Слайд 1МАИ
Тема : «Синектика»
Сидельников Юрий Валентинович,
г.н.с. ИПУ РАН, д.т.н., проф.
Слайд 3Задачами автора,
при описании синектики являются:
Изложить описание метода классической синектики.
Дать краткую
информацию слушателям о предложениях исследователей по улучшению классической синектики и замечаниях к ней со стороны российских авторов.
Вычленив существенные элементы и характеристики синектики, представить процедурно это описание. (По возможности приближаясь к алгоритмической записи).
Слайд 4Требования к методу, которые идентифицируют его как экспертный
общая цель исследователей использующих
данный метод – активизация мыслительного процесса людей, в том числе экспертов;
определенного типа структура текста описания этого метода;
историческая традиция.
Слайд 5Цели и задачи исследователей, использующих синектику являются:
По мнению А. Ю. Панасюка,
целью участников группы генерации идей (синектики) является: «направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы участников совещания на исследование и преобразование проектной проблемы»
Слайд 6Типы задач, для решения которых может использоваться синектика
Первоначально синектика создавалась как
методика стимулирования поиска инновационных решений в промышленности и менеджменте, но позднее на основе ее «промышленного» образца стали проводиться эксперименты по внедрению синектики и в другие сферы.
«Метод синектики полезен для обучения бизнесменов и релайтеров, предпринимателей и менеджеров, финансистов и маркетологов, специалистов по рекламе и пр.» Панасюк А.Ю.
Слайд 7С 1952 г. Уильям Гордон (William JWilliam J. William J. J.
Gordon) и Джордж М. Принц (George MGeorge M. George M. Prince ) (USA). разрабатывали метод поиска творческих решений – синектика. Первые открытые публикации на языке оригинала были в 1961 г. и в 1970 г.
В переводе с греческого – «совмещение разнородных элементов».
Слайд 8
Базовые принципы, реализуемые в синектике:
превращение незнакомого в знакомое;
превращение знакомого в
незнакомое.
Слайд 9
На этапе генерации идей идет поиск решений на основе следующих принципов:
Творческий
процесс познаваем.
Процесс индивидуального творчества аналогичен процессу группового творчества.
Поиск рационального решения и творческие способности можно активизировать.
Изобретения в науке и искусстве аналогичны и характеризуются теми же самыми фундаментальными психическими процессами
Слайд 10
Параметры процедуры, характеризующие ее в целом:
Количество этапов в процедуре ― три.
Основные
субъекты, участвующие в процедуре. Модератор (ведущий), участники генерации идей (синекторы).
Суммарное время, необходимое для реализации этой разновидности совещания, складывается из времени: подготовительного этапа (не менее 8—12 месяцев); затраченного на заседания (несколько часов), а также изучение и обсуждение полученных результатов и поиск лучших способов реализации решения.
Слайд 11Параметры процедуры, характеризующие ее в целом:
Если ли необходимость обучения методу всех
участников процедуры? Да.
Достижения синектики: «Синектика развивает идеи Алекса Осборна и более систематизирована. В ходе проведения процедуры в синектике тщательно отслеживаются роль отдельных личностей, дисциплины процесса и навыки межличностного общения»
Слайд 12Параметры процедуры, характеризующие ее в целом:
Новое предлагаемое авторами:
1.«Наиболее важным и наиболее
недооце-ниваемым аспектом синектической деятельности авторы считают моделиро-вание полученного решения проблемы, эксперимент, "имеющий грязные руки". Без прагматического критерия "Это работает?" невозможна синектическая деятельность.
Слайд 13Параметры процедуры, характеризующие ее в целом:
Новое предлагаемое авторами:
2. «Второй критерий эффективности
Синектики - это повторяемость, воспроизводимость механизмов решения проблем. Такие механизмы проверяются неоднократно с другими синектическими группами»
Слайд 14Параметры процедуры, характеризующие ее в целом.
Новое предлагаемое авторами:
3.Во время синектических штурмов
допустима благожелательная конструктивная критика. При этом, правила критики исключают воз-никновение конфликтности и эмоциональной напряженности: «без оценок проекта» и «сначала о плюсах, потом о минусах».
4. Использование такого критерия для отбора членов группы генераторов, как их эмоцио-нальный тип. Например: эмоциональный, сентиментальный, страстный и фригидный.
Слайд 15Параметры процедуры, характеризующие ее в целом.
Новое предлагаемое авторами:
5. Сознательная проработка членами
группы генераторов возможности изменения их цели. (На этапе генерации).
6. Активное использование синекторами таких приемов как: метафоры и аналогии. Искусственно созданная метафора может поощрять ассоциативное мышление и интуитивное понимание.
Слайд 16Параметры процедуры, характеризующие ее в целом.
Новое предлагаемое авторами :
7. В отличие
от мозговой атаки, имеющей дело с непрофессиональным продуцированием идей, синектика предполагает работу на постоянной основе группам лиц, профес-сионально применяющим различные приемы активизации своего, творческого потенциала.
8. Сопоставление двух идей, таким образом, чтобы одна из них рассматривалась сквозь призму другой.
Слайд 17Параметры процедуры, характеризующие ее в целом.
Новое предлагаемое авторами :
9. Разработка системы
социальной динамики для поощрения метафорического мышления.
10. В рамках синектики генераторы не ставят перед собой задачу дать как можно больше вариантов.
Слайд 18
Параметры процедуры, характеризующие ее в целом.
Эффективность проведения синектики:
«Лучшим доказательством эффективности синектических
операций является практическое решение проблем поставленных заказчиком. Вторым доводом считается заключение патентного отдела о ценности и степени новизны решений, использующих метод синектики, по сравнению с традиционными творческими попытками».
«Синектическая группа, таким образом, способна сократить затраты времени с нескольких месяцев, необходимых отдельной личности для решения проблемы, до нескольких часов».
Слайд 19
Процедура организации подготовительного этапа в синектике включает следующие моменты:
1.Отбор модератора (ведущего).
2.Отбор
синекторов.
3.Формирование группы синекторов.
4. Обучения синектике участников группы генераторов.
Слайд 20
Требования к отбору модератора, относительно его умений:
1. Модератору необходимо руководствоваться рядом
правил для стимулирования «пылкого» (hot) стиля мышления генераторов, полагая, что потенциал их креативности можно повысить, используя метафоры и аналогии.
2. Модератору группы необходимо понимать, что выдвижение идей участниками группы генерации и последующий отбор этих идей во многом зависит от его профессионального и коммуникативного мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу и активность.
Слайд 21
Требования к отбору модератора, относительно его умений:
3. Модератор, на этапе генерации
идей, должен полностью контролировать ход процесса, постоянно вмешиваясь в дискуссию. (Этой функцией можно овладеть лишь благодаря определенной профессиональной подготовке).
Слайд 22Выбор кандидатов в синектическую группу Качества синектора:
Умение абстрагироваться, мысленно отделяться
от предмета обсуждения.
Богатая фантазия.
Способность переключаться, отходить от навязчивых идей.
Привычка находить необычное в обычном и в необычном обычное.
Ассоциативное мышление.
Терпимое отношение к идеям, высказанным товарищами.
Эрудиция, широкий кругозор.
Слайд 23Предварительные критерии отбора в группу
Представительство. (Т.е. основная работа кандидатов должна отражать
операции компании вообще, т.е. все стороны деятельности).
Энергетический уровень. (Т.е. подбирают-ся деятельные натуры, а человека, который жалуется на то, что у него никогда не было "шанса" ("не везет") следует остерегаться).
Возрастные требования. Предпочтительный возраст кандидатов должен быть от 25 до 40 лет.
Слайд 24Предварительные критерии отбора в группу
Административный потенциал. (Т.е. у хороших администраторов
присутствует способность обобщать, основанная на синектике. Персонал с административными способностями после обучения синектике с большим успехом решает конкретные проблемы).
Предпринимательство. (Т.е., для того, чтобы группа принесла компании экономические достижения, она не должна сдерживаться компанией. Группа должна чувствовать независимость от компании и все-таки быть связанной с ней. Члены группы должны чувствовать ответственность за успех и неудачу).
Слайд 25Предварительные критерии отбора в группу
Основная профессия. (Т.е., идеально, если выбранные люди
были бы с различными специальностями. Разнообразие опыта внутри компании дает им ее хорошее знание).
Образование. (Исходя из того, что способность к метафорам и аналогиям увеличивается, если кандидат получит дополнительную профессию).
"Почти" личность. (Иногда при отборе кандидатов встречаются люди у которых есть все данные. Этот тип личности, если он соответствует критериям конечного выбора, весьма желателен).
Слайд 26Полное описание процедуры проведения синектики на этапе генерации
1.Модератор знакомит участников группы
с правилами их работы на данном этапе, а также информирует о том, что вся деятельность записываются для анализа и обучения.
2. Модератор знакомит синекторов с первоначаль-ной постановкой задачи или формулировкой проблемы в общем виде, но никто, кроме него, не знает конкретных условий этой задачи. («Пробле-ма как дана»). Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с выделения и анализа некоторых общих признаков.
Слайд 27Полное описание процедуры проведения синектики на этапе генерации
3. Модератор проводит обсуждение
в группе вопроса: насколько задача или проблема понята участниками. («Кто как понял»).
4. Разбор и анализ поставленной задачи или проблемы и сообщение участникам необходимой вводной информации.
5. Начало дискуссии, цель которой — очищение от очевидных решений. Члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений.
Слайд 28Полное описание процедуры проведения синектики на этапе генерации
6. Определение участниками главных
трудностей и противоречий, препятствующих решению проблемы.
7. Повторное рассмотрение идей, цель которого — выяснение возможностей решения задачи или проблемы и постановка наводящих вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития идей, которые были ранее получены участниками.
Слайд 29Полное описание процедуры проведения синектики на этапе генерации
8. Переформулирование (корректировка) задачи
или, возможно, новое формирование проблемы. Уточнение проблемы, что означает превращение проблемы как она была дана, в проблему, как ее следует понимать.
9. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной задачи или проблемы.
Слайд 30Полное описание процедуры проведения синектики на этапе генерации
10. Производится отчуждение содержания
проблемы. С помощью определенной техники отчуждения ведущий предлагает членам группы сознательно абстрагироваться от обстоятельств дела и воспользовать-ся одним из типов аналогий для принятия нового решения. В классической синектике фаза отчуждения четко выражена.
Слайд 31Полное описание процедуры проведения синектики на этапе генерации
11. Ведущий группы напоминает
синекторам о разных видах аналогий и пытается связать возникающие идеи с проблемой, уточнить ее формулировку. Синекторы пытаются найти аналогии позволяющие выразить заданную задачу или проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы
Слайд 32Полное описание процедуры проведения синектики на этапе генерации
12. Этап развития идеи.
Путем переменного состава участников сессии, а также группы-спутника формируются подходы к решению проблемы. Здесь под решением проблемы понимается взгляд с какой-то новой точки зрения так, чтобы сбить психологическую инерцию. Понятия, проявляющиеся в конце процесса отчуждения, сопоставляются с постановкой задачи или проблемы; из этого вырабатываются идеи для решения проблемы. Сопоставление двух идей, таким образом, чтобы одна из них рассматрива-лась сквозь призму другой.
Слайд 33Полное описание процедуры проведения синектики на этапе генерации
13. Подгонка намеченных участниками
синектического штурма подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.
14. Формулировка перспективной идеи ее раз-витие и упаковка в термины реальных дейст-вий. Например, в случае, если в постановке задачи речь идет об устройстве, то идею развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы этого устройства.
15.Синектики стремятся выявить автора идеи, используя магнитофонные записи заседания.
Слайд 34Синекторы в своей работе используют аналогии.
Аналогия – сходство, соответствие двух предметов
(явлений) в каких-то свойствах или отношениях.
Суть приема – нахождение близкого по сущности последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действий (поведений) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических.
Слайд 35Синектика – это метод, проводимый с использованием аналогий.
Типы аналогий, используемые синекторами
Прямая
Личная
Символическая
Фантастическая
Слайд 36Прямая аналогия
Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники
или из живой природы для нахождения образца решения.
Задача: по трубопроводу движется смесь частиц железной руды с водой – пульпа. Заслонка, регулирующая этот поток, очень быстро стирается, и для её замены приходится останавливать процесс. Как сделать заслонку долговременной?
Синекторы в своих поисках рассмотрят, как защищаются от воздействия внешней среды стебли растений, как устроены пищеводы животных, питающихся «колючей» пищей, и т.д. Что-то похожее можно применить для предохранения заслонки от трения и стирания.
Слайд 37Личная аналогия (эмпатия)
Синектор представляет себя техническим объектом (например, самолетом, луноходом) и
пытается осознавать, как бы он действовал в данных обстоятельствах.
Представив себя заслонкой, мы сначала стали бы уварачиваться от ударов, а потом взяли бы в руки щит, чтобы отталкивать частицы руды. В этом образе и заключается ключ к решению. В реальной практике заслонку намагнитили, и она, как броней, покрывалась частицами руды. Этот слой постоянно стирался от трения, но вновь заменялся новыми частицами, улавливаемыми магнитным полем заслонки.
Слайд 38Символическая аналогия
Требуется в парадоксальной форме определить объект (понятие), высветить его суть.
Определение должно состоять из двух слов (прилагательное и существительное), где одно слово противоречит по содержанию другому, т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное.
Слайд 40Так, для предотвращения износа заслонки от пульпы в процессе поиска образной
характеристики защиты процесса были предложены такие метафоры: живая броня, невидимая кольчуга, отрастающий панцирь.
Последняя аналогия подсказала техническое решение: подавать к заслонке охлаждающий агент, чтобы защитить её слоем нарастающего льда.
Слайд 41Фантастическая аналогия
Нужно представить изменяемый объект таким, каким мы хотели бы его
видеть в идеальном случае, без учета существующих ограничений и возможностей (наличия источников энергии, необходимых условий, физических законов и пр.) После формулировки фантастической аналогии необходимо выяснить, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и попробовать обойти эту помеху.
Ввести какие-нибудь фантастические средства (или персонажи), выполняющие то, что требуется по условиям задачи.
Слайд 42Примеры:
Немецкий астроном И.Кеплер, открывший законы движения планет, уподоблял притяжение небесных тел
взаимной любви.
Солнце, планеты и звезды он сравнивал с различными обликами Бога. Эти сопоставления привели Кеплера к идее ввести понятие силы (гравитации) в астрономию.
Слайд 43В XVII в. Движение крови в организме сравнивали с морскими приливами
и отливами. Английский врач и физиолог У.Гарвей ввел новую аналогию – насос – и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.
Слайд 44Краткое описание этапов решения синектической задачи
Синекторы уточняют и формулируют проблему как
она дана (ПКД).
Синекторы формулируют проблему, как её понимают (ПКП). Проблема дробится на подпроблемы.
Ведется генерация (выдвижение и накопление) идей.
Выявленные на этапе генерации идеи переводятся в ПКД и ПКП. На этом этапе осуществляется критическая оценка идей, консультации со специалистами, экспертами.
Слайд 45Развитие синектики как метода
По мнению А. П. Панфиловой, несмотря на то,
что прошло 10 лет после выхода книги Гордона, у Принса нет новых идей, приемов, принципов развивающих синектику как метод, хотя синектические группы могут, конечно, повышать свое мастерство за счет накопления опыта.
В настоящее время появляются новые варианты синектики. Например: «Визуальная синектика», «Синектическая конференция».
Слайд 46Выводы
Синектика не является модификацией мозговой атаки.
В работах авторов, не только не
решена задача: «В каком случае необходимо использовать синектику», но она даже не поставлена.
Слайд 47Практическая работа
Конкурс «Генераторы идей»:
Класс делится на 2 группы. Каждая группа в
течение 5 минут должна придумать и записать наибольшее число символических аналогий (метафор) для двух предметов (доска, часы- 1-я группа, карта, окно- 2-я группа)
Слайд 482. Задача «Балласт»
В условиях Сибири железнодорожная насыпь уклады-вается на грунт с
вечной мерзлотой, который оттаивает летом на 40-50 см. Во время осенних дождей насыпь полностью пропитывается влагой. В европейской части страны, где нет вечной мерзлоты, большая часть влаги из насыпи уходит в грунт, в насыпи остается лишь незначительная часть влаги. В Сибири же влаге уходить некуда, и она остается в насыпи. Зимой, с наступлением морозов, влага замерзает, расширяется в объеме и вспучивает железнодорожное полотно. Нарушается нормальное функционирование железной дороги. Как быть?
Ответ найдите с помощью приема «Личная аналогия» (представьте себя грунтом насыпи).
Слайд 493. Дано несколько предметов: карандаш, утюг, стул, электрическая плитка, кафель. Составьте
список функций, которые эти предметы выполняют. Против каждой функции в составленном списке впишите предметы (аналоги), выполняющие такие функции. Например:
Слайд 504. Рассмотрите объекты (лист белой бумаги, розетка, стакан, аудиокассета) с точки
зрения представителей разных профессий.
Например: стакан глазами водолаза,
лист бумаги – электриком,
розетка – юристом,
аудиокассета – врачом.