Слайд 1Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка
к школьному обучению
Слайд 2Моторика
(лат.motor – приводящий в движение) – вся сфера двигательной активности
организма. Выделяются:
1) мелкая (тонкая) моторика – мелкие, дифференцированные движения, требующие тонкой мышечной координации и точного контроля, главным образом движения руки;
2)крупная (грубая) моторика – движения, обусловленные работой крупных мышц.
Слайд 3«Только благодаря труду, благодаря приспособлению ко всем новым операциям, благодаря передаче
по наследству достигнутого путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей и благодаря всему новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям – только благодаря всему этому человеческая рука достигла той ступени совершенства, на которой она могла бы силой волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини»
К.Маркс, Ф.Энгельс
Слайд 4 В истории развития человечества роль рук
подчеркивается особо. Именно руки
дали возможность развить путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.
И.М.Сеченов отмечал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Слайд 5Учителя отмечают:
Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо
– это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыков письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Слайд 6В дошкольном возрасте важно:
Не обучать письму, что часто приводит к формированию
неправильной техники письма, а готовить к нему
Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом
Создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости
Слайд 7Развитие движений рук на первом году жизни
В возрасте от 2 до
3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.
До 3,5 – 4 месяцев движения рук у ребенка носят безусловно-рефлекторный характер. Это значит, что движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды, не требующих специальных условий для своего возникновения. Первая двигательная реакция – схватывание.
Слайд 8В 4-4,5 месяцев у ребенка появляются простые движения рук, направленные на
непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета, его ощупывание. В этот период ребенок замечает появление и исчезновение предметов. Однако действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия.
В возрасте 4-7 месяцев у ребенка в развитии действий с предметами наступает следующий этап –простого «результативного» действия
С 5 месяцев у ребенка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца – ребенок отводит его при схватывании
Слайд 9В 6 месяцев ребенок умеет не только крепко удерживать вложенный в
руку предмет, но и брать его из любого положения. Малыш познает движения предмета, как следствие, их притягивание и отталкивание, а главное, он выделяет форму предмета в соответствии с возможностями их схватывания.
7-10 месяцев – это этап соотносящих действий. В этот период малыш умеет соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает на определенное место, нанизывает крупные предметы, имеющие сквозное отверстие, перемещает предметы в определенном направлении, закрывает крышку коробки, стремиться вызвать звук, употребляет один предмет по отношении к другому в качестве орудия.
В 8-9 месяцев ребенок уже прекрасно сжимает игрушку, если ее у него хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает появляться преобладание одной руки, как правило, правой. Начало манипулирования двумя предметами, а также подражание предметным действиям взрослого.
Слайд 10С 10-11 месяцев до 1года 2 месяцев отмечается появление функциональных действий,
которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно и автономно.
В 1 год 2 месяца – 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец.
Только к 3 годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека.
Слайд 11Принципы работы по развитию мелкой моторики и координации движения рук в
дошкольном возраста
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.
Задания должны приносить ребенку радость, не допускается скука и переутомление
Слайд 12Чем можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость:
Разминать пальцами пластилин,
тесто, глину
Слайд 13Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем
бусы». Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма
Слайд 16Играть в конструкторы, мозаики, кубики
Слайд 17Рисовать различными материалами, раскрашивать, рисовать пальцами
Слайд 18Работать с крупой, изготавливать поделки из природного материала, экспериментировать
Слайд 19Играть с песком и водой, делать гимнастику в воде, рисовать на
песке
Слайд 20Играть с песком и водой на открытом воздухе
Слайд 21Быть участником пальчикового театра, театра шагающих кукол
Слайд 22К 5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети
выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей и пальцев рук.
Слайд 23Вырезать ножницами
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться
ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезывание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
Слайд 24Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции – аппликации. Мальчики
– батальные сцены, фантастические картины на разные темы. Девочки – сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Особенно им нравится симметричное вырезывание человечков.
Слайд 25Рукодельничать: вышивать, шить, вязать
Рукоделие приучает к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. К
занятиям рукоделием могут привлекаться дети на шестом году жизни. Педагог организует небольшие подгруппы детей для занятия рукоделием. Вначале ребята рассматривают швейные принадлежности, уточняя их назначение, знакомятся с образцом вышивки.
Слайд 26Плести из бумаги, тесьмы (макраме), заниматься бисероплетением
Освоив принципы плетения из бумаги,
дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках.
Слайд 27В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук
Слайд 28Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики, координации движений рук, зрительного восприятия
и внимания
Слайд 29ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЦЕЛЬ: развитие
и совершенствование тонких движений пальцев рук
ЗАДАЧИ:
Развивать подражательную способность;
Учить напрягать и расслаблять мышцы;
Развивать умение сохранять положение пальцев некоторое время;
Учить переключаться с одного движения на другое;
Развивать точную координацию движений;
Учить сгибать и разгибать пальцы рук;
Учить противопоставлять большой палец остальным;
Развитие внимания и зрительного восприятия;
Развитие пространственного мышления, воображения;
Развитие быстроты реакции и эмоциональной выразительности;
Развитие графических навыков.
Слайд 30В данной программе работа построена с учетом индивидуальных особенностей детей 4-5
лет и состоят из 4 частей. Первая часть – это приветствие, вторая часть – пальчиковая игра, третьей частью является комплекс гимнастики с элементами самомассажа ладоней и пальцев рук, четвертой – выполнение графических упражнений.
Слайд 31Все пальчиковые игры разделены на три группы
1 группа – упражнения для
кистей рук
2 группа – упражнения для пальцев условно статические
3 группа – упражнения для пальцев динамические
Слайд 32Комплексы гимнастики с элементами самомассажа ладоней и пальцев рук позволяют:
обрести эластичность
мышц и повысить подвижность суставов;
создавать возможность для тренинга частой, последовательной, своевременной переключаемости движений, т.е. координированности;
воспитывать навыки удержания позы;
ощутить полный объем мышечных движений, их силу и выносливость;
развивать мыслительные процессы и их произвольность;
учиться, играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности
Слайд 33В программу введены несложные задания на формирование графический движений, прежде всего
это штриховка контурных изображений. Формирования графического навыка тесно связано с развитием таких учебно-важных качеств как способность принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.
Слайд 34Программа содержит:
Приложение 1. Пальчиковые игры
Приложение 2. Упражнения с карандашом
Приложение 3. Упражнение
на развитие графических навыков
Тестовые задания для определение ведущей руки
Тестовые задания для диагностики состояния моторики пальцев доминантной руки
Советы и методические рекомендации педагогам и родителям по развитию моторики пальцев рук детей
Информация для родителей леворуких детей
Слайд 35Диагностика мелкой моторики
«Пальчиковый» блок упражнений
«Кулак – ладонь»
Высокий уровень – инструкцию понял,
справился самостоятельно
Средний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагога
Низкий уровень - при выполнении упражнения не может плавно перейти от одного движения к другому, движения разорваны, изолированы или с упражнением не справился
«Загибание пальцев»
Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно
Средний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагога
Низкий уровень – трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи, или требуется повторная проба с показом взрослым движения
«Щепоть – ладонь»
Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно
Средний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагога
Низкий уровень – затруднения в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть
«Кулак – ребро»
Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно
Средний уровень – инструкцию понял, но выполнил после нескольких повторений или с помощью педагога
Низкий уровень – затруднения в смене фаз движений
Слайд 36
Графические упражнения
Дорожки»
Высокий уровень – держит правильно карандаш, выполняет плавные линии, с
равномерным нажимом, не задевает за границы «дорожки»
Средний уровень – держит карандаш без упора на средний палец, выполняет линии с небольшим отклонением, незначительно задевает границы «дорожки»
Низкий уровень – держит карандаш в кулаке, выполняет ломаные линии, заходит за границы «дорожки»
«Штриховка»
Высокий уровень – держит правильно карандаш, выполняет линии с равномерным нажимом, на одинаковом расстоянии друг от друга, не задевает за границы контура
Средний уровень – держит карандаш без упора на средний палец, выполняет линии с небольшим отклонением, незначительно нарушая расстояние между ними, незначительно задевает границы контура или не доводит линию до контура
Низкий уровень – держит карандаш в кулаке, выполняет ломаные линии на разном расстоянии друг от друга, заходит за границы контура или не доводит линию до контура
«Раскраска»
Высокий уровень – держит правильно карандаш, выполняет равномерное закрашивание, не задевает за границы контура
Средний уровень – держит карандаш без упора на средний палец, выполняет недостаточно равномерное закрашивание, незначительно задевает границы контура
Низкий уровень – держит карандаш в кулаке, выполняет неравномерное закрашивание, значительно заводит линии за границы контура
Слайд 37
Игры с предметами
«Матрешка»
Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно
Средний уровень –
инструкцию понял, выполнил с незначительной помощью взрослого
Низкий уровень – выполнил после многократного повторения и с помощью педагога
«Пирамидка»
Высокий уровень – инструкцию понял, справился самостоятельно
Средний уровень – инструкцию понял, выполнил после повторного показа
Низкий уровень – выполнил после многократного повторения и с помощью педагога
Слайд 38Рекомендуемая литература
Грушина Л.В. Фенечки из ниточек. Азбука самоделок. Учебно-методическое пособие. Издательский
дом «Карапуз».
Бачина О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 88 с.
Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет. – М.: Генезис, 2009. – 120 с.
Кислинская Т.А. Игры-сказки для ладошек из Тридевятого царства – Солнечного государства. Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М.: Генезис, 2009. – 96 с.
Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика. ООО «Издательство «Эксмо», 2003
Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 160 с.
Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 93 с.
Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб.: КАРО, 2010. – 160с.
Панфилова Т.Р. Веселые самоделки из бумаги. Издательство «Гранд – Пресс».
Понарошка Я. Послушные линии. – Издательство НИКА ПРЕСС
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 48 с.
Сиротюк А.Л.Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: АРКТИ, 2010 – 60 с.