Слайд 1Строение системы синхронного словообразования
© Все права защищены.
*
Слайд 212-Aug-19
План
Специфика словообразования (СО) как особой системы языка
Производное слово
Словообразовательная пара
Словообразовательный тип (СТ)
Словообразовательная
категория (СК)
Словообразовательная цепь
Словообразовательная парадигма (СП)
Словообразовательное гнездо (СГ)
Слайд 312-Aug-19
Цели
Обучающая
-сформулировать представление о системе синхронного СО
Развивающая
-Развивать
умение работать с различными источниками информации
- Учить осознанно структуру производного слова
Воспитательная:
-Способствовать формированию целостного представления о синхронном СО
Слайд 412-Aug-19
Задачи:
- Обобщить знания о ФО и СО
- Раскрыть особенности
строения систем СО
- Показать взаимосвязь с другими языковыми уровнями
Слайд 512-Aug-19
СО как особая система языка
Словообразование (СО) представляет собой особую
систему языка, cпецифика которой определяется ее местом в языковой системе:
*
Слайд 612-Aug-19
СО как особая система языка
1) СО служит созданию номинативных единиц
языка и обусловлено лексической системой
ограничение из-за омонимии: пилотка, штукатурка, электричка, машинистка как название профессий;
занятость данного «семантического места»: слон слониха слоненок, кот кошка котенок,
боров-свинья-поросенок, петух-курица- цыпленок, собака-щенок, лошадь -жеребенок, овца -ягненок.
а)
б)
но:
Слайд 712-Aug-19
СО как особая система языка
2) СО связано с морфологией,
т.к. каждое производное слово создается как слово определенной части речи, характеризуемое определенными грамматическими значениями.
Использование многих суффиксов характеризуется морфологическими свойствами основ (-тель, -ух, и др). Используются те же средства, что и при образовании словоформ приставки, суффикса и др.
Слайд 812-Aug-19
СО как особая система языка
Словарный состав русского языка делится на
2 неравные части.
Одну часть составляют непроизводные слова около 18 тыс.,
другую - производные около 126 тыс., т.е на одно непроизводное приходится 7 производных.
(По данным «Словообразовательнго словаря русского языка» А.Н. Тихонова ( М.,85)).
Слайд 912-Aug-19
СО как особая система языка
Основной единицей СО является производное слово, ибо
оно представляет собой тот конечный результат, ради которого и происходит акт словообразования.
Производное слово состоит из простейших (внутрисловных) единиц (морфем) и входит в единицы более сложные – комплексные.
Слайд 1012-Aug-19
Комплексными единицами словообразования являются:
Словообразовательная пара
Словообразовательный тип (СТ)
Словообразовательная категория (СК)
Словообразовательная цепь
Словообразовательная парадигма
(СП)
Словообразовательное гнездо (СГ)
Слайд 1112-Aug-19
СО как особая система языка
Комплексные единицы словообразования формируются
противопоставлениями разного рода: соотношением однокоренных слов и соотношением слов, имеющих разные корни, но однотипных по способу образования
1,
4,
5,
6,
2,
3 .
Слайд 1212-Aug-19
Словообразовательная пара ( простейшая из них )
соотношение производной и производящей основ:
белый белить,
регулировать регулировщик, пенсионер пенсионерка.
Слайд 1312-Aug-19
Словообразовательные пары,
между которыми имеются тождественные формальные и семантические отношения,
входят в один
словообразовательный тип (СТ):
телята телятник
гусятник
Слайд 1412-Aug-19
Cловообразовательный тип
схема строения, формула производных слов, учитывающая
4 единства (признака):
Слайд 1512-Aug-19
часть речи производящей основы
словообразовательный формант
способ словообразования
словообразовательное значение
Слайд 1612-Aug-19
Например:
суп - супница
салат - салатница
сахар - сахарница
сухарь - сухарница
селедка - селедочница
соус - соусница
Слайд 1712-Aug-19
Словообразовательная категория
(более абстрактная чем СТ) -формируется совокупностью словообразовательных типов,
объединенных деривационным значением в отвлечении от формальных средств его выражения
Слайд 1812-Aug-19
Словообразовательная категория
Так, СО категория –
«производитель действия, названного производящей
основой»:
Отправитель, получатель;
борец, творец;
бегун, прыгун;
сортировщик, нормировщик.
Слайд 1912-Aug-19
Словообразовательная категория
«орудие действия» -выпрямитель, усилитель; мешалка, сеялка, веялка.
Каждая часть речи обладает
своим набором СО типов.
Слайд 2012-Aug-19
Словообразовательная цепь (цепочка)
ряды однокоренных производных слов, выстроенных так,
что каждая предыдущая единица является производящей для последующей:
старый стар I еть у II стареть
устаре III лый устарел IV ость
Слайд 2112-Aug-19
Словообразовательная цепочка
Слова в цепи связаны отношениями последовательной производности, они выявляют ступенчатый
характер русского СО.
От одной производящей основы могут быть образованы однокоренные не только последовательно, но и одновременно, радиально.
Слайд 2212-Aug-19
Радиальная словообразовательная цепь (цепочка)
ручка
рученька
ручонка
ручища
ручной
наручный
Рука
Слайд 2312-Aug-19
Радиальная словообразовательная цепь (цепочка)
водица
водяной
водный
подводный
Не только отношения последовательной производности, но и совместной производности (кодеривации).
Вода
Слайд 2412-Aug-19
Словообразовательная парадигма
совокупность производных, имеющих одну и ту же основу
и находящиеся на 1 ступени производства, называют СО парадигмой ( ср. морфологическая парадигма).
В отличие от морфологической парадигмы, которая объединяет словоформы одного слова,
СО парадигма объединяет разные слова, в том числе слова разных частей речи, и не включают слова, служащие производящей основой.
Слайд 2512-Aug-19
В русском языке СО парадигмы могут быть разветвленными и включать в
себя до 10 и более членов:
Белый
Беленький
Белющий, ср. краснущий,
Белизна
Беляк
Белок
Белуха
Белянка
Бельё*
Белеть
Белить
Бело
Добела
Пребелый
Слайд 2612-Aug-19
Словообразовательные парадигмы
различаются у слов разных частей речи:
субстантивные,
адъективные,
глагольные,
наречные
Слайд 2712-Aug-19
Словообразовательная парадигма
Существует асимметрия между означаемым и означающим: одно и
то же деривационное значение может быть выражено с помощью разных аффиксов. Например, значение «признак в отвлечении от носителя»
может быть выражено с помощью суффиксов
– ость, - изн(а), - от(а), - ев / - ева и …Ø (синь)
(для морфологии характерно большее единообразие в выражении того или иного ГЗ; мы можем предсказать формы косвенных падежей, зная форму И.п., и т. д).
Слайд 2812-Aug-19
Словообразовательная парадигма
Чтобы абстрагироваться
от «капризов» лексики
и узуса, от многообразия средств выражения одного и того же СО значения, вводится понятие типовая СО парадигма, которую получаем, отвлекаясь от конкретных способов выражения тех или иных деривационных значений.
Слайд 2912-Aug-19
Словообразовательное гнездо
(СГ) - самая крупная, сложная, многочленная единица, включающая составные части
- СО цепи и парадигмы.
Это иерархическая организация, упорядоченная совокупность всех родственных слов, связанная отношениями производности, базового слова.
Слайд 3012-Aug-19
Словообразовательное гнездо
СГ имеет строго определенную структуру, каждое слово
в гнезде занимает строго определенное место.
В основе строения гнезда лежит принцип последовательного подчинения одних единиц другим.
Слайд 3112-Aug-19
Например:
заготовщик
заготовить заготовление
готовить подготовить заготовитель
готовенький отготовить заготовительный
готово сготовить заготавливать
готовность поготовить заготовка
приготовить
изготовить
*
Готовый
Слайд 3212-Aug-19
Минимальное СО гнездо
Минимальное гнездо = 2 слова, то есть совпадает со
СО парой.
В русском языке есть гнезда, содержащие более (звать, земля), около (ломать),около (нести).
Судя по «СО словарю русского языка» А.Н.Тихонов (М.,85) в русском языке 12.621 гнездо, в них 142.840 производных.
Только 5.497 являются одиночными, то есть не дают производных (бум, вдруг…)
100 слов
300
500
Слайд 3312-Aug-19
Опорные слова
Производное слово
Словообразовательная пара
Словообразовательный тип (СТ)
Словообразовательная категория
(СК)
Словообразовательная цепь
Словообразовательная парадигма (СП)
Словообразовательное гнездо (СГ)
Слайд 3412-Aug-19
Вопросы
Какова специфика СО
как особого раздела науки о языке?
Что является основной единицей СО и почему?
Из каких простейших единиц состоит производное слово?
Комплексными единицами (СО) являются…?
Какая из комплексных единиц является простейшей?
Какие признаки вошли в понятие словообразовательного типа ?
Что такое СО категория?
Что представляет собой словообразовательная цепочка?
Что такое СО парадигма?
Какая из комплексных единиц является самой крупной?
Слайд 3612-Aug-19
Л.Р. Шафигуллин ( 201-R)
Данный проект подготовлен под информационным руководством
доцента О.В.Шевцовой
Спасибо
за внимание!