Брусникин Н.Ю.
Руководитель Проектной группы по мониторингу ЖКХ ОАО РАО «ЕЭС России»
Первый заместитель Председателя Правления ОАО «РКС»
Брусникин Н.Ю.
Руководитель Проектной группы по мониторингу ЖКХ ОАО РАО «ЕЭС России»
Первый заместитель Председателя Правления ОАО «РКС»
Миф №1. «Простота» организации коммунального бизнеса
Частные проекты в сфере ЖКХ в 2003-2004 гг. при поддержке крупнейшего российского капитала росли как грибы в ожидании беспроблемного бизнеса:
РЕАЛЬНОСТЬ: условия ведения коммунального бизнеса усложнились: к административным барьерам добавились неопределенность из-за отсутствия четких «правил игры», на основании чего можно прогнозировать новый рост неплатежей и кризис ликвидности в отрасли
Правовая незащищенность, краткосрочность тарифов
износ коммунальной инфраструктуры
долги организаций коммунального комплекса
отсутствие госрегистрации имущества
Большинство проектов “заглохли”, столкнувшись с проблемами:
особенностью ЖКУ является исключительно сетевой способ доставки (отвода) ресурса, в результате поставщик - всегда монополия для потребителя
ЖКУ нельзя рассматривать как рыночный, конкурентный товар, т.к. они имеют незаменимое социальное значение в жизнедеятельности населения
Миф №2. «Нерыночность» отношений в коммунальном бизнесе
МУП - коммерческая организация, имущество которой находится в муниципальной собственности и ограничено в обращении, вследствие чего данная организация - неполноценный коммерческий субъект и к ней почти не применимы имущественные санкции
Возможные виды конкуренции в сфере ЖКХ :
конкуренция за право управления коммунальным имуществом
конкуренция за право быть гарантирующим поставщиком
конкуренция энергосбытов за крупных и средних потребителей
РЕАЛЬНОСТЬ: несмотря на ограниченность конкуренции происходит снижение возможностей административного ресурса и усиление рыночных механизмов
Миф №3. Инвестиционная привлекательность коммунального бизнеса
«Отсутствие четких правил ведения бизнеса» - неопределенность в установлении тарифов, финансовых потоках, нет гарантий получения прибыли
«Отсутствие единого центра управления реформой» - нет заинтересованного субъекта на федеральном уровне, обладающего необходимым ресурсом
Плюсы «+»
Минусы «-»
?
«Незавершенность процессов реформирования» -отсутствие госрегистрации имущества, неиспользование концессии, нерыночное поведение МУПов
«Отсутствие программ развития территорий» - отсутствие взаимосвязи градостроительной политики с программами развития коммунальной инфраструктуры
РЕАЛЬНОСТЬ: несмотря на ожидаемую перспективность коммунального бизнеса, сегодня инвесторы ищут баланс между инвестициями и эффективностью и не готовы платить завышенную цену за “неупакованные”активы
«Отсутствие механизмов инвестирования - инвесторы не находят достойных объектов для инвестирования, удовлетворяющих критериям возвратности
«Отсутствие квалифицированных кадров» - квалифицированных менеджеров единицы
отсутствуют гарантии непрекращения концессии по субъективным основаниям
не закреплены преимущества развития централизованного теплоснабжения и комплексного развития коммунальных сетей
не закреплены преимущества использования когенерации
не регламентированы отношения субъектов на рынках тепловой энергии
Не разработан!
Не применяется!
Не разработан!
ФЗ «О финансовом оздоровлении организаций коммунального комплекса РФ»
кредиторская задолженность ОКК перед энергоснабжающими организациями и другими кредиторами и дебиторская задолженность других организаций перед ОКК по реструктуризации не подлежат
предусматривает реструктуризацию долгов ОКК перед бюджетами и ГВФ и долгов бюджетов перед ОКК
Миф №4. Сформированность законодательной базы в отрасли
После принятия ФЗ № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и Правил функционирования розничных рынков электрической энергии считается, что основная законодательная база в ЖКХ сформирована
РЕАЛЬНОСТЬ: незавершенность процедур по формированию законодательной базы в коммунальной сфере порождает условия неопределенности и отсутствие четких «правил игры» в отрасли
Инвестор/Частный оператор
Региональные и местные власти
приток инвестиций в инфраструктурные отрасли
возможность потребителю оплачивать инвестиции в рассрочку на 5-7 лет
экономическая обоснованность планов капитальных вложений
прямая зависимость размера тарифа от требуемого уровня надежности и темпов развития территории
максимальная прозрачность процесса тарифообразования
+
Суть метода - инвестор вкладывает в бизнес, а потребитель возмещает в тарифе RAB через доход (% возврата) на вложенный капитал, рассчитываемый как фиксированный процент от RAB, соответствующий средневзвешенной стоимости капитала (WACC= 10-12%) для компаний аналогов развивающихся стран
Миф №5. Невозможность эффективного регулирования тарифов ЖКХ
Существующая система регулирования тарифов «затраты плюс» не стимулирует участников рынка к сокращению издержек и приводит к постоянному росту тарифов, однако, более эффективного метода регулирования тарифов в ЖКХ нет
Среди важнейших направлений реформирования электроэнергетики на 2008 год определен переход на систему тарифного регулирования на основе экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала (RAB, Regulatory Asset Base)
РЕАЛЬНОСТЬ: система RAB распространена более чем в 20 развитых странах мира, МЭРТ при поддержке РАО «ЕЭС» и КЭС-Холдинга предлагает внедрить метод RAB в коммунальном комплексе РФ в ближайшие годы
Дефицит электрической мощности в России к 2009 году оценивается в объеме более 3000 МВт. К 2009 году необходимые инвестиции для строительства новых энергомощностей составляют 130 млрд. рублей. Инвестиционная программа РАО «ЕЭС» на 2008-2010 гг. составляет 2,4 трлн. руб.
Доля газа в топливном балансе тепловой электроэнергетики РФ превышает 65%, при этом на уголь приходится менее 30%. До 2020 г. в энергетике запланирован рост потребления угля, с целью замещения потребления газа.
Сейчас средняя оптовая цена на газ в РФ составляет $45 за 1.000 м3., а средний уровень цен на экспорт в Европу - более $250 за 1.000 м3. Планируется повышение внутренних цен на газ более чем в два раза к 2011 году - выше $100 за 1.000 м3. - инвестиции в коммунальный бизнес должны учитывать перспективность использования альтернативных видов топлива
Реформа коммунального комплекса воспринимается как независимый процесс, со своей стратегией, органами власти и законодательной базой. Взаимосвязь с реформой энергетического и газового комплекса – слабая.
РЕАЛЬНОСТЬ: модернизация ЖКХ начиналась одновременно и взаимосвязано с реформой энергетического и газового комплекса, но существенно отстала - сегодня необходима взаимоувязка процессов реформирования ЖКХ с энергетической стратегией РФ
Формирование четких, законодательно закрепленных «правил игры» в отрасли
Построение стратегии реформирования коммунального комплекса во взаимосвязи с реформированием энергетического и газового комплекса
Миф №6. Независимость реформы ЖКХ от других реформ
Миф №5. Невозможность эффективного регулирования тарифов ЖКХ
Миф №3. Инвестиционная привлекательность коммунального бизнеса
Миф №2. «Нерыночность» отношений в коммунальном бизнесе
Миф №1. «Простота» коммунального бизнеса
Миф №4. Сформированность законодательной базы в отрасли
Рост инвестиционной привлекательности отрасли
Снятие административных барьеров и усиление влияния рыночных механизмов в отрасли
Появление новых эффективных частных проектов в коммунальном бизнесе
Развенчание мифов
Новая реальность
Обратное движение от последнего к первому МИФУ
Руководитель Проектной группы по мониторингу ЖКХ ОАО РАО «ЕЭС России»
Первый заместитель Председателя Правления ОАО «РКС»
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть