Слайд 1Тема лекции
Природа как объект философского рассмотрения
План
1 Понятие природы. Философия природы
и ее проблемное поле.
2 Основные культурологические модели отношения человека к природе.
Слайд 2 Понятие природы в широком смысле обозначает
весь мир в целом
(как бесконечное многообразие
его конкретных проявлений). Эквивалентными
понятиями является Вселенная, Универсум, бытие,
материя.
В узком смысле слова под природой понимается
естественная среда, окружающая человека.
В философии истоки понятия «природа»
связывают с древнегреческим термином «фюсис»,
имеющий целый спектр значений:
- органическое произрастание;
- рост и выросшее в процессе этого роста;
- процесс, рассматриваемый в целом;
- всякая сущность вообще… (Аристотель).
Слайд 3 В Новое время природа обозначается латинским термином «natura»
(натура), используемый в таких смыслах как мир, миропорядок, Вселенная и др.
Природа становится объектом естествознания. Современное понятие природы содержит в сжатом виде все предыдущие смыслы и определяется как «совокупность всего существующего» (в широком смысле).
Понятие «природная среда» (природа) не тождественно с понятием «географическая среда», «окружающая среда», «естественная среда».
Географическая среда – это та часть природы, с которой общество непосредственно контактирует на данном историческом этапе.
Слайд 4 В настоящее время вместо понятия «географическая
среда» употребляется понятие «окружающая среда», которая подразделяется на естественную (географическую) и искусственную.
Естественная окружающая среда – материальная система, существующая вне и независимо от человека (поверхность Земли, её недра, мировой океан, околоземное воздушное пространство, часть Солнечной системы).
В естественной среде обитания К. Маркс выделил:
естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды
и т.д.);
естественные богатства, являющиеся предметом труда (уголь, нефть, природный газ, энергия ветра, вода и т. д.).
Искусственная среда обитания человека («вторая природа») (К. Маркс «неорганическое тело цивилизации») – это то, что создается в результате материально – преобразующей деятельности, включает не только созданные человеком предметы, но и процесс возделывания человеком живых организмов.
Слайд 5 Базисные принципы современной философии природы:
1)
Процветание любых форм жизни на земле ценно само
по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для
человека.
2) Их богатство и разнообразие способствует реализации
их ценностей.
3) Люди не обладают правом на снижение природного
разнообразия, за исключением случаев удовлетворения
естественных потребностей.
4) Современное вторжение человека в нечеловеческий
мир ухудшает состояние и того, и другого.
5) Необходимо изменить политику и повлиять на базисные
экономические, технологические, идеологические структуры
социума.
Философия природы исследует отношения человека к
природе, опираясь на онтологические, психологические,
экологические принципы, учитывающие внутреннюю
ценность человека и природы как единого целого.
Слайд 6Основные культурологические модели отношения человека и природы
1) Мифологическая (господство природы над
человеком).
а) Идея единства человека со всем сущим. Человек понимал свое взаимодействие с природой как диалог с неким живым существом, где природа выступает ведущей стороной, а человек – прилежным учеником. (Природа – храм, природа – объект созерцания).
б) Персонификация природных процессов.
в) Природно-космический Универсум признавался гармоничным и совершенным, преобразование которого было под запретом. Человеческая активность направлена была на собственный мир (Даосский принцип «у–вэй» – невмешательство в протекание природных процессов).
Слайд 72) Научно-техническая (власть человека над
природой).
а) Высшей ценностью
объявляется человек.
Идеал деятельностного, активного
предназначения человека (эпоха Ренессанса).
б) Утилитарно-прагматическое отношение человека
к природе как бездонной кладовой. «Природа –
не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
(И. Тургенев).
3) Философско-гуманистическая (гармония
человека и природы).
а) Идея равнозначности, равноправия, гармонии
человека и природы.
Слайд 8б) Концепция коэволюции природы и общества, базирующейся на принципах достижения оптимального
соотношения интересов социума и биосферы, учёта объективных требований природы в рамках человеческой деятельности. Впервые с этой концепцией выступил Н. Тимофеев-Ресовский (1968 г.).
в) Принцип «благоговения перед жизнью»
(нем. мыслитель А. Швейцер, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества).
г) Концепция этосферы. Этосфера – область бытия, основанная на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Её носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.