Слайд 1Организация процесса обучения
Теория усвоения
Слайд 2Уровневая модель обучения
Понимание;
Усвоение;
Применение.
Слайд 3Понимание
Осознание-получение представлений, или установление соответствия между словом и образом.
Осмысление-выявление взаимосвязей
между представлениями, понятиями, а также уяснение характера взаимосвязей
Обобщение- выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов.
Слайд 4Усвоение
Текущее повторение -повторение, направленное на запоминание материала
Тематическое повторение
Итоговое повторение
Слайд 5Применение
Формирование и совершенствование умений
Стандартное применение
Творческое применение
Слайд 6Закономерности осознания
единство двух сигнальных систем человека - соотношение ЮНЕСКО: 15(С)+
25(З)=>65.
сложность конкретного образа с большим числом отвлекающих деталей ухудшает осознание.
Слайд 7Факторы, затрудняющие осознание
Отсутствие сопровождения новых для ученика слов получением соответствующих образов.
Образов достаточно, а подходящих, необходимых слов у педагога не находится. Злоупотребление наглядностью ради
наглядности.
Слайд 8Факторы, затрудняющие осознание
Применение реальной, но сложной наглядности, имеющей отвлекающий характер приводит
к тому, что образ, складывающийся в сознании ученика, получается недостаточно четким, многовариантным.
Увеличение темпа изложения при изучения нового материала.
Слайд 9Методические приемы
Использование наглядности;
Демонстрация;
Работа с терминами;
Распознавание образов;
Использование абстрактной
наглядности.
Слайд 10Закономерности осмысления
прежде, чем запоминать, надо понять;
невозможность реализации всех связей. Количество
связей между понятиями определяется формулой M=n(n-1)/2;
оптимальность трех связей каждого понятия с другими установлена статистически, и «правило трех связей» верно для большинства учебных ситуаций.
Слайд 11Факторы, затрудняющие осмысление
Неуверенность ученика
Непонимание взаимосвязей
Непонимание логики материала
Слайд 12Вопросы, оптимизирующие осмысление
вопросы, отражающие причинно-следственные связи - «Зачем...» и «Почему...»;
вопросы, связанные
с содержанием — «Что это...», «Из чего состоит...», «Частью чего является...», «Какими признаками обладает...»;
вопросы, связанные с действием и способами его осуществления — «Как...», «Каким образом...»;
вопросы, касающиеся условий выполнения действий, протекания явлений.
Слайд 13Методические приемы
Использование простых мыслительных операций;
Выявление межпонятийных связей;
Выяснение характера связей:
- непосредственных и
опосредованных;
- причинно-следственных и генетических;
- пространственных и временных;
- последовательных и параллельных;
- прямых и обратных.
Графическая регистрация связей:
- построением графиков;
- заполнением таблиц и матриц;
- построением структурно-логических схем.
Слайд 14Закономерности обобщения
осуществляется движение мысли от единичного к общему, так как обобщенная
информация удобнее для запоминания и использования;
выбор наиболее существенного основания для обобщения в зависимости от конкретных условий.
Слайд 15Механизм обобщения
обобщения реализуют переходы от одних форм отражения к другим в
направлении укрупнения информации.
пять форм отражения действительности: представление, понятие, закономерность, теория, система научных знаний.
Слайд 16Факторы, затрудняющие обобщение
Неумение выявить общие признаки при понятийном обобщении
Непонимание закономерностей
Трудности тематического
обобщения
Слайд 17Методические приемы
Понятийное обобщение:
- выделение общих признаков;
- выделение существенных признаков;
- обобщение по
противопоставлению.
Обобщение на уровне понятий второго рода:
- объединение понятий;
- использование аналогий.
Слайд 18Методические приемы
Тематическое обобщение с использованием:
одномерной классификации;
двухмерной классификации (таблиц);
многомерной классификации (описательной);
структурно-логических схем.
Обобщения межтематические и межпредметные;
Статистические обобщения.
Слайд 19Закономерности текущего повторения
неотсроченное повторение экономнее по времени и эффективнее по результатам,
чем отсроченное;
текущее повторение требует дифференцированности усилий: сильный ученик затрачивает времени на подготовку домашнего задания в шесть раз меньше, чем слабый.
Слайд 20Проблемы текущего повторения
обилие неупорядоченной информации в долговременном хранилище не позволяет ее
быстро извлекать (тематическое);
сохранении информации в долговременном хранилище, профилактика забывания (итоговое).
Слайд 21Методические приемы
Закрепление на уроке:
краткое повторение нового материала;
просмотр материала в учебнике;
выписывание тезисов;
акцентирование
главного;
акцентировка взаимосвязей в материале.
Слайд 22Методические приемы
Специфика домашних заданий:
- с комментированием;
- с выбором варианта задания.
-
использование плана;
- составление плана;
- письменные ответы на вопросы;
- формулирование вопросов по изучаемому материалу;
- анализ структурно-логических схем.
Слайд 23Методические приемы
Опрос на уроке:
- индивидуальный;
- с устным комментированием;
- с
предварительной подготовкой;
- с опорой на план;
- с опорой на наглядность;
- фронтальный устный;
- фронтальный устный, программированный;
Слайд 24Методические приемы
Опрос на уроке:
- со взаимоконтролем учащихся;
- письменный самодифференцированный;
-
по карточкам;
- тестовый альтернативный;
- тестовый с конструируемыми ответами;
- путем взаимопроверки домашних работ;
- путем взаимопроверки самостоятельных работ;
- путем анализа спроецированных на экран ошибочных решений;
- путем письменного комментария письменных работ.
Слайд 25Закономерности тематического повторения
представление информации в сжатом виде (построение-сверток) с последующим кратным
повторением;
последовательность повторения материала желательна та же, что и при его изучении.
Слайд 26Закономерности тематического повторения
увеличение его удельного веса — некоторые учителя выделяют в
каждой теме по 2 — 3 заключительных урока;
кратность повторения;
выбор стратегии повторения, соответствующей особенностям развития учеников.
Слайд 27Стратегии тематического повторения
Учет закона кратности повторения посредством применения листов взаимоконтроля —
перечень вопросов по теме (трех- четырехкратное повторение);
Систематизация информации: предметы — явление — уравнение — решение задач — эмоции (отражает движение мысли: вначале от конкретного к абстрактному, а затем от абстрактного к конкретному).
Слайд 28Стратегии тематического повторения
Использование структурно-логических схем как средства отражения связей между явлениями;
Использование подробно разработанного плана: от представлений к понятиям, к характеристикам величин, включая определения и единицы измерения; от взаимосвязей понятий к законам и их применению. Система кодирования выстроена им в соответствии с индуктивным характером мышления.
Слайд 29Методические приемы
материал должен быть представлен в сжатом, свернутом виде.
свертки информации
в виде плана, табличные, рисуночные, в виде структурно-логических схем и др.
для свертки информации должна быть использована его группировка (классификация) или систематизация, которая облегчает припоминание материала.
Слайд 30Закономерности итогового повторения
Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний,
умений, опыта творческой деятельности (И.Я.Лернер);
Результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий;
Слайд 31Закономерности итогового повторения
Продуктивность творческого мышления учащихся улучшается при использовании увеличенных шагов
обучения, а результативность вербального запоминания знаний (в известных пределах) улучшается при использовании уменьшенных порций материала;
Эффективность обучения (в известных пределах) прямо
пропорциональна частоте и объему обратной связи.
Слайд 32Методические приемы
контрольная работа;
зачет;
коллоквиум;
семинар;
беседа;
обсуждение рефератов;
КВН;
деловая игра.
Слайд 33Закономерности формирования умений
Умения рассматривают как функционирующие знания и подразделяют на элементарные
и сложные.
Элементарные умения можно довести до уровня навыка, когда действие выполняется автоматически. Для сложных умений это исключено.
Закономерностью формирования умений можно назвать существование технологической цепочки: ЭУ —> ЭН —> СУ (элементарные умения успешнее включаются в состав сложных, если они доведены до уровня навыка).
Слайд 34Закономерности формирования умений
Обучение путем «делания» в 6—7 раз продуктивнее обучения путем
«слушания»;
Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна количеству тренировочных упражнений;
Продуктивность обучения прямо пропорциональна интенсивности тренировки
Слайд 35Условия формирования умений
Полнота ориентировочной основы умственных действий;
Развернутость действия при его первоначальном
показе и освоении;
Поэлементное освоение сложного действия;
Осознанность и полноценность умений;
Растянутость процесса формирования;
Поэтапная отработка каждого навыка и умения
Слайд 36Проблема законов формирования навыка
Закон эффекта;
Закон изменения скорости;
Закон неравномерности развития;
Закон плато в
развитии навыка;
Закон переноса;
Закон отсутствия предела в развитии;
Закон угасания.
Слайд 37Закон эффекта
Для развития навыков необходимо знать результат каждого повторения и иметь
желание при следующем повторении его улучшить
Слайд 38Закон изменения скорости
Быстрое, при первых повторениях, улучшение продуктивности навыков вскоре все
более замедляется (кривая навыков имеет форму логарифмической кривой);
Слайд 39Закон неравномерности развития
Улучшение навыков чередуется с временными ухудшениями под влияние ряда
субъективных и объективных причин, влияющих на продуктивность (кривая навыков имеет зубчатую форму);
Слайд 40Закон плато в развитии навыка
Временное отсутствие улучшения или ухудшения продуктивности навыков
(плато на кривой навыков) говорит о перестройке их психологической структуры;
Слайд 41Закон переноса
Имеющиеся навыки облегчают развитие сходных по психологической структуре навыков (дают
положительный перенос) и затрудняют развитие навыков, имеющих резко различную структуру (отрицательный перенос);
Слайд 42Закон отсутствия предела в развитии
Конечное плато в развитии навыка всегда может
за счет перестройки структуры навыка дать хотя бы незначительное улучшение его продуктивности;
Слайд 43Закон угасания
При отсутствии повторений, навык претерпевает обратное влияние и, прежде всего,
деавтоматизируется, но возобновление повторений восстанавливает навык скорее, чем первоначальное его развитие.
Слайд 44Факторы, оптимизирующие формирование
Наличие ежедневных тренировок;
Наличие ежедневного учета результативности работы;
Удвоение
частоты упражнений, проводя их малыми порциями в начале и в конце урока.
Использование помощи сильных учеников, закрепив за каждым из них слабого.
Слайд 45Методические приемы
Предварительные упражнения служат актуализации опорных знаний, умений, то есть тех,
которые были освоены ранее и находятся во взаимосвязи с изучаемыми на данном занятии. Предварительные упражнения не должны занимать много времени и, как правило, выполняются коллективно — с использованием классной доски или статической проекции.
Слайд 46Методические приемы
Вводные упражнения могут быть двух назначений: либо для теоретического пояснения,
либо для показа действия. В том и другом случае они выполняются учителем. Ученики могут принимать участие в обсуждении объясняемого материала.
Слайд 47Методические приемы
Пробные упражнения нужны для профилактики ошибок. Традиционно их выполняют все
ученики одновременно при последующем сравнении результата с полученным на классной доске. Есть и другие возможности проведения пробных упражнений, например, с проецированием на экран решения с ошибкой, которую предлагается найти. В любом случае пробные упражнения выполняются под контролем учителя
Слайд 48Методические приемы
Тренировочные упражнения, необходимые для доведения элементарных умений до уровня навыка,
выполняются, как правило, индивидуально и в домашних условиях. Закономерность выполнения тренировочных упражнений: важна не столько их длительность, сколько частота.
Слайд 49Методические приемы
Творческие упражнения могут быть разными по характеру, но в технологической
цепочке они имеют вполне определенное назначение: включение элементарных навыков в состав сложных умений. Выполняются, как правило, индивидуально.
Слайд 50Методические приемы
Контрольные упражнения могут быть либо такими же, как тренировочные, либо
как творческие. Это зависит от того, что контролируется: сформированность элементарных навыков или включение их в состав сложных умений.
Слайд 51Закономерности стандартного применения
Отличительная черта стандартного применения — использование правил, алгоритмов; с
этой точки зрения его следовало бы называть алгоритмическим.
алгоритмическое применение следует рассматривать как ознакомительно-творческое, приобщающее к результатам поисков предыдущих поколений.
Слайд 52Закономерности стандартного применения
Продуктивность деятельности зависит от уровня сформированности навыков и умений.
Продуктивность
обучения повышается, если модель действия, которое необходимо выполнить, — «программа движений» и ее результаты — «программа цели» опережают в мозгу саму деятельность.
Слайд 53Методические приемы
Упражнения;
Решение типовых и ситуационных задач;
Выполнение обучающих лабораторных и практических заданий;
Организация
процесса взаимопомощи и взаимопроверки работ учениками.
Слайд 54Методические приемы
устные инструктажи;
письменные инструкции;
тетради с печатной основой;
проецирование алгоритмических предписаний на
экран с помощью технических средств.
Слайд 55Закономерности творческого применения
прежде, чем учить творчеству, надо освоить стандартные задания;
при этом
освоении надо идти «от простого к сложному».
Слайд 56Закономерности творческого применения
опирается на освоенные ранее мыслительные операции, полученную информацию;
подкрепляется
способностями и волевыми качествами;
сопровождается усилением эмоций;
задания подбираются так, что постепенно в них уменьшается доля алгоритмического и усиливается роль интуиции.
Слайд 57Методические приемы
предвосхищение (антиципация) при чтении текста;
анализ проблемных ситуаций;
написание творческих рефератов;
дискуссии и
КВН;
«мозговая атака»;
творческие лабораторные задания;
Слайд 58Методические приемы
решение задач несколькими способами;
задачи с неполными данными;
задачи на внутрипредметные и
межпредметные связи;
самостоятельное или групповое
изготовление моделей.