Слайд 1Институт транспорта и связи
Курс “Транспортные системы”
Лекция 3. Транспортные сети стран мира
(часть2)
Автор: Кузнецов В.П.
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
3.3. Транспортные пути.
3.4. Типы конфигурации транспортной сети.
Слайд 33.3. ТРАНСПОРТНЫЕ ПУТИ
Путь сообщения – это физически или функционально отгороженное пространство
для движения транспортных средств, это среда, в которой или по которой движется транспортное средство.
В зависимости от среды и опорной поверхности, в которых происходит движение транспортных средств, различают следующие категории путей:
в однородной воздушной среде для самолетов, вертолетов и др. летательных аппаратов;
в водной среде – для подводных лодок,
в безвоздушном пространстве (космосе) для ракет и космических кораблей,
в воздушной среде с использованием только твердой опорной поверхности (железные и автомобильные дороги).
в воздушной и водной средах (суда – водоизмещающие и на подводных крыльях).
Существуют три типа путей:
естественные (воздушное пространство);
улучшенные естественные (дноуглубление моря на подходе в акваторию порта, рек, у причалов порта);
искусственные (железные и автомобильные дороги).
Слайд 4 Пути характеризуются:
способами направления движения и допускаемой маневренностью транспортных
средств;
допустимыми осевыми и погонными нагрузками на железнодорожный путь и автомобильную дорогу и осадкой судов на водных путях;
расчетными уклонами (морские пути горизонтальны, речные пути – почти горизонтальны. Пути магистральных железных дорог имеют уклоны в пределах 0,015 – 0,02, промышленных железных дорог – до 0,03, автомобильных дорог – до 0,10, воздушных – до 1,0 (самолеты вертикального взлета и посадки);
величиной путевых габаритов на железнодорожном, автомобильном и речном (шлюзы каналов) транспортах. Морские и воздушные пути жестко не ограничивают размеры воздушных и морских судов;
величиной допускаемых неровностей рельсовых и автомобильных путей, создающих дополнительное сопротивление движению и вызывающих колебания ходовых частей и кузовов подвижного состава, пагубно влияющих на сохранность грузов;
характером и величиной сопротивления движению.
Слайд 53.4.ТИПЫ КОНФИГУРАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ (ПОКАЗАНЫ НА РИС.5.)
Рис.4
Типы конфигураций транспортных сетей.
Слайд 6А.Одотропная форма. При наличии одотропной формы транспортной сети экономическая жизнь в
рассматриваемой зоне сосредоточена вдоль определенного транспортного коридора.
Вдоль главной транспортной оси концентрируются наиболее важные экономические центры и транспортные узлы. Ответвляющиеся линии путей соединяются с главной осью перпендикулярно или под углом, близким к прямому. Типичная одотропная форма характерна для Сибирской железнодорожной магистрали.
Б.Моноцентрическая форма. Она образуется в зонах, где преобладает один городской или экономический центр. Главными являются радиальные транспортные магистрали. Объездные и тангенциальные пути носят характер вспомогательных, хотя в условиях значительной централизации часто формируются окружные скоростные магистрали, по которым можно быстро попасть на основные магистрали, ведущие в региональный центр. Такая форма транспортной сети в Москве, Париже и других городах.
В. Полицентрическая форма. При этой форме существует несколько равноценных центров, которые для данной территории являются и основными транспортными узлами.
Вспомoгательные линии хорошо развиты и имеют относительно большую длину по сравнению с транспортными артериями, соединяющими региональные центры (Юго-Западный район Германии).
Слайд 7Г. Веерная форма. Сеть основных транспортных линий ориентирована на центр, который
расположен вблизи какой-либо границы (государственной, морского побережья, естественного препятствия и т.д.).
Эта форма обычно формируются в зоне влияния крупного морского порта. В транспортном центре сходятся линии, которые ведут в зону его тяготения.
Примером веерной формы является транспортная сеть Латвии и многих других районов, сформировавшихся на морском побережье.
Д. Многоосевая форма. Она формируется на территории, по которой проходит несколько транспортных линий в одном и том же направлении, не связанные между собой.
Эти линии разделяют территорию на части и не образуют единой транспортной оси.
Изолированность различных частей территории обычно обусловлена природными и историческими условиями. Для транспорта эта зона транзитная. Протяженность главных транспортных путей больше, чем вспомогательных .
Е. Конвергентная форма. Она возникает в результате перестройки сети коммуникаций на территории, которая изменяет её экономико -географическое положение.
Образование новой формы может быть вызвано одноразовыми крупными капиталовложениями в инфраструктуру территории.