Конкурентоспособность и кластеры презентация

Содержание

Задача, стоящая перед Казахстаном С 2000г. в Казахстане наблюдается устойчивый рост экономики Страна достигла одного из самых высоких показателей роста благосостояния (ВВП на душу населения) среди всех стран бывшего

Слайд 1Конкурентоспособность и кластеры
Кристиан Г. М. Кетелс, к.н.
Институт исследования стратегии и

конкурентоспособности
Гарвардская школа бизнеса

Алматы, Казахстан
25 Январь 2005г.

Эта презентация базируется на идеях, изложенных профессором Портером в статьях и книгах, в частности, «Конкурентоспособное превосходство государств» («Фри пресс», 1990г.), «Макроэкономическая основа экономического развития» в Отчете о глобальной конкурентоспособности за 2003г. (Всемирный экономический форму, 2003г.), «Кластеры и новая конкурентная среда для компаний и правительств» в В конкуренции («Гарвард бизнес-скул пресс», 1998г.) и «Зеленая книга кластерных инициатив», К. Кетелс, О. Солвелл и Дж. Линдквист. Никакая часть этого документа не может быть воспроизведена, сохранена в поисковой системе или передана в какой-либо форме или с помощью каких-либо средств – электронных, механических, копировальных, записывающих или каких-то иных без разрешения автора. Дополнительную информацию можно найти на веб-сайте Института исследования стратегии и конкурентоспособности., www.isc.hbs.edu


Слайд 2Задача, стоящая перед Казахстаном
С 2000г. в Казахстане наблюдается устойчивый рост

экономики
Страна достигла одного из самых высоких показателей роста благосостояния (ВВП на душу населения) среди всех стран бывшего Советского Союза

Но этот успех достигнут во многом благодаря развитию сырьевых отраслей республики страны


Какие меры повышения конкурентоспособности Казахстана имеют критически важное значение для устойчивого повышения уровня благосостояния республики?
Какие кластеры за пределами сырьевой отрасли могут стать локомотивом развития экономики?




Слайд 3















0
2 000
4 000
6 000
8 000
10 000
12 000
14 000
0%
2%
4%
6%
8%
10%
12%
14%
Сопоставление экономических показателей
Ежегодные

темпы роста реального ВВП на душу населения за несколько лет, 1998-2003гг.

ВВП на душу населения (с поправкой на PPP) в долл., 2003г.


Источник: EIU (2004)

Украина

Россия

Литва

Туркменистан

Грузия

Азербайджан

Казахстан

Беларусь

Эстония

Латвия

Молдова

Кыргызстан

Узбекистан

Таджикистан


Слайд 4Движущие силы долгосрочного благосостояния
Производительность

Новаторские мощности
Конкурентоспособность
Благосостояние


Слайд 5Источники благосостояния
Унаследованное благосостояние
Благосостояние основывается на реализации унаследованных сырьевых ресурсов или

объектов
Благосостояние ограничено объемом имеющихся сырьевых запасов и, в конечном итоге, носит временный характер
Акцент смещается в сторону распределения сырьевых богатств, поскольку заинтересованные группы стремятся увеличить свой кусок пирога
Правительство является ключевым игроком в экономике как собственник и распределитель сырьевых богатств
Доходы от продажи сырьевых ресурсов способствуют сохранению непродуктивной политики и методов

Созданное благосостояние

Благосостояние основывается на создании качественных товаров и услуг
Благосостояние создается предприятиями
Благосостояние не ограничено, базируется только на новаторской природе и производительности компаний в экономике
Создание условий для производительности и новаторской деятельности – основной вопрос стратегии
Компании являются ключевыми игроками в экономике
Роль правительства заключается в создании благоприятной среды




Слайд 6Микроэкономическая основа развития





Качество
микроэкономической
бизнес-среды
Усложнение
деятельности и
стратегии компании




Решающие факторы производительности

и роста производительности


Макроэкономическая, политическая, правовая и социальная
среда
для развития

Надлежащая макроэкономическая, политическая, правовая и социальная среда создает возможности для повышения конкурентоспособности, но этого недостаточно
В конечном итоге конкурентоспособность зависит от повышения микроэкономических возможностей экономики и усложнения местных компаний и местной конкуренции


Слайд 715 000
20 000
25 000
30 000
35 000



Индекс конкурентоспособности предприятий в 2003г. Связь с

ВВП на душу населения

США

Швейцария

Германия

ВБ

Дания

Сингапур

Новая Зеландия

Taiwan

Норвегия

Исландия

Ирландия

Греция

Израиль

Италия

Ю. Корея

Венгрия

Индия

Канада

Испания

Чехия

Словения

Португалия

Индекс конкурентоспособности предприятий

ВВП на душу населения в 2002г. (с поправкой на покупательную способность)

Бразилия

Малайзия

Китай

Россия

Вьетнам

Иордания

Аргентина

Южная Африка

Источник: Отчет о глобальной конкурентоспособности за 2003г.

Эстония

Таиланд

Финляндия


Швеция

Мальта

Танзания

Кения

Австрия

Парагвай

Алжир

Тунис

Болгария

Хорватия

y = 2002,2x2 + 8427,7x + 9514,9
R2 = 0,8266


Слайд 8
Среда для стратегии и конкуренции предприятий
Смежные и вспомогательные предприятия
Условия

наличия ресурса


Условия наличия спроса

Производительность и бизнес-среда

Успешное экономическое развитие – это процесс последовательной экономической модернизации, при которой в стране развивается бизнес-среда, способствующая и содействующая все более изощренным методам конкуренции


Привередливый и требовательный местный потребитель(и)
Потребности местного потребителя, превышающие Lпотребности в других местах
Необычный спрос на местах в специализированных сегментах, который можно удовлетворить на республиканском и международном уровне

Наличие высококачественных, специализированных ресурсов, доступных для предприятий
Кадры
Финансовые ресурсы
Инфраструктура
Административная инфраструктура
Информационная инфраструктура
Научно-технологическая инфраструктура
Сырьевые ресурсы

Доступ к умелым местным поставщикам и фирмам в смежных отраслях
Наличие кластеров вместо изолированных предприятий



Местная среда и правила, способствующие инвестициям и стабильной модернизации
напр., защита интеллектуальной собственности
Система стимулирования по заслугам во всех основных организациях
Открытая и острая конкуренция среди конкурирующих предприятий на местах


Слайд 9Source: Research by HBS Student Team, 2003

Гостиницы
Места общественного
досуга и досуг
напр., тематические

парки, казино, спорт

Авиакомпании,
круизные
теплоходы

Туристические
агентства

Тур-операторы

Рестораны

Услуги по
недвижимости

Сувениры, дьюти-фри

Банки,
Иностранная
валюта

Местный
транспорт

Maintenance Services

Государственные ведомства
напр., Австралийская комиссия по туризму, Агентство по Грейт Барриер Риф

Учебные заведения
напр., Университет Джеймса Кука, Кейрнский колледж TAFE

Органы предприятий
напр., Совет по туризму штата
Квинсленд

Поставщики
продуктов
питания

Связи с
общественностью и услуги исследования
рынка

Местная розничная
торговля, медицина и
прочие услуги

Кейрнский туристический кластер


Слайд 10Уровни кластеризации
Часть встречаются array of кластеров в различных местах в какой-то

одной отрасли, каждый с различным уровнем специализации и сложности

Мировых инновационных центров, таких как Силиконовая долина (полупроводники), немного. Если инновационных центров много, они обычно специализируются в различных сегментах рынка

Другие кластеры задействованы в основном в производстве, как самостоятельные сервисные организации или выступают в качестве региональных сборочных или сервисных центров

Предприятия, работающие в наиболее передовых кластерах, часто создают или развивают кластеры в других местах, чтобы сократить риск «одиночки», получить доступ к более дешевым ресурсам или лучше обсуживать определенные региональные рынки

Перед экономикой стоит задача перехода от изолированных предприятий к набору кластеров и затем к расширению и усложнению кластеров для осуществления более продвинутой деятельности

Слайд 11Ведущие обувные кластеры
Вьетнам/Индонезия
Производство OEM
Акцент на недорогой сегмент, в основном

для европейского рынка

Китай
Производство OEM
Акцент на недорогой сегмент, в основном, для американского рынка

Португалия
Производство
Акцент на небольшие партии обуви по умеренным ценам

Румыния
Производственные дочерние предприятия итальянских компаний
Акцент на обувь по низкой и средней цене

США
Дизайн и маркетинг
Акцент на конкретные сегменты рынка, например, спортивная обувь и ботинки
Изготовление фирменной обуви, такой как повседневная обувь ручной работы и сапоги

Источник: исследования, проведенные группой студентов ГШБ в 2002г.

Италия
Дизайн, маркетинг и изготовление первоклассной обуви
Массовый экспорт на международные рынки


Слайд 12Организации для сотрудничества Выборочные Массачусетские организации, занимающиеся науками о жизни
Организации экономического

развития

Массачусетский совместный технологический проект
Биомедицинские инициативы
Масс девелопмент
Массачусетский союз экономического развития

Неформальная сеть

Бывшие работники предприятия
Общество VC
Выпускники университетов

Совместные научно-иссл. инициативы

Институт здравоохранения Новой Англии
Уитхедский институт биомедицинских исследований
Центр интеграции медицины и инновационных технологий (CIMIT)


Слайд 13Влияние на конкурентоспособность Географические уровни
Обширные экономические зоны
Группы стран-соседей
Штаты, провинции
Города,

города и их районы

Страны

Мировая экономика


Слайд 14Региональная специализация предприятия Выборочные географические зоны в США










































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Бостон
Аналитические инструменты
Образование и

просвещение
Коммуник-е оборудование

Лос-Анджелес
Одежда
Строительная арматура, техника и услуги Развлечения

Чикаго
Коммуникационное оборудование
Продукты питания
Тяжелое машиностроение

Денвер
Кожаные и спортивные товары
Нефть и газ
Аэрокос. приборы и оборона

Сан-Диего
Кожаные и спортивные товары
Выработка э/энергии
Образование и просвещение

Сан-Франциско-
Окленд-Сан-Хосе
Коммуникационное оборудование
Сельхозпродукция
Информационные технологии

Сиэтл-Бельвю-Эверетт
Аэрокос. приборы и оборона
Рыболовство и продукты рыболовства
Аналитические инструменты

Хьюстон
Масштабное строительство
Нефть и газ
Аэрокос. приборы и оборона

Питтсбург
Стройматериалы
Произв-о металлоизделий
Образование и просвещение

Атланта, GA
Стройматериалы
Транспорт и мат-тех.обесп.
Бизнес-услуги

Ралей-Дюрам
Коммуник-е оборудование
Информационные технологии

Образование и просвещение

Вичита
Аэрокос. приборы и оборона
Тяжелое машиностроение
Нефть и газ

Примечание: указанные кластеры являются тремя крупнейшими по доле в уровне занятости по стране
Источник: Проект определения структуры кластера, Институт исследования стратегии и конкурентоспособности, Гарвардская школа бизнеса


Слайд 15Этапы развития конкуренции
Экономика на базе имеющихся ресурсов
Экономика на базе

инвестиций

Экономика на базе инноваций



Стоимость ресурсов

Эффективность

Уникальность

Источник:Майкл Портер, Конкурентное превосходство государств, Фри пресс, 1990г.


Слайд 16Конкурентоспособность и кластеры
Основа конкурентоспособности

Роль кластеров

Последствия для развития экономики на

базе кластеров



Слайд 17Развитие кластеров на новом этапе
Исследовательская работа по кластерам достигла существенного прогресса,

разработав последовательную концептуальную структуру за последнее десятилетие
Экономисты-практики все больше рассматривают кластерную концепцию как в новый перспективный стратегически подход Кластеры перестают быть просто экспериментальной инновационной идей, а обретают роль основного направления
Это в своею очередь предполагает новые требования в практике
Переход от исследований конкретного случая к масштабным базам данных и эмпирическим испытаниям теоретических гипотез
Сдвиг в разработке теории с понятия кластера как эмпирического явления к понятию кластера как стратегического подхода
Переход от практического подхода, основанного на индивидуальном опыте, к единым профессиональным стандартам



Слайд 18

Состав региональной экономики США
Местные предприятия
Не конкурируют во всех регионах
Привязаны к месту

своего нахождения
Услуги доминируют
Важнее для благосостояния, чем доходности

68% от всей занятости
57% от доходов

31% от всей занятости
42% от занятости

Кластер
Конкурируют во всех регионах/странах
Могут находиться где угодно
Значительная роль производственной отрасли
Критически важно для доходности

Источник: Майкл Портер, «Экономические показатели регионов, региональная наука» (2004г.) Проект определения структуры кластера, Институт исследования стратегии и конкурентоспособности, Гарвардская школа бизнеса


Предприятия, базирующиеся на сырьевых ресурсах
1% от доходов и занятости


Слайд 19$15 000
$20 000
$25 000
$30 000
$35 000
$40 000
$15 000
$25 000
$35

000

$45 000

$55 000

$65 000

$75 000

Источник: Схемы деятельности в округах, Майкл Портер, «Экономически показатели регионов», Региональные исследования, том 37, 2003

Средняя зарплата на местах, 2001г.

Средняя заработная плата, 2001г.

Нью-Йорк

Бей-Эриа

y = 0,33x + 12069
R2 = 0,6869
P-стоимость < ,001

Бостон

Кластер и экономические показатели Заработная плата в кластерах и местных предприятиях

Анкоридж

Рино

Лас-Вегас

Сиэтл

Уилинг


Слайд 20КПД кластера Сопоставление производительности и состава, регионы США
Воздействие уровня зарплат в

кластере как % от разрыва в уровне зарплат, 2001г.

Экономические зоны США

Источник: Схемы деятельности в округах, Майкл Портер, «Экономически показатели регионов», Региональные исследования, том 37, 2003

Среднее значение: 74,2%


Слайд 21

















































































































0,50
0,75
1,00
1,25
0,0
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
3,0
3,5
Специализация и сравнительные зарплаты в кластерах Огайо, 2001г.
Сравнительная зарплата в кластере
Сравнительный уровень

занятости по кластерам

Финансовые услуги

Примечание: используются узкие определения кластера во избежание повторение, размер окружности соразмерен уровню занятости
Проект определения структуры кластера, Институт исследования стратегии и конкурентоспособности, Гарвардская школа бизнеса

Автомобилестроение

Изделия из металла

4,29% от уровня занятости в США

Средняя зарплата
в американских
кластерах

Бизнес-услуги

Производственные технологии

y = 0,1902Ln(x) + 0,9874
R2 = 0,3403


Слайд 22$15 000
$25 000
$35 000
$45 000
$55 000
50
100
150
200
250
300
Средняя региональная заработная плата, 2001г.
Доля

занятости в устойчивых кластерах (LQ > ,8), 2001г.

y = 96,736x + 16218
R2 = 0,377

Нью-Йорк

Бей-Эриа

Бостон

Кластер и экономические показатели Устойчивость кластера и уровень заработной платы

Источник: Схемы деятельности в округах, Майкл Портер, «Экономически показатели регионов», Региональные исследования, том 37, 2003


Слайд 23Источник: Схемы деятельности в округах, Майкл Портер, «Экономически показатели регионов», Региональные

исследования, том 37, 2003

Кластер и экономически показатели Изменение устойчивости кластера и рост заработной платы






















































2,0%

2,5%

3,0%

3,5%

4,0%

4,5%

5,0%

5,5%

-0,06

-0,04

-0,02

0,00

0,02

0,04

0,06

0,08

0,10

Ежегодные темпы роста региональной заработной платы, 1990-2001гг.

Изменение занятости в кластерахI, 1990-2001гг.

y = 8,7905x + 3,6107
R2 = 0,2626
P-стоимость = ,0001

МА

НЙ

Экономика становится менее специализированной

Экономика становится более специализированной

AK

КА

CO

CT

ДЕ

DC

ФЛ

ДА

HI

ИД

IL

IN

IA

КС

KY

LA

МН

MO

MT

NV

НДж

СК

ND

OK

ОР

ПА

RI

SC

TX

ВА

WA

WV

WI

WY

АЛ

АР


Слайд 24













$0
$200
$400
$600
$800
$1 000
$1 200
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
0%
1%
2%
3%
4%
5%


Стоимость

Рыночная доля
Австралийский винодельческий кластер Торговые показатели
Источник: статистические данные ООН

о торговле

Объем экспорта австралийского вина в млн долларов

Рыночная доля австралийского вина в мировом экспорте


Слайд 25
Австралийский винодельческий кластер История
1955
Учреждение Австралийского института винодельческих исследований виноделия
1970
Учреждение школы виноделия

при Университете Чарльза Стерта

1980г.
Создание Австралийской корпорации вина и бренди

1965г.
Создание Австралийского бюро виноделия

1930г.
Первый курс по виноград-у в Роузуортском сельскохоз. колледже

1950-е
Импорт европейской технологии виноделия

1960-е
Привлечение опытных иностранных инвесторов, как Вольф Басс

1990-е
Резкий рост экспорта и международных поглощений

1980-е
Создание большого кол-ва новых винзаводов











1970-е
Непрерывный приток иностранного капитала и менеджмента


1990г.
Создание Федерации виноделов Австралии

С 1991 до 1998гг.
Новые организации, созданные для обучения, исследований, рыночной информации и содействия экспорту

Источник: Майкл Портер и Орджан Шобрелл, австралийский винодельческий кластер – Приложение, конкретный пример Гарвардской школы бизнеса, 2002г.


Слайд 26Австралийский винодельческий кластер Недавно созданные организации для сотрудничества
Национальный совет образования
и

подготовки в винодельческой отрасли

Создан в 1995г.
Основная деят-ть: координация, интеграция и standard maintenance для профтех. подготовки и обучения
Финансирование: государство; другие организации кластера

Объединенный центр виноградарства

Создан в 1991г.
Основная деят-ть: координация исследований и образовательной политики в виноградарстве
Финансирование: другие организации кластера

Совет по экспорту австралийского вина

Создан в 1992г.
Основная деят-ть: реклама экспорта вина через международные представительства в Лондоне и Сан-Франциско
Финансирование: государство, организации кластера

Федерация виноделов Австралии

Создана в 1990г.
Основная деят-ть: защита интересов компаний из винодельческого кластера при выработке государственной политики
Финансирование: от компаний-членов

Корпорация виноградарства и виноделия

Создана в 1991г. как установленный законом орган
Основная деят-ть: финансирование научных исследований и мероприятий развития
Финансирование: государство, установленный налогом сбор сбор

Информационная служба
винодельческой отрасли

Создана в 1998г.
Основная деят-ть: Сбор, организация и распространение информации
Финансирование: организации кластера

Источник: Майкл Портер и Орджан Шобрелл, австралийский винодельческий кластер – Приложение, конкретный пример Гарвардской школы бизнеса, 2002г.


Слайд 27Конкурентоспособность и кластеры
Основа конкурентоспособности

Роль кластеров

Последствия для экономики, развивающейся на

базе кластеров



Слайд 28Перенос акцентов в ответственности за развитие экономики
Старая модель


Государство служит двигателем экономического

развития через стратегические решения и инициативы

Новая модель


Развитие экономики – это процесс сотрудничества с участием исполнительных органов различного уровня, предприятий, учебных и научно-исследовательских организаций и организаций сотрудничества



Слайд 29Улучшать макроэкономического, политического, правового и социального климата
Создание устойчивых и предсказуемых

макроэкономических, правовых и политических условий
Улучшение социальных условий для населения
Улучшение бизнес-климата
Повышение доступности, качества и эффективности перетока или ресурсов, инфраструктуры и организаций общего назначения
Создание общих правил и стимулов для конкуренции, содействующих росту производительности
Содействие образованию и совершенствованию кластеров
Выявление существующих и образующихся кластеров
Обсуждение и участие в выявлении препятствий для кластеров и плана мероприятий по их устранению
Возглавить сотрудничество, направленное на экономические изменения
Создание организаций и процессов повышения конкурентоспособности, информирующих население и задействующих частный сектор, местные исполнительных органы всех уровней, учебные и прочие заведения, гражданское общество для принятия мер

Функции правительства в развитии экономики


Слайд 30Развитие и эволюция кластеров
Кластерное развитие должно содействовать росту путем задействования кластера

на разных стадиях его развития
Укрепление кластеров существующей экономической деятельностью и желанием действовать вместе
Раскрытие потенциальных кластеров в сферах с благоприятной бизнес-средой или деятельностью в соседних кластерах
Общее улучшение бизнес-среды для создания возможности появления совершенно новых кластеров



Общий рост экономики будет всегда стимулироваться комбинацией существующий, появляющихся и совершенно новых кластеров.



Слайд 31Развитие и эволюция кластеров Установление приоритетности мероприятий по развитию кластеров
Существующие кластеры
Появляющиеся

кластеры

Абсолютно новые
кластеры

Оценка степень текущей экономической активности
Оценка готовности кластера к действиям
Оценка экономического потенциала мер

Оценка текущего положения смежных кластеров
Оценка качества бизнес-среды конкретного кластера

Установить приоритетность совершенствования общего качества бизнес-среды
Соответствие общему месторасположению


Слайд 32Коста-Риканский информационно-технологический центр
Источник: научные исследования Нильса Кетелхона для проф. Майкла

Портера

Слайд 33Пластмасса
Нефть и газ
Химическая продукция
Лекарства

Выработка
э/энергии
Аэрокос.
оборудование
и оборона
Осветительное и
электрическое

оборудование

Финансовые
услуги

Издательства
и типографии

Развлечения

Приемы и туризм

Транспорт и мат-тех.
обеспечение

Информационные
технологии

Оборудование
связи

Медицинские приборы

Аналитические
инструменты

Образование и
просвещение

Одежда

Кожаные и спортивные товары

Сельхоз.
продукция

Переработка продукции

Мебель

Строительная арматура, техники и услуги

Взаимопроникновение кластеров в экономике США Common Industries Across Broad Traded Clusters

Примечание: кластеры с границами или одинаковые по цвету (за исключением серого) имеют, по крайней мере, 20% одинаковых предприятий по количеству в обоих направлениях

Товары для
спорта,
отдыха и детей

Бизнес-услуги

Услуги по
сбыту

Рыболовство и продукты рыболовства

Обувь

Древесина

Масштабное
строительство

Драгоценности и драгметаллы

Строительные материалы

Сборные
ограждения

Текстиль

Табачные изделия


Слайд 34Кластерные инициативы Зеленая книга

Зеленая книга кластерных инициатив
First ever quantitative look

at a 250+ cluster initiatives
Спонсор – Виннова (шведское государственное ведомство) для 6-й ежегодной конференции Института по исследования конкурентоспособности
Сборник данных об основных характеристиках кластерных инициатив (КИ), связанных с показателями
Цели: на что направлена КИ
Процесс: как организована КИ для достижения своих целей
Структура: каковы признаки кластера и его среды

Слайд 35Категории
При описании обстановки, в которой функционирует кластерная инициатива, мы рассматриваем общую

бизнес-среду и характеристику обслуживаемого кластера
Итоги
Ответы сильно варьируются, но есть и некоторые четкие образцы
Большинство КИ действуют в контексте сильных региональных властей, ориентированных на инновации
Большинство обслуживаемых кластеров играют важную роль в своем регионе и стране
Степень неоднородности в контексте, с которым сталкивается КИ, самый высокий в отношении уровня доверия властям, уровня конкуренции в кластере и возрасте кластера

Оценка кластерной инициативы Контекст КИ


Слайд 36Оценка кластерной инициативы Цели и направления деятельности КИ
В среднем КИ преследуют

15 целей / направлений деятельности
Почти 50% КИ преследуют 13-20 целей

Слайд 37
Оценка кластерной инициативы Роли
Компании являются самыми влиятельными участниками в 70% КИ
Роль

государства характеризуется значительной степенью разнородности

Слайд 38
Оценка кластерной инициативы Финансирование начального года КИ
В то время как модели

финансирования меняются, цели остаются стабильными

Год образования КИ


Слайд 39Ответственный за содействие
90% всех участвующих КИ имеют ответственного за содействие КИ,

который играет центральную роль в активизации мер
Более 50% ответственных за содействие КИ являются сотрудниками компаний, а остальные представлены равным образом государством и специальным консультационными компаниями
Инфраструктура КИ
Более 75% всех КИ образуют рабочие группы по решению конкретных вопросов
Около 70% всех КИ устанавливают связи с другими КИ в в своем регионе или экономической области
Менее 70% КИ располагают собственными офисами, подавляющее большинство испытывает трудности с бюджетом

Оценка кластерной инициативы Содействие КИ и офис

Существенная доля, около 40% КИ, указывают на зависимость от одного ключевого лица и недостаточную устойчивость без внешней поддержки


Слайд 40Рычаги успеха КИ
Обстановка
Сильная бизнес-среда
Доверие государству
Сильные региональные власти
Сильный кластер
Цели
Процесс
Широкий спектр целей
Отбор целей

на основе конкретных нужд кластера
Отсутствие существенного влияния специальных целей

Ответственный за содействие КИ с кластерным видением I
Наличие офиса и достаточного бюджета КИ
Четкая стратегия и соизмеримые цели КИ
Отсутствие отрицательного эффекта государственного финансирования
Отрицательный эффект ограниченного участия


Слайд 41Появляющиеся последствия

Последствия КИ
Управление жизненным циклом КИ
Профессионализация КИ

Последствия для стратегий экономического развития
КИ

организуют стратегии; это не новая стратегия
Кластерная стратегия в сравнении с индустриальной стратегией
Кластеры и региональная стратегия развития экономики

Слайд 42Жизненный цикл КИ


Слайд 43Доведение кластерных инициатив до профессионального уровня
Необходимо совершенствовать основные элементы стратегии

и структуры кластерных инициатив по мере того, как кластеры будут становиться частью основного направления экономической политики во многих регионах
Работа должна базироваться на согласованной концептуальной основе движущих сил работы кластера, охватывающей весь кластер
Стратегия КИ должна базироваться на условиях, присущих только этому конкретному кластеру, а не копировать успешно действующие кластеры в других местах
КИ необходима надлежащая организационная структура с достаточной инфраструктурой и финансированием
Сбор и анализ данных должны занимать главное место при обосновании решений о деятельности в рамках КИ и при измерении воздействия



Слайд 44Создание данных о кластере и влиянии кластерной стратегии Отчет о конкурентоспособности

кластеров

Очень сложно получить систематические данные о качестве бизнес-среды по конкретному кластеру
Страны и регионы, которые применяют меры по развитию экономики, основанные на кластерах, страдают от нехватки данных, чтобы отследить непосредственный эффект этих стратегий


Руководство Каталонии в Испании реализовало инициативу по решению этой проблемы и совместно с другими регионами и профессором Портером образовало Фонд «Кластер и конкурентоспособность»
Некоммерческий фонд предлагает обследование членов кластеров, основанное на веб-ресурсах, для оценки бизнес-среды и ключевых учреждений и стратегических программ, которые влияют на его конкурентоспособность
Эти данные могут помочь в установлении приоритетов мероприятий по развитию кластеров, что со временем позволит отслеживать результаты этих стратегий
См: www.clustercompetitiveness.org



Слайд 45Кластер – новый стратегический инструмент развития экономики?
In some cases, cluster initiatives

are organized as an additional policy area within the government’s economic development organization

However

Clusters are better understood as an effective process to identify, prioritize, and act upon barriers to higher cluster performance
Everything matters for microeconomic competitiveness
It is not enough for policies too be generically “good”; they need to be the most appropriate in the specific situation


Слайд 46Кластерная стратегия в сравнении с индустриальной стратегией

Индустриальная
стратегия

Кластерная
стратегия
Target desirable industries

/ sectors
Focus on domestic companies
Intervene in competition (e.g., protection, industry promotion, subsidies)

Centralize decisions at the national level

All clusters can contribute to prosperity
Domestic and foreign companies both enhance productivity
Relax impediments and constraints to productivity
Emphasize cross-firm and cross-industry linkages / complementarities
Encourage initiative at the state and local level

Искажение конкуренции

Повышение конкуренции




Слайд 47Роль кластеров в экономическом развитии Overview
Clusters are critical engines in the

economic structure of national and regional economies
Clusters can identify fundamental challenges in the national or regional business environment
Clusters provide new roles for government, companies, and other institutions in economic development
However
Cluster initiatives alone are less effective, if they are not part of a overarching approach to improve competitiveness on the national and/or regional level
An overall strategy to improve a country’s or region’s competitiveness depends on progress in two dimensions
Cross-cluster issues affecting the whole economy
Clusters

Слайд 48Кластеры и конкурентоспособность в Казахстане
Специфика Казахстан должна учитываться в подходе к

кластерному развитию, принятому в стране
Наследие плановой экономики (местонахождение предприятий, структура предприятий, отношения между частным и государственным сектором, …)
Значительная роль сырьевых ресурсов (роль государства в экономике, «голландская болезнь», …)
Стадия экономического развития (качество общих бизнес-условий, количество и масштаб кластеров, …)
Местонахождение


Можно достичь успеха, только если кластеры будут развиваться ведущими организациями частного сектора и госсектора совместно, что послужит примером общенационального согласия, направленного на повышение конкурентоспособности страны



Слайд 49
Проводимые эмпирические научные исследования
Качество бизнес-среды
Непрерывное совершенствование данных о бизнес-среде

на республиканском уровне
Отчет о глобальной конкурентоспособности, www.weforum.org
Сбор данных о бизнес-среде на региональном уровне
Исследование выборочных регионов в рамках проекта «Инновационные кластеры» (www.compete.org)
Кластер
Подготовка данных о кластерах на республиканском уровне с использованием торговых схем
Запуск веб-сайта с новыми данными на www.isc.hbs.edu
Распространение методологии за пределы США
Канада, 2001г. (www.competeprosper.ca)
Швеция, 2003г. (www.cluster-research.org)
Кластерная политика
Сбор данных о воздействии кластерной политики на бизнес-среду, характерной для кластеров
Отчет о конкурентоспособности кластеров, подготовленный «Fundacio Clusters I Competitivitat» (www.clustercompetitiveness.org)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика