Слайд 1Тема лекции
Природа как объект философского рассмотрения
План
1 Понятие природы. Философия природы 
                                                            
                                     и ее проблемное поле.
2 Основные культурологические модели отношения человека к природе.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2  Понятие природы в широком смысле обозначает
весь мир в целом
                                                            
                                    (как бесконечное многообразие 
его конкретных проявлений). Эквивалентными 
понятиями является Вселенная, Универсум, бытие, 
материя.
  В узком смысле слова под природой понимается 
естественная среда, окружающая человека.
  В философии истоки понятия «природа» 
связывают с древнегреческим термином «фюсис», 
имеющий целый спектр значений:
   - органическое произрастание;
   - рост и выросшее в процессе этого роста;
   - процесс, рассматриваемый в целом;
   - всякая сущность вообще… (Аристотель).
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3   В Новое время природа обозначается латинским термином «natura»
                                                            
                                    (натура), используемый в таких смыслах как мир, миропорядок, Вселенная и др.
    Природа становится объектом естествознания. Современное понятие природы содержит в сжатом виде все предыдущие смыслы и определяется как «совокупность всего существующего» (в широком смысле).
    Понятие «природная среда» (природа) не тождественно с понятием «географическая среда», «окружающая среда», «естественная среда».
    Географическая среда – это та часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на данном историческом этапе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4     В настоящее время вместо понятия «географическая
                                                            
                                    среда» употребляется понятие «окружающая среда», которая подразделяется на естественную (географическую) и искусственную.
     Естественная окружающая среда – материальная система, существующая вне и независимо от человека (поверхность Земли, её недра, мировой океан, околоземное воздушное пространство, часть Солнечной системы).
     В естественной среде обитания К. Маркс выделил:
естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды
  и т.д.);
естественные богатства, являющиеся предметом труда (уголь, нефть, природный газ, энергия ветра, вода и т. д.).
     Искусственная среда обитания человека («вторая природа») (К. Маркс «неорганическое тело цивилизации») – это то, что создается в результате материально – преобразующей деятельности, включает не только созданные человеком предметы, но и процесс возделывания человеком живых организмов. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5   Базисные принципы современной философии природы:
   1)
                                                            
                                    Процветание любых форм жизни на земле ценно само 
по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для
человека.
   2) Их богатство и разнообразие способствует реализации 
их ценностей.
   3) Люди не обладают правом на снижение природного 
разнообразия, за исключением случаев удовлетворения
естественных потребностей.
   4) Современное вторжение человека в нечеловеческий 
мир ухудшает состояние и того, и другого.
   5) Необходимо изменить политику и повлиять на базисные
экономические, технологические, идеологические структуры
социума.
   Философия природы исследует отношения человека к 
природе, опираясь на онтологические, психологические, 
экологические принципы, учитывающие внутреннюю 
ценность человека и природы как единого целого. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Основные культурологические модели отношения человека и природы
1) Мифологическая (господство природы над
                                                            
                                    человеком).
а) Идея единства человека со всем сущим. Человек понимал свое взаимодействие с природой как диалог с неким живым существом, где природа выступает ведущей стороной, а человек – прилежным учеником. (Природа – храм, природа – объект созерцания).
б) Персонификация природных процессов.
в) Природно-космический Универсум признавался гармоничным и совершенным, преобразование которого было под запретом. Человеческая активность направлена была на собственный мир (Даосский принцип «у–вэй» – невмешательство в протекание природных процессов). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 72) Научно-техническая (власть человека над 
   природой).
а) Высшей ценностью
                                                            
                                    объявляется человек. 
   Идеал деятельностного, активного 
   предназначения человека (эпоха Ренессанса).
б) Утилитарно-прагматическое отношение человека 
   к природе как бездонной кладовой. «Природа – 
   не храм, а мастерская, и человек в ней работник» 
  (И. Тургенев).
3) Философско-гуманистическая (гармония 
   человека и природы).
а) Идея равнозначности, равноправия, гармонии
   человека и природы.
  
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8б) Концепция коэволюции природы и общества, базирующейся на принципах достижения оптимального
                                                            
                                    соотношения интересов социума и биосферы, учёта объективных требований природы в рамках человеческой деятельности. Впервые с этой концепцией выступил Н. Тимофеев-Ресовский (1968 г.).
в) Принцип «благоговения перед жизнью» 
  (нем. мыслитель А. Швейцер, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества). 
г) Концепция этосферы. Этосфера – область бытия, основанная на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Её носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.