Слайд 1Этическая составляющая законодательной деятельности
Роль законодателя в сохранении моральной стабильности общества.
Слайд 2Правотворчество
Правотворчество — это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и
опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер.
Слайд 3Правотворчество
Критериями выделения видов правотворчества служат:
1) субъекты правотворчества, т.е. орган или лицо,
которые вправе принять тот или иной акт. Их правомочность обусловлена нормативными актами;
2) процедуры принятия правотворческих актов (законодательный процесс, индивидуальное или коллективное решение);
3) формы нормативных правовых актов (законы, подзаконные акты).
Слайд 4Задачи правотворчества
Построение правового, социального государства;
Поиск баланса в системе экономических стимулов и
социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм;
Выработка надежных механизмов обеспечения строгого соблюдения этических норм при осуществлении профессиональной деятельности представителями законодательной ветви власти.
Слайд 5Задачи правотворчества
Деятельность государства или негосударственных организаций по созданию правовых норм заключается
в разработке новых или санкционировании уже существующих правил поведения, регулирующих наиболее важные общественные отношения, разумном сочетании при этом интересов всех членов социума.
Следовательно, достижение общественного компромисса - вот одна из целей правотворческой деятельности государства.
Слайд 6Задачи правотворчества
Попытки государства урегулировать с помощью права общественные отношения в области
спорных с точки зрения морали явлений и процессов приводят к обширным дискуссиям в обществе, а нередко и к конфликтам.
Новые моральные проблемы возникают вследствие непрерывного прогресса науки и техники и не получают однозначного отношения к ним со стороны людей.
Слайд 7Задачи правотворчества
Можно выделить два способа отражения в нормативных правовых актах моральных
норм: закрепление уже сложившихся в обществе правил поведения и творческое создание новых норм. При закреплении уже сложившихся» правил поведения в нормах отражается мораль общества в целом или тех социальных слоев и групп, которые участвовали в процессе правообразования.
Творческое создание новых норм носит в большей степени субъективный характер и отражает мораль субъектов» правотворчества и тех социальных классов и групп, чьи интересы эти субъекты представляют.
Слайд 8Задачи правотворчества
Одним из основных направлений совершенствования законодательства в условиях формирования правового
и социального государства должно стать выявление существующих противоречий между объективным правом и общественной моралью и определение мер по их разрешению.
В настоящее время к спорным проблемам в России относятся смертная казнь, эвтаназия, клонирование, проблема соотношения целей и средств в праве и др.
Слайд 9Задачи правотворчества
Качественные изменения в законодательстве связаны с тем, какое из этих
двух начал (право и справедливость, с одной стороны, и социальные, экономические интересы субъекта правотворчества, с другой) преобладает в сознании законодателя, какие он преследует цели при формулировании правовой нормы в законе.
Слайд 10Парламентская этика
Во многих парламентах мира действуют различные этические нормы. Как правило,
они содержатся в регламентах законодательных органов.
Создаются органы, которые отслеживают вопросы соблюдения парламентской, депутатской этики.
В ряде субъектов Российской Федерации создаются комиссии по депутатской этике, разрабатываются соответствующие положения.
Слайд 11Принципы (ценности) служебной и парламентской этики
Общие принципы (ценности) служебной и парламентской
этики:
-приоритет общественного блага,
-честность,
-беспристрастность,
-ответственность,
-уважительность,
-отзывчивость,
-открытость,
-инициативность,
-эффективность,
-результативность.
Слайд 12Принципы (ценности) служебной и парламентской этики
Специальные принципы (ценности) этики государственной службы:
-лояльность,
-политическая нейтральность.
Специальные этические принципы (ценности) депутатской этики:
-независимость.
Слайд 13История и современное состояние парламентской и служебной этики
Основные направления реформирования государственной
службы в конце XX – начале XXI вв.в США и Европе: связаны с:
Переходу к управленческим формам деятельности (менеджериальный поворот),
децентрализации,
сокращением аппарата.
Основные проблемы связаны с лоббированием интересов и коррупцией.
Слайд 14Необходимость в защите органов государственной власти от коррупции
Конгресс США рассмотрел
в 1962 году вопрос о создании официальных норм поведения выборных должностных лиц, в частности, членов палат Конгресса. В 1964 году Сенат США создал Комитет по нормам и поведению, а затем и Палата Представителей учредила Комитет по нормам официального поведения.
Палата и Сенат создали свои кодексы поведения для членов и служащих конгресса. В целях поддержания в обществе доверия к должностным лицам государственной власти Конгресс США в 1978 году принял закон об этике в правительстве, задача которого, как об этом сказано в законе, "сохранять честность государственных чиновников и учреждений и способствовать таковой"
Слайд 15Постоянные правила Сената США
Предусматривают, что "ни один сенатор…не должен:
а) поступать
на службу в какую-либо фирму, компанию, ассоциацию или корпорацию с целью предоставления за вознаграждение своих услуг как сенатора;
б) позволять использовать свое имя подобной фирме, компании, ассоциации или корпорации либо;
в) заниматься какой-либо деятельностью за вознаграждение в установленные часы работы в Сенате".
Слайд 16Парламентская и служебная этика
в России
В нашей стране впервые Комиссия по
вопросам депутатской этики была создана Верховным Советом по поручению второго Съезда народных депутатов СССР.
В состав этой Комиссии вошли 33 представителя (главным образом творческая интеллигенция) различных республик и регионов нашей страны. Комиссией были разработаны "Правила депутатской этики", которые стали ее основными ориентирами в работе народных депутатов первого демократического парламента.
Слайд 17Парламентская и служебная этика
в России
Современное российское законодательство столкнулось с необходимостью
выработки новых принципов служебной этики в системе реформирования государственной службы и созданию новых Кодексов этики депутата. Работа Комиссии Государственной Думы по этике (2000–2003 гг.)
Слайд 18Парламентская и служебная этика
в России
В четвертом созыве Комиссия Государственной Думы
по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики (далее - Комиссия) образовывается для рассмотрения вопросов, связанных с нарушениями депутатами Государственной Думы правил депутатской этики.
Слайд 19Парламентская и служебная этика
в России
Деятельность Комиссии осуществляется в соответствии с
Федеральным законом "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Положением об этой комиссии.
Слайд 20Парламентская и служебная этика
в России
Комиссия рассматривает:
вопросы о нарушениях депутатами
Государственной Думы общепринятых правил взаимоотношений друг с другом, в употреблении грубых, оскорбительных выражений, причиняющих ущерб чести и достоинству других депутатов Государственной Думы и иных лиц;
необоснованных обвинений в чей-либо адрес;
призывы депутатов Государственной Думы к незаконным действиям;
факты злоупотреблений депутатами Государственной Думы своими полномочиями;
факты нарушений депутатами Государственной Думы общественного порядка.
Слайд 21Этика предвыборной борьбы
Вопросы, требующие этической регуляции:
-соблюдение лимитов предвыборных фондов,
-исключение незаконных источников финансирования, сохранение независимости избираемого чиновника (парламентария,
- партийной фракции) от источников финансирования кампании,
- обеспечение открытости информации об источниках финансирования для избирателей до момента выборов.
Слайд 22Ведение предвыборной агитации
Вопросы, требующие этической регуляции:
-использование негативной информации о соперниках,
не относящейся к тем качествам, которые существенны для данной должности;
- использование непроверенной и ложной информации; подмена аргументации по существу эмоциональными характеристиками;
Слайд 23Ведение предвыборной агитации
-использование некорректных обобщений и искажений позиции соперников;
-превышение лимитов
доступа к СМИ; закрытость кандидатов для СМИ и прямых дебатов;
-эксплуатация расовых и национальных предрассудков; прямой и косвенный подкуп избирателей.
Слайд 24Этика парламентских дебатов
Вопросы, требующие этической регуляции:
-неуважительное отношение к оппонентам;
-использование
угроз, ультиматумов, оскорблений; искажение позиции оппонентов;
- предъявление заведомо ложной информации в качестве аргумента; ограничение возможности парламентского меньшинства участвовать в дебатах;
Слайд 25Этика парламентских дебатов
-использование мер, направленных на срыв заседаний (коллективной уход, создание
препятствий для выступающих);
-ограничение свободы обсуждения мерами партийной дисциплины.
Способы обеспечения этического режима: применение санкций;
формирование депутатского сообщества, чувствительного к вопросам моральной репутации своих членов.
Слайд 26Этическое и правовое регулирование лоббирования
Этические угрозы лоббирования.
Опасность превращения лоббирования в подкуп
законодателей или в ситуацию конфликта интересов.
Способы обеспечения этического режима:
-публикация информации об их организациях-спонсорах и биографиях,
-публикация отчетов о переговорах,
-оглашение обнаружившихся фактов неофициальных переговоров законодателя с лоббистами.
Слайд 27Этическое и правовое регулирование лоббирования
О масштабе влияния групп давления (лоббистов) в
парламентах мира свидетельствует существование 15 тыс. лоббистов и 2600 групп интересов, зарегистрированных при Европейской комиссии.
Им удается добиваться глобальных решений в различных областях регулирования экономических и организационных вопросов в интересах промышленности, рекламного бизнеса, СМИ и др.
Слайд 28Этическое и правовое регулирование лоббирования
Зачастую деятельность лоббистов вступает в противоречие с
нравственными устоями общества, интересами других участников общественных и хозяйственных отношений.
в США предусмотрено уголовное наказание за действия, содействующие незаконному оплачиваемому лоббистскому воздействию.
Преступными также считаются действия официального выборного или замещающего по назначению на пост лица, представляющие собой "продажу политической поддержки и торговлю особым влиянием".
Слайд 29Борьба с использованием должностного положения
Взятка и подарок: проблема разграничения.
Использование общественной собственности
для целей, не связанных с исполнением служебных функций.
Использование служебной информации в личных целях.
Слайд 30Борьба с использованием должностного положения
Способы обеспечения этического режима:
-запрет на получение
подарков (ограничение их размеров);
- запрет на получение доходов от совместительства, публичных выступлений и публикаций;
- запрет на консультационную деятельность;
-конкурсная система назначения на должность.
Слайд 31Деятельность комиссий по депутатской этике
Направлена на защиту прав и интересов депутата;
Рассматривает
вопросы, касающиеся личного поведения и нарушения депутатом нравственно-этических норм.
Например, оскорбления части и достоинства других народных депутатов, нарушения нравственных норм, прерывания выступления другого народного депутата, необоснованного обвинения в адрес Комиссии, групп народных депутатов, правительства, других государственных и общественных организаций и т. п.
Слайд 32Взаимовлияние депутатской этики и нравственности законодательства
Этические основания содержания законодательных норм, а
также нравственные основания участия депутата в парламентских процедурах представляют собой многоплановый и взаимосвязанный результат взаимодействия норм нравственности и права. Это касается, в основном, этики политических убеждений, нравственности стратегий, находящих выражение в законодательных актах, моральности аксиоматических оснований политической позиции и социальных стратегий.
Слайд 33Взаимовлияние депутатской этики и нравственности законодательства
Традиционно принято рассматривать со следующих позиций:
Во-первых, с позиций этического анализа политических убеждений и стратегий, которыми руководствуется депутат;
Во-вторых, с позиций специфических нравственных требований и ограничений, распространяющихся на депутата в рамках парламентских процедур и вне их в той мере, в которой они могут повлиять на ход законотворческой деятельности.