1. Общая характеристика основных этапов развития античной философии.
1. Общая характеристика основных этапов развития античной философии.
Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для
бакалавров. –М., 2012.
Миронов В.В. Философия: учебник. – М., 2011.
Подопригора С.Я. Философский словарь. –
Ростов-на-Дону, 2013.
Философия: учебник /под ред. Проф. Каверина Б.И. - М.,
Воен.ун-т., 2011.
1
2
3
4
5
6
Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Лавриненко, А.Ратникова. - М., 2010.
7
Философия эпохи Возрождения
Философия Нового времени
Немецкая классическая философия
Диалектико-материалистическая философия
Современная философия (ХХ-ХХ1 вв.)
Предфилософия народов Месопотамии
Философия древней Индии
Философия древнего Китая
Римский
(l в. до н.э. -V в. н.э.)
1
2
3
4
Античная философия – совокупность идей, взглядов, концепций,
выработанных философами, проживающими на территории
современной Греции, а также в греческих полисах Малой Азии,
Средиземноморья, эллинистических государствах Азии и Африки,
в Римской империи
РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Мера лучше всего
Ничего слишком
Учи и учись лучшему
Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам
Рассудительность –люби. Слушай
больше. Говори к месту
На обеды друзей ходи медленно, на
беды – быстро
Удовольствия –смертны, добродетели
Бессмертны
Элейская школа
(Ксенофан, Парменид,
Зенон)
Атомисты
(Левкип, Демокрит)
1
2
4
3
5
появление первой формы диалектики
недискуссионный характер философии
обращение к проблемам познания
человек не выделяется из окружающего
мира, он его часть
признание существования множества богов
Основные
взгляды
ОСОБЕННОСТИ ДОСОКРАТОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
поиск первоначал всего сущего, из
которого все возникло и все состоит
связь философии и естествознания
Поиск первоначал мира
особая самостоятельная прослойка общества
претензии на духовное и политическое руководство обществом и государством
профессиональные мыслители и учителя в первых учебных заведениях (академиях и ликеях)
Философия в сократовский период
Киническая
(Антисфен, Диоген,
Кратет)
Киренская
(Аристип, Феодор, Гегесий)
1
2
3
философия должна быть нацелена на изучение этики
внутренняя свобода человека ведет к его счастью
мораль искусственное и исторически изменчивое
образование
движением Солнца и Луны управляют не боги, а законы
природы
Идеалистическая трактовка бытия
(линия Платона)
Возникновение философии как науки
Разработка базовых философских
категорий (бытие, материя, познание)
Особое внимание к этической
проблематике
Доминантность проблем человека
Деятельность первых учебных заведений
Диоген Синопский
Антисфен
Аристипп
Эмпедокл
Анаксагор
Сократовский этап развития античной
философии
духовная свобода – залог моральной
силы и достоинства в жизни
без дома, общины, государства, а
отечество – весь мир
Модель поведения
добровольный отказ от излишеств
(лучше не иметь, чем иметь)
тренировка души и тела для
противостояния всем
невзгодам судьбы
Антисфен
Диоген
Синопский
Кратет
Кризис античных моральных ценностей
Пренебрежение к государству и его
институтам
Поиск духовной опоры в самом себе
Материалистический взгляд на мир
Деятельность сократических школ
Высшее благо – счастье и удовольствие
Отрицание прежних авторитетов
Стремление к отрешению от
действительности
Плотин
Порфирий
Ямвлих
Прокл
Близость философии к государственной
власти
Повышенное внимание к проблемам
человека, общества и государства
Ограниченное внимание к проблемам
природы
Слияние античной и христианской
философии
Расцвет стоической философии
Преобладание идеализма над
материализмом
Повышенное внимание к проблемам
смерти и загробной жизни
дурные действия происходят от недостатка знания
добродетели можно обучить при помощи умственного образования
Основные добродетели
умеренность (обуздание страстей)
справедливость (соблюдение законов)
храбрость (преодоление опасностей)
1
2
3
разные добродетели –это разные части знания
идея - есть сущность и причина чувственных предметов
предметы возникают и разрушаются, идеи - неуничтожимы
в иерархии идей высшее место занимает идея «блага»
вводит понятие Демиурга (творца) мира
творец создает мировую душу и формирует стихии:
землю воду, воздух, огонь
мир живой, со своим порядком и разумностью
государство организованное вне нравственных целей не может быть прочным
люди по разному привержены к правде, справедливости, умеренности
добро состоит не в достижении личного счастья, а в совершенствовании общества
в каждом человеке есть три части души (разумная - правители, эмоциональная - воины, чувственная - ремесленники)
все вещи есть единство формы и материи
форма не есть облик предмета, а деятельное начало
форма есть действительность того, возможностью
чего является материя
выдвинул идею о наличии внутренней и бессознательной
целесообразности в природе
Разум способен познавать общие начала и на этой основе объяснять частное
дело человека –разумная деятельность, прекрасное ее выполнение
разум обусловливает действия человека, формирует его волю
1
2
3
4
понятие середины – умение выбрать надлежащий и наилучший поступок из всех имеющихся хороших вариантов
5
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть