Слайд 2Современный урок химии: требования, проблемы, направления совершенствования
Елена Адамовна Сеген
методист управления
учебно-методической работы
Слайд 3Концепция учебного предмета «Химия»
Системно-структурный подход
Интегративный подход
Компетентностный подход
Культурологический подход
Личностно-деятельностный подход
Слайд 4Цели предмета «Химия»
Формирование системных химических знаний
Формирование и развитие предметно-специальных и ключевых
компетенций
Слайд 5Компетентностный подход
Компетентностный подход в образовании предполагает освоение
учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Слайд 6
Компетенция
Компетенция – совокупность знаний и способов деятельности в определенной
области, необходимых для продуктивной деятельности в этой области;
Слайд 7Компетентность
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций,
знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально- и личностно-значимой сфере.
Слайд 8Боден и Мартон:
«Если вы не представляете, с какими ситуациями
могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях».
Слайд 9Классификация компетенций
Хуторской
Ключевые компетенции
Общепредметные
Предметные
Слайд 10Ключевые компетенции
Ключевые компетенции - наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие
человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.
Слайд 11Ключевые компетенции – набор успешного человека
Учиться думать
Решать проблемы
Искать информацию
Уметь ориентироваться
Сотрудничать
Приниматься за
дело
Адаптироваться
Общаться
Слайд 12Урок
Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного
процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста.
Слайд 13Урок – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности
и общения) учителя и учащихся (постоянного состава), включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика в процессе обучения.
Слайд 14Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и
психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Слайд 15Условия учебной мотивации современного школьника
1. Предоставление свободы выбора
2. Максимально возможное снятие
внешнего контроля
3. Задачи обучения исходят из запросов и интересов ученика
4. Урок интересен от начала и до конца
5. Создание атмосферы сотрудничества
Слайд 16ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
1. Организационный – организация класса в течение всего
урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Слайд 17ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как
в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом и детей между собой
Слайд 18ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления,
повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
Слайд 19ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на
уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
Слайд 20Современный урок
1. Конструирование активного взаимодействия ученика и учителя
2. Структура урока
3. Здоровье учащихся
4. Личность современного учителя
Слайд 21Урок как система
Содержание
Цель
СФМ
Результат
Учитель
Учащиеся
Слайд 22 Кто ясно не видит цели - очень удивляется, придя не
туда…
Слайд 23Обучающая цель урока:
Владение учащимися следующими умениями: уметь применять теоретические
знания (понятия, законы и теории химии),
составлять химические формулы и уравнения, осуществлять расчёты по формулам и уравнениям, уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности
Слайд 24Воспитательные задачи
формируют мировоззрение учащихся, его систему взглядов и убеждений.
Учить и
воспитывать – как молния на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта мысль и есть главное в уроке.
Слайд 25Развивающая цель современного урока
Поставить на уроке цель, сформулировав её
так: учить детей мыслить, это значит никогда её не достичь.
Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.
Слайд 26
Педагогические задачи современного урока:
1. Информационная: Что будем учить и чему
будем учиться?
2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?
3. Мотивационная: Зачем нам это надо?
4. Коммуникативная: С кем и где?
Слайд 27Правила на каждый день:
Я не источник знаний на уроке – я
организатор урока и помощник ребят
Ребёнок должен знать зачем ему это надо?, т.е. цели занятия обязательно формулировать на уроке вместе с ребятами и эти цели должны находиться в сфере интересов ребёнка;
Слайд 28Правила на каждый день:
Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в
котором участвуют все.
Почти на каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
Самое главное – эмоциональный настрой учителя
Слайд 29Классификация уроков
По основной
дидактической цели
По форме проведения
Слайд 30Основные типы уроков по форме проведения
урок-лекция;
урок-семинар;
урок-зачёт;
урок-практикум;
урок-экскурсия;
урок-дискуссия;
Слайд 31Основные типы уроков по форме проведения
урок-консультация;
интегрированный урок;
театрализованный урок;
урок-соревнование;
урок с дидактической игрой;
урок - деловая игра;
урок - ролевая игра;
Слайд 32Основные типы уроков по дидактической цели
Комбинированный урок
Урок изучения нового материала
Урок закрепления
и применения ЗУН
Урок повторения и обобщения
Контрольный урок
Слайд 33Требования к современному уроку
Структура: взаимопроникновение этапов урока, уменьшение доли комбинированных уроков;
Цель
: диагностическое целеполагание, сохранение триединой цели урока (ЗУН, ключевые компетенции, ценности);
Содержание: выделение наиболее значимого (главного) материала и его многократная проработка (усвоение учебного материала на уроке);
Средства обучения: минимальный учебный комплекс
Слайд 34Требования к современному уроку
Методы обучения: оптимальное сочетание различных групп методов
( с преобладанием проблемного и исследовательского методов обучения);
Формы: ИР,ПР,ГР,КР
ДЗ: оптимальное , на основе принципов индивидуализации и дифференциации.
Соблюдение психолого-гигиенических требований
Слайд 35 Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь
его элементов, обеспечивающая целостность урока.
Слайд 36 В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса
усвоения знаний:
восприятие – осмысление –
запоминание –применение – обобщение – рефлексия
Слайд 37Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру
1.организационный этап
2.этап проверки домашнего
задания
3.этап актуализации субъектного опыта учащихся
4.этап изучения новых знаний и способов деятельности
5.этап первичной проверки понимания изученного
Слайд 38Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру
6.этап закрепления изученного
7.этап применения
изученного
8.этап обобщения и систематизации
9.этап контроля и самоконтроля
10.этап коррекции
11.этап информации о домашнем задании
12.этап подведения итогов занятия
13.этап рефлексии
Слайд 39Здоровье учащихся
Во – первых, рационально организовать урок, что предполагает
на 20 и 35 минутах урока физкультминутки, эмоциональные разрядки, смену видов преподавания и видов деятельности учащихся. Минутками отдыха могут стать игровые разминки
Слайд 40Здоровье учащихся
Во – вторых, главное, что позволяет сохранить психическое
здоровье – это нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем. Атмосфера дружелюбия, уважения – то, что сохраняет наше здоровье и здоровье наших детей
Слайд 41Здоровье учащихся
В – третьих, не ленитесь и не упускайте
возможности связать тему вашего урока с проблемами сохранения здоровья: физического, психического, социального
В – четвёртых, учитель должен быть сам здоров. Больной учитель не научит детей заботиться о своём здоровье.
Слайд 42Личность современного учителя
Для успешного выполнения профессиональной работы учителя человек
должен обладать определёнными личностными качествами, основой которых является интерес ( положительно окрашенное эмоциональное отношение) к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре.
Слайд 43Чтобы урок был успешным, необходимо:
Формирование предметной компетентности
Развитие познавательной активности
Формирование
информационной культуры
Развитие мышления
Развитие творческих способностей
Формирование коммуникативной компетентности
Создание комфортной среды
Смена видов деятельности
Слайд 44 Гордись, что ты учитель!
И наслаждайся умением быть лучшим!!!