Слайд 1Правовые основы государственной и муниципальной службы
Государственная гражданская служба как публично-правовой, организационный
и социальный институт
Слайд 21. Государственная гражданская служба как публично-правовой институт
В начале 90-х годов Россия
коренным образом изменила своё социально–политическое устройство.
В 1993 году была принята новая Конституция государства. Все эти факторы вызвали необходимость реформирования института государственной службы.
Государственная служба, как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих организацию и функционирование объединения государственных служащих, а так же их деятельность по реализации Конституции РФ и Федеральных законов, а так же личный правовой статус этих служащих.
Слайд 3 Сущность государственной службы как правового института предполагает решения двух главных задач:
1)
реализации Конституции и законов РФ, законодательств субъектов РФ, обеспечения национальной безопасности с учетом интересов регионов, государственного суверенитета, экономической самостоятельности и духовной самобытности народов.
2) деятельность на основе юридических норм регулирующих отношения связанные с организацией государственной службы и выполнением стоящей перед ней задачей.
Выполнение второй задачи связано с наличием правового статуса государственного служащего, особых процедур замещения государственных должностей с наличием прав, обязанности и ответственности должностных лиц, а так же специфическим порядком прохождения государственной службы.
Слайд 4 В настоящее время имеются два закона и несколько подзаконных актов, регламентирующих
государственную службу РФ. Одним из таких законов является федеральный закон 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ».
В соответствии с этим законом государственная служба делится на следующие виды:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная.
Слайд 5 Кроме того существует несколько уровней государственной службы, которая структурируется по вертикали
и горизонтали:
Вертикальное разделение государственной службы – это разделение по различным уровням государственного управления, а именно федеральный уровень – государственная служба РФ и региональный уровень – государственная служба субъектов РФ.
Горизонтальное разделение представляет собой разделение между тремя ветвями власти.
Слайд 6 По принципу разделения власти можно различать на государственную службу в представительной
ветви власти, называемую парламентской, в исполнительной власти, называемую правительственной, и в судебной власти, осуществляемую в аппаратах судов всех инстанций.
Кроме указанного нами существует федеральный закон 2004 года № 79-ФЗ, который называется «О государственной гражданской службе РФ».
Кроме федеральных законов общие вопросы об организации федеральной государственной службы регулируются указами Президента РФ, также как о реестре должностей, о социальных гарантиях служащих, о переподготовке служащих, об аттестации, о борьбе с коррупцией в государственном аппарате и т. д.
Слайд 7 Основной целью государственной службы как правового института является обеспечение выполнения законодательства
страны и создание благоприятных правовых организационных и социально-экономических условий для нормального функционирования государственного аппарата.
Государственные служащие являются субъектами управления. Они действуют от имени и по поручению государства, тем самым выступая в качестве субъектов публично-правовых отношений, которые регулируются нормами административного права.
Слайд 82. Государственная гражданская служба как организационный институт
Развитие государственной службы как определенной
системы требует ее организации.
Понятие организации употребляется обычно в трёх значениях:
внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия автономных частей целого, обусловленные его строением;
совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
объединение людей, совместно реализующих некоторую программу и действующих на основе процедур и правил.
Слайд 9 В связи с этим, можно утверждать, что государственная служба как организационный
институт представляет собой:
автономную специализированную группу людей, выполняющую функцию управления, ориентированных на достижение государственной пользы, что требует от них совместных и координированных действий и подготовки;
совокупность организационных норм, способов, процедур, правил и стандартов, направленных на упорядочивание регулирования и координации совместных действий государственных служащих для достижения целей государственной службы;
средство объединения и регламентации деятельности государственных служащих во имя реализации целей государственной службы.
Слайд 103. Государственная гражданская служба как социальный институт
Для нормального функционирования любого общества необходимо закрепить ряд человеческих отношений, сделав их обязательными для всех. Закрепление этих отношений оформляется в статусно-ролевую систему. Такого рода системы создаются в обществе в форме институтов.
Термин «институт» социологи употребляют в нескольких значениях:
его относят к определенной группе лиц, выполняющих социальные функции;
он означает организацию, удовлетворяющую общественные потребности;
им называют некоторые социальные роли, важные для жизни людей.
Таким образом, институт государственной службы – это группа чиновников, работающих в органах государственной власти.
Слайд 11
Государственная гражданская служба обеспечивает исполнение полномочий государственных органов, т.е. администрирование.
Институт функционирует
в публично-правовой сфере. Он организует, упорядочивает, формализует и стандартизирует две группы отношений:
- служебные (между государством и государственными служащими);
- публичные (между чиновником и гражданином).
В основу служебных отношений положена установка подчинения. В основу публичных отношений положена установка законопослушания.
Для института государственной службы характерны не только формальные и неформальные отношения, которые представляют собой связи между чиновниками внутри аппарата. В отличие от служебных связей - это межличностные отношения, регулируемые не нормами права, а нормами морали.
Слайд 124. Организационные принципы государственной службы.
Государственная служба организуется и функционирует на
определенных принципах, которые сформированы в законодательстве. Они закреплены в Конституции РФ, федеральных законах, федеральных подзаконных актах, а также в нормативно-правовых актах субъектов федерации.
Слайд 13
Наиболее признанными в законодательстве государственной службы являются следующие принципы:
1)
приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство прав и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов федерации;
3) принцип равного доступа граждан РФ, владеющих государственным языком к гражданской службе и равных условий ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения и т.д.;
4) принцип профессионализма и компетенции гражданских служащих;
Слайд 14принципы:
5) стабильность гражданской службы;
6) принцип доступности информации о гражданской службе;
7) принцип
взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;
8) принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.