Слайд 1ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
С РЕБЕНКОМ С РАС
Слайд 2Использованные материалы:
Роберт Шрамм. Детский аутизм и АБА;
материалы конференции фонда «Обнаженные сердца»;
материалы
практического тренинга Юлии Эрц.
Слайд 3Сотрудничество – основа развития, обучения, воспитания, важное условие комфортного взаимодействия.
Слайд 4Управление поведением
РУКОВОДЯЩИЙ
КОНТРОЛЬ
Слайд 5Как ребенок отказывается от сотрудничества?
Слайд 6Ребенок не сотрудничает:
- убегает;
- кричит;
- бросает предметы;
- плачет;
- молчит;
-
дерется;
- отворачивается.
Слайд 7Признаки сотрудничества
- взаимодействие;
- деятельность;
- совместно разделенное внимание;
- вовлеченность;
- руководящий контроль.
Слайд 8Сотрудничество – набор поведений.
Все они формируются под воздействием факторов окружающей среды.
Меняем
среду – меняется поведение.
Слайд 9Структурируйте среду, в которой собираетесь взаимодействовать с ребенком:
пространство для совместной деятельности;
речевое
сопровождение.
Слайд 14Структурирование пространства
1) наблюдение за ребенком – составление иерархии любимых игр ребенка,
занятий, предметов, игрушек;
2) «обеднение среды» - убрать из зоны видимости все, что может отвлекать ребенка;
3) оставить в зоне видимости, но убрать из свободного доступа самые любимые игры, предметы ребенка.
Отдельные не самые любимые игры
можно оставить в доступных местах.
Слайд 15
Речевая среда:
свести к минимуму
- выговоры;
- комментарии;
- упреки;
- замечания;
- директивы;
- запреты;
-
требования.
Сократите требования, используйте речь для свободного игрового взаимодействия.
Слайд 16Как свести к минимуму запреты:
Организовать безопасную среду.
Заменять слово «нет» на другие
варианты: «Да, потом», «Выбери другое»…
Словам «нет» и «нельзя» обучать только в случае предупреждения безопасности.
Соотношение требований к комментариям должно быть 25% к 75%
Слайд 17Если требование необходимо, то:
1. Привлеките внимание.
2. Дайте простую инструкцию.
3. Подождите 2
секунды и окажите подсказку.
4. Немедленно поощрите выполнение инструкции.
75% – 25%
Слайд 183. Сочетайте предоставление любимого предмета (игры, деятельности) со своим присутствием, голосом,
видом, рабочим местом. Правило: «Самое любимое – только вместе с вами»:
- играйте в игру, интересную ребенку (не вам) вместе с ним;
- комментируйте (разделяйте с ребенком внимание к предмету);
- помогайте ребенку достичь в игре ЕГО цели;
- сами получайте удовольствие от игры;
- убирайте игру в коробку, когда ребенок потерял к ней интерес;
Слайд 19- выберите оптимальное расстояние до ребенка (подбирается для каждого ребенка отдельно);
-
сядьте на такую высоту, чтобы игровые предметы были на уровне вашего лица.
Слайд 21Перемещайте фокус ребенка с предмета на вас
Подражайте игре ребенка:
- действие после
действия;
- звуки и вокализации;
- темп и скорость;
Параллельная игра (2 комплекта материалов)
Игра по очереди (1 комплект стимулов)
Слайд 22Регулируйте эмоциональный тонус ребенка своими эмоциональными реакциями
Признаки вовлеченности ребенка: звонкий смех,
вокализации, улыбки, спонтанный глазной контакт, желание повторить действие, продолжительность.
Взрослого: искренне смеется, улыбается, хочет повторять игру, уменьшает количество инструкций и длинных комментариев.
Обращайте внимание на свое эмоциональное состояние.
Избегайте общения с ребенком, когда вы расстроены, сердиты.
Старайтесь общаться с ним, когда вы в спокойном состоянии.
Слайд 23Если ребенок «слишком бодр», говорите спокойно, напевно, используйте ритмичные движения в
плавном темпе, дайте попить или поесть.
Слайд 24Если слишком «вял», говорите бодро, ритмично, громко, увеличьте темп, внесите вариацию.
Если
это не помогает, обнимите ребенка и закончите игру.
Слайд 25Учите ребенка оставаться спокойным
Завести уголок в комнате (кабинете), который отвечает за
спокойствие.
Лучше всего, если ребенок там будет лежать или сидеть в расслабленном состоянии.
Включить спокойную музыку.
Сделать легкий массаж. Поглаживания, нажимания.
Повторять: «Саша спокоен, Саше хорошо…»
Слайд 26Тренируйте игру «Моя очередь»
Когда предмет у вас, ребенок должен научиться проявлять
здоровую инициативу.
Выбрать безопасное расстояние (не вызывающее негативную реакцию). Сказать: «Моя очередь!», забрать предмет, вслух сосчитать до одного, тут же отдать.
Постепенно увеличивать время, когда предмет находится у вас в руках (1-2-3-4-5 секунд).
Если ребенок проявляет нежелательную реакцию, вернуть предмет, успокоить («Саша спокоен»), забирать игру на более короткий промежуток времени.
Слайд 27Включайте в игру собственно игровые инструкции
Просите ребенка сделать то, что он
и так делает в процессе игры.
Помогайте ему достичь цели, поощряйте.
Придумайте несколько
инструкций к каждой игре,
описывающих способ
действия ребенка
с игрушками (клади в коробку,
возьми кисточку, катай шарик,
дуй, прыгай).
Поощрением может быть
возобновление
перекрытого доступа
к элементам игры.
Слайд 28Понемногу добавляйте в игру нейтральные, неигровые инструкции, которые ребенку выполнить легко.
-
Не берите инструкции, сложные для выполнения.
Не давайте их слишком часто (не реже 1 раза в 30 секунд).
Поощряйте их чем-то приятным для ребенка.
Слайд 29 Когда все предшествующие этапы освоены, можно переходить к немотивационным инструкциям.
Просите выполнить
бытовые действия, которые дети часто выполняют (закрыть дверь, убрать игрушку, надеть шапку и т.п.).
Давайте подсказку, поощряйте.
Увеличивайте количество инструкций.
Слайд 30Важные правила
Немотивационное занятие:
НЕОТВРАТИМО!
Не допускайте избегания требования.
ПРОСТО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ.
Оказывайте
подсказки.
ВЫГОДНО.
Не забывайте поощрять ребенка.
Используйте «принцип Премака» («арка»: легкое и веселое упражнение – более сложное – снова легкое и веселое) и планшет «Сначала – потом».
Слайд 311. Наблюдайте. Составьте список предметов и игр, интересных ребенку. Попросите родителей
помочь составить такой список.
2. Самые любимые, мотивационные предметы не оставляйте в зоне свободного доступа ребенка. Владейте ими, распоряжайтесь – вы, а не ребенок, должны решить, когда дать их ребенку.
3. Сократите требования, используйте речь для свободного игрового взаимодействия.
4. Сочетайте предоставление этого предмета (игры, деятельности) со своим присутствием, голосом, видом, рабочим местом. Правило: «Самое любимое – только вместе с вами».
4. Комментируйте игры и занятия ребенка и помогайте ему в достижении ЕГО целей.
6. Ативнее включайтесь в игру, перемещая фокус ребенка с предмета на вас. Постепенно начинайте разнообразить игру.
7. Регулируйте эмоциональный тонус ребенка своими эмоциональными реакциями.
8. Учите ребенка оставаться спокойным.
9. Тренируйте игру «Моя очередь».
10. Включайте в игру собственно игровые инструкции. Просите ребенка сделать то, что он и так делает в процессе игры. Помогайте ему достичь цели, поощряйте.
11. Понемногу добавляйте в игру нейтральные, неигровые инструкции, которые ребенку выполнить легко.
12. Используйте немотивационные инструкции в натуральной среде (не на занятии) – просите его сделать то, что обычно делают дети – надеть шапку, закрыть дверь, убрать игрушку и т.п.