Тема 1: Роль финансовых рынков в развитии экономики страны презентация

Содержание

Финансы − представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях решения каких-либо задач. Главным источником финансовых ресурсов является валовой внутренний

Слайд 1Тема 1: Роль финансовых рынков в развитии экономики страны
Сумма
денежных
средств

Источники

формирования


Направления использования

ФОНД

Централизованные

Децентрализованные

Государственные финансы

Муниципальные финансы

Финансы организаций



Слайд 2Финансы − представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и

использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях решения каких-либо задач.

Главным источником финансовых ресурсов является валовой внутренний продукт (ВВП) − стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

Распределение и использование ВВП осуществляется с помощью финансовых инструментов − нормы, ставки, тарифы.


Слайд 3











ВВП
Бюджет
Внеб. фонды
Организации
Домохозяйства
Налоги с оборота
Материальные затраты

ФОТ

НДФЛ
Оплата труда
Отчисл. в соц. фонды

ПФР
ФСС
ФОМС

Амортизация


Валовая прибыль
Налог


Чистая прибыль

Финансовые ресурсы


Слайд 4Функции финансов
Распределительная
Контрольная


Конечные цели:
-распределение ВВП
-развитие производительных сил
-укрепление государства
-совершенствование рыночных структур экономики
-обеспечение качества

жизни населения.

Конечные цели:
-проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам;
-проверка своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками;
-проверка выполнения взаимных обязательств предприятий.


Слайд 5Функции финансов
Воспроизводственная

Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства
(финансы

предприятий)

Слайд 6Финансовая система – совокупность институтов и инструментов, посредством которой осуществляется аккумулирование

и распределение финансовых ресурсов.

Слайд 7Финансовая система
Сферы
Звенья
Государственные финансы
Муниципальные финансы
Финансы организаций
Финансы посредников
Внебюджетные фонды
Государственный бюджет
Государственный долг
Бюджет муниципального образования
Муниципальный

долг

Коммерческих организаций

Некоммерч. организаций

Общественных объединений

Финансы страхования

Финансы кредитных организаций

Финансы инвестиционных фондов

Финансы негосударственных пенсионных фондов


Слайд 8Финансовый рынок
Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцом

и покупателем по поводу денежных средств и инвестиционных ценностей.

Основные товары финансового рынка:
золото;
наличные деньги и деньги на счетах клиентов (расчётные ресурсы);
кредитные ресурсы;
валюта;
ценные бумаги.


Слайд 9Соответственно, сегменты, на которые делится финансовый рынок, представляют одну или несколько

групп этих специфических товаров.

Финансовый рынок можно представить в виде следующей схемы:


Все сегменты, находясь на одной линии могут конкурировать между собой.

Финансовый рынок

Денежно-кредитный рынок

Рынок ценных бумаг

Валютный рынок

Рынок драг. металлов

Рынок страхования


Слайд 10Наиболее эффективное вложение капитала определяется в конкурентной борьбе рядом факторов:

уровень доходности,

уровень

риска,

условия налогообложения,

ликвидность,

инфраструктура.

Слайд 11Функционирование финансового рынка обеспечивают его участники

На приведенной выше схеме предприятия

и государство можно рассматривать как первоочередных заемщиков, а финансовые учреждения (институты) и физических лиц - как основных поставщиков капитала.

Слайд 12ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
Субъектами финансового рынка являются:
реципиенты (эмитенты) — хозяйствующие субъекты,

стремящиеся получить дополнительные источники финансирования,
инвесторы — физические и юридические лица, имеющие временно свободные денежные средства и желающие инвестировать их для получения дополнительных доходов;
финансовые институты — юридические лица, созданные в любой допускаемой законодательством организационно-правовой форме, осуществляющие свою деятельность на рынке в качестве посредника, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании, инвестиционного фонда, инвестиционного банка.

Слайд 13Тема 2: Уровни, цели и принципы регулирования финансовых рынков
Исходя из отечественного

и мирового опыта развития финансового рынка, при построении организационно-экономического механизма его регулирования выделяют 3 уровня регулирования: 
уровень законодательных органов;

уровень государственных регулирующих органов;

уровень саморегулируемых организаций.

Слайд 14Функционирование законодательных органов в составе организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка выражается

в законодательной деятельности Федерального собрания РФ и должно постепенно приводить к законодательному закреплению положений нормативных актов ведомств, подтвердивших на практике свою эффективность.

Государственные регулирующие органы выполняют управленческую функцию

Саморегулируемые организации представляют собой общественный уровень механизма регулирования финансового рынка.


Слайд 15Анализ организационно-экономического механизма регулирования рынка индустриально развитых стран и стран с

развивающимися рынками позволяет выделить две основные модели построения механизма регулирования:

по секторальному/институциональному принципу, когда регулирование осуществляется различными органами управления дифференцированно по группам финансовых институтов,
по функциональному/целевому принципу, при котором функции установления норм, контроля, надзора или защиты прав инвесторов осуществляются различными органами управления.

Слайд 16Цели и принципы регулирования
финансового рынка формулируются международной организацией регуляторов финансового рынка

(IOSCO).

Регулятор финансового рынка преследует три
главные цели:

1. Защита инвесторов.
2. Обеспечение справедливой, эффективной и прозрачной работы финансового рынка.
3. Снижение систематических рисков.

Установлено 30 общих принципов деятельности финансового регулятора, в соответствии с которыми выстраивается методология оценки эффективности деятельности национальных регуляторов.


Слайд 17Система государственного регулирования финансового рынка
Финансовый рынок может эффективно выполнять свои

функции, если государство осуществляет регулирование деятельности всех его участников.

Система государственного регулирования рынка включает:
Государственные и иные нормативные акты,
Государственные органы (субъекты) регулирования и контроля

Формы государственного регулирования:
прямое – административное,
косвенное – экономическое.


Слайд 18Субъекты регулирования
Федеральное собрание

Правительство

Минфин

Росфинмониторинг

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР)

Банк России


Слайд 19Государственное прямое регулирование обеспечивается путем:


• установления обязательных требований к деятельности участников;

утверждения перечня операций и финансовых инструментов, регистрации ценных бумаг;

• лицензирования деятельности участников;

• создания системы защиты прав инвесторов.

Слайд 20Государственное косвенное (рыночное) регулирование осуществляется посредством:


• участия государства на рынке в

качестве субъекта, привлекающего или размещающего финансовые ресурсы;

• влияние на рыночную активность через макроэкономические индикаторы (ставка рефинансирования, норма обязательных резервов).


Слайд 21Саморегулируемые организации
Саморегулируемой организацией (СРО) именуется добровольное объединение участников, действующее в соответствии

с законодательством и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

Для своих членов СРО устанавливают правила деятельности и контролируют их соблюдение.

Цели их создания:
обеспечение условий деятельности участников финансового рынка,
соблюдение ими этики,
защита интересов инвесторов.


Слайд 22Этапы развития организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка в России


Слайд 23Тема 3: Регулирование Рынка ценных бумаг
Рынок ценных бумаг может эффективно

выполнять свои функции, если государство осуществляет регулирование деятельности участников.

Рынок ценных бумаг в России регулируется Гражданским кодексом и рядом федеральных законов


Слайд 241. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 07.02.2011)Глава 7. Ценные бумаги

2. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О рынке ценных бумаг" (принят ГД ФС РФ 20.03.1996)

3. Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (принят ГД ФС РФ 12.02.1999)

4. Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об инвестиционных фондах" (принят ГД ФС РФ 11.10.2001)

5. Федеральный закон от 11.11.2003 N 152-ФЗ (ред. от 09.03.2010) "Об ипотечных ценных бумагах" (принят ГД ФС РФ 14.10.2003)

6. Федеральный закон от 11.03.1997 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" (принят ГД ФС РФ 21.02.1997)

7. Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 17.06.2010) "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (принят ГД ФС РФ 24.06.1997)

Слайд 25Государственное прямое регулирование обеспечивается путем:

• установления обязательных требований к деятельности эмитентов

и профессиональных участников РЦБ;

• регистрации выпусков ценных бумаг и контроля за соблюдением условий эмиссии;

• лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ;

• создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг.

Слайд 26Для обеспечения государственного регулирования на рынке ценных бумаг, а также отношений,

складывающихся в процессе обращения ценных бумаг, пресечения злоупотреблений и нарушений прав инвесторов указом Президента РФ от 4 ноября 1994 г. #2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" была создана Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ (ФКЦБ). Указом Президента от 27 февраля 1995 г. #202 статус ФКЦБ был приравнен к статусу федерального Министерства.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг была упразднена. Функции по контролю и надзору переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).


Слайд 27Функции, возложенные на ФСФР в части РЦБ:
Законотворчество в сфере РЦБ,
Контроль

и надзор,
Лицензирование деятельности профессиональных участников,
Обобщение и анализ информации,
Методическое обеспечение.

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности).


Слайд 28Отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ и

раскрытию информации:

Во-первых, существует определенная процедура выпуска ценных бумаг

Ценные бумаги могут выпускаться как в индивидуальном порядке, например, вексель, так и сериями с соответствующей государственной регистрацией, например, акции.

В первом случае такие объекты называют часто финансовыми инструментами, по своим свойствам напоминающие ценные бумаги, однако по законодательству о рынке ценных бумаг таковыми не являющиеся.

В последнем случае законодательство говорит об эмиссионной ценной бумаге.


Слайд 29Порядок выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг.
Эмиссионная ценная бумага –

любая ценная бумага (в том числе и бездокументарная), которая характеризуется одновременно следующими признаками:

закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка,
размещается выпусками,
имеет равные объёмы и сроки осуществления прав внутри каждого выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.


Слайд 30К эмиссионным ценным бумагам относятся акции, облигации, опционы эмитента.
Процедура эмиссии

эмиссионных ценных бумаг, регламентируется государством и включает следующие этапы:

принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
размещение эмиссионных ценных бумаг;
государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.


Слайд 31Эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию

в соответствии с требованиями Федерального закона «О рынке ценных бумаг», не подлежат размещению.

При размещении ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число которых превышает 500 государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта.

При регистрации проспекта ценных бумаг процедура эмиссии дополняется следующими этапами:

подготовка проспекта эмиссии,
регистрация проспекта эмиссии,
публикация информации проспекта эмиссии.


Слайд 32Если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась

регистрацией их проспекта, он может быть зарегистрирован впоследствии.

При этом регистрация проспекта ценных бумаг осуществляется регистрирующим органом в течение 30 дней с даты получения проспекта ценных бумаг и иных документов, необходимых для его регистрации.


Слайд 33Во-вторых, подвергается государственному регулированию профессиональная деятельность на РЦБ.

Участники РЦБ
Профессиональные
Непрофессиональные
Лицензирование со

стороны государства



Лицензии выдаются Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) или уполномоченными ею организациями.


Слайд 34Существуют три вида лицензий:

профессионального участника,

на осуществление деятельности по ведению реестра,

фондовой биржи.


Физические лица, работающие в организациях – профессиональных участниках РЦБ, связанные с осуществлением сделок с ценными бумагами, должны иметь аттестат, дающий им право заниматься этим видом деятельности.


Слайд 35В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных

бумаг» к профессиональной относятся следующие виды деятельности:

брокерская,
дилерская,
по определению взаимных обязательств (клиринг),
депозитарная,
по ведению реестра владельцев ценных бумаг,
по управлению ценными бумагами,
по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Однако разнообразие различных услуг, оказываемых профессиональными участниками обусловило появление и развитие дополнительных видов деятельности, не относящихся к профессиональной.
Например, андеррайтинг, управление инвестиционными фондами и т.д.


Слайд 36В третьих, в определенных случаях участники РЦБ должны раскрывать информацию о

своих операциях с ценными бумагами.

Эмитенты обязаны раскрывать информацию о существенных фактах деятельности.
Владелец обыкновенных акций обязан раскрыть информацию о приобретении 5 и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций


Слайд 37Профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан осуществлять раскрытие информации о своих

операциях с ценными бумагами в случаях, если:

он произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумаг одного эмитента, по которым количество ценных бумаг составило не менее чем 100 процентов общего количества указанных ценных бумаг;

он произвел разовую операцию с одним видом ценных бумаг одного эмитента, по которой количество ценных бумаг составило не менее чем 15 процентов общего количества указанных ценных бумаг.


Слайд 38В-четвёртых, осуществляется контроль за использованием служебной информации (иногда ее называют внутренней).


К служебной информации закон «О рынке ценных бумаг» относит любую информацию об эмитенте и выпущенных им бумагах, которая обеспечивает ее обладателю преимущественное положение по сравнению с другими участниками РЦБ.

К лицам, обладающим данной информацией закон относит:

членов органов управления эмитента или профессионального участника РЦБ, связанного с эмитентом договором;
аудитора эмитента;
служащих государственных органов, которые имеют доступ к такой информации.


Слайд 39Лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для

заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьим лицам.

Лица, нарушившие указанное требование, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.


Слайд 40В-пятых, регулируется рекламная деятельность на РЦБ.
давать недостоверную информацию о деятельности

эмитента и его ценных бумагах;
гарантировать или указывать предполагаемый размер дохода по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;
использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на недостатки в деятельности профессиональных участников РЦБ, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги;
запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты их регистрации.

В рекламе запрещается:


Слайд 41Саморегулируемые организации
Саморегулируемой организацией (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное

объединение профессиональных участников, действующее в соответствии с законодательством и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

Они являются добровольными объединениями профессиональных участников РЦБ, функционирующими с одобрения ФСФР. Для своих членов СРО устанавливают правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение.

Цели их создания:
обеспечение условий деятельности профессиональных участников,
соблюдение ими этики на РЦБ,
защита интересов инвесторов.


Слайд 42Основные СРО российского рынка ценных бумаг:
Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР),

1994 г.
Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (НАУРаГ) с 1996 г. Национальная фондовая ассоциация
Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), 1997 г.
Российский биржевой союз (РБС), 1992 г.
Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР), 1996


Слайд 43Тема 4: Регулирование кредитного рынка
Кредитная система — это совокупность банковских

и иных кредитных учреждений, правовые формы организации и подходы к осуществлению кредитных операций.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, срочности и платности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.


Слайд 44Небанковские кредитные организации – кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские

операции
В настоящее время самым распространенным альтернативным способом кредитования является пользование услугами кредитных потребительских кооперативов (КПК)

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется следующими документами:

Конституцией РФ,
Законом «О банках и банковской деятельности»,
Законом «О Центральном Банке РФ».


Слайд 45Центральный банк и его регулирующие
функции
В конце 19 – начале

20-го века в большинстве стран эмиссия всех денежных знаков была сосредоточена в одном банке, который стал называться ЦЕНТРАЛЬНЫМ ЭМИССИОННЫМ банком, а на современном этапе просто центральным банком.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают:
государственные, капитал которых принадлежит государству (Великобритания, Германия, Франция, Россия),
смешанные, часть капитала которых принадлежит государству (Япония, Бельгия),
акционерные (США, Италия).


Слайд 46Исторически между центральным банком и правительством складываются тесные связи, однако это

не означает, что государство может безгранично влиять на политику ЦБ.

ЦБ является юридически самостоятельным субъектом. Его имущество обособлено от имущества государства, ЦБ распоряжается им как собственник.

Степень независимости ЦБ от исполнительной власти в разных странах различна. Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчётные парламенту (США, Германия, Россия), меньшей – подотчётные Министерству Финансов (таких банков большинство).

Слайд 47Банк России (Центральный Банк РФ)


Слайд 49Характерными для ЦБ являются следующие функции:


денежно-кредитное регулирование,

монопольная эмиссия денежных знаков,

банк банков,

банк

правительства,

внешнеэкономическая.

Слайд 50Функция денежно-кредитного регулирования
Примерно 75-90% всей денежной массы в большинстве стран

составляют банковские депозиты.

Центральный банк воздействует на динамику банковских ссуд и депозитов через систему ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ.
Регулируя резервную позицию банков, ЦБ может вызвать цепную реакцию сокращения или увеличения кредитов и соответственно депозитов.


Слайд 51Из таблицы видно, что расширение депозитов и резервов продолжается до тех

пор, пока вся сумма 1000 тыс. руб. первого депозита не будут использованы в качестве обязательного резерва.

Слайд 52Методы денежно-кредитной политики ЦБ разнообразны. Наиболее широко используются следующие:

изменение процентной ставки,

по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам (ставки рефинансирования),
изменение норм обязательных резервов,
операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг,
политика валютной интервенции, т.е. покупка и продажа иностранной валюты.

Указанные методы называются общими, так как влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом.


Слайд 53Могут применяться выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных видов депозита

и отдельных форм кредита или кредитования различных отраслей.

К выборочным методам относятся:


различные ставки резервирования в зависимости от срока привлечения средств банками,
прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (кредитные потолки),
регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности установление маржи (разницы между ставками по привлечению и по выданным кредитам).

Слайд 54Функция монопольной эмиссии денежных знаков
За центральным банком как представителем государства

законодательно закреплена эмиссионная монополия в отношении т.н. банкнот, общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране.

В некоторых странах ЦБ также монопольно осуществляет эмиссию монет, покупая их у казначейства по номиналу. Купленные монеты ЦБ выпускает в обращение вместе с банкнотами.


Слайд 55ЦБ выполняет роль эмиссионно-кассового центра и «банка банков».
ЦБ не имеет

дело непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие и специализированные банки.
Он хранит свободную денежную наличность коммерческих банков в форме их кассовых резервов.
ЦБ также организует межбанковские расчёты, координирует и регулирует организацию расчётных и клиринговых систем, служит расчётным центром банковской системы.

В большинстве стран (в т.ч. и в России) контрольная деятельность над банками осуществляется исключительно центральным банком.


Слайд 56Основные направления надзора ЦБ:

выдача лицензий на осуществление банковской деятельности, на проведение

отдельных операций (валютных, с ценными бумагами и драгоценными металлами;

проверка и анализ финансовой отчётности коммерческих банков;

установление системы нормативов и контроль за их соблюдением.

Инструкция ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВАХ БАНКОВ


Слайд 57Банки осуществляют свою деятельность на основе лицензий нескольких видов:

ЛИЦЕНЗИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ СО СРЕДСТВАМИ В РУБЛЯХ (БЕЗ ПРАВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВО ВКЛАДЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ)
ЛИЦЕНЗИЯ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ СО СРЕДСТВАМИ В РУБЛЯХ И ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ (БЕЗ ПРАВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВО ВКЛАДЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ)
ЛИЦЕНЗИЯ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВО ВКЛАДЫ И РАЗМЕЩЕНИЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ
ЛИЦЕНЗИЯ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВО ВКЛАДЫ ДЕНЕЖНЫХ
СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РУБЛЯХ
ЛИЦЕНЗИЯ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВО ВКЛАДЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РУБЛЯХ И ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ

Слайд 58Функция банка правительства
ЦБ тесно связан с государством. Для правительства ЦБ

является:
кассиром,
кредитором,
финансовым консультантом.

В ЦБ открыты счета правительства и правительственных ведомств.
ЦБ кредитует государство в случае дефицита средств для покрытия расходов бюджета.
Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка:
по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним,
по покупке или продаже государственных обязательств с целью воздействия на их курсы.


Слайд 59Внешнеэкономическая функция
ЦБ является органом валютного контроля, определяя режим обменного курса

национальной валюты, и осуществляет его регулирование.

Также ЦБ проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, организует международные расчёты и составление платёжного баланса.

ЦБ участвует в разработке международных соглашений по вопросам банковской деятельности, сотрудничает с центральными банками других стран, а также с международными валютно-кредитными организациями.

Слайд 60 В 1975 году председателями центральных банков 10 европейских стран был сформирован

Базельский комитет по вопросам банковского надзора и регулирования.
В апреле 1997 года Базельский комитет представил документ «Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью», содержащий 25 принципов, которые являются основой для организации банковского надзора.
Эти принципы разработаны странами десятки с участием представителей 15 стран, в т.ч. и России. В основном принципы содержат стандартные требования:
минимальная величина банковского капитала,
применяемые процедуры оперативной деятельности,
управление кредитными портфелями,
наличие политики управления рисками.

Слайд 61ЦБ осуществляет свои функции через банковские операции: пассивные, активные.
Важнейшими источниками

его ресурсов (пассивные операции) являются:
эмиссия денежных знаков, составляющая одну из основных статей пассива его баланса;
остатки средств на резервных (корреспондентских) счетах банков, счетах правительственных структур и организаций;
вклады государства.
средства казначейства (Министерства финансов) и других правительственных ведомств.
кредиты от международных финансово-кредитных организаций (МВФ).
капитал и резервы банка.

Слайд 62В области активных операций ЦБ отличаются от коммерческих банков по характеру

заёмщиков и формам кредитования.

Активными операциями Центрального банка являются:

кредитование коммерческих банков

переучёт и перезалог векселей, предъявляемых коммерческими банками

перезалог государственных ценных бумаг

кредитование государственных расходов

операции на открытом рынке

девизные операции


Слайд 63Банковские ассоциации
Ассоциация российских банков (АРБ)

Ассоциация региональных банков России

Ассоциация банков Северо-Запада

Агентство по

страхованию вкладов

Слайд 64Тема 5: Валютное регулирование и контроль
Как свидетельствует мировой опыт, в условиях

рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений.

Государственное валютное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений.

Валютное регулирование - регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций; осуществляются на национальном, межгосударственном и региональном уровнях.


Слайд 65Принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации:

1) приоритет экономических

мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Слайд 66Законодательная база
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ" - ставит своей

целью обеспечение единой государственной валютной политики, принятие мер по ее реализации для достижения стабильности внутреннего валютного рынка РФ, ее устойчивости. Валютная система России функционирует в рамках, установленных законодательством.

Слайд 67Валютное регулирование 
осуществляется следующими органами:

Центральный банк РФ

Правительство РФ.


Данные органы могут

издавать нормативные акты в пределах своей компетенции, которые являются обязательными для резидентов и нерезидентов.

Слайд 68Центральный Банк:

устанавливает единые формы учетаустанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям,

порядок и сроки

их представления,

готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Слайд 69В соответствии с законом валютными операциями признаются:
приобретение или отчуждение резидентом у

резидента на законных основаниях валютных ценностей и использование их как средство платежа

приобретение и отчуждение резидентом у нерезидента, резидентом в пользу нерезидента, нерезидентом в пользу резидента валюты РФ, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг, а также их использование как средство платежа

приобретение и отчуждение нерезидентом у нерезидента валюты РФ, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг и их использование как средство платежа

ввоз и вывоз с таможенной территории РФ валюты РФ, валютных ценностей и внутренних ценных бумаг

перевод валюты РФ, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг со счета на счет одного и того же лица: открытого на территории РФ на открытый за пределами территории РФ; открытого за пределами территории РФ на открытый на территории РФ.

Слайд 70Валютный контроль осуществляется с целью соответствия законодательству условий проведения валютных операций.



Органы, осуществляющие валютный контроль в РФ:
Центральный банк РФ,
федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Агенты:
банки, подотчетные ЦБ РФ, в т.ч. ГК "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)",
территориальные органы федеральной службы финансово-бюджетного надзора,
таможенные и налоговые органы.

Слайд 71Обязанности агентов, осуществляющих валютный контроль:

контроль над соблюдением резидентами и нерезидентами норм

валютного законодательства РФ
предоставление информации органам валютного контроля о валютных операциях с их участием в установленном порядке.

В рамках свои полномочий агенты валютного контроля могут:

проводить проверки соблюдения нормативно-правовых актов резидентами и нерезидентами;
проверять полноту и достоверность учета валютных операций и отчетности по ним у резидентов и нерезидентов;
запрашивать документы и информацию о проведении валютных операций.

Слайд 72Фо́рекс (Forex, иногда FX, от англ. FOReign EXchange —"зарубежный обмен") — рынок межбанковского обмена валюты по

свободным ценам (котировка формируется без ограничений или фиксированных значений).

Термин Форекс принято использовать для обозначения взаимного обмена валюты, а не всей совокупности валютных операций.

В русском языке термин Форекс обычно используется в более узком смысле — имеется в виду исключительно спекулятивная обычно используется в более узком смысле — имеется в виду исключительно спекулятивная торговля валютой обычно используется в более узком смысле — имеется в виду исключительно спекулятивная торговля валютой , которая ведётся с использованием кредитного плеча обычно используется в более узком смысле — имеется в виду исключительно спекулятивная торговля валютой , которая ведётся с использованием кредитного плеча, то есть маржинальная торговля валютой.


Слайд 73Операции на рынке Форекс по целям могут быть:

торговыми, 
спекулятивными, 
хеджирующими,
регулирующими (валютные

интервенции центробанков).

Оборот в 2010 году – 4 трлн. долл.

Операции проводятся через систему институтов: 
центральные банки, 
коммерческие банки,
инвестиционные банки, 
брокеры и дилеры, 
пенсионные фонды, 
страховые компании, 
транснациональные корпорации.


Слайд 74Регулирование Форекс.
Форекс базируется на принципе свободной конвертации валюты, который предполагает отсутствие государственного

вмешательства при заключении валютообменных сделок (нет официального валютного курса, нет ограничений на направление, цены и объёмы сделок), и на гарантиях свободы подобных операций.

В то же время, обычно устанавливаются правила и ограничения на предоставление посреднических услуг, которые регламентируют, прежде всего, взаимоотношения клиента (трейдера) и посредника (брокера).


Слайд 75 Законодательство Российской Федерации в настоящее время не устанавливает какого-либо описания правового

статуса организаций, ведущих деятельность на рынке Форекс.
Рынок Форекс не является деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. 
Федеральная служба по финансовым рынкам России (письмо № 09-ВМ-02/16341 от 16 июля 2009 года) чётко обозначила, что деятельность участников рынка Форекс не относится к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и не регулируется как указанным Федеральным законом, так и правовыми актами ФСФР России.

Слайд 76
Саморегулирование валютного рынка

Ассоциация forex-брокеров "Центр развития финансовых инструментов и технологий" (ЦРФИН)

Цель

её - осуществление доступа граждан России (физических лиц) к международному рынку Форекс на цивилизованных началах.

В перспективе, все компании, оказывающие подобные услуги должны будут стать членами данной СРО.

Слайд 77Тема 6: Регулирование рынка драгоценных металлов
Основными участниками рынка ДМ являются:
Крупные инвестиционные

компании,
Коммерческие банки.

Внутренний рынок драгоценных металлов в России характеризуется ограниченным спросом и привилегированным положением государства как основного покупателя с существенным объемом государственного заказа на приоритетной основе.
Внутренний рынок не имеет развитой инфраструктуры, характеризуется низкой степенью экономического стимулирования участников рынка со стороны государства.


Слайд 78В сфере государственного регулирования рынка можно выделить следующие актуальные проблемы:

монополия банковской системы

на торговлю драгоценными металлами;
отсутствие полноценного биржевого рынка — единой торговой площадки для драгоценных металлов.

Установка на создание в РФ действующих бирж драгоценных металлов и драгоценных камней уже имелась в Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 года №2148 „О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации“.


Слайд 79Основу законодательной базы составляют два федеральных закона: "О недрах" и "О

драгоценных металлах и драгоценных камнях".

В настоящее время в России практически все произведенные драгоценные металлы реализуются коммерческим банкам. Золото у производителей приобретают более 30 коммерческих банков, "имеющих право на работу с драгметаллами (лицензию, разрешение)"

Главный регулятор рынка - Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России)

В перспективе планируется создание росдрагконтроля при Минфине


Слайд 80Тема 7: Регулирование страхового рынка
На страховом рынке Российской Федерации действуют страховые

компании, имеющие различные организационно-правовые формы (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и др.). В качестве страховщика может выступать только юридическое лицо.

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Законодательная база:


Слайд 81Меры государственного регулирования страховой деятельности
Целью государственного регулирования является обеспечение формирования и

развития эффективно функционирующего рынкаЦелью государственного регулирования является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создания необходимых условий для деятельности страховщиковЦелью государственного регулирования является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создания необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.

Меры:
1. Лицензирование 
2. Контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков.
3. Разработка форм и порядка статистической отчетности и контроль за своевременным представлением финансовой отчетности страховых организаций.
4. Налогообложение4. Налогообложение страховщиков4. Налогообложение страховщиков и страхователей.
5. Другие меры государственного регулирования страховой деятельности, включая ответственность за уклонение страховщика от возмещения убытков при наступлении страхового случая.


Слайд 82Основными органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, является Федеральная

служба по финансовым рынкам.

Основными функциями ФСФР являются:
выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;
ведение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений;
ведение реестра страховых брокеров;
установление по согласованию с Министерством финансов РФустановление по согласованию с Министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистикиустановление по согласованию с Министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистики плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;
установление сроков публикации годовых балансовустановление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылейустановление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;
контроль за обоснованностью страховых тарифовконтроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособностиконтроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
установление правил формирования и размещения страховых резервов;
разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;
обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.


Слайд 83Современные тенденции регулирования финансового рынка



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика