Понятие философии презентация

Содержание

Тема: «Понятие философии»

Слайд 1ФГБОУ ВПО «НООСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИЕРСИТЕТ»
Презентация по курсу «Философия»

Составитель –
доц. каф. филос. НГПУ
Морозова Т.В.


2012

Слайд 2Тема: «Понятие философии»


Слайд 3Содержание
Философия и мировоззрение.
Предмет философии.
Структура философского знания.
Основной вопрос философии.
Основные направления философии.
Методы философии.
Функции

философии.
Типологии и классификации философских систем.





Слайд 4«Вечные» вопросы – мировоззренческие.
Познавательные эмоции.
Поиск долговременных смысложизненных ориентиров.


Слайд 51. Философия и мировоззрение
Исторические типы мировоззрения и специфика философского мировоззрения


Слайд 6
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок,

принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и его жизненной позиции.

Слайд 8


Ценности
Знания
Поведение
Структура мировоззрения:
Социальная практика


Слайд 10 Исторические типы мировоззрения
Миф, ранняя форма духовной куль-
туры человечества, объединял
в себе

зачатки знания, фантазии,
верования

Мифология

Религия

Философия

Удвоение мира, вера в сущест-
вование той или иной разно-
видности сверхъестественных
сил, в их главенствующую
роль в мироздании и жизни
людей


Рационально – теоретическая форма мировоззрения, система общих
теоретических взглядов на мир, на место в нем человека

Общее

Типы мировоззрения

Различия




Опирается на веру как на способ существования мифологического
и религиозного сознания,
особое настроение, переживание,
эмоции


Опирается на разум, реальные
наблюдения, логический
анализ, обобщения, выводы, доказательства


5


Слайд 111) Мифологическое мировоззрение


Слайд 12Мифологическое мировоззрение
Создатель – родовая община. Коллективное мировоззрение.
Чувственно-образная форма (ассоциативное, метафорическое мышление).
Бессознательный

уровень.
Появляется в дописьменных культурах
Основа – традиционные верования.
Антропоморфизм.
Анимизм.
Тотемизм.

Слайд 13Мифологическое мировоззрение
Фетишизм.
Магизм.
Ограниченность опыта восполнена воображением (
Ценностное отношение к действительности преобладает над

познавательным.
Основная функция – ценностно-нормативная регуляция отношений внутри родовой общины.



Слайд 14 Язык мифа: не понятия, а конкретные, эмоционально заряженные образы, выражающие

общие связи между явлениями. Но: миф не поэтичен, а буквален. Поэмы Гомера («Илиада» и «Одиссея») – это уже размышление над мифом и его оценка.

Гомер, ок. VIII в. до Р.Х.


Слайд 15Миф и логос: обычно миф противопоставляется рациональному объяснению мира, в том

числе в историческом плане – как архаическая фаза духовного развития, преодолённая философией и наукой.

Миф (греч. μύθος) – «слово», «речь», «рассказ».

Логос (греч. λόγος) – «слово», «речь» (более поздние значения – «обоснование», «разум»)

Слайд 16 Слово «миф» приобретает уничижительный оттенок лишь с V в. до

Р.Х. в связи с развитием философии (+ науки) и критического отношения к традиции.

В философии «логос» стал означать способность мышления, разум.

Миф как «выдумка», «вымышленная речь» противопоставляется «логосу» – «разумной, истинной речи» (ср. употребление русского слова «логичный»).

В форме «-логия» («учение») слово «логос» входит в название многих наук: биология, геология, гидрология и т.д.

Слайд 17Фредерик Лейтон (1830-1896). Возвращение Персефоны


Слайд 182) Религиозное мировоззрение


Слайд 20Религиозное мировоззрение
Возникает на основе мифологии, в эпоху появления первых государств и

объединения племён (политеизм монотеизм). Коллективное массовое мировоззрение.
Эмоционально-образная форма преобладает.
Бессознательный уровень дополнен осознаваемым.
Основа – вера в Бога (Спасителя).
Допустимо рациональное обоснование веры (теология), но это не обязательно.


Слайд 21Религиозное мировоззрение
Удвоение мира (естественный – сверхъестественный).
Использование символов.
Опора на Священные тексты (догматы

веры). Каноническое прочтение.
Ценностное отношение к действительности преобладает над познавательным. Ценностная вертикаль.

Слайд 22Философия и религия

Религия (лат. religio – «почитание»; «связь») – «организованное

поклонение высшим силам» (С.Н. Трубецкой)

Религию нельзя противопоставить философии и науке, потому что возможна философия, опирающаяся на религию (также возможен и синтез: например, буддизм).

Гаутама Будда (VI-V вв. до Р.Х.)


Слайд 233) Философское мировоззрение


Слайд 24
6

Основные типы мировоззрения


мировоззрение

мировоззрение






Повседневное (обыденное)
мировоззрение


Существует в форме здравого

смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире

Религиозное мировоззрение

Связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в иррациональной, эмоционально-образной форме

Философское мировоззрение

Выступает в понятийной,
категориальной форме, опираясь на достижения науки о природе и обществе, обладая определенной мерой логической доказательности

Научное мировоззрение

Теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных науки

Мироощущение
Мировосприятие Миросозерцание

Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятии, представлений, и эмоций

Миропонимание

Представляет собой понятийный, категориальный, интеллектуальный аспект мировоззрения


Слайд 25Философское мировоззрение
Возникает как отрицание традиционной мифологии и религии (выработка целостного взгляда

на мир - в условиях социального неравенства).
Индивидуально-личностный уровень (автор) дополнен социальным (философская школа, публичная дискуссия, философский диалог).
Рационально-понятийная форма (логически выстроенная и обоснованная мировоззренческая теория).
Рефлексивность – обращённость мысли на саму себя (Как мы знаем то, что знаем?)


Слайд 26Рефлексивная позиция
Внешняя по отношению к какой-то форме деятельности, типу практики.




Вера
МИФ


Философ-исследователь

!
Сомнение
Вопрошание
Рациональный поиск

ответа

?


Слайд 27Рефлексивность философии
Различение 2 планов: внешний мир и его отображение в голове

человека - объективной реальности и субъективной реальности.
Объективная реальность – всё, что существует вне и независимо от сознания.

Возможность различения реального и фантастического, истины и лжи, бытия и сознания.



Слайд 28Индивидуально-личностное мировоззрение
Социальное расслоение, распад родовой общины.
Индивид выделяется из рода, становится автономным.
На

смену сельской общине – городская община (город-государство, полис), которая сменяется империей.

Слайд 29Рациональное мировоззрение
Возникает как антипод, отрицание мифологии и политеистической религии: поиск естественных

причин Космоса.
Первые светские учения.
Новая форма объяснения мира и человека – теория (система понятий).
Влияние математики на философию.
Принцип обоснованности философского знания.

Слайд 30Исследовательская направленность
Постановка вопросов, поиск возможных ответов и сомнение в их истинности.
Отказ

от слепого следования авторитету, открытый характер знания.
Неоднозначность ответов, философский плюрализм.
Публичное обсуждение позиций, полемика, дискуссии.

Слайд 31Основа – размышление и рассуждение по правилам логики (начало – удивление

сомнение вопрос).
Основные черты: рациональность, системность, обоснованность, обобщённость (абстрактность), рефлексиность.
Ценностные основания философского познания (ценности, знания, убеждения).


Философское мировоззрение


Слайд 32Специфика философского знания
мифология
Мифология
Художественно-образное освоение мира
Философия
Понятийно-логическая форма мышления и освоения мира
Понятия,
категории
Методы. принципы
Теории,

системы

Главные вопросы:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Что есть человек?
(И.Кант)


Ответ на них:
Не может быть найден экспериментальным путем
Имеет ценностную окраску, ориентирован на человеческое присутствие, человеческий интерес и оценку


Слайд 34
Обобщенная система взглядов
человека на мир в целом, на свое
собственное место

в нем, понимание
и оценка смысла своей жизни,
деятельности.


7


Философия и мировоззрение




Мировоззрение


Философия



Рационально – теоретическая форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир, и на место в нем человека, и исследующая вытекающие отсюда познавательное, этическое и эстетическое отношения человека к миру



Слайд 35


Связь философии и мировоззрения
Мировоззрение
Философия
Общее

Различие


Поиск ответов на вопросы
1.Что представляет собой

природа, окружающий мир?
2.Каково место человека в этом мире?
3. Может ли человек познать мир и каким образом достигается познание? 4. Как человек должен вести себя по отношению к другим людям? 5. Что такое истина, добро, красота и т.д.?

1. Понятие «мировоззрение» шире по объему, чем понятие «философия»
2. Мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия
3. Существуют различные типы мировоззрения, в т.ч. мифология и религия
4. Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких масс
5. Философия отличается от стихийного мировоззрения тем, что она реализует
мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности


8


Слайд 36Философия и мировоззрение


Мировоззрение
Философия


Слайд 37*
Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного

и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Слайд 38 Ценностное ядро философского мировоззрения
Две вещи наполняют душу всегда новым

и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне (И. Кант).

Слайд 39Место философского мировоззрения

«Философия - ничейная земля между наукой,
теологией, искусством

и здравым смыслом».
Б. Рассел







Образность

Идея гармонии, порядка мира

Некритичная вера

Стремление постигнуть смысл бытия

Традиция рационального обоснования

Опытное знание, эмпиричность

Наука

Религия

Здравый смысл

Искусство

Следование традиции

Интерес к широкому кругу вопросов


Слайд 40 «История философии» и «систематическая философия»
Философия как учебная и научная дисциплина состоит

из двух частей:

систематическая философия: с общепризнанной позиции изучает отдельные предметные области строго установленными методами. Но единой общепризнанной философской позиции по всем вопросам не существует;

история философии: изучает возникновение и развитие философии в её различных формах в разные исторические и культурные эпохи. Позволяет ознакомиться со всем разнообразием философских позиций и выбрать какую-либо из них или отвергнуть все – но аргументированно.


Слайд 41Философия – это…
Значение термина «философия»


Слайд 42philosophy


Слайд 43Происхождение термина
Φιλοσοφία
φιλειν – любить
σοφία – мудрость
Пифагор (VI в. до н.э.)


Слайд 44Слово "философ"
впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по

отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни.


Слайд 45Истолкование и закрепление
в европейской культуре термина "философия" связывают с

именем древнегреческого мыслителя Платона.


Слайд 46Сова как символ философии
Сова Минерва вылетает вечером. (Гегель)


Слайд 472. Предмет философии
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия


Слайд 50Философские вопросы
общемировоззренческие вопросы (вопросы об основаниях), на которые не может ответить

ни одна частная наука

Пример – вопросы Иммануила Канта (1724-1804):

«что я могу знать?»

«что я должен делать?»

«что такое человек?»

«на что я смею надеяться?»


Слайд 51Три взгляда на предмет философии
Наука о наиболее общих законах мироздания (о мире как целом)
Познание, свободное

от догм, но не достигшее научной точности

Изучение не мира самого по себе, а отношения человека и мира

Аристотель

Рассел


Слайд 52Предмет философии
Человек

Человек - человек
Человек - общество
Человек - природа
Человек - мир
Ч Е

Л О В Е К

ОБЩЕСТВО

ПРИРОДА
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

10

Ф И Л О С О Ф И Я



1.Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного
взгляда на мир и место в нем человека.
2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека
к миру
3.Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления


Ф и л о с о ф и я

С В Я З И




Слайд 533. Структура философского знания


Слайд 54Основные разделы философии
Философия
Онтология (метафизика)
Гносеология (эпистемология)
Этика (аксиология)
учение о бытии
учение о знании
учение о благе и ценностях


Слайд 55Основные разделы философии
Онтология (греч. όν, род. όντος, сущее, и λόγος, слово, понятие) – раздел

философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; иногда отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как её основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия.

Метафизика (греч. μετά τά φυσικά, то, что после физики) – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или сближается с понятием «онтология».


Слайд 56Основные разделы философии
Гносеология (греч. γνώσις, знание, познание, и λόγος, слово, понятие) – теория познания, раздел

философии, изучающий природу и возможности знания, его предпосылки, средства, и условия достоверности.

Эпистемология (греч. επιςτήμη, знание, и λόγος, слово, понятие) – теория познания; синоним слова «гносеология», употребляемый в английском и французском языках.

Теория научного познания


Слайд 57Основные разделы философии
Этика (греч. ηθικά, от ηθικός, относящийся к нраву, характеру; лат.

ethica) – раздел философии, изучающий мораль как сферу высших ценностей и долженствования и нравственность как сторону жизнедеятельности человека и форму общественного сознания.

Аксиология (греч. αξια, ценность, и λόγος, слово, понятие) – учение о ценности, философская дисциплина, изучающая характеристики, структуру и иерархии ценностного мира, его онтологический статус и способы познания, природу и специфику ценностных суждений.


Слайд 58
Структура философского знания


Методология
(учение о методе)
Онтология
(учение о бытии)
Гносеология
(учение о познании)
Логика
Философия
природы
Социальная


философия

Философская
антропология

Эстетика
(учение о прекрасном)

Этика
(теория морали)

История
философии

13


Слайд 59*
Структура философского знания


Слайд 614. Основной вопрос философии


Слайд 64Необходимость постановки основного вопроса философии
Рефлексивность философии
Проблема отношения
сознания к бытию


Слайд 66
Термин «Основной вопрос философии» ввел Ф.Энгельс в 1886 г.

Основная проблема философии:

отношение мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи.

Слайд 70*
Онтологическая сторона:


Слайд 71Основной вопрос философии:
Что первично бытие или сознание?

Или в другой формулировке:
Как

относятся

идеальное

и

материальное


Слайд 727
14

Основной вопрос философии
(традиционная трактовка)
Отношение сознания - к материи, духа – к

природе


Первая сторона
Что первично:
материя или сознание?





Дуализм


Материя первична,
сознание есть свойство высокоорганизованной материи


Материя и сознание – два
первоначала,
существующие
независимо друг от друга

Первично сознание,
материя независимо
от сознания не существует

Материализм

Идеализм


Слайд 73Монизм
Материализм

Идеализм


Слайд 75
Монизм

Дуализм


Плюрализм


Слайд 76*
Гносеологическая сторона:


Слайд 777
14

Основной вопрос философии
(традиционная трактовка)
Отношение сознания - к материи, духа – к

природе


Вторая сторона
Тождество мышления и бытия
(вопрос о познаваемости мира)


Слайд 78
15
Основной вопрос философии
(продолжение)
Тождество мышления и бытия
Вопрос о познаваемости мира
Мир познаваем

Мир непознаваем

Идеализм
Материализм

Человек

имеет дело только с ощущениями, мы не знаем, что за ними каков мир, и существует ли он вне нас Д.Юм (1711-1776)


Мир «вещей
в себе» не познаваем
И.Кант
(1724-1804)


Агностицизм
(субъективный идеализм)

Сознание
отражает
объективный
мир

Материализм


Сознание человека
есть постижение
духовного основания
мира, самопознание
духа

Объективный
идеализм



Слайд 79Гносеологический оптимизм
Философское направление, признающее принципиальную познаваемость мира.

Возможности познания не ограничены, вопрос

только во времени.
Представители: французские просветители, марксисты и др.

Слайд 80Агностицизм
Философское направление, отрицающее познаваемость мира принципе (a+gnosis).
Обоснование:
возможности познания ограничены в принципе,

т.к. основа познания – опыт, а границы опыта непреодолимы.

Слайд 82Агностицизм

Представитель - И. Кант
1) Учение о феномене и ноумене.
То, что

входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — "вещи в себе".
2) Учение об антиномиях разума.
Бог существует /Бога не существует



Слайд 83*
Скептицизм
- философское направление, выражающее сомнение в возможности познания

мира человекам.
Возможно, мы можем узнать что-то о мире, но насколько достоверны наши знания, мы никогда не сможем узнать.

Обоснование: основа познания – опыт. Мы познаем собственный опыт, а не его внешние причины. Вопрос о существовании объективных причин наших ощущений неразрешим. Вывод: Истина всегда относительна (познавательный релятивизм).

Слайд 85Обобщающая схема


Слайд 86Решение основного вопроса философии (обобщение)
Решение 1-ой стороны овф
Решение 2-ой стороны овф
Что

первично: бытие или сознание

познаваем ли мир (природа, общество)

монизм

дуализм

Мир познаваем

Достоверное познание мира невозможно

Материя первична сознание вторично

Материя зависит от духовного начала

Материаль-
ное и духовное начало существуют независимо
(Декарт)

Агностицизм
(Д.Юм.И.Кант)

Оптимизм
(материалисты, некоторые идеалисты)

скептицизм

материализм,
(Гераклит, Демокрит, Дидро, Маркс)

идеализм

Субъективный
(Беркли,Юм, экзистенциализм,неопозитивизм)

Объективный
(Платон, Гегель, неотомизм)


Слайд 87*
Вывод:
основной вопрос философии достоверно (однозначно и исчерпывающе)

не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

Слайд 885. Основные направления философии


Слайд 897
14

Основной вопрос философии
(традиционная трактовка)
Отношение сознания - к материи, духа – к

природе


Первая сторона
Что первично:
материя или сознание?





Материя первична,
сознание есть свойство высокоорганизованной материи

Первично сознание,
материя независимо
от сознания не существует

Материализм

Идеализм


Слайд 90Основные направления философии

1) Объяснение мира, исходя из духа, сознания,

идей, получило название идеализма;

2) Философы, бравшие за основу природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма.

Слайд 91Философский материализм


Слайд 92Материализм —
направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи

и сознания первичной является материя.

Следовательно:

• материя реально существует независимо от сознания;
• материя является не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
• материя существует и развивается по своим внутренним законам;
• сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).


Слайд 93

16
Основной вопрос философии
(его решение материализмом)

Соотношение сознания и материального мира


М а

т е р и я

Первичность материального мира
и вторичность сознания

Тождество мышления и бытия
(познаваемость мира)





С о з н а н и е


Процесс
познания.
Истина


Формы и
методы
познания


Практика - основа,
цель, критерий
познания

Движение

Пространство

Время

Атрибуты материи

Отражение


Слайд 94
17
Исторические формы материализма

Материализм –
направление в
философии, признающее
первичность
материи и,
считающее сознание

свойством материи, т.е.
вторичным по отношению к ней







По отношению к общественно-исторической практике
различают созерцательный мат-м и практически
действенный

С т.з. используемого метода, различают метафизический материализм и диалектический материализм

По толкованию сущности сознания различают материализм научный и вульгарный

С т.з. оценки роли различных сторон процесса познания различают школы рационалистического и сенсуалистического материализма

Различают сознательный и стихийный (наивный), философски не оформленный материализм


Слайд 95Основные философские направления и классические представители
материализм
идеализм
метафизический
диалектический
Атомистическое учение Демокрита (античность)
( допускает

движение атомов в пустоте)

Механистический материализм Нового времени :
Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Ламетри, Гольбах (абсолютизация принципов механики)

Научный материализм (признает возможность изменения, развития общества (природы), и как следствие мышления)


Слайд 97*
Исторические формы материализма:
Стихийный (Гераклит, Анаксимен, Анаксимандр)

Метафизический (Ф. Бэкон; Дж. Локк; Б.

Спиноза)

Диалектический (К. Маркс, Ф. Энгельс)

Последовательный (диалектический)

Непоследовательный (Л. Фейербах)

Вульгарный (Г. Фохт, Молешотт )

Слайд 98
18
Основные формы материализма



Формы материализма
Наивный (созерцательный) материализм
Основной метод познания: созерцательный


Представители:
Фалес (625-547гг до н.э.)
Гераклит (544-482 до н.э.)
Демокрит (460-371 до н.э.)
Эпикур (341-270 до н.э.)
Лукреций Кар
(99-55 до н.э.)



Метафизический
материализм

Основной метод
познания:
метафизический

Представители

Ф.Бэкон (1561-1626)
Б.Спиноза (1632-1677)
Д.Локк (1632-1704)
П.Гольбах (1723-1789)
М.Ломоносов (1711-1765)
Л.Фейербах (1804-1872)


Диалектический материализм
Основной метод познания: диалектический

Представители:
К.Маркс (1818-1883) Ф.Энгельс (1820-1895)
И.Дицген (1828-1888) Г.Плеханов (1856-1918) В.Ленин (1870-1924)


Слайд 99Философский идеализм


Слайд 100*
Идеализм -
направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания

первичным считали сознание (идею, дух).



Слайд 102*
Виды идеализма

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
объективный идеализм;
субъективный

идеализм.

Слайд 103
19
Виды идеализма

Идеализм –
направление в
философии, исходящее из первичности духа,

идеи, сознания, вторичности материи, природы, бытия.

Объективный идеализм



Объективные идеалисты принимают за первичное
некую идею вообще, безликий разум, который они называют «абсолютной идеей», «мировой волей». Идеальное начало, мировой дух, говорят они, творит мир и все бытие.


Представители: Платон (460-370 до н.э), Лейбниц (1647-1716), Гегель (1770-1831), Шеллинг (1775-1854); неотомизм

Субъективный идеализм


За первичное принимают сознание субъекта, чувствующего и мыслящего «Я», а затем уже из человеческого сознания выводят природу и на этом основании так или иначе отрицают существование предметов реального мира и объективный характер законов его развития. Следовательно, человек воспринимает лишь свои собственные ощущения.


Представители: Беркли (1685-1753), Юм (1711-1776),
Фихте (1762-1814), Мах (1838-1916), Авенариус (1843-1896).


Слайд 104Основные философские направления и классические представители
материализм
идеализм
субъективный
объективный
Античность:
Платон
Средние века:
Фома Аквинский
Немецкая классическая философия: Гегель
Античность
Софисты
Новое

время:
Беркли, Юм, Кант. Фихте

Слайд 106*
Объективный идеализм:
идея первична;
вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир

вещей";
"мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";
каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);
отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

Слайд 107*
Субъективный идеализм:
все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
идеи существуют в

разуме человека;
образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека;
вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слайд 108Другие направления


Слайд 109*
Дуализм (Р.Декарт):
существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и

духовная (обладающая свойством мышления);
все в мире производно либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);
в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;
материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Слайд 110*
Деизм (особая форма дуализма)

Ж. Ламетри, П. Гольбах, Х. Гельвеций

Признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).



Слайд 1116. Методы философии


Слайд 112Методы философии
пути, средство, с помощью которых осуществляется философское исследование.
Многообразие методов.


Слайд 113*
Самостоятельные методы:




диалектика;
метафизика;
догматизм;
эклектика;
софистика;
герменевтика.
Методы, являющиеся одновременно направлениями в философии:




материализм;
идеализм;
эмпиризм;
рационализм.

Слайд 114Основные методы философии
Диалектика

Метафизика


Слайд 115*
Диалектика

- метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются

гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Слайд 116*
Метафизика

- метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как

сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;
• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Слайд 118*
Догматизм

- восприятие окружающего мира через призму догм — раз

и навсегда принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Слайд 119*
Эклектика

- метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих

единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. (Использовался в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Слайд 120*
Софистика

- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно

и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.
Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Слайд 121*
Герменевтика

- метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко

распространен в западной философии.

Слайд 122*
При материалистическом методе

действительность воспринимается как реально существующая материя — как

основа мира, а сознание — есть проявление, свойство материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)

Слайд 123*
Идеалистический философский метод

состоит в признании в качестве первоначала и

определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы.

Слайд 124*
Эмпиризм

- метод и направление в познании, согласно которому в основе

познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)

Слайд 125*
Рационализм

- философский метод и направление в философии, в силу которого

истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)

Слайд 1267. Функции философии


Слайд 127
12
Функции философии



Мировоззренческая
1. Выработка средств мировоззренческой ориентации человека
2. Выработка системы взглядов

на объективный мир, и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации

Методологическая

1.Выработка системы принципов и
способов теоретической и практической деятельности
2.Выработка методологических
принципов исследования в области
частных наук


Другие функции

Гносеологическая
Аксиологическая
Воспитательно -
гуманитарная

Логическая
Критическая
Прогностическая


Основные

Основные направления
применения философии,
через которые реализуются
ее назначение.


Слайд 129Мировоззренческая – функция способствует формированию целостности картины мира и представлений о

нем.
Методологическая – вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.


Слайд 130*
Мыслительно-теоретическая функция
выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать

— предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая
одна из основополагающих функций философии — имеет целью достигнуть правильного и достоверного познания окружающей действительности (то есть изучить механизм познания).

Слайд 131*
Аксиологическая функция

философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с

точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

Слайд 132Критическая функция– учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания.

 Социальная –

объясняет обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы общества.
 

Слайд 133*
Воспитательно-гуманитарная функция
философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и

идеалы, прививать их человеку и обществу, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция
заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Слайд 134Гуманитарная функция философии
«Философия очеловечивает человека».


В. Соловьёв
«Исторические дела философии»


Духовное измерение существования, поиск надындивидуальных (над «эго») ценностей.


Слайд 135
Функции философии
Мировоззренческая
Гносеологическая
Методологическая
Социальная
Аксиологическая
Гуманистическая
рационально-теоретический способ ориентации
в мире как следствие обобщения, интеграции
всех видов человеческой

практики и культуры

оценка принципиальных возможностей познания
разработка учения о характере и закономерностях
познавательного процесса

разработка теории поисковой деятельности, ее
принципов, способов, норм

гармонизация общественных отношений на
гуманитарных основаниях

утверждение социально-удостоверенных ценностей,
стандартов, идеалов, регламентирующих
многообразие общественных и личных отношений

сверхзадача философии – показать «каким» надо
быть, чтобы быть человеком.
И.Кант

11


Слайд 136ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА
ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

- ЗНАНИЕ О ВСЕОБЩЕМ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ

КРИТИЧЕСКИ-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ






Слайд 1378. Типология и классификация философских систем


Слайд 138
20
Типология философских систем


Слайд 139Классификация философских учений
21


Слайд 140Итак, зачем нужна философия?


Слайд 142Вопросы?


Слайд 143Интернет-ресурсы:
http://quote.koreiz.ru/category/phylosophy/
http://nibiryukov.narod.ru/nb_pinacoteca/nbr_pinacoteca_artists_raphael.htm
http://www.bibliofil.info/
http://www.cultradio.ru/doc.html?id=35226&cid=44
http://potupa.iatp.by/Philosophy.html


Слайд 144Благодарю за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика