Слайд 1ОНТОЛОГИЯ
И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
/Проблема познаваемости мира/
Обществознание, профильный уровень
Урок 54-55
Д.З: § 21,
?? (с.224),
задания (с.224-226)
© ред. А.И. Колмаков
Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА
раскрыть и осмыслить содержание ряда понятий и категорий познавательной деятельности:
«знание», «познавательная деятельность», «онтология», «гносеология»,«чувственное познание», «рациональное познание», «ощущения», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «агностицизм», «априорные идеи», «мыслительные операции», «абстрагирование»;
ознакомить с особенностями познавательной деятельности;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Слайд 3Универсальные учебные действия
Знать: характеристику познавательной деятельности, проблему познаваемости мира.
Уметь: сравнивать философские
учения, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями, различать факты и мнения, аргументы и выводы.
Слайд 4Понятия, идеи
знание;
онтология;
гносеология;
познавательная деятельность;
чувственное познание, рациональное познание;
ощущение, восприятие, представление, понятие;
суждение;
агностицизм
априорные идеи;
мыслительные операции;
абстрагирование
Слайд 5Изучение нового материала
Проблема познаваемости мира.
Понятие об агностицизме.
Познавательная деятельность.
Чувственное
и рациональное познание.
Вспомните. Какие органы чувств есть у человека? Как координируется их деятельность? Что такое сознание человека? Как оно связано с речью? Какова структура любой деятельности?
Слайд 6«Знание — сила», — эти слова принадлежат английскому философу Ф. Бэкону (1561—1626 гг.).
знания об
окружающем мире и самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности;
знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений;
в знаниях спрессован многотысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей;
Особый тип знаний составляют наши представления и идеи о том, как формируется не знание отдельной предметной области, а наиболее общие принципы человеческого познания, его соотношение с реальным миром, граница между знанием и верой, пределы познавательных возможностей человека.
Слайд 7 Знать, ведать, разуметь- значит обладать информацией ( совокупностью сведений)
о тех или иных областях реальности.
Знание- это результат познания.
Познание- это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
« Я знаю только то, что ничего не знаю»
Слайд 9Проблема познаваемости мира.
Онтология (ontos – сущее, logos – учение, греч.) -
учение о бытии, его структуре, свойствах, изменении и развитии.
Основные онтологические вопросы:
Есть ли в основании мира единая первооснова (вопрос о целостности мира)
Есть ли в мире нечто существующее всегда (вопрос о пространственно-временной конечности мира)
Структура познавательной деятельности
1. Цель: получение знания о рассматриваемом предмете, его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами.
2. Средства: наблюдения, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в других науках, а также в ненаучном познании.
3. Результат: получение достоверного знания об изучаемом предмете.
Слайд 10
БЫТИЕ
Неизменная основа мира, причина всего. Не возникает, не исчезает
СУЩЕЕ
Совокупность многообразных
вещей и явлений окружающего мира
НЕ БЫТИЕ
Полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто
Проблема познаваемости мира.
− Предельно общее понятие о реальности;
− То, что придает картине мира целостность и стабильность;
− Не нуждающееся ни в каких основаниях, т.к. само по себе является основанием для всего существующего
Слайд 11Эволюция представлений о материи в истории философии
Категория «бытие» — одна из центральных
в философии. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, называется онтологией (от греч. слов «сущее» и «понятие», «учение»).
проблемы познания мира рассматриваются в разделе философии, названном гносеологией
Слайд 15Сущность и формы рационального познания
Неразрывна связь отдельных форм чувственного и рационального
познания.
Такие формы чувственного познания, как восприятие и представление, содержат элементы, присущие мышлению.
«Познание начинается с удивления». Аристотель
Слайд 16С П О С О Б Ы П О З
Н А Н И Я
Чувственное познание
(с помощью пяти основных чувств)
Ощущения
Восприятие
Представление
Понятие
Суждение
Умозаключение
Сенсуализм
(эмпирики)
Рационализм
(рационалисты)
ВЫВОД
Рациональное познание
(с помощью мышления, разума)
Две стороны познания
Субъект познания
Объект познания
Пути приобретения знаний
Организованный
Стихийный
Слайд 171) В чём заключается философский смысл категории «бытие»?
2) Что такое онтология?
3) Как
в истории философской мысли решался вопрос о соотношении бытия и познания (сознания)?
4) Что изучает гносеология?
5) В чём смысл философского вопроса о познаваемости мира?
6) Какова структура познания как вида деятельности?
7) Как менялись представления о роли субъекта в познавательной деятельности?
8) Каковы основные формы чувственного познания? Дайте им краткую характеристику.
9) Раскройте роль и покажите границы чувственного познания в постижении мира.
10) Назовите основные формы рационального мышления. Кратко охарактеризуйте их.
11) В чём проявляется неразрывная связь чувственного и рационального познания?
Проверь себя
Слайд 18рефлексия
Что узнали?
Каким способом?
Чему научились?
Какие испытывали трудности?
Интересно ли было на уроке?
Слайд 19практикум
1. Оцените с позиций научного знания приведенное ниже суждение о познавательном
процессе.
• Процесс познания является духовной активностью общества, направленной на постижение содержания природных и общественных закономерностей.
Какие ошибки присутствуют в приведенном тексте? Найдите и исправьте их. Свои действия аргументируйте.
Слайд 20практикум
2. Ознакомьтесь с фрагментом статьи.
В процессе познания чувственная сторона является исходной,
определяющей и самодовлеющей. Рациональная сторона познания не имеет самостоятельного значения, а всего лишь систематизирует конкретные чувственные данные...
Вопросы к документу.
1) С каким гносеологическим направлением вы бы связали утверждения, содержащиеся в приведенном отрывке?
2) В чём односторонность этих утверждений?
3) В каком направлении можно было бы исправить их, чтобы отразить диалектическое единство чувственной и рациональной сторон познания?
Слайд 21практикум
3. Прочитайте текст.
Мир невозможно познать потому, что:
а) данные наших органов чувств
недостаточно верны;
б) впечатления от данных органов чувств складываются в картину, которая зависит от нашего прошлого опыта и его ошибок;
в) наши мысли по поводу впечатлений, производимых органами чувств, несистематичны и не дают целостной, законченной картины. Эти мысли — наши, а другие люди имеют свои чувственные впечатления и свои мысли.
Вопросы к документу.
К какому из философских направлений можно отнести позицию, изложенную в приведённом отрывке?
Верно ли эта позиция отражает проблемы познания, представленные в истории человеческого общества и в философии? Аргументируйте свой ответ.
Слайд 22практикум
3. В настоящее время в каждой развитой стране существует система научно-исследовательских
институтов, выполняющая задачи познания природы, общества и человека.
Объясните, почему этих институтов очень много и их количество продолжает увеличиваться. Соответственно увеличиваются и ассигнования на научные исследования.
Почему, как вы полагаете, научно-исследовательская работа в современном мире требует больших финансовых затрат?
Слайд 23практикум
4. В стране N., имеющей 2 млн. населения, выделяется 50 млрд. условных
единиц на обучение 2000 студентов, ординаторов и аспирантов в медицинских вузах и колледжах.
В стране Z., имеющей 10 млн. населения, выделяется 5 млрд. тех же условных единиц на обучение 2,5 тыс. медиков разных уровней.
В какой стране подготовка врачей и медицинских работников более основательна, учитывая расходы на дорогостоящую медицинскую технику?
Аргументируйте свои расчеты.
Слайд 24практикум
5. Двое приятелей спорили о том, каким образом лучше достичь достоверного
знания.
Один утверждал, что для этого необходимо запастись новыми приборами для проведения экспериментов.
Другой же полагал, что достоверное знание — результат практического применения тех знаний, которые получены наукой на предыдущих этапах познания.
Кто из участников спора, по-вашему, прав? Аргументируйте ответ.
Слайд 25практикум
6. При обсуждении проблем познавательной деятельности на практическом занятии в учебной
группе неожиданно возник спор по поводу важности проверки конкретно-чувственных данных и рациональных положений в процессе познания.
Одни утверждали, что такая проверка должна состояться в ходе эксперимента. Другие горячо возражали, заявляя, что многие эксперименты в общественной жизни либо невозможны, либо граничат с издевательством.
Смогли бы вы убедить спорящие стороны, если бы оказались на месте учителя? Какими аргументами вы бы при этом воспользовались? Дайте развернутый ответ.
Слайд 26практикум
7. Соотношение чувственного и рационального познания в учебной деятельности.
8. Понятия и
суждения в познавательной деятельности.
9. «Познание вещей позволяет дать им имена» (П. А. Флоренский (1882—1937) — русский философ).
10. Какую роль играет чувственное и рациональное познание в изучении школьниками физических явлений? а в познании общественных явлений?
Слайд 27Источники
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. -
М.: ВАКО, 2008.
Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.