Слайд 1Поддержка малого и среднего бизнеса в рамках муниципального экономического развития
Лекция 11
Ветров
Г.Ю.
Слайд 2Темы лекции
Мировая практика поддержки МСБ
Преимущества и недостатки малого бизнеса
Элементы поддержки МСБ
на муниципальном уровне (нормативно-правовая, кредитно-финансовая, имущественная, информационная и др.)
Муниципальный заказ
Новейшая история взаимоотношений власти и МСБ в России
Проблемы взаимодействия местного самоуправления и МСБ
Возможности муниципальных властей по развитию МСБ
Слайд 3Мировая практика: огромная роль малого бизнеса в местном экономическом развитии
Создание новых
рабочих мест
Рост доходов населения за счет самостоятельной хозяйственной деятельности и покупательского спроса
Увеличение поступлений в местный бюджет
Формирование среды собственников – средний класс
Слайд 4Преимущества малого бизнеса
Быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка
Низкие издержки производства
Способность к
созданию и распространению научно-технических инноваций
Способность заполнять те экономические ниши, в которых не будет существовать крупный бизнес (услуги населению и бизнес-услуги)
Возможность начать дело, не имея особой собственности, недвижимости, финансовых, производственных и прочих ресурсов
Слайд 5Недостатки малого бизнеса
Уязвимость с точки зрения административных, экономических, криминальных и пр.
угроз
Необходимость поддержки на местном (и не только местном) уровне
Слайд 6Кто относится к субъектам малого и среднего бизнеса
Федеральный закон от 24
июня 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (действует с 1 января 2008 г.):
К субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), а также ПБОЮЛ, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям:
для юридических лиц: суммарная доля участия «внешних» агентов - не более 25%;
средняя численность работников за предшествующий календарный год не более 100 человек; выделяются также микропредприятия - до 15 человек;
выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации (для микропредприятий - 60 млн. рублей; для малых предприятий - 400 млн. рублей)
Слайд 7Элементы поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне
Формирование нормативно-правовой базы,
способствующей созданию и развитию предпринимательства
Кредитно-финансовая поддержка
Муниципальный заказ
Имущественная поддержка
Создание и эффективное использование инфраструктуры поддержки
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров
Информационная поддержка
Содействие формированию благоприятной социально-психологической среды малого предпринимательства
Слайд 8Формирование нормативно-правовой базы
Разработка и принятие соответствующего нормативно-правового обеспечения:
законодательных актов
нормативных актов
программ развития
малого бизнеса, инструкций, положений, правил
Определяет:
процедуры создания и регистрации
порядок деятельности малого бизнеса
порядок контроля за его деятельностью
систему налоговых и иных льгот и прочие направления
Слайд 9Кредитно-финансовая поддержка
Прямая поддержка:
выделение льготных инвестиционных кредитов за счет средств бюджета
предоставление поручительств
и гарантий по кредитам коммерческих банков (в том числе через муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства)
предоставление ссуд, дотаций, беспроцентных кредитов
частичная оплата процентов по кредитам, полученным в коммерческих банках (разновидность льготного кредита)
Косвенная поддержка:
льготное налогообложение малых предприятий
внедрение упрощенных схем взимания налогов
установление норм ускоренной амортизации, лизинга и т.п.
содействие созданию кредитных кооперативов и кредитных союзов (форму организации взаимного кредитования физических и юридических лиц, которые работают по принципу кассы взаимопомощи)
содействие развитию микрокредитования
Слайд 10Муниципальный заказ
Косвенная мера поддержки:
Обеспечивает конкуренцию, экономию бюджетных средств, повышение качества предоставляемых
товаров и услуг
Требования:
строгое соответствие законодательно установленным процедурам
конкурсная основа
«прозрачность» для всех участников.
допуск всех участников, способных подтвердить репутацию надежного партнера, обязательного заемщика, дисциплинированного налогоплательщика
Основные критерии при выборе победителя — качество и цена предоставляемых товаров и услуг
Слайд 11Имущественная поддержка
Прямые формы поддержки:
предоставление помещений и земельных участков на условиях льготной
долгосрочной аренды
Косвенные формы поддержки:
организация специальных конкурсов на аренду и приобретение недвижимости
создание целевых Фондов нежилых помещений
содействие в предоставлении МСБ неиспользуемых основных фондов крупных производств
Слайд 12Создание и эффективное использование инфраструктуры поддержки
Комплексная система помощи:
регистрация предприятий
информационное обеспечение
юридические и
аудиторские услуги
предоставление результатов маркетинговых исследований
подготовка кадров
льготные условия аренды офисных и производственных помещений
предоставление оргтехники, средств связи и других офисных услуг
реклама продукции и др.
Формы - специализированные структуры:
бизнес-центры
бизнес-инкубаторы
технопарки
инновационно-технологические центры
Слайд 13Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров
Косвенная мера поддержки
Создание узкоспециализированных структур, ориентированных
на обучение и предоставление консалтинговых и информационных услуг:
бизнес-школы (повышение квалификации предпринимателей)
учебно-деловые центры (повышение квалификации, консалтинг, сопровождение проектов)
агентства поддержки бизнеса (регистрация малых предприятий, повышение квалификации, поддержка в получении инвестиций)
консалтинговые фирмы (консалтинговые услуги, сопровождение проектов, содействие в получении кредитов и инвестиций)
информационно-аналитические центры (предоставление информации, проведение маркетинговых исследований)
Слайд 14Информационная поддержка
Косвенная форма поддержки:
создание банка данных по направлениям (о состоянии предпринимательской
среды, о субъектах предпринимательской деятельности, нормативно-правовых актах, о производителях и поставщиках продукции и услуг, о технологиях, семинарах, выставках, ярмарках и т.д.)
содействие в подборе деловых партнеров, создание банка данных о зарубежных и международных партнерах и инвесторах
Слайд 15Содействие формированию благоприятной социально-психологической среды
Косвенная мера поддержки:
пропаганда в СМИ идеи предпринимательства
осуществление
рекламно-выставочной деятельности МСП
содействие в создании и работе объединений предпринимателей и пр.
Слайд 16Основные вехи
1. Начало 1990-х гг.
МСБ – «бизнес выживания», определенное
сохранение экономик МО
Позитивная роль иностранных программ поддержки развития местного самоуправления в России (например, программа Тасис).
Успешные «пионерные» в условиях «невнимания» федеральных властей (технопарк в г.Заречный Свердловской области и бизнес-инкубатор в г.Дзержинский Московской области)
Слайд 172. С 1992 г. – рост внимания государства
Правовые документы
Указ Президента РФ
«Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» № 1485 от 30.11.1992 г.;
Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993 г. № 446;
Постановление Правительства РФ от 29.04.1994 г. № 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на 1994—1995 гг.»;
Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29.12.1994 г. № 1434.
14 июня 1995 года был принят Федеральный закон №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России (с принятием Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007 утратил силу).
Слайд 18Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства
С 1994 г. Правительство РФ начинает
утверждать Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации
Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 гг.
Слайд 19Оргструктуры
В 1992 г. по инициативе Правительства РФ и при содействии Фонда
«Ноу-хау» Правительства Великобритании создается Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса
В ноябре 1994 г. учреждена Российская ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП)
В 1997 г. в России была учреждена некоммерческая организация НП «Национальное содружество бизнес-инкубаторов» (НСБИ), которая в 1999 году становится членом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
18 сентября 2002 г. Министерством юстиции РФ была зарегистрирована Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»(на тот момент более 110 некоммерческих организаций по всей стране»
Слайд 203. Кризис 1998 г. - плюсы
Создание новых механизмов поддержки (таких, как
Агентство городского развития города Череповец)
Сплочение вокруг муниципальной власти, опора на МСБ
Слайд 213. Кризис 1998 г. - минусы
Динамика результативности деятельности малых предприятий с
1996 года по август 1998 года
Слайд 22Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ
Реальное снижение автономии МСУ, в т.ч. и в сфере МСБ (не вопрос местного значения).
В первоначальном виде в законе №131-ФЗ вообще не оговаривались вопросы поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне.
Сейчас это вопрос местного и значения и соответствующее полномочие
Слайд 23Проблемы, возникающие у органов местного самоуправления и малого бизнеса в процессе
их взаимодействия
Невозможность проведения анализа деятельности МСБ и подготовки стратегии развития муниципального образования
Административные барьеры
Затрудненный доступ малых предприятий к финансово-кредитным услугам
Отсутствие оборотных средств
Высокое налогообложение малого бизнеса.
Хаотичный характер поддержки МСБ в городах, невписанность его в общую стратегию развития, субъективные факторы
Слайд 24Итоги мониторинга состояния малого и среднего бизнеса в России в марте
2009 г.
«ОПОРА России» в 30 регионах среди руководителей и владельцев 300 малых и средних компаний
Нынешнее состояние бизнеса
Слайд 26Основные приоритеты для бизнеса на ближайший месяц
Слайд 27Антикризисные меры Правительства РФ, способные
наиболее эффективно помочь бизнесу
Слайд 28Возможности муниципальных властей по развитию МСБ
Установление в пределах своих возможностей налоговых
льгот для малого бизнеса и снижение цен на аренду площадей и земельных участков
Активное содействие объединению предпринимателей города в союзы, ассоциации и партнерский диалог с ними
Создание специальных структур поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне, например, центров поддержки предпринимательства (Агентство городского развития г.Череповец)
Слайд 29Возможности муниципальных властей по развитию МСБ (2)
Создание в муниципальных образованиях советов
по предпринимательству (пример – Координационный совет г.Череповец) или подобных организаций, в которых предприниматели наравне с представителями местной власти будут решать следующие вопросы:
разработка программ налоговых льгот и аренды земельных участков и помещений на льготных условиях;
выработка совместной стратегии развития поддержки МСБ в кризисный и послекризисный период;
экспертиза принимаемых на местном уровне нормативно-правовых актов на предмет соответствия их интересам развития предпринимательства;
прочее
Слайд 30Возможности муниципальных властей по развитию МСБ (3)
Применение «лучших практик» по созданию
в муниципальном образовании структур и механизмов поддержки МСБ:
финансовая поддержка
муниципальные фонды финансирования
муниципальные фонды поддержки малого бизнеса
кредитные кооперативы
гарантийные фондыв
обучение ведению бизнеса людей, оставшихся без работы, с дальнейшей выдачей грантов (опыт г.Новошахтинска, г.Ставрополь, Агентство городского развития г.Череповец)
консалтинг (Агентство городского развития г.Череповца)
формирование инфраструктуры поддержки с целью создания на территории муниципального образования предприятий и организаций, работающих в области инновационных технологий (пример - бизнес-инкубатор г.Дзержинский Московской области и т.д.)
прочее
Слайд 31Возможности муниципальных властей по развитию МСБ (4)
Создание условий для равной конкуренции,
в частности, в рамках легальных, прозрачных и честных процедур формирования муниципальных заказов
Проведение грамотной информационной политики в 3х направлениях:
своевременное и полное информирование предпринимателей о муниципальном и государственном заказе, об изменениях в законодательстве, о региональных и муниципальных программах поддержки бизнеса и т.д.;
привлечение внешних инвесторов, например, создание качественных инвестиционных паспортов, распространение информации о городе в сети «Интернет» и прочее;
формирование положительного имиджа бизнеса в глазах населения;
Проведение на территории муниципального образования выставок и ярмарок, что будет способствовать рекламе продукции местных представителей малого и среднего бизнеса (Агентство городского развития г.Череповец).
Слайд 32Возможности использования на местном уровне государственного финансирования
Программы Министерства экономического развития РФ:
Поддержка
муниципальных (межмуниципальных) программ развития. Программа предполагает конкурсный отбор муниципальных программ поддержки МСБ и их софинансирование. «Приоритет при отборе программ отдается программам по поддержке малых предприятий в поселениях с населением менее 30 000 человек».
Программы по созданию и обеспечению деятельности бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, и гарантийных фондов (фондов поручительств) в состав учредителей которых могут входить муниципалитеты.
Субсидирование создания и работы фондов микрофинансирования, потребительских кооперативов, «созданных для целей обеспечения доступа малых предприятий и организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства к финансовым ресурсам». Обязательным для выдачи субсидии является условие вхождения органа местного самоуправления в состав учредителей такой организации.
Гранты начинающим на создание собственного бизнеса и субсидирование процентов по кредиту. Реализация этих программ осуществляется на местном уровне, через муниципалитеты.
Слайд 33Задание на семинар
1. Анализ законодательства
Федеральный закон от 24 июля 2007 г.
N 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
(с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа 2009 г.)
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ
2. Примеры программ нескольких муниципальных образований