Активизирующие и эвристические методы презентация

Содержание

Структура методов получения новых знаний

Слайд 1
Активизирующие и эвристические методы


Слайд 2Структура методов получения новых знаний


Слайд 3Типичные условия применения эвристик*
Дефицит времени для обдумывания ситуации
Перегруженность информацией, затрудняющая возможность

ее обработки

Относительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем

Просто недостаточность информации для осмысленного вывода

Непроизвольность быстрого решения

* По Андреевой Галине Михайловне (доктор экономических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ)[1]


[1] Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000, С.107.







Слайд 4Созидание нового - процесс творческий

Восемь критериев креативности
1. Умение увидеть проблему.
2. Беглость,

умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей.
3. Гибкость как умение понять новую точку зрения, а также отказаться от усвоенной точки зрения.
4. Оригинальность, отход от шаблона.
5. Способность к перегруппировке идей и связей.
6. Способность к абстрагированию или анализу.
7. Способность к конкретизации или синтезу.
8. Ощущение стройности организации идей.

Слайд 5Основные методы влияния на творчество

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
Воображение, видение, например, будущего изделия, конечного

результата творческой работы или проблемы и путей ее преодоления

Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации

Представление желаемого результата позволяет достигать цели с большей вероятностью

Видение — это правомозговая функция и одновременно метод развития стратегической компетентности





Графики, диаграммы, схемы, рисунки, картины поощряют творческие процессы с помощью развития визуального мышления



Слайд 6Основные методы влияния на творчество

АНАЛОГИИ
Сравнения из различных дисциплин
Анализ схожих,

аналогичных ситуаций

Метод мотивирует интуицию и синтезирует мышление, развивая системную аналитику




ЮМОР

Активно объединяет:

Во время смеха мозг вырабатывает эндорфин, который:

рациональные процессы левого полушария




креативность правого полушария

обладает обезболивающим и транквилизирующим свойствами

содействует развитию чувства благополучия




Слайд 7Основные методы влияния на творчество

МЕТАФОРА
Метод мотивации творчества основанный на соединении двух

различных вещей или дел по общему принципу

Метафорическое мышление — это творческий процесс на основе сравнений между проблемами в различных областях науки и практики



Примеры:

электричество связывается с водой, текущей по трубам

времени приписываются качества человека — суровые годы, счастливые дни, смутные времена



Примеры:

бизнес и биология: выживание, адаптация к внешней среде, санация

бизнес и медицина: патология, оздоровление, вливания




Слайд 8Коллективные методы активизации творческого мышления

Метод мозговой атаки и свернутая мозговая атака
Метод

морфологического анализа

Метод ассоциаций

Метод сценариев

Метод суда

Метод синектики

Метод Гордона

Метод контрольных вопросов

Интегральный метод "Метра"

Метод целевых обсуждений (комиссий)












Слайд 9Метод мозговой атаки и свернутая мозговая атака


основан на том, что творческая

активность каждого человека зачастую сдерживается по причинам существования разнообразных барьеров:

психологические и коммуникативные

социальные и педагогические



функция - обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсуждения участниками


успех проведения основан на двух главных принципах:


группа может производить при совместной работе идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей за счет синергического эффекта

процесс творческого мышления, господствующего в этот момент генерирования идей, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой




Слайд 10Метод мозговой атаки и свернутая мозговая атака


Суть метода
руководит атакой ведущий

каждому

участнику группы предоставляется право высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и логичности


информацией о характере проблемы участники групповой работы знакомятся заранее


предложения выслушиваются без критики и оценки


анализ идей производится централизованно после завершения процесса их высказывания


идеи фиксируются секретариатом



В результате формируется список, в котором все представленные предложения структурируются по определенным параметрам (критериям), а также по их результативности


Слайд 11Метод « Дельфи»
используют в тех случаях, когда сбор группы невозможен

членам

группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы


обеспечивается независимость мнений


Процедура заключается в следующем:
Членам группы предлагается ответить на целый перечень вопросов, детально сформулированных по рассматриваемой проблеме.
Каждый участник отвечает на вопросы анонимно.
3.Результаты ответов собираются в центре, и по результатам обработки ответов составляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые варианты решений.
4. Каждый член группы получает копию интегрального документа.
5. Ознакомление с указанным документом (анализ предложений других участников группы) может изменить мнение некоторых участников группы в отношении возможных вариантов решений.
6. Этапы с 3 по 5 повторяют столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.


Слайд 12Метод ассоциаций
основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия, возникающие

при этом ассоциации и метафоры


Пример 1

Ассоциации к слову "лед": стекло (хрупкое, прозрачное, скользкое и т.д.), снег (лед - производное от снега, если последний полить водой на морозе), масло (тает как и лед)

Масло - нож - узкое лезвие! стекло - стеклорез (надлом) -опять хрупкость. Еще один вариант: лед - мокрый замерзший снег - тает под солнцем - абсолютно черное тело - вода - водяная подушка

Пример 2

Пример 3

Метафоры-катахрезы, содержащие противоречия: «сухопутный моряк», «круглый квадрат»


Использование колеса, соответствующего по форме пересеченной местности, например, огибающего кочки


Слайд 13Метод ассоциаций: параметры метода
Ассоциации
Вторичные смысловые оттенки
Семантические аналогии
По взаимодействию
Не бояться

высказывать все, что связано с зарождающейся идеей
Систематизация идей осуществляется после окончания процесса
Самая конструктивная идея отбирается по результатам анализа

Для организаторов
В начале несколько раз переформулировать проблему
Предлагать исходное слово для неожиданных ассоциаций
В темпе менять слова и понятия ассоциативной цепочки

Правила

Интерактивные технологии

Принципы
Свободные ассоциации
Антиконформизм
Отсроченный критический анализ

Метафоры

Бинарные метафоры-аналоги
Метафоры-катахрезы
Метафоры-загадки


Слайд 14Метод морфологического анализа
комбинирование выделенных элементов или их признаков в процессе поиска

решения проблем


Пример 1


Слайд 15Метод морфологического анализа
Пример 2


Слайд 16Метод «Суда»

Сущность:

Технология проведения:
Выбирается «Третейский суд» (три человека)
метод заключается в высказывании участниками

групповой работы как положительных, так и отрицательных характеристик рассматриваемого явления, процесса, анализируемой организации и т.п.

Группа разбивается на две команды:

сторону обвинения, которая придерживается обвинительной позиции (высказывает отрицательные суждения)

сторону защиты, которая придерживается позиции защиты (высказывает положительные суждения)

Третейский суд фиксирует доводы (высказывания) сторон и когда все доводы исчерпываются, оглашает «приговор»

Стороны по очереди высказывают «обвинительные» и «оправдательные» аргументы







Слайд 17Метод «синектики»: сущность
Метод мозговой атаки
Этапы сессии синекторов
Целеполагание
Дискуссия
Анализ и отбор идей
Подведение итогов
Трудности
Целесообразно

выполнять вслед за мозговым штурмом
В состав группы должны входить представители творческих профессий
Требование максимальной комфортности психологической обстановки
Необходимость специального психологического образования для ведущего

Аналогии для озарения
Прямые (например, аналогии с биологическими системами)
Личные (отождествление себя с объектом исследования)

Аналогии для озарения
Символические (поэтические метафоры и сравнения)
Фантастические (формирование образа не существующего, но желаемого)

Недостатки мозговой атаки частично устраняются в методе «синектика», где штурм ведется постоянной группой со специально подобранным составом


Слайд 18Метод «синектики»: схема
Генерирования альтернатив путем ассоциативного мышления заключается в следующем:
Формируется группа

из 5-7 человек, имеющих гибкое мышление, опыт, психологическую совместимость, общительность, подвижность.
Вырабатываются навыки совместной групповой работы.
Перебираются не только известные подобные решения, но все возможные и невозможные (фантастические) решения.
Запрещается обсуждать достоинства и недостатки членов группы.
Разрешается каждому прекратить работу в любой момент без объяснений причин.
Роль ведущего периодически переходит к другим членам группы.

Слайд 19Метод «синектики»: виды аналогий
• прямая аналогия предлагает рассмотрение методов, применяемых в

других отраслях теории и практики — как там решаются аналогичные задачи
• личная аналогия, или эмпатия, предлагает «вжиться» в образ рассматриваемого объекта, ощутить его состояние и на основе собственных ощущений найти и предложить наиболее оптимальный вариант решения
• символическая аналогия — нахождение краткого символического описания задачи или объекта, обычно в форме сочетания прилагательного с существительным, которые в форме парадокса характеризуют сущность объекта (например, головка молотка, дерево решений, подавить сопротивление и т.п.)
• фантастическая аналогия предлагает поискать решения в фантастической литературе, а также изложить задачу в терминах сказок, мифов, легенд

Слайд 20Метод «синектики»: последовательность проведения
проблема, как она задана — формулировка проблемы;
очищение от

очевидных решений — дискуссия, в ходе которой члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений (этот этап напоминает мозговой штурм);
превращение необычного в привычное — поиск аналогий, позволяющих выразить «заданную проблему» в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту работы (в попытке проникнуть в суть проблемы и распутать клубок предложений допускается игнорирование физических законов и соглашений);
проблема, как она понята — определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы;
наводящие вопросы — председательствующий предлагает дать решение, пользуясь одним из типов аналогий. Члены группы в свободной манере проигрывают каждый наводящий вопрос.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика