Слайд 1Исследование ценностных ориентаций подростков, вовлеченных в подростковые субкультуры.
Слайд 2Объект исследования: ценностные ориентации личности в подростковом возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных
ориентаций подростков – членов субкультур и ценностных ориентаций подростков, которые в субкультурах не состоят.
Целью нашей курсовой работы является изучение ценностных ориентаций подростков, вовлеченных в подростковые субкультуры и их отличия от ценностей подростков в субкультуры не входящие.
Гипотеза. Мы предположили, что: ценностные ориентации подростков, которые вовлечены в подростковые субкультуры и ценностные ориентации подростков не состоящие в них отличаются друг от друга.
Слайд 3Задачами данной курсовой работы является:
1. Изучение психолого-педагогических представлений о подростковой субкультуре;
2.
Изучение и выявление возрастных особенностей подростков;
3. Анализ теоретических подходов к понятию, содержанию и структуре ценностных ориентаций личности;
4. Проведение эмпирического исследования взаимосвязи ценностных ориентаций подростков с их членством в неформальных объединениях
В исследовании использовались следующие методы:
1. Метод теоретического анализа психолого-педагогических концепций подростковой субкультуры и ценностных ориентаций;
2. Методы эмпирического исследования (методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича, анкета по выявлению знаний подростков о субкультуре и их вхождении в них);
3. Методы качественной и количественной обработки результатов;
Слайд 4Социально-психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – период жизни человека от детства
до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот короткий период подросток проходит большой путь развития. Конфликтуя с собой и с другими, он может обрести чувство личности.
Стать взрослым – одно из главных стремлений подростка, но эта мечта малодоступная.
Основное противоречие подросткового периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.
Слайд 5Социально-психологические особенности подросткового возраста
Подросток продолжает оставаться школьником. На первом месте находиться
учебная деятельность. В психологическом плане она уходит на второй план. Д. Б. Эльконин считал, что на первое место выходит общение со сверстниками.
Младший подростковый возраст характеризуется возрастанием познавательной активности, расширяются познавательные интересы.
Слайд 6Социально-психологические особенности подросткового возраста
Интересы и ценностные ориентации. А.С. Выготский выделял две
фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов. В негативной фазе происходит изменение прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения. Проявляются первые внешние отрицательные поведенческие особенности: снижение работоспособности, ухудшение успеваемости и навыков, грубость и повышенная раздражительность подростка, его недовольство самим собой и беспокойство. Позитивная фаза представляет собой появление новых интересов, более глубоких и осмысленных чем прежде. У подростка развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Подросток еще не сильно думает о будущем. В основном его будущее существует в форме мечты, в создании некой воображаемой действительности.
У подростка еще нет четких осмысленных целей, выходящих за грань сиюминутных дел и развлечений. Возникновение избирательных интересов подталкивает подростка к постановке отдаленных целей.
Слайд 7Ценностные ориентации
Ценностные ориентации - это избирательное отношении человека к материальным и
духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации - это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.
Слайд 8Ценностные ориентации, их формирование
Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни
человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля.
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую деятельности включена личность.
Факторами, влияющими на формирование ценностных ориентаций подростков можно наглядно показать в следующей иерархии [8, с. 24-29]:
1. Семья и родственники;
2. Друзья и ближайшее окружение;
3. Образовательное учреждение;
4. СМИ;
5. Влияние Западной культуры.
Слайд 9Особенности подростковых субкультур.
Роль субкультур в жизни молодежи очень велика. Практически все,
особенно 14—20-летние, принадлежит к тем или иным субкультурным группам, иногда сразу к нескольким.
Субкультура — система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) — понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является альтернативной этой культуре (контркультура, альтернативная культура).
Одним из самых распространенных принципов образования субкультуры является возрастной принцип, поэтому можно говорить о подростковой культуре в общей системе культуры. Подростковая субкультура – попытка создать сообщество сверстников с единой системой интересов, образа жизни, которое будет находиться в промежутке между детскими и взрослыми сообществами.
Для подростков (социальная группа от 12 до 16 лет) субкультура выполняет функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.
Слайд 10Экспериментальное исследование ценностей подростков – членов подростковых субкультур.
Исходя из проблемы выяснения
ценностных ориентаций подростков – членов субкультуры нами было предпринято проведение эмпирического исследования.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ Гимназия №12 г. Волгограда, Краснооктябрьского района. В исследовании приняли участие 32 респондента в возрасте от 14 до 15 лет. Из них 17 девочек и 15 мальчиков.
Методики эмпирического исследования.
Исходя из цели нашего исследования, нами выбраны методики М. Рокича «Ценностные ориентации» и составлена анкета, которая также удовлетворяет цели нашего исследования.
Процедура исследования. Исследование ценностных ориентаций подростков проводилось единовременно. Испытуемым была представлена методика “Ценностные ориентации” Рокича, а также анкета из 9 вопросов.
Слайд 11Экспериментальное исследование ценностей подростков – членов подростковых субкультур.
Методика "Ценностные ориентации" Рокича.
Система
ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого.
Перед началом тестирования с ребятами был проведен инструктаж: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей «Т» (терминальные ценности) и 18 карточек с обозначением ценностей «И» (инструментальные ценности). Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная, останется последней и займет 18 место. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
Слайд 12Экспериментальное исследование ценностей подростков – членов подростковых субкультур.
Анкета.
Для проведения анкетирования была
составлена анкета, которая, в первую очередь выявляла вовлеченность подростков в субкультуру. Также, с помощью анкета выявлялась информация о знании подростков о таком явлении как субкультуры и выявлялось эмоциональное отношение подростков по отношению к субкультурам (по средствам 5-ти бальной шкалы).
При условии, что ответом на 6-ой вопрос является вариант “да” предлагалось ответить на вопросы 7 и 8. При условии если был выбран вариант “нет” вопросы 7 и 8 игнорировались.
По результатам анкетирования 32 испытуемых были разделены на 2 группы. Группа из 19 (12 мальчиков и 7 девочек) подростков, которые отметили, что являются членами субкультур и группа из 13 (5 мальчиков и 8 девочек) подростков, которые отметили, что с субкультурами дела не имеют.
Слайд 13Экспериментальное исследование ценностей подростков – членов подростковых субкультур.
По результатам анкетирования, помимо
разделения на две группы, выявлено, что и те, кто входит в субкультуры и те, кто в них не входят, имеют представления о таком понятии как “субкультура”.
В группе, в которой состоят подростки из субкультур, 16 испытуемых из 19 отметили, что считают субкультуры явлением положительным, трое высказали мнение о том, что субкультура явление отрицательное. В среднем эта группа оценила свое эмоциональное отношение к субкультурам на 4,36 балла из 5 баллов. Подростки этой группы состоят в субкультурах в среднем 3 года.
В группе, где состоят подростки не входящие в субкультуры, 8 из 15 испытуемых отметили, что, по их мнению, субкультуры – это положительное явление. Эмоциональное отношение оценено в среднем на 3.37 балла. Представители данной группы гораздо хуже знают субкультуры, почти не имеют о них информации.
Слайд 14Экспериментальное исследование ценностей подростков – членов подростковых субкультур.
Данные диагностики, полученные с
применением методики Рокича, были обработаны математически. Мы подсчитали для каждой ценности среднее арифметическое значение ее ранга в 2х группах подростков.
Подростки, которые не вовлечены в субкультуры
Подростки, которые вовлечены в субкультуры
Слайд 15Анализ данных
Анализ данных, полученных по тесту М. Рокича (таблицы 1-6) выявил
наличие определенных различий в ценностных ориентациях подростков-членов субкультур и подростков, которые в них не состоят.
При сопоставлении ценностных ориентаций групп А и Б можно проследить, что если первые имеют чуть более деструктивные ценности, направленные на собственное самоутверждение, на получение независимости от взрослых, на развлечения, то группа Б имеет более традиционные ценности (развитие, здоровье, образованность, ответственность, независимость и т.д.). Однако результаты исследования показывают, что и представители субкультур имеют желательные, традиционные ценности. Поэтому субкультуры, с точки зрения структуры, которая влияет на подростков и прививает им различные ценности, нельзя назвать явлением отрицательным, хоть порой она и несет за собой нежелательные, ложные ценности.
Слайд 16Экспериментальное исследование ценностей подростков – членов подростковых субкультур.
Мы также подсчитали среднее
арифметическое значение ранга ценностей в группах мальчиков и девочек.
Девочки, которые вовлечены в субкультуры
Мальчики, которые вовлечены в субкультуры
Слайд 17Экспериментальное исследование ценностей подростков – членов подростковых субкультур.
Девочки, которые не вовлечены
в субкультуры
Мальчики, которые не вовлечены в субкультуры
Слайд 18Анализ данных
Сопоставив результаты Групп А и Б среди мальчиков и девочек
можно сделать некоторые выводы.
У мальчиков Группы-А, также как и у общей группы, главными ценностями, задачами в жизни является получение независимости, обретение материальной успешности. Группе-Б, в свою очередь, присуще традиционные ценностные ориентации, направленные на получение хорошего образования и на приобретение положительных личностных качеств.
Девочки Группы-А имеют “ветреные” ценности, которые реализуют потребность в развлечениях и в общении со сверстниками. Однако для них характерны и традиционные ценности (развитие, воспитанность), что почти не встречается у мальчиков Группы-А. Девочки Группы-Б имеют очень важные, необходимые ценностные ориентиры, направленные на собственное личностное развитие, на здоровый образ жизни и т.д.
Ситуация примерно такая же как и в общем по группам. Первые имеют чуть более деструктивные ценности, направленные на собственное самоутверждение, на получение независимости от взрослых, на развлечения, а группа Б имеет более традиционные ценности.
Слайд 19Выводы.
Данные, полученные нами, доказывают то, что подросток, когда становится представителем одной
из субкультур принимает ее ценности, часто те, которые нельзя отнести к нужным и важным. Таким образом, подросток отказывается от тех ценностных ориентиров, которые у него были раньше. При этом подростки, которые не вступали в субкультуры имеют более традиционные, положительные ценности, т.к. не сталкиваются с контр-культурами более плотно. Примерно такая же ситуация развивается при сопоставлении девочек и мальчиков которые состоят в субкультурах и тех, кто в них не состоит. Первые имеют чуть более деструктивные ценности, направленные на собственное самоутверждение, на получение независимости от взрослых, на развлечения, а группа Б имеет более традиционные ценности.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что ценности подростков входящих в субкультуры и тех, кто в них не входят различаются подтвердилась.
Слайд 20Выводы.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что субкультуры в действительности
являются важным фактором социализации молодежи, хоть они и могу прививать ложные ценности. Но, самое главное, субкультуры дают также очень важные ценности, такие как творчество, смелость в отстаивании своей позиции, как твердая воля и т.д. Необходима профессиональная помощь специалистов, которые бы могли развивать положительные ценности и отсекать негативные.