Презентация на тему Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению

Презентация на тему Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, предмет презентации: Разное. Этот материал содержит 38 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению


Слайд 2
Текст слайда:

Моторика

(лат.motor – приводящий в движение) – вся сфера двигательной активности организма. Выделяются:
1) мелкая (тонкая) моторика – мелкие, дифференцированные движения, требующие тонкой мышечной координации и точного контроля, главным образом движения руки;
2)крупная (грубая) моторика – движения, обусловленные работой крупных мышц.


Слайд 3
Текст слайда:

«Только благодаря труду, благодаря приспособлению ко всем новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей и благодаря всему новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям – только благодаря всему этому человеческая рука достигла той ступени совершенства, на которой она могла бы силой волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини»
К.Маркс, Ф.Энгельс


Слайд 4
Текст слайда:

В истории развития человечества роль рук
подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
И.М.Сеченов отмечал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.


Слайд 5
Текст слайда:

Учителя отмечают:

Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыков письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.


Слайд 6
Текст слайда:

В дошкольном возрасте важно:

Не обучать письму, что часто приводит к формированию неправильной техники письма, а готовить к нему
Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом
Создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости


Слайд 7
Текст слайда:

Развитие движений рук на первом году жизни

В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.
До 3,5 – 4 месяцев движения рук у ребенка носят безусловно-рефлекторный характер. Это значит, что движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды, не требующих специальных условий для своего возникновения. Первая двигательная реакция – схватывание.


Слайд 8
Текст слайда:

В 4-4,5 месяцев у ребенка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета, его ощупывание. В этот период ребенок замечает появление и исчезновение предметов. Однако действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия.
В возрасте 4-7 месяцев у ребенка в развитии действий с предметами наступает следующий этап –простого «результативного» действия
С 5 месяцев у ребенка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании


Слайд 9
Текст слайда:

В 6 месяцев ребенок умеет не только крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения. Малыш познает движения предмета, как следствие, их притягивание и отталкивание, а главное, он выделяет форму предмета в соответствии с возможностями их схватывания.
7-10 месяцев – это этап соотносящих действий. В этот период малыш умеет соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает на определенное место, нанизывает крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, перемещает предметы в определенном направлении, закрывает крышку коробки, стремиться вызвать звук, употребляет один предмет по отношении к другому в качестве орудия.
В 8-9 месяцев ребенок уже прекрасно сжимает игрушку, если ее у него хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает появляться преобладание одной руки, как правило, правой. Начало манипулирования двумя предметами, а также подражание предметным действиям взрослого.


Слайд 10
Текст слайда:

С 10-11 месяцев до 1года 2 месяцев отмечается появление функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно и автономно.
В 1 год 2 месяца – 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец.
Только к 3 годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.


Слайд 11
Текст слайда:

Принципы работы по развитию мелкой моторики и координации движения рук в дошкольном возраста

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
Задания должны приносить ребенку радость, не допускается скука и переутомление


Слайд 12
Текст слайда:

Чем можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость:

Разминать пальцами пластилин, тесто, глину


Слайд 13
Текст слайда:

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма


Слайд 14
Текст слайда:

Застегивать пуговицы, шнуровать



Слайд 15
Текст слайда:

Закручивать шурупы, гайки


Слайд 16
Текст слайда:

Играть в конструкторы, мозаики, кубики


Слайд 17
Текст слайда:

Рисовать различными материалами, раскрашивать, рисовать пальцами


Слайд 18
Текст слайда:

Работать с крупой, изготавливать поделки из природного материала, экспериментировать


Слайд 19
Текст слайда:

Играть с песком и водой, делать гимнастику в воде, рисовать на песке


Слайд 20
Текст слайда:

Играть с песком и водой на открытом воздухе


Слайд 21
Текст слайда:

Быть участником пальчикового театра, театра шагающих кукол



Слайд 22
Текст слайда:

К 5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей и пальцев рук.


Слайд 23
Текст слайда:

Вырезать ножницами

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезывание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.


Слайд 24
Текст слайда:

Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции – аппликации. Мальчики – батальные сцены, фантастические картины на разные темы. Девочки – сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Особенно им нравится симметричное вырезывание человечков.


Слайд 25
Текст слайда:

Рукодельничать: вышивать, шить, вязать

Рукоделие приучает к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. К занятиям рукоделием могут привлекаться дети на шестом году жизни. Педагог организует небольшие подгруппы детей для занятия рукоделием. Вначале ребята рассматривают швейные принадлежности, уточняя их назначение, знакомятся с образцом вышивки.


Слайд 26
Текст слайда:

Плести из бумаги, тесьмы (макраме), заниматься бисероплетением

Освоив принципы плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках.


Слайд 27
Текст слайда:

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук


Слайд 28
Текст слайда:

Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики, координации движений рук, зрительного восприятия и внимания


Слайд 29
Текст слайда:

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЦЕЛЬ: развитие и совершенствование тонких движений пальцев рук
ЗАДАЧИ:
Развивать подражательную способность;
Учить напрягать и расслаблять мышцы;
Развивать умение сохранять положение пальцев некоторое время;
Учить переключаться с одного движения на другое;
Развивать точную координацию движений;
Учить сгибать и разгибать пальцы рук;
Учить противопоставлять большой палец остальным;
Развитие внимания и зрительного восприятия;
Развитие пространственного мышления, воображения;
Развитие быстроты реакции и эмоциональной выразительности;
Развитие графических навыков.


Слайд 30
Текст слайда:

В данной программе работа построена с учетом индивидуальных особенностей детей 4-5 лет и состоят из 4 частей. Первая часть – это приветствие, вторая часть – пальчиковая игра, третьей частью является комплекс гимнастики с элементами самомассажа ладоней и пальцев рук, четвертой – выполнение графических упражнений.


Слайд 31
Текст слайда:

Все пальчиковые игры разделены на три группы
1 группа – упражнения для кистей рук
2 группа – упражнения для пальцев условно статические
3 группа – упражнения для пальцев динамические


Слайд 32
Текст слайда:

Комплексы гимнастики с элементами самомассажа ладоней и пальцев рук позволяют:
обрести эластичность мышц и повысить подвижность суставов;
создавать возможность для тренинга частой, последовательной, своевременной переключаемости движений, т.е. координированности;
воспитывать навыки удержания позы;
ощутить полный объем мышечных движений, их силу и выносливость;
развивать мыслительные процессы и их произвольность;
учиться, играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности


Слайд 33
Текст слайда:

В программу введены несложные задания на формирование графический движений, прежде всего это штриховка контурных изображений. Формирования графического навыка тесно связано с развитием таких учебно-важных качеств как способность принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.


Слайд 34
Текст слайда:

Программа содержит:

Приложение 1. Пальчиковые игры
Приложение 2. Упражнения с карандашом
Приложение 3. Упражнение на развитие графических навыков
Тестовые задания для определение ведущей руки
Тестовые задания для диагностики состояния моторики пальцев доминантной руки
Советы и методические рекомендации педагогам и родителям по развитию моторики пальцев рук детей
Информация для родителей леворуких детей









Слайд 35
Текст слайда:

Диагностика мелкой моторики

«Пальчиковый» блок упражнений
«Кулак – ладонь»
Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно
Средний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагога
Низкий уровень - при выполнении упражнения не может плавно перейти от одного движения к другому, движения разорваны, изолированы или с упражнением не справился
«Загибание пальцев»
Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно
Средний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагога
Низкий уровень – трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи, или требуется повторная проба с показом взрослым движения
«Щепоть – ладонь»
Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно
Средний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагога
Низкий уровень – затруднения в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть
«Кулак – ребро»
Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно
Средний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагога
Низкий уровень – затруднения в смене фаз движений


Слайд 36
Текст слайда:



Графические упражнения
Дорожки»
Высокий уровень – держит правильно карандаш, выполняет плавные линии, с равномерным нажимом, не задевает за границы «дорожки»
Средний уровень – держит карандаш без упора на средний палец, выполняет линии с небольшим отклонением, незначительно задевает границы «дорожки»
Низкий уровень – держит карандаш в кулаке, выполняет ломаные линии, заходит за границы «дорожки»
«Штриховка»
Высокий уровень – держит правильно карандаш, выполняет линии с равномерным нажимом, на одинаковом расстоянии друг от друга, не задевает за границы контура
Средний уровень – держит карандаш без упора на средний палец, выполняет линии с небольшим отклонением, незначительно нарушая расстояние между ними, незначительно задевает границы контура или не доводит линию до контура
Низкий уровень – держит карандаш в кулаке, выполняет ломаные линии на разном расстоянии друг от друга, заходит за границы контура или не доводит линию до контура
«Раскраска»
Высокий уровень – держит правильно карандаш, выполняет равномерное закрашивание, не задевает за границы контура
Средний уровень – держит карандаш без упора на средний палец, выполняет недостаточно равномерное закрашивание, незначительно задевает границы контура
Низкий уровень – держит карандаш в кулаке, выполняет неравномерное закрашивание, значительно заводит линии за границы контура


Слайд 37
Текст слайда:


Игры с предметами
«Матрешка»
Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно
Средний уровень – инструкцию понял, выполнил с незначительной помощью взрослого
Низкий уровень – выполнил после многократного повторения и с помощью педагога
«Пирамидка»
Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно
Средний уровень – инструкцию понял, выполнил после повторного показа
Низкий уровень – выполнил после многократного повторения и с помощью педагога


Слайд 38
Текст слайда:

Рекомендуемая литература

Грушина Л.В. Фенечки из ниточек. Азбука самоделок. Учебно-методическое пособие. Издательский дом «Карапуз».
Бачина О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 88 с.
Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет. – М.: Генезис, 2009. – 120 с.
Кислинская Т.А. Игры-сказки для ладошек из Тридевятого царства – Солнечного государства. Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М.: Генезис, 2009. – 96 с.
Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика. ООО «Издательство «Эксмо», 2003
Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 160 с.
Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 93 с.
Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.: КАРО, 2010. – 160с.
Панфилова Т.Р. Веселые самоделки из бумаги. Издательство «Гранд – Пресс».
Понарошка Я. Послушные линии. – Издательство НИКА ПРЕСС
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 48 с.
Сиротюк А.Л.Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: АРКТИ, 2010 – 60 с.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика