Слайд 1
ТЕМА ЛЕКЦИИ:
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Слайд 2ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
1. Понятие, виды и субъекты торговой деятельности
2. Требования
к организации и осуществлению торговой деятельности
3. Антимонопольное регулирование торговой деятельности
4. Особенности размещения нестационарных торговых объектов. Организация и виды ярмарок
5. Понятие розничного рынка и его виды
6. Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляемой на розничном рынке
Слайд 31. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СУБЪЕКТЫ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В нашей стране правовое регулирование
торговой деятельности осуществляется значительным количеством нормативных актов (насчитывается порядка 600), в т.ч. ФЗ «О рекламе», ФЗ «О техническом регулировании», Закон «О защите прав потребителей» и др.
28 декабря 2009 года Президентом Российской Федерации Д. Медведевым подписан Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Статьей 22 Закона о торговле установлено:
• Закон вступает в силу 1 февраля 2010 года
Слайд 4
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СУБЪЕКТЫ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сфера закона 381-ФЗ ограничена:
во-первых, из
под его воздействия выведены отношения, связанные с организацией и осуществлением: внешнеторговой деятельности; деятельности по проведению организованных торгов; деятельности по продаже товаров на розничных рынках; купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов, товаров, ограниченных в обороте;
во-вторых, его нормы рассчитаны только на продажу продовольственных товаров;
в-третьих, его нормы предназначены для урегулирования отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность и хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставку производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи.
Слайд 51. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СУБЪЕКТЫ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии со ст. 2
381-ФЗ
торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров
Виды торговли:
оптовая торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием
розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
мелкорозничная торговля – это торговая деятельность, осуществляемая с использованием нестационарных торговых объектов, мобильных торговых объектов;
иные виды торговли - развозная и разносная торговля; торговля на ярмарках, праздничных и иных разовых массовых мероприятиях.
Слайд 61. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СУБЪЕКТЫ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Субъектами торговой деятельности являются:
Поставщики -
хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставку производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи
Покупатели - хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность
В качестве хозяйствующих субъектов могут выступать коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели и потребительские кооперативы, производящие или перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию.
Отношения между указанными лицами облекаются в договор поставки или договор контрактации.
Слайд 71. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СУБЪЕКТЫ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особая группа покупателей
– торговые
сети –
торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;
(«Агрофирма Ариант», ООО «МОЛЛ», ООО «Ашан», ООО «Дикси Челябинск», ЗАО «Тандер», ООО «Элемент Трэйд», Уральский филиал X5 Retail Group N.V, магазины «Красное и белое»)
Торговый объект – здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Слайд 9
Распространяется ли действие Закона о торговле на ООО «А»,ООО «Б» и
ООО «В» в связи с закупом продовольственных товаров?
ООО «А», ООО «Б» и ООО «В» ведут деятельность по оказанию услуг общественного питания через сеть кафе под единым коммерческим обозначением (товарным знаком). ООО «Б» и ООО «В» использует товарный знак на основании лицензионных договоров, заключенных с ООО «А». Учредители и директора в указанных предприятиях разные. Помещения, в которых располагаются кафе, принадлежат ООО «А», ООО «Б», ООО «В» на основании договоров аренды, заключенных с разными собственниками.
И ООО «А» и ООО «Б» закупают по договорам поставки товары и сырье, которое в дальнейшем перерабатывается в полуфабрикаты и готовые изделия и блюда, предлагаемые в дальнейшем клиентам кафе. Есть и товары, которые перепродаются в рамках оказания услуг общественного питания, такие как алкогольная продукция.
В соответствии со статьей 2 Закона о торговле торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Согласно Государственному стандарту «Общественное питание. Термины и определения. ГОСТ Р 50647-94», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 21.01.1994 N 35 (далее - ГОСТ Р 50647-94), общественное питание - совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции; предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления; услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей населения в питании и проведении досуга.
Учитывая изложенное, нормы Закона о торговле не распространяются на деятельность по оказанию услуг общественного питания в случае, если продажа продуктов питания включена в деятельность предприятия общественного питания.
Данная позиция антимонопольного органа отражена в пункте 6.6 Методического пособия для предпринимателей, утвержденного ФАС России «Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности. Методическое пособие для предпринимателей».
Слайд 101. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СУБЪЕКТЫ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Из круга субъектов, к деятельности
которых применяется Закон о торговой деятельности, исключены непосредственные потребители продовольственных товаров. На отношения с их участием распространяются нормы ГК РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» и другие нормативные правовые акты.
В качестве субъектов также можно выделить органы государственной власти (Правительство РФ, ФАС РФ), органы местного самоуправления
Слайд 11
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Согласно ч. 2 ст.
8 Закона о торговой деятельности Покупатели при организации торговой деятельности самостоятельно определяют, за исключением установленных данным законом, другими федеральными законами случаев:
1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);
2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);
6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);
7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе ассортимент продаваемых товаров; режим работы; приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров; количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности; способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах. Применительно к государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям торговли указанные условия устанавливаются по решению соответствующих государственных или муниципальных органов;
8) цены на продаваемые товары.
9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;
10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг.
Слайд 122. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ценовые ограничения:
1) если
в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30 и более процентов, то в этом случае Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта РФ или территориях таких субъектов РФ на срок не более чем 90 календарных дней (ч. 5 ст. 8).
Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них установлен постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530.
Слайд 13
Какую max цену продажи может устанавливать хоз. субъект на собственную выпускаемую
продукцию? Существуют ли ограничения со стороны гос. органа? Какую max цену перепродажи продукции может устанавливать хоз. субъект? Существуют ли ограничения со стороны гос. органа?
Статьей 9 Закона о торговле закреплены права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, в том числе частью 4 статьи 9 Закона о торговле установлен предельный размер выплаты вознаграждения (5%), выплачиваемого торговой сети в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров.
Вместе с тем, торговые наценки, устанавливаемые торговой сетью не подлежат государственному регулированию и торговая сеть вправе самостоятельно устанавливать разные торговые наценки на продовольственные товары, в том числе отрицательные, исходя из своей ценовой политики, планируемой нормы прибыли и затрат.
Слайд 142. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2) соглашением сторон договора
поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого Покупателю в связи с приобретением им у Поставщика определенного количества продовольственных товаров (ч. 4 ст. 9 Закона о торговой деятельности)
Размер вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора и не может превышать 5 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом оно не учитывается при определении цены продовольственных товаров.
Выплата указанного вознаграждения запрещена в отношении отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530.
Слайд 152. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Положения ч. 4 ст.
9 Закона о торговой деятельности вызывают серьезные вопросы у ХС, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика. Покупатели–розничные сети, не нарушая требования о 10-процентном размере вознаграждения, стали применять повышенный размер скидок (Поставщикам предлагается снижать отпускные цены) и маркетинговые платежи, также была расширена система штрафных санкций за «снижение качества», опоздание к разгрузке и др.
Челябинским УФАС России в отношении ЗАО «Тандер» (торговая сеть «Магнит») возбуждено дело по признакам нарушения ч.1 ст.13 Закона о торговле.
По предварительно полученным данным, заключение договора поставки с одной из компаний осуществлялось при условии заключения договора маркетинга.
В настоящее время Челябинское УФАС России продолжает изучать все обстоятельства заключения данных договоров.
Антимонопольная служба предлагает хозяйствующим субъектам, договор на поставку продукции в торговую сеть «Магнит» у которых заключен или находится на стадии заключения, ответить на вопросы анкеты.
Слайд 162. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
условия заключения договоров
купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг.
Первое ограничение касается сроков расчетов между сторонами за поставленный товар: при заключении договора с условием оплаты товаров через определенное время после их передачи Покупателю срок оплаты таких товаров должен определяться с учетом срока годности поставляемых товаров:
а) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 8 рабочих дней со дня фактической приемки таких товаров Покупателем;
б) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 25 календарных дней со дня фактической приемки таких товаров Покупателем;
в) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в срок не позднее чем 40 календарных дней со дня приемки таких товаров Покупателем (ч. 7 ст. 9).
Применение данных норм Закона о торговой деятельности весьма проблематично при поставке продовольственных товаров в отдельные районы страны. Например, существует ряд территорий, сообщение с которыми осуществляется только в период навигации (с июня по октябрь) и авиатранспортом.
Второе ограничение касается невозможности установления запрета на перемену лиц в обязательстве по договору поставки продовольственных товаров путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора (ч. 10 ст. 9).
Третьим ограничением является запрет на заключение договоров поставки продовольственных товаров, содержащих элементы договоров на оказание услуг по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу, мерчандайзингу (подготовка к продаже товаров в розничной торговой сети, – оформление торговых прилавков, витрин, размещение самого товара в торговом зале) и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров (ч. 12 ст. 9). Теперь они могут оказываться Покупателями на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг;
Наряду с предоставлением прав, Закон о торговой деятельности возложил на Покупателя-торговую сеть и Поставщика взаимную обязанность по обеспечению доступа к информации об условиях: а) отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров; б) существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.
Поставщик, кроме того, обязан обеспечить Покупателю-торговой сети доступ к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров (ч. 1-2 ст. 9). Информация, носящая общий характер, не может расцениваться в качестве информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.
Слайд 17
13. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством
организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:
1) взимание платы либо внесение платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;
2) взимание платы либо внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
3) возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;
4) возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.
Слайд 183. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии со ст. 13 Закона о
торговой деятельности Покупателям-торговым сетям и Поставщикам запрещается:
1) создавать дискриминационные условия, в том числе: а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других ХС; б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования
2) навязывать контрагенту условия:
а) о запрете на заключение ХС договоров поставки продовольственных товаров с другими ХС, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими ХС на аналогичных или иных условиях; б) об ответственности за неисполнение обязательства ХС о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других ХС, осуществляющих аналогичную деятельность; в) о предоставлении ХС контрагенту сведений о заключаемых данным ХС договорах с другими ХС, осуществляющими аналогичную деятельность; г) о внесении Поставщиком платы за право поставок таких товаров Покупателю в функционирующие или открываемые торговые объекты; д) о внесении ХС платы за изменение ассортимента продовольственных товаров; е) о снижении Поставщиком их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже ХС, осуществляющими аналогичную деятельность; ж) о возмещении Поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине Поставщика таких товаров; з) о возмещении ХС затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров; и) о возврате Поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ.
Слайд 19
Челябинское УФАС России вынесло постановление о наложении штрафа в размере 2
млн рублей на ООО «Ашан» за препятствование доступа в торговую сеть ООО Агрокомплекс «Чурилово».
ООО Агрокомплекс «Чурилово» направило в Челябинское УФАС России заявление о затягивании торговой сетью сроков рассмотрения коммерческого предложения. Агрокомплекс указал, что в течение продолжительного времени ведет переговоры с ООО «Ашан» на поставку свежих овощей в данную торговую сеть на территории Челябинской области.
Согласно ч.1 ст.13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, запрещается создавать дискриминационные условия.
Челябинское УФАС России установило, что ООО «Ашан» рассматривало предложение ООО Агрокомплекс «Чурилово» в неразумно длительные сроки, в том числе ввиду неурегулированности сроков заключения договора поставки внутренними документами ООО «Ашан». В распоряжении Челябинского УФАС России имеются сведения об электронном общении данных компаний на предмет заключения договора с 2013 года.
Процесс рассмотрения ООО «Ашан» коммерческих предложений поставщиков регламентирован Процедурой заключения договора поставки, которая состоит из нескольких этапов. При этом торговой сетью не был определен общий срок рассмотрения коммерческих предложений, а также сроки передачи предложения на следующий этап его рассмотрения.
Также Челябинское УФАС России выявило, что ООО «Ашан» необоснованно запросил у агрокомплекса представления мониторинга цен на его продукцию, реализуемую в других торговых сетях. Указанное требование ООО «Ашан» увеличило перечень представляемых документов, что привело к увеличению срока рассмотрения данного предложения.
В итоге заключение договора поставки свежих овощей ООО Агрокомплекс «Чурилово» в ООО «Ашан» произошло только в конце 2015 года, уже после возбуждения Челябинским УФАС России дела о нарушении Закона о торговле.
Челябинское УФАС России выдало торговой сети рекомендации о закреплении сроков заключения договора поставки внутренними документами.
ООО «Ашан» не согласился с решением Челябинского УФАС России и обратился в суд. Однако Арбитражный суд Челябинской области отказал торговой сети в удовлетворении заявленных требований.
Слайд 203. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Санкт-Петербургское управление ФАС России признало незаконными договоры,
заключаемые торговой сетью "Перекресток" с поставщиками, которым в результате приходилось оплачивать маркетинговые и рекламные услуги, сообщает пресс-служба антимонопольного органа.
УФАС, изучив договорные практики ритейлера, установило, что один из крупных поставщиков Северо-Запада выплатил в 2014 году в качестве вознаграждения "ТД Перекресток" более 25 % от товарооборота между поставщиком и торговой сетью. При этом более 12 % из них составила плата за продвижение товаров.
Антимонопольный орган в ходе проверки пришел к выводу, что в действиях торговой сети имеются признаки понуждения контрагентов к заключению возмездных договоров на продвижение продовольственных товаров, то есть на оказание маркетинговых и рекламных услуг. В частности, поставщикам направляются уведомления о необходимости принятия услуг по продвижению их товаров.
Вместе с тем, согласно торговому законодательству, напоминает УФАС, ритейлерам, в частности, запрещается навязывать контрагенту условия о внесении платы за право поставок товаров в торговые сети. В результате ЗАО "Торговый дом Перекресток" было признано нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговле.
Сети выдано предписание устранить нарушения, а материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу УФАС для рассмотрения вопроса о наложении административного штрафа в размере от 2 до 5 млн руб.
Слайд 21
3. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3) осуществлять оптовую торговлю с использованием договора
комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.
На практике после вступления в силу данного запрета ХС стали применять договоры агентирования и поручения. Антимонопольные органы заявляют, что эти договоры также под запретом.
4) Антимонопольный запрет установлен и в ст. 14 Закона о торговой деятельности, суть которого заключается в следующем.
Покупатель-торговая сеть доля которого превышает 25 % объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением данных требований, ничтожна.
Таким образом, закон запретил торговым сетям (ритейлерам) с 25- процентным участием доли рынка открывать новые магазины в регионе и они теряют возможность обходить этот запрет при помощи заключения договора коммерческой концессии (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).
«В Челябинской области не было случаев доминирующего положения вплоть до 2014 года. Но в прошлом году мы зафиксировали массовые нарушения, – сообщила руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова. – Если в областном центре подобных случаев не выявлено, то в муниципальных образованиях проникновение торговых сетей порой зашкаливает за 60%. Особенно отличаются Озерск, Снежинск, Еманжелинск, Южноуральск, Кыштымский, Брединский, Саткинский и другие районы. В Озерске, например, доминирующее положение имеет местная сеть «Азимут», на остальных территориях – «Магнит». Местным властям, конечно, необходимо контролировать и ограничивать подобные процессы на своих территориях»
5) Законом о торговой деятельности установлены также антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (ст. 15).
Слайд 22
Антимонопольная служба установила, что АО «Тандер» (торговая сеть «Магнит») занимает долю
более 25% на рынке розничной торговли в 9 муниципальных образованиях Челябинской области: Локомотивном, Южноуральском и Снежинском городских округах, Агаповском, Брединском, Еманжелинском, Нагайбакском, Саткинском и Ашинском муниципальных районах.
Указанные данные получены Челябинским УФАС России в результате обзора рынка розничной торговли продовольственными товарами на территории Челябинской области за 2015 год. По сравнению с предыдущим годом отмечается тенденция по увеличению присутствия АО «Тандер» в муниципальных образованиях, поскольку в 2014 году компания имела долю более 25% в 5 муниципальных образованиях.
В связи с превышением установленного Законом о торговле порога в 25% АО «Тандер» не вправе открывать дополнительные торговые объекты в вышеназванных округах и районах. Соответствующая информация направлена Челябинским УФАС России главам муниципальных образований в целях предупреждения нарушений требований законодательства о запрете расширения торговой сети.
Слайд 233. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Положения статей 13 и 14 настоящего Федерального
закона не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.
Слайд 24ПАМЯТКА ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ
1) Торговая сеть должна экономически и технологически
обосновать свой выбор при отборе поставщиков;
2) Торговая сеть обязана обеспечить поставщиков информацией об условиях отбора контрагентов, в том числе путем размещения такой информации на своем сайте или направления в течение 14 дней ответа на поступивший запрос (в противном случае это расценивается как создание дискриминационных условий);
3) Условия, сформулированные в договоре поставки, не должны быть сформулированы в обобщенном виде (лучшие ценовые предложения, высокое качество товаров, соответствие действующему законодательству и т.п.), поскольку вводят поставщиков в заблуждение относительно реальных потребностей торговой сети и создают ситуацию, при которой любое предложение поставщика может быть признано несоответствующим таким условиям;
4) Затягивание торговой сетью рассмотрения заявки поставщика является созданием препятствий для доступа на рынок.
Слайд 25
Арбитраж: ООО «Лента» создавало дискриминационные условия для поставщиков алкогольной продукции
В июне
2016 года антимонопольное ведомство признало ООО «Лента» нарушившим Закон о торговле (пункт 1 части 1 статьи 13).
По мнению ФАС России, торговая сеть создала дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, которые осуществляли поставки алкогольной продукции, при оказании маркетинговых услуг в 2013-2015 годах.
Так, компания взимала с поставщиков винной алкогольной продукции различную плату за одинаковый объем оказанных услуг по размещению товара, а также за информацию о нем в каталоге «Лента товаров».
В результате таких действий были созданы дискриминационные условия для отдельных поставщиков алкогольной продукции.
В целях обеспечения конкуренции ведомство выдало обществу предписание об устранении выявленных нарушений
Кроме того, служба возбудила 41 административное дело, по итогам рассмотрения которых составила 37 постановлений о привлечении ООО «Лента» к административной ответственности в виде штрафа (в соответствии с ч. 1 ст. 14.40 КоАП РФ). 4 административных дела были прекращены в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности. Общая сумма штрафов составила 74 млн рублей.
Компания оспорила в суде решение и предписание антимонопольного органа, а также постановления о назначении штрафов. Арбитражный суд г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал, тем самым признав законность актов ФАС России.
Слайд 26
4. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ЯРМАРОК
Нестационарный
торговый объект – торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанный прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (ст. 2).
Слайд 274. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ЯРМАРОК
Нестационарные торговые
объекты классифицированы на:
– некапитальные торговые объекты – сооружения, не являющиеся объектами недвижимости, используемые для предпринимательской торговой деятельности, устанавливаемые или возводимые на длительный срок, демонтаж которых невозможен без причинения им такого ущерба, в результате которого теряются свойства объекта;
– киоски и торговые автоматы (небольшие, до 20 кв.м. торговые объекты без зала обслуживания покупателей, используемые для предпринимательской торговой деятельности, хотя и занимающие определенное место на длительный срок, но переносимые на другое место посредством технических средств без потери их свойств и качеств);
– постоянно действующие лотки, уличные холодильники для мороженого и прохладительных напитков (не на колесах), сезонные кафе, конструкции для продажи плодоовощной продукции при стационарных магазинах, временные конструкции и площадки (торговые объекты, представляющие из себя легкие, в том числе сборно-разборные конструкции с возможностью неоднократного использования в разных местах, используемые субъектами предпринимательской деятельности).
Кроме того, выделяются мобильные торговые объекты:
– объекты развозной торговли – торговые объекты на колесах (на базе автомобиля, прицепа, велосипеда);
– мобильные торговые объекты на базе транспортных средств – поставленные на учет в установленном порядке ТС, специально оборудованные для торговой деятельности (автомагазины, автолавки, автокафе, автоцистерны, автоприцепы);
– мобильные торговые объекты, приводимые в движение мускульной силой человека – велосипеды.
Слайд 284. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ЯРМАРОК
В Методических
рекомендациях по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов РФ указаны варианты юридического оформления размещения нестационарных торговых объектов:
договор аренды земельного участка; договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта.
Первую форму рекомендуется применять для киосков, павильонов, торговых автоматов, сезонных кафе, бахчевых развалов, елочных базаров и прочих объектов, являющихся сооружениями, не демонтируемыми и не вывозимыми с места по итогам торгового дня, а также для лотков сезонного и круглогодичного размещения (постоянно размещаемых на одном и том же месте).
Договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта рекомендуется заключать в тех случаях, когда градостроительные нормы и нормы земельного законодательства не позволяют формирование земельного участка и предоставление его в аренду.
Договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта относится к категории непоименованных договоров, при этом из Методических рекомендаций не ясно, что будет выступать в качестве его предмета и иных существенных условий.
В указанных рекомендациях закреплен важный принцип – «меняется место – сохраняется бизнес».
Слайд 294. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ЯРМАРОК
В Методических
рекомендациях ярмарочной торговли в РФ, утвержденных Минпромторгом России 3 марта 2015 г. № ЕВ-3949/08. определяется, что
Ярмарка
– самостоятельный торговый формат, представляющий собой ограниченное во времени, как правило, периодически повторяющееся торговое или торгово-праздничное мероприятие, организуемое в заранее определенном месте (на ярмарочной площадке), с установленным временем и сроком проведения, а также периодичностью (для регулярных ярмарок), на котором множество продавцов (участников ярмарки) предлагают покупателям товары (работы, услуги) в соответствии с типом (специализацией) ярмарки.
Ярмарки подлежат классификации:
в зависимости от периодичности их проведения выделяют: регулярные и разовые ярмарки;
в зависимости от товарной специализации: универсальные и специализированные.
Слайд 304. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ЯРМАРОК
Ярмарки организуются
органами государственной власти или местного самоуправления, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее – организатор ярмарки).
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, а также определяет режим ее работы, порядок организации и предоставления торговых мест на ней. Он опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней.
Торговые места на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
Размер платы за предоставление оборудованных торговых мест на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров на ней.
Слайд 315. ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОГО РЫНКА И ЕГО ВИДЫ
В соответствии с Федеральным законом
«О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ
под розничным рынком понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места
Из положений ст. 11 Закона о розничных рынках следует вывод, что основное отличие розничных рынков от ярмарок заключается в том, что ярмарки всегда носят временный характер и не «привязаны» к капитальным строениям. Розничные же рынки должны создаваться на базе капитальных объектов.
Слайд 325. ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОГО РЫНКА И ЕГО ВИДЫ
Закон о розничных рынках предусмотрел
четыре возможных типа розничных рынков:
– универсальный рынок – это рынок, на котором менее 80 процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса;
– специализированный рынок – это рынок, на котором 80 и более процентов торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров. Например, строительных, продовольственных товаров и т.п.;
– сельскохозяйственный рынок – это специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с «Перечнем сельскохозяйственной продукции, продажа которой осуществляется на сельскохозяйственном рынке и сельскохозяйственном кооперативном рынке», утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 мая 2007 г. № 297;
– сельскохозяйственный кооперативный рынок – специализированный сельскохозяйственный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива, и на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции
Слайд 335. ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОГО РЫНКА И ЕГО ВИДЫ
Квалифицирующие признаки розничного рынка:
должен
находиться в ведении управляющей рынком компанией;
торговля на нем должна осуществляться на базе капитальных объектов;
должен иметь в своем составе торговые места;
цены на товары, работы, услуги на нем определяются непосредственно при заключении договора;
розничный рынок должен иметь паспорт безопасности – документ, определяющий соответствие рынка требованиям безопасности, в том числе антитеррористической безопасности. Требования к паспорту безопасности рынка изложены в постановлении Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. № 255 «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений»;
орган государственной власти субъекта РФ формирует и ведет реестр розничных рынков ( http://rryn.econom-chelreg.ru/reestr?organ=Челябинский%20городской%20округ) См. Перекресток, Меридиан, Китайский, Северо-западный
Слайд 34
6. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ
Розничный рынок находится в
ведении управляющей рынком компании, к которой предъявляются следующие требования:
1) должна являться юридическим лицом. Закон о розничных рынках не уточняет организационно-правовую форму компании; она может быть создана, например, в форме ООО, АО, МУП, ФГУП. В отношении некоммерческих организаций закон в императивном порядке предписывает, что сельскохозяйственный кооперативный рынок может управляться только некоммерческой организацией – сельскохозяйственным потребительским кооперативом.
Предмет деятельности управляющей компании ограничен. Она (за исключением управляющей сельскохозяйственным кооперативным рынком компанией) не вправе осуществлять деятельность по закупке товаров в целях их продажи на управляемом ею рынке (ч. 3 ст. 22 Закона о розничных рынках). В то же время управляющая рынком компания кроме предоставления торговых мест может осуществлять иные виды деятельности, например, сдавать в аренду магазины, отдельные площади на них, предоставлять площади объектов недвижимости, расположенных на рынке, для размещения рекламы и др.;
2) должна состоять на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка;
3) должна иметь на законном основании объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация розничного рынка;
4) должна иметь разрешение на право организации рынка. Данное разрешение выдается на основании Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 марта 2007 г. № 148. Решение о предоставлении разрешения принимается органом местного самоуправления в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления этого заявления, на основании плана, предусматривающего организацию рынков на территории субъекта РФ и утвержденного органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта РФ и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта РФ в рынках того или иного типа.
Заявителю может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям: отсутствие права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом; несоответствие плану места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать; подача заявления о предоставлении разрешения с нарушением требований Закона о розничных рынках.
Разрешение выдается на срок, не превышающий 5 лет, который может быть продлен по заявлению юридического лица. В случае, если юридическому лицу объект или объекты недвижимости, где предполагается организовать рынок, принадлежат на праве аренды, срок действия такого разрешения определяется с учетом срока действия договора аренды. Действие разрешения может быть приостановлено в случае административного приостановления деятельности управляющей рынком компании в порядке, установленном КоАП РФ.
Слайд 356. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ
Следующий субъект – это
лица, намеренные осуществлять торговлю на розничном рынке. Закон о розничных рынках обозначает их как «лица, с которыми могут быть заключены договоры о предоставлении торгового места»: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин (в том числе гражданин – глава крестьянского (фермерского) хозяйства, член такого хозяйства, гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством).
При заключении договоров о предоставлении торговых мест должны предоставляться следующие сведения: 1) сведения о заявителе; 2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе; 3) срок предоставления торгового места и цели его использования; 4) перечень продавцов, привлекаемых заявителем, и сведения о них, включающие в себя ФИО физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности на рынке; 5) информация о товаропроизводителе, в том числе об осуществляемом им виде деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также о классе предполагаемых к продаже на рынке товаров в соответствии с номенклатурой товаров.
Слайд 366. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ
Непосредственную торговлю осуществляет продавец
– индивидуальный предприниматель, гражданин, который заключил с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и осуществляет на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), а также физические лица, привлекаемые лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, для осуществления указанной деятельности.
Предоставление торговых мест иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве ИП, а также лицам, привлекающим иностранных работников в качестве продавцов, осуществляется управляющей рынком компанией с учетом установленной Правительством РФ допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.
Продавцу управляющей рынком компанией выдается карточка продавца – документ, содержащий основные сведения о продавце: 1) наименование и тип рынка; 2) сведения о продавце, включающие в себя ФИО физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, сведения о его гражданстве и правовые основания его привлечения к деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке; 3) место расположения торгового места в соответствии со схемой размещения торговых мест; 4) сведения о лице, которому торговое место предоставлено по договору о предоставлении торгового места.
В карточку продавца также должна быть вклеена его фотография, за исключением случая осуществления такой деятельности на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке.
Кроме карточки продавца ему выдается нагрудная карточка с указанием ФИО, наименования лица, заключившего с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места. В личную нагрудную карточку должна быть вклеена фотография физического лица.
Управляющая рынком компания формирует реестр продавцов и реестр договоров о предоставлении торговых мест. Данные реестры выполняют, скорее всего, учетную функцию.
Слайд 376. СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ
До недавнего времени в
судебной практике неоднозначно оценивалась правовая природа договора на предоставление торгового места.
Одни суды квалифицировали его как договор на оказание возмездных услуг; другие приходили к выводу, что договор о предоставлении торговых мест не поименован в ГК РФ, и, следовательно, суд может применить к нему положения Закона о розничных рынках; ряд судов исходили из того, что данный договор по своей природе является договором аренды.
Неопределенность ситуации была разрешена Президиумом ВАС РФ, который в постановлении от 19 ноября 2013 г. по Делу № 8668/13 указал, что к договору на предоставление торгового места на розничном рынке применяются в том числе положения ГК РФ об аренде, а, следовательно, размер платы за предоставление торгового места на розничном рынке можно менять не чаще одного раза в год.
В данном постановлении сделан и другой важный вывод: если договором о предоставлении места на розничном рынке предусмотрена обязанность управляющей компании обеспечивать арендаторов энерго-, тепло- и водоснабжением, осуществлять ежедневную уборку общих мест территории рынка, организовывать охрану территории рынка, то к нему должны применяться не только правила о договоре подряда, но и договора на оказание возмездных услуг (гл. 39 ГК РФ).