Относительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем
Просто недостаточность информации для осмысленного вывода
Непроизвольность быстрого решения
* По Андреевой Галине Михайловне (доктор экономических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ)[1]
[1] Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2000, С.107.
Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации
Представление желаемого результата позволяет достигать цели с большей вероятностью
Видение — это правомозговая функция и одновременно метод развития стратегической компетентности
Графики, диаграммы, схемы, рисунки, картины поощряют творческие процессы с помощью развития визуального мышления
Метод мотивирует интуицию и синтезирует мышление, развивая системную аналитику
ЮМОР
Активно объединяет:
Во время смеха мозг вырабатывает эндорфин, который:
рациональные процессы левого полушария
креативность правого полушария
обладает обезболивающим и транквилизирующим свойствами
содействует развитию чувства благополучия
Метафорическое мышление — это творческий процесс на основе сравнений между проблемами в различных областях науки и практики
Примеры:
электричество связывается с водой, текущей по трубам
времени приписываются качества человека — суровые годы, счастливые дни, смутные времена
Примеры:
бизнес и биология: выживание, адаптация к внешней среде, санация
бизнес и медицина: патология, оздоровление, вливания
Метод ассоциаций
Метод сценариев
Метод суда
Метод синектики
Метод Гордона
Метод контрольных вопросов
Интегральный метод "Метра"
Метод целевых обсуждений (комиссий)
психологические и коммуникативные
социальные и педагогические
функция - обеспечение процесса генерирования идей без их анализа и обсуждения участниками
успех проведения основан на двух главных принципах:
группа может производить при совместной работе идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей за счет синергического эффекта
процесс творческого мышления, господствующего в этот момент генерирования идей, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой
информацией о характере проблемы участники групповой работы знакомятся заранее
предложения выслушиваются без критики и оценки
анализ идей производится централизованно после завершения процесса их высказывания
идеи фиксируются секретариатом
В результате формируется список, в котором все представленные предложения структурируются по определенным параметрам (критериям), а также по их результативности
обеспечивается независимость мнений
Процедура заключается в следующем:
Членам группы предлагается ответить на целый перечень вопросов, детально сформулированных по рассматриваемой проблеме.
Каждый участник отвечает на вопросы анонимно.
3.Результаты ответов собираются в центре, и по результатам обработки ответов составляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые варианты решений.
4. Каждый член группы получает копию интегрального документа.
5. Ознакомление с указанным документом (анализ предложений других участников группы) может изменить мнение некоторых участников группы в отношении возможных вариантов решений.
6. Этапы с 3 по 5 повторяют столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.
Пример 1
Ассоциации к слову "лед": стекло (хрупкое, прозрачное, скользкое и т.д.), снег (лед - производное от снега, если последний полить водой на морозе), масло (тает как и лед)
Масло - нож - узкое лезвие! стекло - стеклорез (надлом) -опять хрупкость. Еще один вариант: лед - мокрый замерзший снег - тает под солнцем - абсолютно черное тело - вода - водяная подушка
Пример 2
Пример 3
Метафоры-катахрезы, содержащие противоречия: «сухопутный моряк», «круглый квадрат»
Использование колеса, соответствующего по форме пересеченной местности, например, огибающего кочки
Для организаторов
В начале несколько раз переформулировать проблему
Предлагать исходное слово для неожиданных ассоциаций
В темпе менять слова и понятия ассоциативной цепочки
Правила
Интерактивные технологии
Принципы
Свободные ассоциации
Антиконформизм
Отсроченный критический анализ
Метафоры
Бинарные метафоры-аналоги
Метафоры-катахрезы
Метафоры-загадки
Пример 1
Группа разбивается на две команды:
сторону обвинения, которая придерживается обвинительной позиции (высказывает отрицательные суждения)
сторону защиты, которая придерживается позиции защиты (высказывает положительные суждения)
Третейский суд фиксирует доводы (высказывания) сторон и когда все доводы исчерпываются, оглашает «приговор»
Стороны по очереди высказывают «обвинительные» и «оправдательные» аргументы
Аналогии для озарения
Прямые (например, аналогии с биологическими системами)
Личные (отождествление себя с объектом исследования)
Аналогии для озарения
Символические (поэтические метафоры и сравнения)
Фантастические (формирование образа не существующего, но желаемого)
Недостатки мозговой атаки частично устраняются в методе «синектика», где штурм ведется постоянной группой со специально подобранным составом
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть