Формы работы с молодежью. Дискуссия в обучении презентация

Содержание

Что Что Для чего нужна дискуссия?

Слайд 1 Основные формы работы с молодежью
(дискуссия)


Слайд 2Что Что
Для чего нужна дискуссия?


Слайд 3
Дискуссия в обучении


Слайд 4Что такое дискуссия?
Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – это

публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы.

Слайд 5Преимущества дискуссии


Слайд 6Принципы организации дискуссии:
содействие возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы;
конструктивность критики;
обеспечение психологической

защищенности участников.

Слайд 7Виды дискуссий:


Слайд 8Задачи дискуссии:


Слайд 9Этапы подготовки дискуссии:


Слайд 10Задачи модератора дискуссии:


Слайд 11Обязанности модератора:


Слайд 12В конце дискуссии модератор:


Слайд 13Приёмы введения в дискуссию:


Слайд 14Стратегии ведения дискуссии


Слайд 15Приёмы, повышающие эффективность дискуссии:
уточняющие вопросы
«Что Вы имеете в виду, когда говорите…?»,

«Как Вы докажете, что это верно?»;
парафраз
«Вы говорите, что…», «Правильно ли я понял(а), что…?»;
демонстрация непонимания
«Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста»;

Слайд 16Приёмы, повышающие эффективность дискуссии:
выражение сомнения
«Так ли это?», «Вы уверены в том,

что утверждаете?»
приведение альтернативной точки зрения;
«доведение до абсурда»;
«задевающее утверждение».

Слайд 17Типы вопросов в дискуссии:


Слайд 18Форматы и техники проведения дискуссии
панельная дискуссия
«круглый стол»
«техника аквариума»
«квадро»
«снежный ком»
«приоритеты»
письменная дискуссия
«круги»
«идейная карусель»
ролевая

дискуссия
«мыслительные шапки»
«позиции»
мозговой штурм
«эстафета» и др.



Слайд 19Панельная дискуссия
Цель: организация обсуждения проблемы в многочисленной группе (свыше 40 человек).

Этапы:
проблема

дискуссии формулируется руководителем;
участники делятся на микрогруппы по 6-8 человек,
которые располагаются в аудитории по кругу;
члены каждой группы выбирают представителя;
в течение 15-20 мин в микрогруппе обсуждается проблема и вырабатывается общая точка зрения;
представители групп собираются в центре круга и высказывают мнение группы, отстаивая свои позиции. Остальные участники следят за ходом обсуждения. Они имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, в которых излагают свои соображения;
представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться;
панельное обсуждение заканчивается по истечении отведённого времени или после принятия решения;
представители групп проводят критический разбор хода обсуждения, а решения принимаются уже всеми участниками.

Слайд 20«Дебаты»
Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется

для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения.
Цель дискуссии – научить учащихся аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме.

Слайд 21«Дебаты». Этапы:
ведущий предлагает две или несколько возможных точек зрения на проблему.


учащиеся выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать и объединяются в микрогруппы, численный состав которых может быть разным
определяются правила дискуссии, продолжительность обсуждения в группах и регламент выступления группы в дебатах
организуется обсуждение проблемы в микрогруппах:
распределяются роли между членами каждой группы;
выстраивается система аргументов для убеждения оппонентов;
продумываются ответы на возможные вопросы;
решается вопрос о том, как распорядиться предоставленным временем
ведущий по очереди предоставляет группам слово, определяя регламент
в завершении дебатов проводится совместный анализ результатов дискуссии.

Слайд 22«Эстафета»
Алгоритм дискуссии:
группы располагаются в пространстве аудитории по кругу. Каждой группе выдается

лист бумаги с вопросом, проблемой и дается время на обсуждение данной проблемы. Дискуссия в микрогруппе заканчивается записью общего решения на листе бумаги с вопросом (проблемой);
затем каждый такой лист передается по часовой стрелке следующей группе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя свое мнение на этом листе. Процедура повторяется столько раз, сколько предложено вопросов, проблем и сколько создано групп;
по окончании работы каждой группе возвращается выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения или решений;
группы озвучивают результаты своей работы;
подводятся итоги, анализируется работа групп учащимися и преподавателем.

Слайд 23«Вертушка»
Специфика данной дискуссии заключается в том, что учащиеся обсуждают проблему в

группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы.
При этом, на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию: он может быть ведущим дискуссии, 10м выступающим, 2-м выступающим и т.д. Таким образом, обеспечивается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки. Ниже описаны этапы дискуссии-“вертушки”.
Дискуссия “Вертушка” обеспечивает интенсивный и разносторонний анализ обсуждаемой проблемы каждым учащимся, расширяет сферу коммуникации, позволяя обсудить проблему в разном составе ее участников. Сложность организации такой дискуссии связана с разработкой маршрута перемещения участников, необходимостью ориентироваться на определенное их количество.

Слайд 24«Вертушка»
Этап 1-й, подготовительный:
ведущий дает вводную информацию, определяет проблему или обозначает тему

обсуждения. Предлагается 4 направления решения проблемы или аспекта темы дискуссии;
• группа делится на 4 подгруппы по принципу добровольности или “лотереи”, но в любом случае группы должны быть одинаковыми по количеству участников (возможны варианты: 4/4; 4/5; 4/6);
готовятся 4 стола для работы групп, на каждый ставится табличка с одной из букв (“А”, “Б”, “В”, “Г”) и кладутся большие листы бумаги с одним из вопросов обсуждаемой темы (лист А, лист Б, лист Г, лист В). Каждому участнику выдается карточка с номером (А1, А2…; Б1, Б2….; В1, В2….; Г1, Г2…) и маршрутный лист (ниже см.табл.).
ведущий объясняет правила проведения дискуссии и руководит размещением участников за столами.


Слайд 25«Вертушка»
Этап 2-й, проведение дискуссии:
участники занимают исходное положение и ведут в течение

5-10 минут обсуждение предложенного вопроса или аспекта темы, при этом каждый высказывается по порядку, определенному в маршрутном листе. Заканчивается обсуждение оценкой каждым учащимся работы участников, которая записывается в маршрутном листе в колонке “Лучшее выступление”;
затем группы расходятся по другим столам в соответствии с маршрутом перемещения каждого участника. При этом второй тур дискуссии включает обсуждение другого аспекта темы и проводится в новом составе участников;
следующие два тура повторяют предыдущие и осуществляются по тому же алгоритму, что и первые два.


Слайд 26«Вертушка»
Этап 3-й, подведение итогов дискуссии:
на последнем, четвертом, переходе участники оказываются на

своем исходном месте, обсуждают и обобщают предложения и мнения всех групп по обсуждаемому аспекту темы, оформляют выводы и готовятся к выступлению перед всей группой;
ведущий собирает маршрутные листы и определяет тех, чьи выступления отметило большинство участников;
микрогруппы представляют свои выводы по каждому аспекту темы. Преподаватель проводит коллективный анализ результатов дискуссии и подводит ее итоги, отмечает тех учащихся, чьи выступления были наиболее интересны и содержательны.



Слайд 27«Круглый стол»
Дискуссия направлена на обсуждение какой-либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа.

Задачи участников дискуссии:
они ориентированы на возможность рассмотреть проблему с разных сторон,
собрать как можно больше информации, осмыслить ее,
обозначить основные направления развития и решения,
согласовать свои точки зрения,
научиться конструктивному диалогу.

Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15-25 человек.

Слайд 28Ток-шоу (Panel Debate)
Эта форма дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и

дискуссии в группе.
Группа из 3-5 человек ведет дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников.
Выступление не должно продолжаться более 3-5 минут.
Зрители вступают в обсуждение позже: они высказывают свое мнение или задают участникам вопросы.
Ведущий должен следить за тем, чтобы участники дискуссии не отклонялись от заданной темы. Продолжительность дискуссии не должна превышать 1,5 часа.


Слайд 29Ток-шоу (Panel Debate)
Предварительно:
Сообщите тему дискуссии ее участникам (желательно в форме дискуссионного

вопроса). Пригласите экспертов или отберите их из числа учеников (всего 2-3 эксперта).
Попросите всех учеников подготовить вопросы к экспертам и продумать собственную позицию по теме дискуссии.
Попросите экспертов подготовиться к краткому выступлению по теме (2-3 минуты), подготовить справочную информацию.
Организуйте аудиторию по типу студии: зрители размещаются полукругом по отношению к экспертам.
При проведении:
Представьте тему дискуссии (в качестве мотивации может послужить видеофрагмент, цитата из прессы, короткая история…).
Представьте экспертов. Сообщите правила проведения ток-шоу:


Слайд 30Ток-шоу (Panel Debate)
Сначала эксперты высказываются по проблеме (2–3 минуты каждый);
Чтобы получить

слово надо поднять руку;
Слово зрителям предоставляет ведущий;
Зрители могут выступать со своим мнением или задавать вопросы отдельным или всем экспертам (не дольше 1 минуты);
Ведущий имеет право задавать вопросы;
Ведущий имеет право прервать выступающего, превысившего лимит времени;
Эксперты отвечают на вопросы как можно конкретнее и короче;
Попросите зрителей выступать и задавать вопросы. Следите за временем.
Попросите записать вопросы, на которые не хватило времени, и передайте их экспертам.
Поблагодарите экспертов и зрителей.
Проведите подведение итогов по содержанию дискуссии и манере ее проведения.


Слайд 31«Техника аквариума»
Цель: предоставить участникам возможность свободного включения в обсуждение проблемы и

выхода из него.
Проведение:
5-6 участников вместе с руководителем садятся в круг. Они — «рыбы». Вокруг них становятся остальные участники группы, они — «рыбаки».
Члены внутреннего круга («рыбы») активно участвуют в обсуждении предложенного руководителем вопроса. «Рыбаки» наблюдают и вступают тогда, когда чья-либо версия их заинтересовала; они дополняют, задают вопросы, конкретизируют. При этом «рыбак» должен встать рядом с «рыбой», которая его привлекла своей версией.
После обсуждения одной проблемы (вопроса) участники меняются местами (те, кто стоял за пределами круга, садятся в круг). Желательно, чтобы все участники побывали в кругу.


Слайд 32«Снежный ком»
Цель: наработка и согласование мнений всех членов группы. При использовании

этой техники в активное обсуждение включаются практически все участники. Количество человек может достигать 30-35.
Проведение:
Для проведения этого вида дискуссии понадобится большое количество карточек (половина листа А4) и маркеры.
Участникам раздается по 4-8 карточек. Каждому предлагается написать по 4-8 вариантов решения какого-либо вопроса. На каждой карточке пишется только один вариант.
Участники объединяются и пары. В результате обсуждения пара отбирает наиболее согласованные предложения-карточки. Их должно быть чуть больше половины от общей суммы карточек.

Слайд 33«Снежный ком»
Участники объединяются в четверки и также путём дискуссии в микрогруппе

оставляют чуть больше половины карточек от общей.
Представитель от группы защищает общие наработки, демонстрируя карточки аудитории. После этого карточки комментируются каждой группой, а затем проводится классификация и систематизация предложений, выделяются сходные варианты.

Слайд 34«Квадро»
Цель: выяснение и обсуждение мнений в группе относительно высказанных преподавателем или

кем-то из обучающихся тезисов и суждений.
Проведение:
На плакате или доске записывается тезис, например: «Воспитать конкурентоспособного рабочего может только тот мастер (преподаватель), который сам успешен на рынке труда».

Слайд 35«Квадро»
Все участники одновременно показывают цифру на карточке «квадро», отражающую их мнение

по этому тезису:






1 — согласен
2 — согласен, но...
3 — не согласен, но... (вариант — затрудняюсь)
4 — не согласен
Преподаватель констатирует представленный характер мнений.
Если цифры значительно отличаются, то необходимо обсуждение. Сначала высказывают свои аргументы те участники, которые согласны с выдвинутым тезисом (показали цифру 1), их дополнят участники, показавшие мнение 2 («согласен, но...»), и т.д.

Слайд 36«Приоритеты»
Цель: сопоставление и согласование позиций по обсуждаемым вопросам, формирование представлений о

многообразии аспектов видения одной и той же темы.
Проведение:
Каждый участник получает листок с тезисами по определённой теме. Участники должны расположить тезисы в соответствии с собственным мнением в порядке убывания приоритетов. Для этого высказывания оцениваются по десятибалльной шкале. Участники разбиваются на группы по 4—5 человек в каждой.

Слайд 37«Приоритеты»
В группах они разрабатывают единую систему приоритетов. Если

группа не приходит к единому мнению относительно какого-то тезиса, то этот тезис отмечается особо, доводы «за» и «против» также фиксируются для позднейшего обсуждения данного случая на общем собрании.
Все участники собираются для совместной дискуссии. Малые группы докладывают о своих результатах и спорных случаях.
Если участниками должно быть принято общее решение, то теперь, как и ранее в малых группах, все должны прийти к соглашению о приоритетах.



Слайд 38Письменная дискуссия
Цель: выявление и фиксация мнений участников относительно определенной темы с

последующим коллективным обсуждением.
Проведение:
На разных столах лежат подготовленные плакаты с начатыми фразами либо с высказываниями, побуждающими к дискуссии.
На столах также лежат маркеры. Участники обходят столы и записывают свои мнения, возражения, согласие, вопросы.
Все плакаты вывешиваются для ознакомления.
Выбираются злободневные вопросы, формулируются предложения-стимулы, которые могут побудить слушателей к дискуссии.

Слайд 39«Круги»
Цель: актуализация и обмен опытом (профессиональным, социальным и др.) и знаниями

по заданной теме.
Проведение:
Участники разбиваются на пары. Пары садятся или встают в круг лицом друг к другу; все вместе образуют два круга — внешний и внутренний.
Пары ведут диалог на заданную преподавателем тему. По знаку преподавателя диалоги завершаются, и партнеры прощаются друг с другом.
Каждый из партнеров переходит на место своего левого соседа: теперь состав пар изменяется, и новые пары начинают обсуждать новую объявленную педагогом тему.
Переходы происходят при каждой смене темы или вопроса.
В целом каждый участник беседует не более чем с шестью партнёрами, иначе интерес начинает пропадать.

Слайд 40«Идейная карусель»
Цель: организация последовательного обсуждения предложенных вопросов с последующим принятием коллективного

решения; актуализация знаний и выявление имеющегося опыта.
Проведение:
Каждому члену микрогрупп (по 4— 5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.
Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда к каждому вернется его листок. На этом этапе записи не анализируются, не оцениваются и не отбираются (в этом проявляется некоторое сходство данной методики с «мозговым штурмом»).

Слайд 41«Идейная карусель»
В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение

в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.
Обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка. Если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список

Слайд 42Ролевая дискуссия
Цель: определение ролевых позиций, их слабых и сильных сторон, а

также выявление значимости той или иной роли в определенной ситуации.
Проведение:
Задается тема дискуссии
Распределяются роли с описанием их характеристик. Можно дать участнику не свойственную ему роль, чтобы он осознал свои слабые и сильные стороны. Даётся время на подготовку.
В течение 10— 15 мин идет дискуссия. Остальные члены группы наблюдают: они должны угадать, кто какую роль исполнял, и объяснить, что указывало именно на эту роль.
Может быть проведен второй раунд дискуссии со сменой ролей либо с другими участниками. Смена ролей заставляет одного научиться слушать и видеть окружающих, а другого раскрыться по-новому, вопреки своему привычному имиджу.

Слайд 43Ролевая дискуссия


Слайд 44Ролевая дискуссия
Задания для наблюдателей:
наблюдать за конкретным человеком;
фиксировать удачные моменты дискуссии;
проследить логику

дискуссии;
определить, что помогало и что мешало вести дискуссию.

Слайд 45«Мыслительные шапки»
Цель: отработка умений видеть и принимать разные мыслительные стратегии и

подходы к решению проблемы.
Проведение:
Шесть шапок разных цветов символизируют шесть различных подходов к анализу проблемы, поиску решений и аргументации:

Слайд 46«Мыслительные шапки»
Пятеро участников выбирают себе шапки, надевают их и тем самым

обозначают свою позицию в разговоре. После небольшой подготовки они проводят первый раунд дискуссии.
Через 10 минут участники меняются шапками и, соответственно, линией аргументации (два раза по кругу).
Остальные слушатели наблюдают за дискуссией из внешнего круга. Для них возможны следующие задания: язык тела, качество аргументации, воздействие смены шапок на отдельных спорщиков. По окончании слово имеют непосредственные участники, а затем наблюдатели.

Слайд 47«Позиции»
Цель: осуществление невербального обмена мнениями.
Проведение:
Участники стоят в центре аудитории. Преподаватель объясняет,

что один угол помещения отводится для положительных ответов, а противоположный ему — для отрицательных. Необходимо выразить свое отношение к высказанным преподавателем суждениям, заняв позиции на диагонали, проходящей из угла «+» в угол «-».
После высказанного преподавателем тезиса участникам даётся немного времени, чтобы каждый из них мог занять соответствующий угол и сравнить свою позицию с позициями других участников.
Участникам, занимающим крайние позиции, задается вопрос, чем они могут обосновать свое положительное или отрицательное отношение к данному тезису. Объяснения выслушиваются группой и преподавателем без комментариев и обсуждения. Затем преподаватель высказывает следующее положение и т. д.


Слайд 48«Мозговой штурм»
Успех проведения «мозгового штурма» зависит от соблюдения двух главных принципов:
При

совместной работе рождаются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной деятельности тех же самых людей. Это происходит за счет интерактивного эффекта. Большая степень взаимодействия приводит к «перекрестному опылению»: идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится всё более конструктивной и пригодной к применению.
Если группа находится в состоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления, господствующею в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей.

Слайд 49Подготовительный этап «мозгового штурма»
Решение организационных вопросов.
Постановка цели и задач ведущим.
Представление участников

и ознакомление их с правилами, процедурой «мозгового штурма» и его регламентом.
Распределение на группы «генераторов» и «аналитиков». «Генераторы.» — это люди с позитивной установкой к творчеству, обладающие яркой фантазией, способные не только рождать, но и развивать свои идеи и быстро подхватывать чужие. «Аналитики» — специалисты, которые могут проанализировать и критически оценить выдвинутые идеи.
Интеллектуальная разминка, которая обычно проводится со всей группой.

Слайд 50Этап генерирования идей
Процесс генерирования новых идей, поощряемый ведущим, длится, как правило,

15-20 мин. Группа за сеанс может выдать более ста идей, из которых принимаются любые: и здравые, обдуманные, и фантастические, даже абсурдные. Автор каждой идеи может дать краткий (до 30 с) комментарий по существу своей мысли, но без аргументов.

Слайд 51Заключительный этап «мозгового штурма»:
составление отредактированного списка идей;
оценка, критика, аргументирование и ранжирование

значимых для решения проблемы идей;
выбор и вербальное оформление наиболее оптимальных идей и предложений, по которым высказывалось меньше всего критических замечаний;
анализ и оценка деятельности «генераторов», «аналитиков» и других участников обсуждения.

Слайд 52Этапы принятия группового решения
Запись всех предложений.
Группировка предложений.
Совместное определение критериев для оценки

каждой группы предложений.
Составление таблицы.
Индивидуальное оценивание в баллах (от 1 до 3) предложений по согласованным критериям.
Подсчёт общего количества баллов, набранных каждым предложением.
Определение наиболее рациональных предложений



Слайд 53Этапы принятия группового решения


Слайд 54Правила «мозгового штурма»
Отсутствие всякой критики.
Поощрение предлагаемых идей.
Равноправие участников «мозгового штурма».
Свобода ассоциаций

и творческого воображения.
Творческая атмосфера на «игровой поляне».
Обязательная фиксация всех высказанных идей.
Время для инкубации.

Слайд 55Примерная тематика дискуссий
ПОРТРЕТ ПЕДАГОГА
«Педагог – три в одном?»
«Профессиональный стандарт педагога: границы

деятельности или возможности для творчества?»
«Кто он современный педагог?»
«Мой учитель – мой самый лучший друг»
«Учитель не отвечает за поступки своих учеников»

Слайд 56Примерная тематика дискуссий
ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ.
ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
«Не может быть полноценного образования без

воспитания личности»
 «Учащиеся старших классов средних школ должны иметь право самим выбирать учебный план»
 «Заочное высшее образование нецелесообразно»
«Школьные и студенческие каникулы слишком коротки»
«Телесное наказание в школах является оправданным»
  « ЕГЭ нужно отменить»

Слайд 57Примерная тематика дискуссий
СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНИК
Трудный возраст-трудный ребенок. Так ли это?
Социальное неравенство

между подростками существует
Детские организации – лучший путь воспитать личность

Слайд 58Примерная тематика дискуссий
МИР ВЗРОСЛЫХ И МИР ДЕТЕЙ
Были ли гениальные люди

вундеркиндами? Или все мы родом из детства?
 Что такое «общечеловеческие ценности»? Мораль и право
Проблема взаимоотношений между детьми и родителями разрешима

Слайд 59Примерная тематика дискуссий
ВОСПИТАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ СЕМЬИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
« Любить

детей – это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» М.Горький
Средняя школа не в состоянии подготовить школьников к реальной жизни
«Социальная ответственность – самое важное, чему должны учить в наших школах»


Слайд 60Примерная тематика дискуссий
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПРОБЛЕМА
Социальные сети и ребенок. Бояться

или использовать?
 Кибермания. Зависимость от компьютера – новая болезнь нашего времени или выдуманная угроза?
Интернет разрушает нравственность молодого поколения
Надо запретить Интернет
Надо сделать Интернет бесплатным
Обучение без учителя: неизбежное будущее

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика