Слайд 1Риторика для юриста
Обзорная лекция
Слайд 2План:
Цель изучения дисциплины «Риторика для юриста»
Задачи дисциплины «Риторика для юриста»
Структура курса
Литература
по курсу
Понятие судебного красноречия
Речевая культура юриста
Схемы подготовки публичного выступления
Слайд 31. Цель изучения дисциплины «Риторика для юриста»
Курс риторики для юриста введен
с целью формирования основ коммуникативной и речевой культуры будущих юристов.
Слайд 42. Задачи дисциплины «Риторика для юриста»
Познакомить с основными теоретическими понятиями риторики
и культуры речи.
Сформировать основы риторических и культурно-речевых умений, полезных для создания и восприятия убеждающего текста.
Дать представление о риторическом анализе речевой ситуации и текста.
Слайд 64. Литература
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, 2012.- 576
с.
Поповская Л.В., Лисоченко О.В. Риторика для юристов: Основы судебного красноречия. М: Феникс, 2012. – 576 с.
Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). М.: Юристъ, 2007. — 464 с.
Михалкин, Н. В., Антюшин, С. С. Риторика для юристов. М.: Юрайт, 2013.-240 с.
Мельниченко Р.Г, Юридическая риторика: электронный учебник / Р.Г. Мельниченко. – Волгоград, Тренерский кабинет «Р.Г. Мельниченко» - 2014.
Петров О.В. Основы судебного красноречия. М.: Проспект, 2014 – 208 с.
Слайд 75. Понятие судебного красноречия
«В состязательном уголовном процессе… адвокат или прокурор, не
владеющий ораторским искусством, в лучшем случае бесполезен, в худшем - источник повышенной опасности и для потерпевшего, и для обвиняемого, и для всего общества»
Валерий Васильевич Мельник, заведующий сектором НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ; заслуженный юрист России, доктор юридических наук «Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе»
Слайд 85. Понятие судебного красноречия
Судебное красноречие, основное назначение которого - способствовать установлению
юридической истины по делу, формированию внутреннего убеждения судей, имеет свою специфику, которая обусловлена нормами процессуального закона и предполагает оценочно-правовой характер речи.
Слайд 95. Понятие судебного красноречия
Судебное ораторское искусство - комплекс знаний и умений
юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями закона; умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; умение воздействовать на правосознание людей.
Выяснить + Доказать + Убедить
Слайд 105. Понятие судебного красноречия
Требования к языку судебной речи:
Дореволюционная Россия – «как
писатели с публикой»
Советский период – клишированная речь
Современность – яркое, образное судоговорение
Слайд 116. Речевая культура юриста
Речь – визитная карточка юриста
Культура речи - ?
Правовая культура - ?
Культура письменной речи юриста - это выбор и организация языковых средств, которые соответствуют официальной ситуации и требованиям УПК и ГПК РФ и адекватно отражают устанавливаемые по делу фактические данные (клише).
Культура публичной речи - это такое мотивированное использование языкового материала, которое является оптимальным для данной ситуации и содержания речи. (обвинительная речь А.Ф. Кони по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем; защитительные речи - П.А. Александрова по делу В. Засулич, С.А. Андреевского по делу Мироновича, Н.И. Холева по делу Максименко, Я.С. Киселева по делу Бердникова)
Слайд 126. Речевая культура современного юриста
Слайд 137. Классическая схема подготовки публичного выступления
подбор необходимого материала, содержания публичного выступления
(inventio - «изобретение»);
Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (dispositio - «расположение»);
«Словесное выражение», литературная обработка речи (e|ocutio);
Заучивание, запоминание текста (memoria - «память»);
Произнесение (pronuntiatio).
Слайд 148. Современная схема подготовки публичного выступления
Докоммуникативный
а) Определение темы и цели
выступления
б) Оценка аудитории и обстановки
в) Подбор материала
г) Создание текста
д) Репетиция
2. Коммуникативный
а) Произнесение речи
б) Ответы на вопросы, ведение
полемики
3. Посткоммуникативный
Анализ речи
Слайд 15Приемы стимулирования внимания и интереса слушателей
Показ жизненно практической значимости информации.
Анализ истории
вопроса (краткий исторический экскурс).
Создание проблемной ситуации.
Прием «остранения».
Прием сравнения, сопоставления.
Психологическая пауза.
Учет психологических особенностей слушателей.
Слайд 16Приемы стимулирования внимания и интереса слушателей
8. Импровизация.
9. Прием разнообразия форм и
методов подачи материала(тесты, игры, диалоги и т.д.).
10 Драматизация монолога (введение в речь цитат, риторических вопросов).
11. Переход от монолога к диалогу.
12. Неожиданные риторические вопросы.
13. Шутка, использование юмора.
14. Использование принципиально нового фактического материала.
15. Новизна информации.
Слайд 17Приемы стимулирования внимания и интереса слушателей
16. Использование крылатых фраз, оригинальных высказываний
выдающихся людей.
17. Принципиально новая оценка общеизвестного события, явления.
18. Показ не только результата, но и процесса.
19. Использование «закона края».
20. Выдвижение гипотез, предложении.
21. Использование пословиц, поговорок, народной мудрости.
22. Оптимальное сочетание эмоциональных и рациональных факторов, приемов.
23. Оптимальное сочетание логических и эвристических приемов.
Слайд 18Задания (допуск к зачету)
Выполнить письменную работу по культуре речи
По Акцентологическому словарю
или Словарю ударений (см. сайт www.gramota.ru) выписать 20 вариантов норм ударения, указывая на их разновидность.
Например:
Творог – творог (равноценные)
Договор (нормативное)
Экскурс – (устаревшее) экскурс
По «Орфоэпическому словарю» (см. сайт www.gramota.ru) выписать 20 вариантов норм произношения.
Например:
1. Жёлчь [о] – доп. Желчь [э]
2. Термин [т'э]
3. Кузьминична [шн]
Слайд 19Задания (допуск к зачету)
Выучить и рассказать скороговорки:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у
быка бела губа была тупа.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
На мели мы лениво налима ловили, меняли налима Вы мне на линя, о любви не меня ли Вы мило молили и в туманы лимана манили меня.
Слайд 20Задания к зачету
Подготовить и исполнить речь убеждающего характера по одной из
предложенных тем (5 минут):
Поэтами рождаются, ораторами становятся.
Опыт – клюка: помогает ходить, но мешает летать.
Не бойся едких осуждений, но упоительных похвал.
Корень учения горек, а плоды его сладки.
Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами.
Чем эпоха интересней для историка, тем она для современника печальней.
Я выбираю свободу – быть просто самим собой.
Все беды отрицать нельзя: в них познаются все друзья.
Можно научиться быть счастливым.
Я люблю «русское кино».
«Вредные фильмы».
Книга, которую каждый должен прочитать.
Позвоните (напишите) родителям.
Слайд 21Задания к зачету
Каждый должен заботиться о собственном здоровье.
Занимайтесь спортом.
Научитесь зарабатывать деньги.
Жизнь
– любовь.
Не в деньгах счастье.
Телевизор смотреть полезно/вредно.
Вежливость к окружающим помогает жить.
План:
1. Привлечь внимание, вызвать интерес.
2. Охарактеризовать предмет речи, изложить основной тезис.
3. Привести аргументы для доказательства тезиса.
4. Сделать вывод. Сформулировать призыв.