Слайд 1Виртуальная и компьютерная зависимость школьников
ТЕСТ КИМБЕРЛИ ЯНГА НА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ
1. Часто ли Вы замечаете, что проводите «онлайн» больше времени, чем намеревались?
2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?
3. Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?
4. Часто ли Вы заводите знакомства с пользователями Интернет, находясь «онлайн»?
5. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети?
6. Часто ли страдают Ваши успехи в учебе или работе, так как Вы слишком много времени проводите в сети?
7. Часто ли вы проверяете электронную почту, раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?
8. Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом?
9. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?
10. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете?
11. Часто ли Вы обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь в Интернете?
12. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?
13. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?
14. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?
15. Часто ли Вы предвкушаете, чем займетесь в Интернете, находясь оффлайн, или фантазируете о пребывании «онлайн»?
16. Часто ли Вы говорите себе «еще минутку» находясь «онлайн»?
17. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети?
18. Часто ли Вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое Вами в сети?
19. Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?
20. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь «онлайн»?
свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале:
НИКОГДА или КРАЙНЕ РЕДКО - 1 балл
ИНОГДА - 2 балла
РЕГУЛЯРНО - 3 балла
ЧАСТО - 4 балла
ВСЕГДА - 5 баллов
Подсчитайте результат:
20-49 баллов – Вы учебный пользователь Интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.
50-79 баллов – у Вас некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Если Вы не обратите на них внимание сейчас – в дальнейшем они могут заполнить всю Вашу жизнь.
80-100 баллов – использование Интернета вызывает значительные проблемы в Вашей жизни. Требуется помощь специалиста-психотерапевта.
Слайд 4
«ПК- часть научно-технического прогресса. С ним нужно научиться сосуществовать. Только вот
ни дети, ни подростки, ни даже студенты не имеют четкого представления о виртуальном мире. А уж их родители - тем более… . Интересами ребят надо жить, чтобы внимание родных не компенсировал компьютер».
(Кира Мезяна, врач-психиатр).
Слайд 5 Проблемы
Компьютер убивает грамотность тем, что сам
исправляет ошибки.
«Есть такое определение в философии - «язык слуха уступает место языку взгляда». Не развивается язык слуха - не развивается и письмо. Поэтому с грамотностью у ребят, сидящих много за компьютером, большие проблемы». (Кира Мезяна).
«Несмотря на то, что нынешние дети живут в информационно насыщенной среде, она не стимулирует, а душит их воображение. Ведь они потребляют огромное количество «готовой» информации - видео, аудио, говорящие игрушки, интерактивные игры… . Повзрослев, они усаживаются за Фейсбук и Твиттер, которые отупляют... Есть исследования, которые показывают: те, кто часами сидит в соцсетях, как бы впадают в детство… Этот феномен психологи назвали «кризисом идентичности». Он характеризуется неадекватностью самооценки, утратой чувства перспективы, беспричинным пессимизмом, внешней пассивностью, бескомпромиссностью, а порой и агрессивностью».
(Доктор медицинских наук, психолог Виктор Черепанов).
Слайд 6 Проблемы
МЫШЛЕНИЕ. Поскольку Интернет уменьшает способность концентрироваться
и созерцать, то мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть, - в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение - поверхностным. И в итоге люди превращаются в «расшифровщиков информации». А зона мозга, отвечающая за абстрактное мышление, атрофируется.
ВНИМАНИЕ. Хай-тек-революция погрузила нас в состояние рассеянного внимания, когда следишь за всем сразу, ни на чем не сосредотачиваясь.
ДРУЖБА. Когда мы видим своих приятелей онлайн, нам кажется, что мы поддерживаем с ними тесную связь. При этом есть риск забыть, что значит дружба в реальном мире. Дружеские отношения вытесняются суррогатом: теперь одиночество посещает нас, когда все гаджеты выключены и мы общаемся с людьми один на один.
Слайд 7 Проблемы
МНОГОЗАДАЧНОСТЬ. Интернет учит многозадачности
- возможность обрабатывать несколько заданий одновременно. Можно слушать музыку и писать в блог, отвлекаясь на проверку почты. Но исследования показали: чрезмерная многозадачность усиливает стресс и дефицит внимания, делая работу менее эффективной.
ПАМЯТЬ. Мозг до такой степени адаптировался к возможностям техники, что наша память практически не используется. В результате она становится поверхностной и кратковременной. Человек скорее запомнит не саму информацию, а то, в какой папке на компьютере она лежит. Компьютер и Интернет стали для человека своеобразным «протезом» памяти.
СТРЕСС. Длительное погружение в цифровой мир вызывает особое переутомление. Многие признаются, что через несколько часов в Сети начинают ошибаться. Перед тем как выйти из Сети, они ощущали опустошенность, утомление, раздраженность - словом, чувствовали себя в «цифровом тумане». Это новая форма стресса, связанная с техногенным истощением мозга.
(Гэрри Смолл, психиатр, профессор ун-та Лос- Анджелеса).
Слайд 8 Главная проблема
ОБЩЕНИЕ. Мозг теряет базовые механизмы, управляющие контактами
с другими людьми. Нам все труднее считывать чужую мимику во время беседы или угадывать эмоцию.
Британский ученый Сьюзан Гринфилд доказала, что дети, воспитанные в соцсетях, теряют способность к сопереживанию. Они перестают краснеть, заботиться о собеседнике, строить реальный диалог. Человек скрывает свои настоящие мысли и переживания за аккаунтами, никами, смайликами и пр.. А мозг устроен так, что впечатления о собеседнике мы на 70 % составляем из невербальной информации. А реального собеседника мы НЕ ВИДИМ…
Поэтому в Сети так много жестокости и равнодушия!
Под влиянием групп в сетях «происходит оглупление массы, снижение общего уровня интеллекта. Каждый в отдельности так бы не поступил, а в толпе снимается личная ответственность за содеянное». (Надежда Васильева, психолог, комментируя жестокое видео в интернете).
Слайд 9
Один свежий пример из жизни школьника
Х… нам, пацанам ©
эй, заходи
брат, здесь каждый тебе будет рад.
О месте:
Эй ты, по ту сторону монитора,
респект тебе огромный!
ЗА ТО, ЧТО ТЫ С НАМИ!
Х… нам, пацанам ©
Говори кратко, проси мало, уходи борзо!
Слайд 10
Х… нам, пацанам ©
Не пью, не курю, матом не ругаюсь!
Никто не верит, кроме мамы!
" Братва! Мы не хотим стрелять.
Мы наблюдаем. Предупреждаю, кто будет дергаться — всех перемочим"
Слайд 11 Куда идут соцсети?
«В 1999г. люди писали в
ЖЖ, что у них есть кот, в 2004-м выкладывали фото и видео этого кота, в 2010-м они могут написать раз в час в Твиттер о том, что их кот чихнул. Большинство пользователей начинают сообщать др. др. о том, что никому не надо знать.., в настоящей жизни это напоминает поведение ребенка, который нуждается в том, чтобы его заметили…».
«Ребенок, воспитанный в соцсетях, не разбирается в людях, не способен грамотно разговаривать и строить диалог, не утруждает себя такими чувствами, как сочувствие. И если допустить его в этот виртуальный мир, то машина воспитает машину» (С. Гринфилд).
«… Гонка за количеством друзей, неразборчивость в контактах, сомнительная осведомленность о privacy-настройках профилей, как и благие намерения, ведут прямиком в ад».
(Евгений Касперский, глава лаборатории Касперского).
Слайд 12Пора бить тревогу, если…
Ребенок проводит за компьютером более 30 часов в
неделю, часто по ночам.
Ежедневно ведет бурную переписку.
Раздражается, когда его отвлекают от интернета.
У него мало друзей. Он редко гуляет.
У него пропадает аппетит.
После ПК жалуется на головные боли, утомляемость, но игру не бросает.
Появились бессоница, агрессивность, жестокость.
Слайд 13 Как уберечься?
С самого детства приучайте к
ответственности за свои поступки, а главное – формируйте способность к сопереживанию и сочувствию.
Прививайте моральные ценности только ЛИЧНЫМ примером.
Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра ТВ и компьютерных игр. Заставляйте регулярно гулять.
Найдите занятие по душе, где он сможет дать выход энергии и получит возможность самоутвердиться.
Чаще беседуйте об его отношении к др. людям и социальным явлениям, обсуждайте это.
Уверенный в себе и воспитанный человек не будет доказывать свою значимость жестокостью.
Слайд 14
«ПК- часть научно-технического прогресса. С ним нужно научиться сосуществовать. Только вот
ни дети, ни подростки, ни даже студенты не имеют четкого представления о виртуальном мире. А уж их родители - тем более… . Интересами ребят надо жить, чтобы внимание родных не компенсировал компьютер».
(Кира Мезяна, врач-психиатр).