Слайд 1Информационные системы в бизнесе
Стешин Анатолий Иосифович,
Доктор экономических наук, профессор,
Зав. кафедрой «Менеджмент
организации», факультета Международного промышленного менеджмента и коммуникации БГТУ (ВОЕНМЕХ)
E-mail steshin44@mail.ru
www.business-prognoz.ru
www.iprbookshop.ru
Слайд 2Информационные системы в бизнесе
Деловой софт современного менеджера:
AE – Audit Expert -
финансовый анализ (ретроспективный)
PE – Project Expert – финансовый прогноз
ME – Marketing Expert- стратегическое планирование маркетинговой деятельности
Слайд 3Информационные системы в бизнесе
Главная цель учебных курсов по направлению «Информационный менеджмент»
получить представление о «деловом софте», изучить функциональные возможности корпоративных информационных систем (КИС) для планирования, управления, контроля за бизнес-процессами.
Слайд 4Информационные системы в бизнесе
Корпоративная информационная (интегрированная) система (КИС) — это совокупность
технических и программных средств предприятия, реализующих идеи и методы автоматизации в управлении бизнес-процессами в различных сферах деятельности.
Слайд 5Информационные системы в бизнесе
В настоящее время наряду с названием (КИС) употребляются
следующие названия:
Автоматизированные системы управления (АСУ);
Интегрированные системы управления (ИСУ);
Интегрированные информационные системы (ИИС);
Информационные системы управления предприятием (ИСУП).
Слайд 6Информационные системы в бизнесе
Главная задача КИС - эффективное управление всеми ресурсами
пред-приятия (материально- техническими, финансовыми, технологическими, интеллектуальными) для получения максимальной прибыли и удовлетворения материальных и профессиональных потребностей всех сотрудников предприятия.
Слайд 7Информационная культура и поведение
Миф 1 – Руководитель нуждается в любой информации
Миф
2 - Чем больше информации у руководителя, тем лучше
Миф 3 – Предприятие может и должно работать «как часы»
Миф 4 – Не важно кому подчиняется служба АСУ
Слайд 8Информационная культура и поведение
Информационная культура — знания и навыки эффективного пользования
информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет.
Слайд 9Информационная культура и поведение
Информационная культура — совокупность компетенций персонала в области
эффективного пользования информацией, а также порядок организации информационного пространства внутри и вне организации, степень открытости организации в системе экономических отношений.
Слайд 10Информационная культура и поведение
Рассмотрим основные составляющие информационной культуры компаний.
1. Информационная
компетентность персонала - совокупность навыков и умений персонала, заключающихся в способности работать с современными информационными ресурсами и технологиями, а также в способности быстро и адекватно адаптироваться к изменяющимся условиям информационного общества.
Слайд 11Информационная культура и поведение
2. Информационная оболочка организации - информационная среда организации,
представляющая собой совокупность информационной инфраструктуры организации (информационные коммуникации), применяемых программных продуктов и информационных технологий
Слайд 12Информационная культура
3. Информационная прозрачность - это своевременное и точное раскрытие информации
о деятельности предприятия, содержащее сведения как обязательного, так и добровольного характера и дающее возможность реализации конкурентных преимуществ.
Слайд 13Информационная культура
Для чего необходимо оценивать информационную культуру организации? Если рассматривать этот
вопрос с точки зрения составляющих информационной культуры, то ответить на этот вопрос можно следующим образом:
Слайд 14Информационная культура
Информационная компетентность персонала позволяет оценить его способность адекватно адаптироваться к
изменяющимся условиям информационного общества через повышения компетентности.
Слайд 15Информационная культура
Информационная оболочка позволяет оценить наличие развитой информационной инфраструктуры, способствующей продвижению
новых идей, их воплощению в жизнь, то есть коммерциализации.
Слайд 16Информационная культура
Информационная прозрачность характеризует степень доверия к организации со стороны внешних
и внутренних контрагентов, а ее повышение обеспечивает условия для реализации инновационных проектов, в том числе за счет привлечения более дешевых финансовых ресурсов, более квалифицированного персонала, поддержки со стороны органов государственной власти.
Слайд 17Информационные системы в бизнесе
Четыре типа информационной культуры:
- функциональная культура;
культура
взаимодействия;
- культура исследования;
- культура открытости.
Слайд 18Информационная культура и поведение
Информационная функциональная культура – там, где информацию используют
для влияния на других. Как правило доминирует в жестко структурированных компаниях, где информация служит прежде всего для управления и контроля
Слайд 19Информационная культура и поведение
Информационная культура взаимодействия – в организации, где менеджеры
и специалисты в достаточной степени доверяют друг другу и потому могут обмениваться информацией, важной для совершенствования бизнес-процессов
Слайд 20Информационная культура и поведение
Информационная культура исследования - при ее наличии
в компании менеджеры и служащие стремятся к пониманию будущих тенденций и нахождению лучшего способа отразить возможную угрозу
Слайд 21Информационная культура и поведение
Информационная культура открытости - активно используется в организации,
где служащие и менеджеры открыты для нового понимания природы кризисов и радикальных перемен.
Слайд 22Информационная культура и поведение
Во-первых, компании следует определить — какие типы информационного
поведения нужно поощрять, чтобы иметь возможность справляться с разными уровнями сложности и неопределенности ее рынков и отраслей.
Слайд 23Информационная культура и поведение
На зрелых и стабильных рынках, где уровень неопределенности,
а также степень сложности продукции и технологий невысоки, контролирующее поведение вполне пригодно для отслеживания ошибок и устранения проблем.
Слайд 24Информационная культура и поведение
2. Если степень неопределенности рынков невысока, а продукция
и технологии достаточно сложны, требуется взаимодействие, нацеленное на непрерывное исправление ошибок и устранение проблем с помощью тотального контроля качества или чего-то подобного.
Слайд 25Информационная культура и поведение
3. Если неопределенность рынка и отрасли невелика, а
продукция и технологии сравнительно просты, для ликвидации ошибок и проблем в ситуации, когда состав конкурентов меняется и появляются новые, может помочь культура исследования.
Слайд 26Информационная культура и поведение
Сегодня одна из главных задач менеджера является увязка
информационной культуры и поведения со стратегиями изменения управления и производства
Слайд 27Информационные системы в бизнесе
1. Необходимо относиться к потокам знаний и информации
как к «материальным активам»
2. Не следует считать, что информационные системы, действующие в рамках информационной культуры и поведения сами разрешат все проблемы
3.Организации, которые сумеют увязать свою информационную культуру и поведение с рыночными и производственными стратегиями будут иметь конкурентное преимущество
Слайд 28Информационные системы в бизнесе
С какими типами информационного поведения и информационной
культуры Вам лично приходится сталкиваться ?
Насколько в Вашей организации тесно увязаны информационная культура и стратегия изменений ?
Какие информационные системы
формируют информационную культуру и поведение в Вашей организации ?
Слайд 29Информационные системы в бизнесе
1. Какие источники информации и знания дают организации
устойчивое конкурентное преимущество?
2.Как организационные принципы и практика управления влияют на информационную культуру и поведение?
3. Что следует изменить, чтобы установить соответствие между информационной культурой и поведением с одной стороны, и стратегиями изменения - с другой ?
Слайд 30Информационные системы в бизнесе
Четыре глубинных изменения, которые привели к трансформации бизнес-среды:
1.
Глобализация
2. Трансформация индустриальной экономики
3. Трансформация предприятий
4. Возникновение киберкорпораций
Слайд 31Информационные системы в бизнесе
Глобализация
Управление и контроль на глобальных рынках
Конкуренция
на мировых рынках
Глобальные системы поставок
Слайд 32Информационные системы в бизнесе
Трансформация промышленной экономики
Экономика, основанная на знаниях и
информации
Новые товары и услуги
Знания — ключевые производственные и стратегические ресурсы
Конкуренция на основе времени
Слайд 33Информационные системы в бизнесе
Преобразование предприятий:
Уменьшение количества уровней управления
Децентрализация
Гибкость
Сотрудничество и работа в команде
Независимость от размещения
Слайд 34Информационные системы в бизнесе
Возникновение киберкорпораций
Компьютеризированные связи с заказчиками поставщиками и
служащими
Компьютеризированное управление
основными корпоративными ресурсами
Основные бизнес- процессы с помощью сетей
Слайд 35Информационные системы в бизнесе
Digital firm (киберкорпорация)
Организация, в которой практически все важные
бизнес-процессы и взаимосвязи заказчиков, поставщиков и сотрудников реализованы в электронной форме и управление основными корпоративными ресурсами также осуществляется в электронной форме.
Слайд 36Информационные системы в бизнесе
Knowledge- and information-intense products (науко- и информационно-
емкие товары)
Товары, в процессе производства которых широко используются знания и навыки.
Слайд 37Информационные системы в бизнесе
Information systems literacy (информационная грамотность)
Общее представление об информационных
системах, включающее в себя знание принципов работы с ними организаций и отдельных пользователей, вместе с техническими навыками работы с компьютерами.
Computer literacy (компьютерная грамотность)
Знание информационных технологий, четкое представление о принципах функционирования компьютерных систем.
Слайд 38Информационные системы в бизнесе
Information technology (IT) (информационная инфраструктура) – Компьютерная
техника, программное обеспечение, устройства хранения дан-ных и компьютерные сети, позволяю-щие наладить внутри организации совместный доступ к информационным ресурсам и устройствам.
Слайд 39Информационные системы в бизнесе
Information architecture (информационная архитектура /инфраструктура)
Форма, которую информационная технология
принимает в отдельной фирме, направленная на достижение поставленных этой фирмой целей и выполнение специфических функций.
Слайд 40Информационные системы в бизнесе
Electronic market (электронный рынок)
Рынок, созданный при помощи компьютерных
и коммуникационных технологий, которые связывают множество покупателей и продавцов.
Electronic commerce (электронная коммерция)
Процесс покупки и продажи товаров и услуг, осуществляемый с использованием Интернета, компьютерных сетей и других цифровых технологий.
Electronic business (электронный бизнес/е-бизнес)
Использование Интернета и других цифровых технологий для связи внутри фирмы, координации и управления ее деятельностью.