– критика марксизма как натуралистического антропологизма;
– смысл человеческой жизни – реализация порыва к творчеству в свободном творческом акте;
– человек как предпосылка любой философии и центральная проблема познания.
Соловьев Вл. С. (1853-1900)
– критика рационализма и позитивизма;
– принцип всеединства как методологическая и теоретическая основа познания;
– учение о богочеловечестве – богочеловечество как цель истории;
– эсхатологическая концепция истории;
– религиозно-мировоззренческая эволюция от православия к католицизму с последующим возвращением к православию.
Космизм:
– человеческий разум как этап эволюции космоса и источник дальнейшего развития Вселенной;
– человечество как космический объект;
– учение о ноосфере – исключительно человеческой, разумной среды существования, необходимо распространяющейся во Вселенной;
– идея активной эволюции;
– объективность, закономерность и необходимость эволюции человечества и Вселенной.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть