Слайд 1ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ К.МАРКСА И Ф.ЭНГЕЛЬСА
Подготовила
студент 1 курса
Бездворная Анастасия
Кафедры Управления
2016
Слайд 2Концепция отчуждения
Отчуждение (по К.Марксу) – отделение людей от их праксиса: произведенных
ими товаров, контроля за производственным процессом, производственной активности, природы, институциональных структур, друг от друга, что проявляется в дегуманизации (утрата человеческих черт в результате нечеловеческих условий существования), разрыве естественных связей между людьми, в превращении результатов деятельности людей в нечто враждебное по отношению к ним самим.
Слайд 33 позиции отчуждения
Отчуждает от него природу
Отчуждает от него его самого, его
жизнедеятельность
«Отчуждение человека от человека»
Слайд 4Преодоление отчуждения Карл Маркс связывает с упразднением частной собственности.
Слайд 5Разделение труда
Разделение труда не способствует тому, чтобы индивиды могли развивать свои
потенциальные способности. Существующие разделение труда, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, зачастую искусственно отделяет трудящихся от сообщества, в котором они живут. Люди осознано и неосознанно игнорируют интересы общества. В следствие этого возникают общности: «мнимые» и «ложные» коллективности.
Как преодоление этой проблемы ученые видят во всестороннем развитии личности.
Отчужденный человек создает себе идолов(деньги, вещи, кумиры и тд). Поэтому все действия индивид направляет на реализацию и получение мнимых идолов, отстраняюсь от своих свобод и потенциала к развитию.
Такое явление было названо «товарный фетишизм».
Слайд 6Товарный фетишизм ( по К.Марксу) – овеществление отношений между людьми в
капиталистическом обществе: индивиды оценивают друг друга как свойства товара, как естественные вещи.
Слайд 7Диалектико-материалистическая социология, ее предметы и методы
Диалектико-материалистическая социология – позволяет анализировать общество,
его структуры, функции в контексте динамики сознания больших социальных групп, их взаимодействие и борьбы.
Слайд 8Природа
Природа (в понимании К. Маркса и Ф. Энгельса) – самостоятельная от
человеческого бытия субстанция, средство жизни человека, фактор развития общества, благо, источник прогресса и развития человеческой цивилизации.
Они первые диалектически подошли к проблеме взаимоотношений природы, общества, человека. Они понимали человека как природно-общественное существо, для которого природа «является жизнью, а не средством к жизни».
Слайд 9Структуры и социальные агенты
Характер общественных отношений, в диалектико-материалистическом методе, стоит изучать
по объективных реалиям – динамике производственных сил, научно-технического знания, а не по интерпретации способа мышления, не потому, что люди думают сами о себе, исходя из разного рода представлений (политики, идеологии, религии).
Особое значение имеет взаимосвязь между структурами – экономическими, политическими и тд, показывая характер взаимовлияния различных подсистем на общество в целом и на общественное сознание, в особенности на поведение социальных агентов.
Слайд 10Общественное сознание, сознание ложное, классовое сознание
Общественное сознание — реальное, практически функционирующее
сознание, в котором в самых различных комбинациях органически переплетаются теоретическое (научное) и обыденное сознание; может быть активной, нейтральной или пассивной общественной силой.
Классовое сознание (по К. Марксу) — осознание людьми общих классовых интересов, готовности к солидарным действиям, что происходит в процессе перехода «класса в себе» в «класс для себя».
Ложное сознание (по К. Марксу) — форма классового сознания, которое не адекватно «объективному» положению социальной группы, что проявляется в неспособности социальной группы или индивида представлять свои объективные интересы в системе общественных отношений.
Слайд 11Общественное сознание, сознание ложное, классовое сознание
Класс в себе (по К. Марксу)
— класс как группа людей, имеющих одинаковое положение по отношению к средствам производства, но не осознающих своих особых интересов.
Класс для себя (по К. Марксу) — класс, осознающий свои особые интересы за счет формирования классового сознания и солидарности.
Слайд 12Идеология
Идеология основана на классовом пристрастии. Интересы господствующего класса выдаются как интересы
всего общества.
Идеология предполагает спекулятивное мышление.
Каждый господствующий класс внушает свои мысли и идеалы.
Идеология (по К. Марксу) – ложное сознание, которое дает извращенное, искаженное представление об обществе.
Слайд 13
Социальные законы
Закон человеческой истории
Выделил 5 основных стадий развития человеческой цивилизации:
Доклассовое общество
Рабовладельческое
общество
Феодализм
Капитализм
Бесклассовое общество
Слайд 14Социальные законы
2) Закон углубляющейся экономической дифференциации
Сущность закона:
богатство скапливается у
меньшего числа людей, когда большая часть общества беднеет.
Слайд 15Ненамеренные действия
Ненамеренными последствиями отчуждения является формирование ущербного общественного сознания. Происходит привыкание
человека к выполнению однообразных действий без стремления к самосовершенствованию. Избежать этого можно с помощью грамотного разделения труда с применением каждым участником производства не одной, а сразу нескольких разнообразных функций.
Слайд 16Противоречия и конфликты
Свою диалектико-материалистическую теорию К. Маркс и Ф. Энгельс использовали
для понимания природы общественных конфликтов и противоречий, путей их разрешения, а также для анализа механизма социальных изменений. Для них противоречия и конфликты — главный фактор социальных изменений.
Слайд 17Классы и классовая борьба
Критерии класса (по К. Марксу):
Отношение к средствам производства
Общность
деятельности
Осознание единства
Способ мышления и образ жизни
Ощущение отличных интересов от других групп
Слайд 18Гендерное неравенство
Преодоление патриархата связали с ликвидацией частной собственности и достижением социального
равноправия полов.
Слайд 19Социальная революция
Социальная революция (по К. Марксу) — продукт классовой борьбы, ведущий
к установлению нового способа производства в жизни общества, соответственно, качественно меняющий социальную структуру, экономические и политические институты, их функции.
Слайд 21«Все миропонимание Маркса - это не доктрина, а метод. Оно дает
не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования и метод для этого исследования.»
Ф. Энгельс