Практические приемы установления сотрудничества с ребенком с РАС презентация

Содержание

Использованные материалы: Роберт Шрамм. Детский аутизм и АБА; материалы конференции фонда «Обнаженные сердца»; материалы практического тренинга Юлии Эрц.

Слайд 1ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С РЕБЕНКОМ С РАС


Слайд 2Использованные материалы:
Роберт Шрамм. Детский аутизм и АБА;
материалы конференции фонда «Обнаженные сердца»;
материалы

практического тренинга Юлии Эрц.

Слайд 3Сотрудничество – основа развития, обучения, воспитания, важное условие комфортного взаимодействия.


Слайд 4Управление поведением


РУКОВОДЯЩИЙ КОНТРОЛЬ


Слайд 5Как ребенок отказывается от сотрудничества?


Слайд 6Ребенок не сотрудничает:
- убегает;
- кричит;
- бросает предметы;
- плачет;
- молчит;
-

дерется;
- отворачивается.

Слайд 7Признаки сотрудничества
- взаимодействие;
- деятельность;
- совместно разделенное внимание;
- вовлеченность;
- руководящий контроль.


Слайд 8Сотрудничество – набор поведений.
Все они формируются под воздействием факторов окружающей среды.
Меняем

среду – меняется поведение.

Слайд 9Структурируйте среду, в которой собираетесь взаимодействовать с ребенком:

пространство для совместной деятельности;
речевое

сопровождение.


Слайд 14Структурирование пространства 1) наблюдение за ребенком – составление иерархии любимых игр ребенка,

занятий, предметов, игрушек; 2) «обеднение среды» - убрать из зоны видимости все, что может отвлекать ребенка; 3) оставить в зоне видимости, но убрать из свободного доступа самые любимые игры, предметы ребенка. Отдельные не самые любимые игры можно оставить в доступных местах.

Слайд 15
Речевая среда:
свести к минимуму
- выговоры;
- комментарии;
- упреки;
- замечания;
- директивы;
- запреты;
-

требования.

Сократите требования, используйте речь для свободного игрового взаимодействия.


Слайд 16Как свести к минимуму запреты:

Организовать безопасную среду.
Заменять слово «нет» на другие

варианты: «Да, потом», «Выбери другое»…
Словам «нет» и «нельзя» обучать только в случае предупреждения безопасности.

Соотношение требований к комментариям должно быть 25% к 75%


Слайд 17Если требование необходимо, то:
1. Привлеките внимание.
2. Дайте простую инструкцию.
3. Подождите 2

секунды и окажите подсказку.
4. Немедленно поощрите выполнение инструкции.

75% – 25%

Слайд 183. Сочетайте предоставление любимого предмета (игры, деятельности) со своим присутствием, голосом,

видом, рабочим местом. Правило: «Самое любимое – только вместе с вами»:
- играйте в игру, интересную ребенку (не вам) вместе с ним;
- комментируйте (разделяйте с ребенком внимание к предмету);
- помогайте ребенку достичь в игре ЕГО цели;
- сами получайте удовольствие от игры;
- убирайте игру в коробку, когда ребенок потерял к ней интерес;

Слайд 19- выберите оптимальное расстояние до ребенка (подбирается для каждого ребенка отдельно); -

сядьте на такую высоту, чтобы игровые предметы были на уровне вашего лица.

Слайд 21Перемещайте фокус ребенка с предмета на вас
Подражайте игре ребенка:
- действие после

действия;
- звуки и вокализации;
- темп и скорость;

Параллельная игра (2 комплекта материалов)
Игра по очереди (1 комплект стимулов)

Слайд 22Регулируйте эмоциональный тонус ребенка своими эмоциональными реакциями
Признаки вовлеченности ребенка: звонкий смех,

вокализации, улыбки, спонтанный глазной контакт, желание повторить действие, продолжительность.
Взрослого: искренне смеется, улыбается, хочет повторять игру, уменьшает количество инструкций и длинных комментариев.

Обращайте внимание на свое эмоциональное состояние.
Избегайте общения с ребенком, когда вы расстроены, сердиты.
Старайтесь общаться с ним, когда вы в спокойном состоянии.

Слайд 23Если ребенок «слишком бодр», говорите спокойно, напевно, используйте ритмичные движения в

плавном темпе, дайте попить или поесть.




Слайд 24Если слишком «вял», говорите бодро, ритмично, громко, увеличьте темп, внесите вариацию.






Если

это не помогает, обнимите ребенка и закончите игру.

Слайд 25Учите ребенка оставаться спокойным
Завести уголок в комнате (кабинете), который отвечает за

спокойствие.
Лучше всего, если ребенок там будет лежать или сидеть в расслабленном состоянии.
Включить спокойную музыку.
Сделать легкий массаж. Поглаживания, нажимания.
Повторять: «Саша спокоен, Саше хорошо…»

Слайд 26Тренируйте игру «Моя очередь»
Когда предмет у вас, ребенок должен научиться проявлять

здоровую инициативу.
Выбрать безопасное расстояние (не вызывающее негативную реакцию). Сказать: «Моя очередь!», забрать предмет, вслух сосчитать до одного, тут же отдать.
Постепенно увеличивать время, когда предмет находится у вас в руках (1-2-3-4-5 секунд).
Если ребенок проявляет нежелательную реакцию, вернуть предмет, успокоить («Саша спокоен»), забирать игру на более короткий промежуток времени.

Слайд 27Включайте в игру собственно игровые инструкции
Просите ребенка сделать то, что он

и так делает в процессе игры.
Помогайте ему достичь цели, поощряйте.

Придумайте несколько
инструкций к каждой игре,
описывающих способ
действия ребенка
с игрушками (клади в коробку,
возьми кисточку, катай шарик,
дуй, прыгай).

Поощрением может быть
возобновление
перекрытого доступа
к элементам игры.

Слайд 28Понемногу добавляйте в игру нейтральные, неигровые инструкции, которые ребенку выполнить легко.
-

Не берите инструкции, сложные для выполнения.
Не давайте их слишком часто (не реже 1 раза в 30 секунд).
Поощряйте их чем-то приятным для ребенка.



Слайд 29 Когда все предшествующие этапы освоены, можно переходить к немотивационным инструкциям.
Просите выполнить

бытовые действия, которые дети часто выполняют (закрыть дверь, убрать игрушку, надеть шапку и т.п.).
Давайте подсказку, поощряйте.
Увеличивайте количество инструкций.




Слайд 30Важные правила
Немотивационное занятие:

НЕОТВРАТИМО!
Не допускайте избегания требования.
ПРОСТО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.
Оказывайте

подсказки.
ВЫГОДНО.
Не забывайте поощрять ребенка.

Используйте «принцип Премака» («арка»: легкое и веселое упражнение – более сложное – снова легкое и веселое) и планшет «Сначала – потом».

Слайд 311. Наблюдайте. Составьте список предметов и игр, интересных ребенку. Попросите родителей

помочь составить такой список.

2. Самые любимые, мотивационные предметы не оставляйте в зоне свободного доступа ребенка. Владейте ими, распоряжайтесь – вы, а не ребенок, должны решить, когда дать их ребенку.

3. Сократите требования, используйте речь для свободного игрового взаимодействия.

4. Сочетайте предоставление этого предмета (игры, деятельности) со своим присутствием, голосом, видом, рабочим местом. Правило: «Самое любимое – только вместе с вами».


4. Комментируйте игры и занятия ребенка и помогайте ему в достижении ЕГО целей.

6. Ативнее включайтесь в игру, перемещая фокус ребенка с предмета на вас. Постепенно начинайте разнообразить игру.

7. Регулируйте эмоциональный тонус ребенка своими эмоциональными реакциями.

8. Учите ребенка оставаться спокойным.

9. Тренируйте игру «Моя очередь».

10. Включайте в игру собственно игровые инструкции. Просите ребенка сделать то, что он и так делает в процессе игры. Помогайте ему достичь цели, поощряйте.

11. Понемногу добавляйте в игру нейтральные, неигровые инструкции, которые ребенку выполнить легко.

12. Используйте немотивационные инструкции в натуральной среде (не на занятии) – просите его сделать то, что обычно делают дети – надеть шапку, закрыть дверь, убрать игрушку и т.п.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика