Римская юриспруденция. Основые школы римской юридической науки. Специфика методологии исследования права презентация

Содержание

Зарождение римской юриспруденции Различие между prudentia – наукой о житейском опыте, и sofia – наукой об абстрактных истинах Juris-prudentia как наука о праве, а также процесс поиска справедливости в споре

Слайд 1РИМСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ОСНОВЫЕ ШКОЛЫ РИМСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ.
СПЕЦИФИКА МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА.


Слайд 2Зарождение римской юриспруденции
Различие между prudentia – наукой о житейском опыте,

и sofia – наукой об абстрактных истинах
Juris-prudentia как наука о праве, а также процесс поиска справедливости в споре
Творческий характер: Jus est ars boni et aequi
Практико-ориентированный характер

Слайд 3Юридические знания использовались римскими юристами в 3 основных сферах:

Комментирование действующего права
Решение

казусов (конкретных споров)
Преподавание юриспруденции

Слайд 4Классификация правовых сочинений
Труды по казуистике
Дигесты (digesta)
Монографии, посвященные анализу различных правовых институтов


Комментарии к научным трактатам по цивильному праву, а также к законам, преторским эдиктам и постановлениям сената
Пособия дидактического характера (Институции Гая)
Книги «Определений», «Разногласий», «Сентенций» и «Мнений» для дидактических и практических целей

Слайд 5Методология юридического исследования:
Схоластика
Диалектика
Топика

Казуистика
Формально-юридический метод


Слайд 6Формировании схоластического метода:
Убеждение в возможности и достижимости рационального знания о сущем


Бытие познаваемо и абсолютно прозрачно для мысли; поэтому именно мышление, а не какая-либо другая познавательная способность позволяет человеку соприкоснуться с бытием
Письменный текст (Свод цивильного права, Библия) считался воплощением разума

Слайд 7Задача схоластического метода
Направлен на формирование догматического знания
Цель - применение абстрактного

догматического знания к конкретному случаю, не допустив при этом отступления от юридических канонов или какой-либо юридической ереси


Слайд 8Институт господствующей юридической доктрины – communis opinion doctorum
Способ преодоления научных разногласий
В

426 г. был принят Закон о цитировании юристов, по которому в источники права включались труды Папиниана, Павла, Гая, Ульпиана и Модестина. В случае противоречий между ними мнение Папиниана ставилось выше любого другого

Слайд 9Применение диалектического метода
Обусловлен необходимостью соблюдения требований научности и совершенным овладеваем

искусством аргументации своей доктринальной или процессуальной позиции

Слайд 10Применение топического метода

Формулирование правил научной аргументации
Учение об изобретении аргументов (Цицерон)
Важнейшая часть

риторики

Слайд 11Применение метода классификации (distinction)
Включал в себя множество способов познания исследуемых объектов
При понятийно-категориальном

анализе юридического текста использовались разделение родового понятия на виды (division) для определения объема понятия и разделение целого на части (partitio)

Слайд 12Казуистический метод
Задача - разработать такой подход к анализу конкретной спорной ситуации,

руководствуясь которым любой из юристов при решении аналогичного спора пришел бы к одному тому же выводу

Слайд 13Формально-юридический метод
Выражался в формулировании дефиниций и правовых максим, глоссировании
Осознание неполноты определений,

обусловленной их лаконичностью или чрезмерным абстрагированием (Яволен: «Оmnes definitio in jura civil pericolosa est: parum est enim, ut non subverti possit»)
Общие юридические правила (regulae) не выводились методом дедукции, а становились результатом анализируемых казусов


Слайд 14Методы идеализации и моделирования
Необходимость создания абстрактных правил, задача которых – установить

принципы должного правопорядка

Максимы:
«Nemo debet esse judex in propria causa»
«Lex posterior derogat priori
«Lex specialis derogat generali»

Слайд 15 Метод толкования законодательных текстов - метод глоссирования (комментирования)
Основан на детальном формально-юридическом

и лингвистическом анализе текста
Разработан Бартоло да Сассоферрато – главой школ толкователей римского права («бартолистов»)
Правило: «Quod non agnoscit glossa, non agnoscit curia» («Что не признает глосса, не признает и суд»)
Базировался на богословском подходе к толкованию неясностей или пробелов в священных текстах – экзегетике

Слайд 16«Итальянский метод» (mos italicus) толкования
Подсказка для студентов: «Praemitto, scindo, summon,

casusque, figuro, рerlego, do causas, connote, obicio»
Начинается со вступительных объяснений (praemitto), затем разделение текста на составные части (scindo), резюме основного содержания (summo), изложение реальных или школьных казусов (casusque), краткая оценка текста (figuro)
Замечания на основе чтения различных вариантов текста (perlego), философское обоснование текста (do causas), дополнительные замечания к тексту (connote), сопоставление близких по смыслу положений и мнений ученых (obicio)
Выявление сути - не должно было оставаться сомнений в смысле текста

Слайд 17Юридическое обучение
Две стадии:
institutio – теоретическое изучение основ гражданского права и

его источников;
instructio – практические занятия, состоящие в участии в юридических консультациях наставника

Слайд 18Школы Прокулианцев и Сабинианцев
Основатели:
Лабеон, Прокул

Капитон, Сабин
Взгляды:
Идеалисты Материалисты
Сторонники:
Либералисты Консерваторы,
выступили за принципат
Последователи:
Ювенций, Цельз Юлиан, Африкан, Гай

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика