Человек, как предмет философского анализа. (Лекция 9.1) презентация

Содержание

Литература Обязательная: Васильев В.В. Философия: учебник. –М., 2012. Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. Философия: учебник. – М., 2012.

Слайд 1Философская антропология и круг ее проблем
Вопросы лекции:

2. Смысл и

цель жизни человека в обществе



ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО
АНАЛИЗА


Слайд 2Литература





Обязательная:




Васильев В.В. Философия: учебник. –М., 2012.
Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин

А.В. Философия: учебник.
– М., 2012.

Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для
бакалавров. –М., 2012.

Миронов В.В. Философия: учебник. – М., 2011.

Подопригора С.Я. Философский словарь. –
Ростов-на-Дону, 2013.

Философия: учебник /под ред. Проф. Каверина Б.И. - М.,
Воен.ун-т., 2011.

Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Лавриненко, А.Ратникова. - М., 2011.


Слайд 3
Философская антропология и круг ее проблем

Вопрос лекции:
1


Слайд 4



КОСМОЦЕНТРИЗМ







ТЕОЦЕНТРИЗМ







РАЦИОНАЛИЗМ




АНТРОПОЦЕНТРИЗМ







СОЦИОЦЕНТРИЗМ



ЧЕЛОВЕК


ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕКА




Слайд 5Органическая малая часть вселенной, особый микрокосм
Творение Бога, созданное
по его образу

и
подобию

ЧЕЛОВЕК

Возрождение гуманизма, человек – творец самого
себя и своей судьбы

Существо исключительно
разумное, способное к познавательной
деятельности

Творец истории и мира культуры на разумных и справедливых началах


ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ


Слайд 6ФИЛОСОФСКОЕ
УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
ЕГО СУЩНОСТИ
И ПРИРОДЕ
ТЕЧЕНИЕ
НЕМЕЦКОЙ
ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ
ХХ ВЕКА


ФИЛОСОФСКАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ



В УЗКОМ СМЫСЛЕ


В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ






Философская антропология – учение о природе и сущности человека в единстве его природного и социального, физического
и духовного, объективного и субъективного


Слайд 7 Создание комплексного учения о человеке
в единстве существования природного и

социального

Обобщение данных частных наук об эволюции человека, его роли и месте во Вселенной и на Земле

Развитие и углубление научных знаний о внутреннем духовном мире человека, его сущности, смысле и цели существования

1

2

3


Слайд 8ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ


СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНАЯ
ПРОБЛЕМЫ
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ

Анализ
происхождения и
становления
человека как
социального
существа

Изучение человека


в мире культуры как
личности, объяснение
смысла и
цели его жизни


Исследование
познавательных
возможностей
и способностей
человека












ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ



Слайд 9РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ:
объяснение происхождения человека и общества
анализ деятельной общественной сущности

человека

изучение человека в мире культуры, создание им материальных и духовных ценностей

формирование всеобщей общенаучной концепции человека

взаимосвязь материального и духовного в жизни человека

обоснование гуманистического характера общественного развития

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ



Слайд 10
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Концепция личности


Слайд 11
ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

Человек
Основные концепции:


ТЕИСТИЧЕСКАЯ
ТРУДОВАЯ
ЭВОЛЮЦИОННАЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ
ИНОПЛАНЕТНАЯ


Слайд 12
человек создан богом по его образу и
подобию
СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ

ЧЕЛОВЕКА

исключительно культурная деятельность является главным фактором развития человека

человек есть продукт длительного эволюционного развития природы

сверхвозможности человека и его разума могут быть объяснены его инопланетным происхождением

ЧЕЛОВЕК

труд и трудовая деятельность выступают в качестве главного фактора развития человека


Слайд 13

ЧЕЛОВЕК

ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ
СОВОКУПНОСТЬ УСЛОВИЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ И
ФОРМИРУЮЩИХ
ЧЕЛОВЕКА КАК
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ВИД
СОВОКУПНОСТЬ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ

СРЕДЫ,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
ЧЕЛОВЕКА КАК
ЛИЧНОСТЬ, РЕАЛИЗАЦИЮ
ЕГО ЦЕЛИ И СМЫСЛА
ЖИЗНИ

Биологическое

Социальное






Слайд 14ЧЕЛОВЕК
■ обладание развитой системой высшей нервной деятельности
■ прямохождение, особое

анатомическое строение тела

■ адаптация к природной среде

■ клеточное строение организма и способность
к обмену веществ

■ наличие микроэлементов и химических соединений

■ действие безусловных
и условных рефлексов

■ наличие генов, определяющих наследственность

■ способность к продолжению рода

■ физическая сила, ловкость, выносливость

■ обусловленность продолжительности жизни




Биологическое в человеке




Слайд 15Социальное в человеке
■ детерминированность мышления, общения, поведения и деятельности социальной

средой

■ передача опыта, знаний и культуры от поколения к поколению

■ усвоение ценностей, знаний и норм

■ ответственность перед собой и обществом

■ творческий характер жизнедеятельности

■ многообразие потребностей и интересов и их удовлетворение

■ многообразие видов и форм социальной активности

■ ценностное осмысление жизни

■ реализация и самореализация смысла и цели жизни

ЧЕЛОВЕК


Слайд 16ЧЕЛОВЕК
ИНДИВИД
ЛИЧНОСТЬ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ


КАТЕГОРИИ

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ АНТРОПОЛОГИИ


Слайд 17■ сознательное производство материальных и духовных ценностей для себя и других

в основе деятельности лежат материальные и духовные интересы и потребности

■ сознательно-волевой характер жизни на основе норм права, морали, религии

■ способность действовать универсально(политика, право, и т.д.)

■ жизнь не ограничена земными климатическими условиями

■ способность изменять не только окружающий мир, но и свой собственный

■ коллективный образ жизни, как фактор формирования качеств и способностей

■ аккумуляция социально-культурного опыта и передача его от поколения к поколению



ЧЕЛОВЕК

признаки


Слайд 18■ не создает и не производит орудий труда
■ действует в соответствии

с физической потребностью

■ поведение осуществляет по мерке и потребности своего вида

■ исключительно приспосабливается к природным условиям

■ жизнь жестко ограничена рамками среды обитания

■ совершенствование биологических характеристик для выживания в мире природы

■ наследуемая генетическая программа определяет его инстинктивное поведение



ЖИВОТНОЕ

признаки


Слайд 19
Личность – это человек с развитыми социальными качествами, приобретенными им в

процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом, вхождения в мир культур

общественно развитый человек как носитель
сознания и самосознания

наличие развитых социальных качеств, чувства
личного достоинства и его активная защита

усвоение системы общественных ценностей,
перевод их в свой внутренний духовный мир

творчество и активность в мышлении, общении,
поведении и деятельности

способность нести ответственность перед собой
и обществом за свои поступки и действия

1

2

3

4

5


Слайд 20ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
КОМФОРМИСТСКИЙ
ГЕРОИЧЕСКИЙ
РЕЛИГИОЗНЫЙ
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ


ТИПЫ:
ДЕЯТЕЛИ
МЫСЛИТЕЛИ
ЛЮДИ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ
ГУМАНИСТЫ И ПОДВИЖНИКИ
РЕЛИГИОЗНЫЙ
Тип личности – интеграция

и направленность ценностных ориентаций с характерными для нее общими способами поведения и адаптации в социуме

Слайд 21
2. Смысл и цель жизни человека в обществе

Вопрос лекции:

2



Слайд 22Смысл жизни
человека
Смысл жизни – означает совокупность предназначений и устремлений человека

в ходе его жизни, включенность в систему общественных отношений, подчиняющих себе его поведение и поступки


смысл жизни заключен в самой
жизни, а не вне ее

не существует универсального
смысла жизни


он не дается в готовом виде,
ему нельзя научиться

Общество:

1

2

3


Слайд 23
Субъектиная сторона - совокупность факторов, определяющих индивидуальный духовный выбор смысла и

цели жизни каждым социальным субъектом

самостоятельный, добровольный поиск
каждым человеком

индивидуальный набор средств и методов
его обретения

возможность наличия множества субъективных
ошибок на пути его обретения

Смысл и цель жизни человека

1

2

формируется и реализуется в конкретных
формах человеческой деятельности


необходимость значительного количества
духовных усилий (затрат)

4

5

3


Слайд 24
Объективная сторона – совокупность социальных факторов, определяющих общее содержание и направленность

духовности основных субъектов общества


проблема выбора обязательно наступает
для каждого человека


независимость выбора от возраста, пола,
условий жизни…


обретает свою ценность в сравнении со
смыслом жизни других людей

Смысл и цель жизни человека

1

2


влияние исторической эпохи, требований
прогресса, гуманизма к человеческой
жизни в обществе


утверждается и доказывается на практике
делами, поступками людей

4

5

3


Слайд 25Франкл В.
Человек в поисках смысла. –М., Прогресс, 1990.

Жизнь

человека не должна лишаться
смысла ни при каких обстоятельствах


Смысл всегда может и должен
быть найден, а его поиск нормальное
свойство человеческой природы


Поиск смысла жизни тесно связан с
необходимостью его реализации

1

2

Обретение его идет не из себя, а из
человеческой коммуникации


Его нельзя дать как вещь, изобрести,
его нужно найти, обрести

4

5

3

Ценностные принципы обретения
смысла жизни


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика