Слайд 2Цели волонтерского движения?
Слайд 3оказание добровольной, бескорыстной социальной помощи и поддержки различным категориям населения, в
том числе, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Слайд 4
Ваша роль в проведении олимпийских и паралимпийских игр?
Слайд 5
Участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских и спортивных мероприятий
Слайд 6Что вы знаете о паралимпийских играх?
Слайд 7Основал паралимпийское движение врач-нейрохирург Людвиг Гуттман. В 1948 г. в городе
Сток-Мандевиль в Англии он провел первые соревнования по стрельбе из лука для спортсменов на колясках. Начало соревнований символически совпадали с открытием летних Олимпийских игр в Лондоне. В 1952 г. там же состоялись первые международные соревнования инвалидов.
В Риме-1960 через несколько недель после завершения Олимпийских игр прошли соревнования с участием 400 спортсменов-инвалидов из 23 стран. В 1982 г. паралимпийское движение возглавил Международный координационный комитет всемирной организации спорта инвалидов. В 1992 г. он стал называться Международным паралимпийским комитетом. Начиная с 1988 г., Паралимпийские игры проводятся и летом, и зимой сразу после завершения Олимпийских игр и в том же городе.
Слайд 8 Спортсмены с какими видами инвалидности могут принимать участие в паралимпийских
играх?
Слайд 9Паралимпийское движение включает в себя 6 групп инвалидности:
спортсмены с ампутированными
конечностями,
с церебральным параличом,
с нарушениями зрения, слуха,
с нарушениями интеллекта,
с поврежденным спинным мозгом
и другими типами инвалидности.
Участие в Паралимпиаде дает людям веру в себя, в свои силы, способствует их самореализации и интеграции в общественную жизнь.
Слайд 13Владимир Игнатьев
Волонтер Оргкомитета «Сочи 2014» (в центре)
Слайд 14
Какими качествами должен обладать волонтер?
Слайд 15должен быть толерантным
Терпение
Чувство юмора
Чуткость
Доверие
Альтруизм
Терпимость к различиям
Любознательность
Умение владеть собой
Доброжелательность
Умение не осуждать других
Гуманизм
Умение
слушать
Способность к сопереживанию
Слайд 16ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение):
Терпимость к чужому образу жизни, поведению,
обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Все словари ХХ века однозначно указывают прямое толкование/перевод толерантность — терпимость (Толковый словарь Ушакова, Большой энциклопедический словарь).
Однако в современном языке термин «толерантность» применяется самостоятельно и специалисты утверждают, что прямого перевода этот термин не имеет.
В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-н. бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются.
Слайд 17 Смысловая разница очевидна: «терплю» с трудом, в ущерб себе
что-то неприятное;
«отношусь толерантно» — сам так делать не буду, но признаю право других поступать так, как среди них принято, понимаю их традиции, их культуру и т. п.
Слайд 18Конвенция о правах инвалидов
Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря
2006 года
Принципами настоящей Конвенции являются:
уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
равенство возможностей;
поощрение позитивных представлений об инвалидах и более глубокое понимание их обществом;
уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
недискриминация;
полное и эффективное вовлечение и включение в общество.
Слайд 19Быть толерантным значит:
уважать личность за отличные от тебя взгляды, убеждения
и даже внешность
принять инакомыслие как норму
признать ценность человеческой личности независимо от расовой, национальной, половой и другой принадлежности
это личность, хорошо знающая себя и понимающая других людей
уважать особенности инвалидов и принимать их
Слайд 20Виды толерантности:
межличностная
социальная, национальная
веротерпимость
Слайд 22ИНВАЛИД
Федеральный закон от 22 августа 24.11.1995 г,.
Статья 1
Инвалид - лицо,
которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.
Слайд 23Основные категории жизнедеятельности:
способность к самообслуживанию;
способность к самостоятельному передвижению;
способность
к обучению;
способность к трудовой деятельности;
способность к ориентации во времени и в пространстве;
способность к общению (установление контактов между людьми, переработка и передача информации);
способность контролировать свое поведение.
Слайд 24 В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида —
«человек с инвалидностью».
Слайд 29Из всего многообразия групп инвалидов на сегодняшнем занятии мы сосредоточимся на
четырех:
1. с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (в том числе инвалиды, использующие кресла-коляски)
2. слепые или слабовидящие
3. глухие или слабослышащие
4. с нарушениями интеллекта
Слайд 30Этика общения с людьми, имеющими инвалидность
Тема этики отношений
между людьми, несомненно, актуальна. Этикет является сводом правил, описывающих удачные паттерны поведения в конкретной ситуации, приводящие к более комфортному взаимодействию общающихся.
Знание темы правильного языка и этикета позволяет не только избегать конфликта, который спровоцирован расхождением в понимании одних и тех же видимых явлений, но и сознательно формировать отношения сотрудничества между собеседниками. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что мы думаем и как ведем себя по отношению к другим людям.
Слайд 31словарь запретных слов
калека
искалеченный
деформированный
неполноценный
дефективный
глухонемой
больной
Слайд 32Какие чувства и ассоциации вызывает у людей с инвалидностью то или
иное слово и выражение.
«прикован к коляске»
глухой, немой
больной
паралитик, неполноценный, безрукий
калека, слабоумный, даун
псих, ненормальный
обреченность
невозможность общения, контакта
значит, надо лечить
вызывают сочувствие и жалость
эти слова вызывают брезгливость
связаны с непредсказуемостью, опасностью и, как следствие, вызывают страх
Слайд 33Этика общения с людьми, имеющими инвалидность
Выбирая слова и
выражения, следует избегать стереотипов.
"Жертвы" - это излишне драматический образ вечно несчастного и беспомощного человека.
"Герой", который, "несмотря на что-то", "преодолел" и ведет "нормальную" жизнь - тоже очень распространенный образ.
Создавая его в таком ключе, автор незаметно впадает в покровительственный тон.
Человек с ограниченными возможностями
человек с дополнительными потребностями
человек, имеющий инвалидность
человек с инвалидностью
общее во всех этих примерах то, что на передний план выносится понятие "человек".
Слайд 34Вопросы для обсуждения
Вопрос 1
Часто вместе с людьми с инвалидностью ходят
в качестве сопровождающих «здоровые» люди. Например, сурдопереводчик при неслышащем, помощник для слепого или человека на кресле-коляске.
1. Как легче узнать какую-либо информацию?
2. На какие вопросы человек с инвалидностью может отвечать самостоятельно, а какие вы зададите сопровождающему?
Слайд 35Ответ:
Наиболее правильно обращаться непосредственно к инвалиду вне зависимости от темы общения.
Все то, что касается сопровождающего – спрашивать у самого сопровождающего.
(Например, будет ли он (сопровождающий) присаживаться, и др.)
Правило этики сходно с правилом, предписывающим при разговоре в присутствии переводчика с иностранным гостем обращаться непосредственно к самому собеседнику по переговорам.
Слайд 36Вопрос 2
Что поможет в разговоре с незрячим человеком?
Какие действия нужно
дополнительно озвучивать?
Слайд 37При общении с людьми, имеющими плохое зрение и незрячими
В шумных помещениях
способность незрячих ориентироваться на слух утрачивается. Также большие сложности возникают в незнакомом помещении. Простая просьба «присаживайтесь» часто невыполнима, если вы не скажете человеку, где относительно него находится кресло.
Обязательное требование этики – в начале разговора представляйтесь сами и представляйте людей, пришедших с вами. Старайтесь переводить жесты, которые собеседник заведомо не увидит, например, указывающие на предметы или людей, в слова.
Если вы ненадолго отлучаетесь, предупредите об этом собеседника, не заставляйте его вещать в пустоту. Если вы передаете слово собеседнику, назовите его, не стоит кивать головой, если человек этого жеста не увидит.
Слайд 38Вопрос 3
Как правильно зачитывать документ незрячему?
Слайд 39Предупредите, что вы собираетесь читать. Можно с доскональной точностью словесно описать
структуру документа.
Если Вас сознательно об этом не попросили - не пропускайте строки, и не заменяйте чтение пересказом. Если человек не был официально признан недееспособным, то его роспись имеет ту же самую юридическую силу. То, что он не видит документ – не освобождает его от ответственности, предусмотренной договором.
Слайд 40Вопрос 4
Какие команды знает собака-проводник, и можно ли ею покомандовать?
Слайд 41Ответ
Правило приличия говорит, что не стоит командовать чужой собакой-проводником, нужно вести
себя также как с обычной собакой.
Слайд 42Правила этикета при общении с людьми, имеющими плохое зрение и незрячими
Предлагая
свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как Вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.
Опишите коротко, где Вы находитесь. Например: “В центре зала, примерно в шести шагах от Вас, стоит стол.” Или: “Слева от двери, как заходишь, - кофейный столик.” Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.
Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Учтите, однако, что не всем это нравится. Делитесь увиденным.
Не отнимайте и не стискивайте трость человека.
Слайд 43Когда Вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте
руку на спинку стула или подлокотник.
Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет.
Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
Вполне нормально употреблять выражение "смотреть". Для незрячего человека это означает "видеть руками", осязать.
Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: "стакан находится где-то там на столе", это поблизости от вас …". Старайтесь быть точным: "Стакан посередине стола", "Стул справа от вас". Пытайтесь облечь в слова мимику и жесты.
Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.
Слайд 44Вопрос 5
Если человек на кресле-коляске встал таким образом, что мешает пройти
вам или другим людям, можно ли его подвинуть?
Слайд 45Кресло-коляску нельзя начинать катить без предварительного разговора с ее хозяином. Кресло-коляска
относится к личному пространству человека и опираться на нее или повиснуть - все равно, что делать то же самое с ее обладателем. Начать катить без спроса – грубейшее нарушение, сравнимо с тем, что взять человека здорового, стоящего на остановке, перекинуть через плечо и понести в неизвестном направлении, ничего не объясняя.
Ответ
Слайд 46Вопрос 6
Стоит ли при массовом приглашении людей на мероприятие приглашать человека
на кресле-коляске, если вы заведомо знаете, что здание, в котором будет проходить мероприятие, недоступно для него?
Слайд 47Ответ
Правильным решением будет позвонить и в ходе разговора предупредить о слабой
доступности здания или прилежащей территории. Предоставить человеку право самостоятельно решать вопрос о своем возможном присутствии.
Слайд 48Правила этикета при общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении.
Всегда
спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или передвигаться по ковру с длинным ворсом.
Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
Если вам разрешили передвигать кресло-коляску, сначала катите ее медленно. Кресло-коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
Не надо хлопать человека, находящегося в кресле-коляске, по спине или по плечу.
Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
Слайд 49Вопрос 7
Есть люди, которые плохо разговаривают. Что делать, если его речь
не до конца понятна?
Слайд 50Ответ
При общении с человеком, чья речь не до конца понятна, ориентируйтесь
на цель общения. Добивайтесь того, чтобы вы могли понять высказанную мысль. Можно еще раз повторить то, что вы поняли и задать уточняющие вопросы. В самом сложном случае вести беседу вопросами, на которые достаточно отвечать утвердительно или отрицательно, без повествований. Можно предложить набирать текст или писать от руки. Не притворяйтесь, что вы понимаете, если это не так. Обман явно заметен.
Слайд 51Этика общения при общении с людьми с нарушением слуха
Разговаривая с
человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.
Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.
Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.
Если Вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.
Убедитесь, что Вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли Вас собеседник.
Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.
Слайд 52Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще
переписываться. Не говорите: "Ладно, это неважно.." Сообщения должны быть простыми.
Не забывайте о среде, которая Вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.
Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде:"Хорошо, теперь нам нужно обсудить…
Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
Слайд 53Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам
лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если Ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил.
Помните:
Что только три из десяти слов хорошо прочитываются.
Нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.
Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.
Слайд 54Вопрос 8
Вы общаетесь с человеком, имеющим нарушения интеллекта. Как построить вопрос,
если вы не уверены в том, что восприятие информации недоступно человеку в полном объеме?
Слайд 55Ответ
Используйте доступный язык, избегайте оборотов речи, которые возможно незнакомы собеседнику. Будьте
готовы повторить информацию несколько раз.
Слайд 56Этика общения при общении с людьми с нарушением интеллекта
Используйте доступный язык,
выражайтесь точно и по делу.
Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что Ваш собеседник с ними знаком
Не говорите "свысока". Не думайте, что Вас не поймут.
Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все "по шагам". Дайте возможность Вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как Вы объяснили ему.
Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если Вас с первого раза не поняли.
Общайтесь с человеком с проблемами развития точно так же, как Вы бы общались с другими людьми.
Если это необходимо, можете записать свое сообщение или предложение на бумаге, предложите Вашему собеседнику обсудить его с другом или семьей. В записке укажите свой номер телефона, предложите обсудить это при следующей встрече.
Слайд 57И, наконец...
Пусть вас не смущает столь обширный список того,
что правильно, а что неправильно. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим – ведь Вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Если Вы стремитесь быть понятым - Вас поймут. Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, только поможет Вам наладить общение и разрядить обстановку. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте, и тогда все будет хорошо.
Слайд 58354057
Краснодарский край, г. Сочи,
ул. Чебрикова, д. 18
Психолого-медико-социальный центр
тел. 261-20-53
E-mail: pms-sochi@yandex.ru