Строение системы синхронного словообразования презентация

Содержание

12-Aug-19 План Специфика словообразования (СО) как особой системы языка Производное слово Словообразовательная пара Словообразовательный тип (СТ) Словообразовательная категория (СК) Словообразовательная цепь Словообразовательная парадигма (СП) Словообразовательное гнездо (СГ)

Слайд 1Строение системы синхронного словообразования
© Все права защищены.
*


Слайд 212-Aug-19
План
Специфика словообразования (СО) как особой системы языка
Производное слово
Словообразовательная пара
Словообразовательный тип (СТ)
Словообразовательная

категория (СК)
Словообразовательная цепь
Словообразовательная парадигма (СП)
Словообразовательное гнездо (СГ)



Слайд 312-Aug-19
Цели
Обучающая
-сформулировать представление о системе синхронного СО
Развивающая
-Развивать

умение работать с различными источниками информации
- Учить осознанно структуру производного слова
Воспитательная:
-Способствовать формированию целостного представления о синхронном СО

Слайд 412-Aug-19
Задачи:
- Обобщить знания о ФО и СО

- Раскрыть особенности

строения систем СО

- Показать взаимосвязь с другими языковыми уровнями

Слайд 512-Aug-19
СО как особая система языка
Словообразование (СО) представляет собой особую

систему языка, cпецифика которой определяется ее местом в языковой системе:

*


Слайд 612-Aug-19
СО как особая система языка
1) СО служит созданию номинативных единиц

языка и обусловлено лексической системой
ограничение из-за омонимии: пилотка, штукатурка, электричка, машинистка как название профессий;
занятость данного «семантического места»: слон слониха слоненок, кот кошка котенок,
боров-свинья-поросенок, петух-курица- цыпленок, собака-щенок, лошадь -жеребенок, овца -ягненок.

а)

б)

но:


Слайд 712-Aug-19
СО как особая система языка
2) СО связано с морфологией,

т.к. каждое производное слово создается как слово определенной части речи, характеризуемое определенными грамматическими значениями.
Использование многих суффиксов характеризуется морфологическими свойствами основ (-тель, -ух, и др). Используются те же средства, что и при образовании словоформ приставки, суффикса и др.

Слайд 812-Aug-19
СО как особая система языка
Словарный состав русского языка делится на

2 неравные части.

Одну часть составляют непроизводные слова около 18 тыс.,

другую - производные около 126 тыс., т.е на одно непроизводное приходится 7 производных.

(По данным «Словообразовательнго словаря русского языка» А.Н. Тихонова ( М.,85)).



Слайд 912-Aug-19
СО как особая система языка
Основной единицей СО является производное слово, ибо

оно представляет собой тот конечный результат, ради которого и происходит акт словообразования.
Производное слово состоит из простейших (внутрисловных) единиц (морфем) и входит в единицы более сложные – комплексные.

Слайд 1012-Aug-19
Комплексными единицами словообразования являются:
Словообразовательная пара
Словообразовательный тип (СТ)
Словообразовательная категория (СК)
Словообразовательная цепь
Словообразовательная парадигма

(СП)
Словообразовательное гнездо (СГ)

Слайд 1112-Aug-19
СО как особая система языка
Комплексные единицы словообразования формируются

противопоставлениями разного рода: соотношением однокоренных слов и соотношением слов, имеющих разные корни, но однотипных по способу образования

1,

4,

5,

6,

2,

3 .


Слайд 1212-Aug-19
Словообразовательная пара ( простейшая из них )
соотношение производной и производящей основ:




белый белить,
регулировать регулировщик, пенсионер пенсионерка.





Слайд 1312-Aug-19
Словообразовательные пары,
между которыми имеются тождественные формальные и семантические отношения,


входят в один
словообразовательный тип (СТ):

телята телятник

гусятник




Слайд 1412-Aug-19
Cловообразовательный тип

схема строения, формула производных слов, учитывающая

4 единства (признака):

Слайд 1512-Aug-19

часть речи производящей основы
словообразовательный формант
способ словообразования
словообразовательное значение


Слайд 1612-Aug-19
Например:

суп - супница
салат - салатница
сахар - сахарница
сухарь - сухарница
селедка - селедочница
соус - соусница

Слайд 1712-Aug-19
Словообразовательная категория
(более абстрактная чем СТ) -формируется совокупностью словообразовательных типов,

объединенных деривационным значением в отвлечении от формальных средств его выражения

Слайд 1812-Aug-19
Словообразовательная категория
Так, СО категория –
«производитель действия, названного производящей

основой»:

Отправитель, получатель;
борец, творец;
бегун, прыгун;
сортировщик, нормировщик.








Слайд 1912-Aug-19
Словообразовательная категория

«орудие действия» -выпрямитель, усилитель; мешалка, сеялка, веялка.




Каждая часть речи обладает
своим набором СО типов.







Слайд 2012-Aug-19
Словообразовательная цепь (цепочка)
   
ряды однокоренных производных слов, выстроенных так,

что каждая предыдущая единица является производящей для последующей:
    старый стар I еть у II стареть

устаре III лый устарел IV ость






Слайд 2112-Aug-19
Словообразовательная цепочка
Слова в цепи связаны отношениями последовательной производности, они выявляют ступенчатый

характер русского СО.
От одной производящей основы могут быть образованы однокоренные не только последовательно, но и одновременно, радиально.

Слайд 2212-Aug-19
Радиальная словообразовательная цепь (цепочка)
ручка
рученька
ручонка

ручища
ручной
наручный

Рука



Слайд 2312-Aug-19
Радиальная словообразовательная цепь (цепочка)

водица
водяной
водный
подводный



Не только отношения последовательной производности, но и совместной производности (кодеривации).

Вода



Слайд 2412-Aug-19
Словообразовательная парадигма
совокупность производных, имеющих одну и ту же основу

и находящиеся на 1 ступени производства, называют СО парадигмой ( ср. морфологическая парадигма).
В отличие от морфологической парадигмы, которая объединяет словоформы одного слова,
СО парадигма объединяет разные слова, в том числе слова разных частей речи, и не включают слова, служащие производящей основой.

Слайд 2512-Aug-19
В русском языке СО парадигмы могут быть разветвленными и включать в

себя до 10 и более членов:

Белый
Беленький
Белющий, ср. краснущий,
Белизна
Беляк
Белок
Белуха
Белянка
Бельё*
Белеть
Белить
Бело
Добела
Пребелый



Слайд 2612-Aug-19
Словообразовательные парадигмы
различаются у слов разных частей речи:



субстантивные,

адъективные,

глагольные,

наречные






Слайд 2712-Aug-19
Словообразовательная парадигма
Существует асимметрия между означаемым и означающим: одно и

то же деривационное значение может быть выражено с помощью разных аффиксов. Например, значение «признак в отвлечении от носителя»
может быть выражено с помощью суффиксов
– ость, - изн(а), - от(а), - ев / - ева и …Ø (синь)
(для морфологии характерно большее единообразие в выражении того или иного ГЗ; мы можем предсказать формы косвенных падежей, зная форму И.п., и т. д).

Слайд 2812-Aug-19
Словообразовательная парадигма
Чтобы абстрагироваться
от «капризов» лексики

и узуса, от многообразия средств выражения одного и того же СО значения, вводится понятие типовая СО парадигма, которую получаем, отвлекаясь от конкретных способов выражения тех или иных деривационных значений.

Слайд 2912-Aug-19
Словообразовательное гнездо
(СГ) - самая крупная, сложная, многочленная единица, включающая составные части

- СО цепи и парадигмы.
Это иерархическая организация, упорядоченная совокупность всех родственных слов, связанная отношениями производности, базового слова.

Слайд 3012-Aug-19
Словообразовательное гнездо
СГ имеет строго определенную структуру, каждое слово

в гнезде занимает строго определенное место.
В основе строения гнезда лежит принцип последовательного подчинения одних единиц другим.


Слайд 3112-Aug-19
Например:

заготовщик
заготовить заготовление
готовить подготовить заготовитель
готовенький отготовить заготовительный
готово сготовить заготавливать
готовность поготовить заготовка
приготовить
изготовить

*

Готовый


Слайд 3212-Aug-19
Минимальное СО гнездо
Минимальное гнездо = 2 слова, то есть совпадает со

СО парой.
В русском языке есть гнезда, содержащие более (звать, земля), около (ломать),около (нести).

Судя по «СО словарю русского языка» А.Н.Тихонов (М.,85) в русском языке 12.621 гнездо, в них 142.840 производных.
Только 5.497 являются одиночными, то есть не дают производных (бум, вдруг…)

100 слов

300

500


Слайд 3312-Aug-19
Опорные слова
Производное слово
Словообразовательная пара
Словообразовательный тип (СТ)
Словообразовательная категория

(СК)
Словообразовательная цепь
Словообразовательная парадигма (СП)
Словообразовательное гнездо (СГ)


Слайд 3412-Aug-19
Вопросы
Какова специфика СО

как особого раздела науки о языке?
Что является основной единицей СО и почему?
Из каких простейших единиц состоит производное слово?
Комплексными единицами (СО) являются…?
Какая из комплексных единиц является простейшей?
Какие признаки вошли в понятие словообразовательного типа ?
Что такое СО категория?
Что представляет собой словообразовательная цепочка?
Что такое СО парадигма?
Какая из комплексных единиц является самой крупной?


Слайд 3512-Aug-19



Тесты


Слайд 3612-Aug-19
Л.Р. Шафигуллин ( 201-R)
Данный проект подготовлен под информационным руководством доцента О.В.Шевцовой



Спасибо

за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика