Слайд 1
Психология как наука. Предмет психологии, ее задачи.
лекция по дисциплине «Психология»
для студентов бакалавриата направлений «Зарубежное регионоведение», I к., 2017/2018 уч.г.
Кагарманова А.И., директор программы факультета международного регионоведения и регионального управления ИГСУ РАНХиГС, к.п.н., доцент
Слайд 2
Основные вопросы
Психология как наука.
Предмет и задачи психологии
Методологические основы изучения человека
Основные направления
зарубежной психологии
Слайд 4
Психология как наука
«Психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о
душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в.
Психология — это наука о психике и психических явлениях
Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.
Психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение
Слайд 5
Психология как наука
Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным
способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.
Психика человека- это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.
Сознание человека – высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.
Слайд 6
Психология как наука
Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого
человеком не осознаются источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
Личность – человек, с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Деятельность - совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Поведение – внешнее проявление психической деятельности, поступки и действия человека
Слайд 7
Предмет и задачи психологии
Предметом психологии являются психика и психические явления как
одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах, коллективах.
Задачей психологии является исследование психических явлений.
Слайд 9
Методологические основы изучения человека
Б.Г.Ананьев выделял в системе человекознания 4 основных понятия:
Индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens (биологическая сущность человека).
Личность - характеризует человека как социальное существо.
Субъект деятельности - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости
Слайд 10
Структура понятия «индивид» (по Б.Г.Ананьеву)
Слайд 11
Индивид
Индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo
sapiens (биологическая сущность человека).
Индивид, Индивидуум (лат. individuum — неделимый) — отдельный организм, который существует самостоятельно, в частности человек, личность, единичный представитель человеческого рода.
Индивид –отдельная особь, которая сочетает в себе уникальный комплекс врожденных качеств и приобретенных свойств.
Слайд 12
Индивид
Первичные свойства индивида:
возрастные особенности (соответствие определенному возрасту);
половой диморфизм (принадлежность определенному
полу);
конституциональные (особенности сложения тела);
нейродинамические свойства мозга (свойства нервных процессов: сила; слабость; уравновешенность; подвижность и т.д.);
межполушарная асимметрия психических процессов (функциональная специализированность полушарий головного мозга; например, ведущим является левое полушарие, других – правое)
Слайд 13
Индивид
Вторичные свойства индивида:
динамика психофизиологических функций (функции коры головного мозга, обеспечивающие взаимосвязь
между физиологическими и психическими процессами. Протекание психических процессов неотделимо от физиологических процессов. Например, способность к ощущению, моторные способности и др.
структура органических потребностей индивида (потребности, обусловленные биологической природой человека (потребность в кислороде, воде, самосохранении и др.)
Слайд 14
Личность
Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и
сознательной деятельности или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
В широком, традиционном смысле личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
В психологии принято подчеркивать именно общественный характер личности – ее возникновение и развитие возможно только благодаря жизни человека в обществе.
Слайд 15
Структура понятия «личность» (по Б.Г.Ананьеву)
Слайд 16
Структура понятий «субъект деятельности» и «индивидуальность» по (Б.Г.Ананьеву)
Слайд 17
Индивидуальность
Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного
человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
Индивидуальность
1) неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, организма, человека. И. признается не только на психологическом, социальном, но и на биохимическом и физиологическом уровнях;
2) неповторимое сочетание психологических характеристик, отличающее одного индивида (личность) от других
Слайд 18
Психика
Психика – свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в способности живого организма к
отражению его внешней и внутренней среды.
Психика – это свойство мозга воспринимать и оценивать окружающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъективный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), определять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности
Психика – это "субъективный образ объективного мира"
Слайд 19
Психика
Психика. По формам отражения (взаимодействия) с окружающим миром в психике можно
выделить два компонента – сознание и бессознательное (неосознаваемое).
Сознание – высшая форма отражательной способности мозга. Благодаря ему человек может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, поступках и т.д. и при необходимости контролировать их.
Значительный удельный вес в психике человека составляет форма бессознательного, или неосознаваемого. В нем представлены привычки, различные автоматизмы (например, ходьба), влечения, интуиция
Слайд 21
Психические процессы
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических
явлений.
Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции.
Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Слайд 22
Психические состояния
Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно
устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональное состояние (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).
Слайд 23
Психические свойства
Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный
качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) направленность (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);
3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
4) характер как систему отношений и способов поведения.
Слайд 24
Основные направления зарубежной психологии
Психоанализ – одно из наиболее известных направлений психологии
на Западе, возникшее в начале XX в., основателем которого был З.Фрейд, представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах человеческой психики.
З.Фрейд пришел к выводу, что аффективные переживания отражают внутрипсихические конфликты между инстинктивными побуждениями человека и социальными (нравственными и этическими) нормами, разрешение которых осуществляется путем вытеснения представлений об этих побуждениях из сознания в сферу бессознательного. Исходной установкой психоанализа является сведение невротических симптомов к переживаниям детства, связанным с бессознательным сексуальным влечением (либидо).
Слайд 25
Основные направления зарубежной психологии
Бихевиоризм - направление в западной психологии, ориентировавшее исследователей
на изучение не собственно индивидуального или общественного сознания людей, а различных форм их поведения, понимаемых как совокупность реакций организма человека на стимулы внешней среды.
Направление в американской психологии, игнорирующее сознание как предмет научного исследования и ориентированное на изучение наблюдаемых и измеряемых поведенческих актов. Основатель Д.Уотсон (1913 г.).
Слайд 26
Основные направления зарубежной психологии
В 30-е гг. XX в. на смену пришла
необихевиористская теория («смягченный» бихевиоризм). Э.Толмен и К.Халл включили в формулу «S-R» так называемые промежуточные переменные:
навык, потенциал возбуждения и торможения – К,Х;
намерение, ожидание, знание –Э.Т.
Б.Скиннер, а затем Н.Миллер, Д.Доллард и А.Бандура применили концепцию «оперантного обусловливания» для объяснения и формирования поведения людей – теория социального бихевиоризма.
*Оо. – форма научения, когда подкрепление осуществляется лишь в том случае, если сначала демонстрируется инструментальная реакция.
Слайд 27
Основные направления зарубежной психологии
Гештальтпсихология и когнитивизм – старались объяснить
поведение людей с помощью описания процесса познания человека и его психики в обобщенном (целом) и систематизированном виде.
В ходе этого познания его впечатления о мире трансформируются в систему образов, на основе которых складываются различные идеи, убеждения, ожидания и установки, определяющие в конечном счете его действия и поступки.
Г.- направление возникло в Германии в 1910 гг. Психологические феномены не могут быть поняты, если они не рассматриваются как организованные структурные целостности (гештальты). М.Вертхеймер, В.Кёлер, К.Кофка.
К.- С.Аш, К.Левин, Т.Ньюком. Ф.Хайдер, Л.Фестингер
Слайд 28
Основные направления зарубежной психологии
Интеракционизм – одно из направлений западной социальной науки,
сводящее психологические явления к межличностному взаимодействию, усматривая в нем источник объяснения сущности, происхождения и динамики этих феноменов. Становление личности объясняет ситуациями общения и взаимодействия людей друг с другом, которые должны пониматься как системы взаимно ориентированных интеракций и реакций, развернутых во времени.
Состояние общества, взаимоотношения и личность являются ничем иным, как продуктом коммуникации между людьми, результатом их приспособления друг к другу (Э.Гофман, Р.Линтон, Т.Ньюком, М.Шериф и др.)