Слайд 1Сергей Сыроежкин
Бизнес-аналитик, консультант
В рамках курса лекций: «Разработка требований к программному обеспечению»,
мехмат, БГУ
01.09.2010
Бизнес-процессы. Моделирование и описание
Слайд 2Требования – это жизнь проекта...
Требования – это четкие формулировки цели.
Правильно сформулированные
требования помогут сосредоточить усилия на самых важных задачах.
Требования, как навигационные карты, определяют направление движения и необходимые остановки для проверки
Требования дают вам средства и механизм управления, помогающие достичь выбранной цели
Слайд 3Эффект домино…
Неправильная работа с требованиями приводит к эффекту домино, который может
сказаться на любом из этапов жизненного цикла
Пропуск (неучет) пожелания пользователя ведет к пропуску системного требования, которое – в свою очередь - приводит к отсутствию элемента дизайна, отсутствию функциональности и, фактически, к провалу проекта
Около 60%-70% общего числа всех IT-проектов заканчиваются плачевным результатом только из-за неудовлетворительной комплектации требований, их анализа, управления и контроля
Слайд 4Зачем нужно понимание процессов Заказчика?
Что бы лучше его слышать!
Что бы
лучше его понимать!
Что бы предугадывать его потребности.
Что бы предлагать ему то нужное, о чем он может и не догадываться.
Для того, что бы уметь постоянно увеличивать объем проекта и зарабатывать больше денег, в конце концов.
Слайд 5Что такое процесс?
Процесс — это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности,
которые преобразуют «входы» в «выходы»
Слайд 6Бизнес-процесс это:
поток работы, переходящий от одного человека к другому,
а для больших процессов, вероятно, от одного отдела к другому.
Слайд 7Основные характеристики бизнес-процесса
Границы бизнес-процесса
Начало бизнес-процесса
Конец бизнес-процесса
Конечный клиент
Владелец процесса
Слайд 8Начало бизнес процесса
Действие или событие, означающее начало выполнения бизнес-процесса
Слайд 9Конец бизнес-процесса
Результат потребляемый первичным (конечным) клиентом процесса
Слайд 10Конечный клиент
Потребитель выхода процесса
Человек
Отдел
Другой процесс
Слайд 11Владелец процесса
Лицо, имеющее полномочия, необходимые для организации работ по процессу и отвечающее за результат
его выполнения
Слайд 12В каких случаях необходимо описывать бизнес-процессы?
Автоматизация
Оптимизация деятельности предприятия
Подготовка
предприятия к сертификации по стандартам ISO
Тиражирование бизнеса
Слайд 13Автоматизация
Описание бизнес-процессов в решении данной задачи исполняет важную роль посредника между заказчиком
и программистами, переводя потребность заказчика на понятный для разработчиков язык.
Слайд 14Оптимизация деятельности предприятия
Изменение или модернизация существующих бизнес-процессов позволяет решать не только организационные,
но и технологические проблемы, повышает качество продукта (товара, услуги).
Слайд 15Автоматизация
Из чего состоит система автоматизации предприятия:
из базы данных, в которой храниться
картина бизнеса;
из форм ввода и механизмов обмена данными, с помощью которых модель бизнеса взаимодействует с внешним миром;
из отчетов, с помощью которых Заказчик может видеть и анализировать реальную картину бизнеса;
Слайд 16Автоматизация – совет № 1
Чтобы грамотно спроектировать базу данных, необходимо докопаться
до сути процессов, происходящих в фирме. Увидеть то незримое, но реально существующее, те шестеренки, которые крутят машину бизнеса.
Слайд 17Автоматизация – совет № 2 – Принцип Паретто
Чтобы реализацию проекта автоматизации
не превратить в долгострой имеет смысл автоматизировать не все поголовно, а лишь самую необходимую часть, которая даст максимальный эффект.
Слайд 18Форматы и способы описания бизнес-процессов
Описание бизнес-процесса состоит из следующих этапов.
Описание
окружения бизнес-процесса
Описание внутренней структуры бизнес-процесса
Слайд 19Описание окружения бизнес-процесса
Описание входов и выходов бизнес-процесса
Описание поставщиков бизнес-процесса
Описание клиентов бизнес-процесса.
Слайд 21Описание входов бизнес-процесса
Первичный вход - Поток объектов, инициирующий "запуск" бизнес-процесса -
заказ клиента, план закупок и т.д.
Вторичный вход - потоки объектов, обеспечивающие нормальное протекание бизнес-процесса – стандарты, правила, механизмы выполнения действий, оборудование и пр.
Слайд 22Описание выходов
Первичный выход - Основной результат, ради которого существует бизнес-процесс. Определяется
целью, назначением бизнес-процесса.
Вторичный выход - Побочный продукт бизнес-процесса, который может быть востребован вторичными клиентами. Не является основной целью бизнес-процесса.
Слайд 23Описание внутренней структуры бизнес-процесса
При вертикальном описании должны быть показаны работы,
из которых бизнес-процесс состоит (процессы нижнего уровня).
На этапе горизонтального описания описываются взаимодействия между работами, включая материальные и информационные потоки.
Слайд 24Способы описания бизнес-процессов
Слайд 25Текстовое описание
Текстовое последовательное описание
Документы, регламентирующие работу компании
Стандарты компании
Слайд 26Пример
Отдел маркетинга делает заявку в письменной форме на замещение вакансии аналитика
в соответствии с обозначенными в заявке требованиями.
Отдел HR осуществляет поиск кандидатов самостоятельно или с привлечением сторонних организаций.
Кандидаты проходят собеседование в представителем HR.
В случае положительного результата кандидату выдают тестовое задание для выполнения.
В случае положительного результата кандидат проходит собеседование с представителем подразделения.
Если кандидат подходит указанным в заявке параметрам, он может быть принят на работу.
В случае, если кандидат не проходит один из этапов, его кандидатура помещается в резерв, с пометкой о причине.
Слайд 27Табличное описание
Облегчает понимание последовательности выполнения работ.
В каждой строке таблицы можно расположить
один бизнес-процесс.
В столбцах таблицы может быть текстовая информация обо всех входах и выходах бизнес-процесса, его владельце, и т.д.
Вся таблица в целом может составлять один бизнес-процесс более высокого уровня.
Слайд 29Графические методы описания
Информация представляется в виде графических образов, что существенно расширяет
возможности человека по анализу и принятию решений.
Графическое описание бизнес-процессов представляет собой набор графических символов (нотацию) и методику их использования.
группа нотаций IDEF0, IDEF3, DFD;
группа нотаций Case-средства Aris;
UML (Unifed Modeling Language);
BPMN (Business Process Modeling Notation)
Слайд 31Полезная информация!
Текстовое и графическое представления не нужно рассматривать как взаимоисключающие альтернативы:
они дополняют друг друга.
Слайд 32Методы и источники сбора информации о процессе
Как собрать необходимую информацию
для того, что бы описать процесс
«как есть»?
Слайд 33Сбор информации о процессе это:
Руководство организации
Участники процессов
Документы регламентирующие деятельность организации
в целом
Слайд 34Методы сбора информации
чтение и анализ существующих документов и образцов печатных форм
наблюдение
за существующими операциями
анкетирование экспертов и сотрудников компании
личное общение и опрос одного или нескольких ведущих сотрудников предприятия
Слайд 35Методологии описания бизнес-процессов
Слайд 36Моделирование бизнес-процессов
Позволяет определить, как компания работает в целом, как взаимодействует с
внешними организациями, заказчиками и поставщиками,
Как организована деятельность на каждом рабочем месте.
Метод позволяет дать стоимостную оценку каждому отдельному процессу и всем бизнес-процессам организации в совокупности.
Слайд 37Технология разработки моделей бизнес-процесса
Семь “золотых” правил описания бизнес-процесс
Слайд 38Правило 1.
это ускорит работу и повысит качество результатов.
на основании разработанных
описаний в дальнейшем можно проводить оптимизацию и изменение бизнес-процессов.
Составляйте, уточняйте, подтверждайте схемы вместе с владельцами”/ ”участниками” бизнес-процессов
Слайд 39Два основных пути описания бизнес-процессов
Описание бизнес-процесса (как правило, текстовое) создаётся его
владельцем (с участием аналитиков, консультантов).
Описание бизнес-процесса создаётся аналитиком, изучившим процесс (с участием его владельца).
Слайд 40Правило 2.
При описании бизнес-процессов нужно оперативно фиксировать и визуализировать полученную
информацию.
Используйте диаграммы.
Используйте визуальные подходы описания бизнес-процессов
Слайд 41Правило 3.
При описании бизнес-процессов нужно использовать тот язык, ту терминологию,
которые приняты в организации.
Это сделает схемы бизнес-процессов понятными для всех участников процесса.
Используйте язык, понятный “владельцам”/”участникам” бизнес-процесса
Слайд 42Правило 4.
Бизнес-процессы строятся на основе стратегии, а организационная структура подстраивается
под них, но не наоборот.
Факт того что, организационная структура будет не состыковываться с процессами говорит об ее неоптимальности.
Создавайте схемы деятельности, а не организационных структур
Слайд 43Правило 5.
Излишняя детализация приводит к:
информационной перегруженности участников проекта,
снижению
качества результатов работ
чем большие изменения планируется провести при оптимизации бизнес-процесса, тем менее детальное описание бизнес-процесса “как есть” должно быть разработано
Избегайте излишней детализации бизнес-процессов, особенно на схеме “как есть”
Слайд 44Правило 6.
При проведении данных работ постоянно нужно помнить о настоящих
целях, а не зацикливаться на инструментарии и разработке схем.
Если злоупотреблять инструментами - акцент смещается с решения проблем на разработку схем
Избегайте составления схемы бизнес-процесса ради схемы, не ведущей к дальнейшему анализу и действиям
Слайд 45Правило 7.
Согласно технологии оптимизации бизнес-процессов первым шагом является это описание
процесса “как есть”.
Нужно описывать только те работы, только ту организационную структуру, которая существуют на самом деле, невзирая на их “кривизну”
Разграничивайте понятия “как есть”, ”как должно быть”, “как будет”
Слайд 46Что такое методология?
Методология (нотация) создания модели (описания) бизнес-процесса - совокупность
способов, при помощи которых объекты реального мира и связи между ними представляются в виде модели.
Слайд 47Что такое методология?
Любая методология включает три основные составляющие:
теоретическая база;
описание шагов, необходимых для получения заданного результата;
рекомендации по использованию как отдельно, так и в составе группы методик.
Слайд 48Понятия методологии
Объект - отражает некоторый реальный объект так называемой предметной области
(организации). , люди, документы и т.д.
Связь - предназначена для описания взаимоотношений объектов друг с другом
Атрибуты объекта - определенные характеристики реального объекта
Слайд 49Основные типы методологий
Моделирование бизнес-процессов
(Business Process Modeling);
Описание потоков работ
(Work
Flow Modeling);
Описание потоков данных
(Data Flow Modeling).
Слайд 50Методологии моделирования бизнес-процессов (Business Process Modeling)
IDEF0.
широкие возможности для описания бизнеса
организации на верхнем уровне с акцентом на управление процессами.
Представление обратных связей различного типа – по информации, управлению, движению материальных ресурсов.
Модели в нотации IDEF0 предназначены для высокоуровневого описания бизнеса компании.
Слайд 53Методологии описания потоков данных (Data Flow Modeling)
Предназначены для описания потоков
данных;
С помощью схемы процессов в DFD выявляют основные потоки данных;
DFD-диаграммы успешно используются как дополнение к модели IDEF0 для описания документооборота и обработки информации
Слайд 54Методологии описания потоков работ (Work Flow Modeling)
Методология описания процессов –
IDEF3, предназначена для описания рабочих процессов или, иными словами, потоков работ;
Используются при описании бизнес-процессов нижнего уровня;
Этот стандарт описывает не только статическую картину бизнес-процесса, но и логику взаимодействия.
Слайд 56Стр.
Методология ARIS
Среди большого количества возможных методов описания можно выделить
следующие:
EPC (event-driven process chain) — метод описания процессов, нашедший применение в системе SAP R/3;
ERM (Entity Relationship Model) — модель сущность-связь для описания структуры данных;
UML (Unified Modeling Language) — объектно-ориентированный язык моделирования.