Строение системы синхронного словообразования презентация

Содержание

Слайд 1Строение системы синхронного словообразования
© Все права защищены.
*


Слайд 212-Aug-19
План
Специфика словообразования (СО) как особой системы языка
Производное слово
Словообразовательная пара
Словообразовательный тип (СТ)
Словообразовательная

категория (СК)
Словообразовательная цепь
Словообразовательная парадигма (СП)
Словообразовательное гнездо (СГ)



Слайд 312-Aug-19
Цели
Обучающая
-сформулировать представление о системе синхронного СО
Развивающая
-Развивать

умение работать с различными источниками информации
- Учить осознанно структуру производного слова
Воспитательная:
-Способствовать формированию целостного представления о синхронном СО

Слайд 412-Aug-19
Задачи:
- Обобщить знания о ФО и СО

- Раскрыть особенности

строения систем СО

- Показать взаимосвязь с другими языковыми уровнями

Слайд 512-Aug-19
СО как особая система языка
Словообразование (СО) представляет собой особую

систему языка, cпецифика которой определяется ее местом в языковой системе:

*


Слайд 612-Aug-19
СО как особая система языка
1) СО служит созданию номинативных единиц

языка и обусловлено лексической системой
ограничение из-за омонимии: пилотка, штукатурка, электричка, машинистка как название профессий;
занятость данного «семантического места»: слон слониха слоненок, кот кошка котенок,
боров-свинья-поросенок, петух-курица- цыпленок, собака-щенок, лошадь -жеребенок, овца -ягненок.

а)

б)

но:


Слайд 712-Aug-19
СО как особая система языка
2) СО связано с морфологией,

т.к. каждое производное слово создается как слово определенной части речи, характеризуемое определенными грамматическими значениями.
Использование многих суффиксов характеризуется морфологическими свойствами основ (-тель, -ух, и др). Используются те же средства, что и при образовании словоформ приставки, суффикса и др.

Слайд 812-Aug-19
СО как особая система языка
Словарный состав русского языка делится на

2 неравные части.

Одну часть составляют непроизводные слова около 18 тыс.,

другую - производные около 126 тыс., т.е на одно непроизводное приходится 7 производных.

(По данным «Словообразовательнго словаря русского языка» А.Н. Тихонова ( М.,85)).



Слайд 912-Aug-19
СО как особая система языка
Основной единицей СО является производное слово, ибо

оно представляет собой тот конечный результат, ради которого и происходит акт словообразования.
Производное слово состоит из простейших (внутрисловных) единиц (морфем) и входит в единицы более сложные – комплексные.

Слайд 1012-Aug-19
Комплексными единицами словообразования являются:
Словообразовательная пара
Словообразовательный тип (СТ)
Словообразовательная категория (СК)
Словообразовательная цепь
Словообразовательная парадигма

(СП)
Словообразовательное гнездо (СГ)

Слайд 1112-Aug-19
СО как особая система языка
Комплексные единицы словообразования формируются

противопоставлениями разного рода: соотношением однокоренных слов и соотношением слов, имеющих разные корни, но однотипных по способу образования

1,

4,

5,

6,

2,

3 .


Слайд 1212-Aug-19
Словообразовательная пара ( простейшая из них )
соотношение производной и производящей основ:




белый белить,
регулировать регулировщик, пенсионер пенсионерка.





Слайд 1312-Aug-19
Словообразовательные пары,
между которыми имеются тождественные формальные и семантические отношения,


входят в один
словообразовательный тип (СТ):

телята телятник

гусятник




Слайд 1412-Aug-19
Cловообразовательный тип

схема строения, формула производных слов, учитывающая

4 единства (признака):

Слайд 1512-Aug-19

часть речи производящей основы
словообразовательный формант
способ словообразования
словообразовательное значение


Слайд 1612-Aug-19
Например:

суп - супница
салат - салатница
сахар - сахарница
сухарь - сухарница
селедка - селедочница
соус - соусница

Слайд 1712-Aug-19
Словообразовательная категория
(более абстрактная чем СТ) -формируется совокупностью словообразовательных типов,

объединенных деривационным значением в отвлечении от формальных средств его выражения

Слайд 1812-Aug-19
Словообразовательная категория
Так, СО категория –
«производитель действия, названного производящей

основой»:

Отправитель, получатель;
борец, творец;
бегун, прыгун;
сортировщик, нормировщик.








Слайд 1912-Aug-19
Словообразовательная категория

«орудие действия» -выпрямитель, усилитель; мешалка, сеялка, веялка.




Каждая часть речи обладает
своим набором СО типов.







Слайд 2012-Aug-19
Словообразовательная цепь (цепочка)
   
ряды однокоренных производных слов, выстроенных так,

что каждая предыдущая единица является производящей для последующей:
    старый стар I еть у II стареть

устаре III лый устарел IV ость






Слайд 2112-Aug-19
Словообразовательная цепочка
Слова в цепи связаны отношениями последовательной производности, они выявляют ступенчатый

характер русского СО.
От одной производящей основы могут быть образованы однокоренные не только последовательно, но и одновременно, радиально.

Слайд 2212-Aug-19
Радиальная словообразовательная цепь (цепочка)
ручка
рученька
ручонка

ручища
ручной
наручный

Рука



Слайд 2312-Aug-19
Радиальная словообразовательная цепь (цепочка)

водица
водяной
водный
подводный



Не только отношения последовательной производности, но и совместной производности (кодеривации).

Вода



Слайд 2412-Aug-19
Словообразовательная парадигма
совокупность производных, имеющих одну и ту же основу

и находящиеся на 1 ступени производства, называют СО парадигмой ( ср. морфологическая парадигма).
В отличие от морфологической парадигмы, которая объединяет словоформы одного слова,
СО парадигма объединяет разные слова, в том числе слова разных частей речи, и не включают слова, служащие производящей основой.

Слайд 2512-Aug-19
В русском языке СО парадигмы могут быть разветвленными и включать в

себя до 10 и более членов:

Белый
Беленький
Белющий, ср. краснущий,
Белизна
Беляк
Белок
Белуха
Белянка
Бельё*
Белеть
Белить
Бело
Добела
Пребелый



Слайд 2612-Aug-19
Словообразовательные парадигмы
различаются у слов разных частей речи:



субстантивные,

адъективные,

глагольные,

наречные






Слайд 2712-Aug-19
Словообразовательная парадигма
Существует асимметрия между означаемым и означающим: одно и

то же деривационное значение может быть выражено с помощью разных аффиксов. Например, значение «признак в отвлечении от носителя»
может быть выражено с помощью суффиксов
– ость, - изн(а), - от(а), - ев / - ева и …Ø (синь)
(для морфологии характерно большее единообразие в выражении того или иного ГЗ; мы можем предсказать формы косвенных падежей, зная форму И.п., и т. д).

Слайд 2812-Aug-19
Словообразовательная парадигма
Чтобы абстрагироваться
от «капризов» лексики

и узуса, от многообразия средств выражения одного и того же СО значения, вводится понятие типовая СО парадигма, которую получаем, отвлекаясь от конкретных способов выражения тех или иных деривационных значений.

Слайд 2912-Aug-19
Словообразовательное гнездо
(СГ) - самая крупная, сложная, многочленная единица, включающая составные части

- СО цепи и парадигмы.
Это иерархическая организация, упорядоченная совокупность всех родственных слов, связанная отношениями производности, базового слова.

Слайд 3012-Aug-19
Словообразовательное гнездо
СГ имеет строго определенную структуру, каждое слово

в гнезде занимает строго определенное место.
В основе строения гнезда лежит принцип последовательного подчинения одних единиц другим.


Слайд 3112-Aug-19
Например:

заготовщик
заготовить заготовление
готовить подготовить заготовитель
готовенький отготовить заготовительный
готово сготовить заготавливать
готовность поготовить заготовка
приготовить
изготовить

*

Готовый


Слайд 3212-Aug-19
Минимальное СО гнездо
Минимальное гнездо = 2 слова, то есть совпадает со

СО парой.
В русском языке есть гнезда, содержащие более (звать, земля), около (ломать),около (нести).

Судя по «СО словарю русского языка» А.Н.Тихонов (М.,85) в русском языке 12.621 гнездо, в них 142.840 производных.
Только 5.497 являются одиночными, то есть не дают производных (бум, вдруг…)

100 слов

300

500


Слайд 3312-Aug-19
Опорные слова
Производное слово
Словообразовательная пара
Словообразовательный тип (СТ)
Словообразовательная категория

(СК)
Словообразовательная цепь
Словообразовательная парадигма (СП)
Словообразовательное гнездо (СГ)


Слайд 3412-Aug-19
Вопросы
Какова специфика СО

как особого раздела науки о языке?
Что является основной единицей СО и почему?
Из каких простейших единиц состоит производное слово?
Комплексными единицами (СО) являются…?
Какая из комплексных единиц является простейшей?
Какие признаки вошли в понятие словообразовательного типа ?
Что такое СО категория?
Что представляет собой словообразовательная цепочка?
Что такое СО парадигма?
Какая из комплексных единиц является самой крупной?


Слайд 3512-Aug-19



Тесты


Слайд 3612-Aug-19
Л.Р. Шафигуллин ( 201-R)
Данный проект подготовлен под информационным руководством доцента О.В.Шевцовой



Спасибо

за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика