Слайд 1ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПРЕДПРОФИЛЯ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГИА В 9
КЛАССЕ.
Леснова Н.П.
учитель физики
I квалификационной категории
МОУ «СОШ с. Рефлектор»
21.11.08
Слайд 2Элективные курсы –
это обязательные школьные учебные курсы по выбору, обязательный
компонент базисного учебного плана. Их введение – новый шаг в построение системы современного школьного образования.
Слайд 3Создание таких курсов
отвечает запросам общества, так как помогает учащимся сориентироваться и
определить профиль будущей трудовой деятельности;
дает ученикам возможность удовлетворить свои интересы и познавательные предпочтения, расширить круг приобретаемых знаний. Тем самым курсы в рамках обязательного образования решают проблемы актуализации и индивидуализации обучения.
Слайд 4Их можно разделить на три группы.
Курсы, которые насыщены демонстрациями и лабораторными
работами и которые вовлекают учеников в исследовательскую деятельность.
Курсы, ориентированные на организацию повторения изученного по базисной программе, на новой основе. Занятия по ним базируются в основном на наблюдениях, экспериментах, проведении исследований.
Курсы, направленные на предпрофильное ознакомление учащихся с каким-то направлением в науке, технике, производстве или двумя-тремя направлениями.
Слайд 5Некоторые особенности курсов:
они часто связаны со значимой для практики или
жизни тематикой;
в их содержании отражаются современные тенденции:
повышенное внимание к самостоятельной, в том числе творческой, работе учащихся,
включение в содержание занятий с компьютером,
сравнение расчетов, выполненных на основе моделей и экспериментальных данных.
Слайд 6Экзаменационная работа (КИМ) по физике
состоит из 3 частей и
содержит 26 заданий. На выполнение отводится 2,5 часа.
Слайд 7Часть 1 содержит 18 заданий (1 – 18).
К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный.
Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (19 – 22).
Часть 3 содержит 4 задания (23 -26), на которые следует дать развернутый ответ.
Слайд 8Третья часть КИМов
содержит 4 задания: одно - экспериментальное, две расчетных
и одну качественную задачи.
Чтобы правильно выполнить экспериментальное задание (№23 КИМ – 2009), ученик должен иметь практические навыки работы с приборами, уметь определять цену деления прибора, иметь представление о погрешностях измерений, уметь рисовать схемы электрических цепей, уметь записать расчетную формулу для сопротивления R через силу тока I и напряжение U.
Слайд 9Подготовкой учащихся к выполнению практической части КИМов могут послужить элективные курсы:
«Измерения
в механике». Козырева Н.А., учитель физики МОУ «ФТЛ №1» г. Саратова, Заслуженный учитель РФ;
«Семь раз измерь – один раз отрежь или методы научного познания мира». Деревянко Е.Н., методист по физике кафедры естественнонаучного образования ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»
«Измерение физических величин». Горбункова Г.Д., учитель физики I квалификационной категории МОУ «СОШ №50» г.Саратова;
«Экспериментальная физика в школе и дома». Пластинкина О.А., учитель физики I квалификационной категории МОУ «СОШ №50» г.Саратова;
«Механика в задачах». Козырева Н.А., учитель физики МОУ «ФТЛ №1» г. Саратова, Заслуженный учитель РФ и др.
Слайд 10Элективный курс
«Измерения в механике».
Козырева Н.А.,
учитель физики МОУ «ФТЛ
№1» г. Саратова, Заслуженный учитель РФ
Слайд 11Курс ориентирован на естественно-математический профиль.
Цель курса – познакомить учащихся с некоторыми
характерными особенностями измерений (1 уровень), а также методами обработки, оценки и представления результатов измерений (2 уровень).
Основная задача курса – помочь учащимся сделать обоснованный выбор профиля дальнейшего обучения.
Слайд 12
Выполняя лабораторные работы, школьники, во-первых, изучают на опыте физические явления, во-вторых,
учатся выбирать рациональный метод измерений, правильно измерять числовые значения физических величин, в-третьих, учатся анализировать результаты опыта.
Все лабораторные работы рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики и могут выполняться в форме фронтальных лабораторных работ или индивидуальных экспериментальных заданий.
Слайд 13В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
использовать измерительные приборы для изучения
физических явлений;
представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков;
обобщать результаты наблюдений и оценивать степень их точности.
Слайд 14В содержание материала 1 уровня входят такие вопросы как:
Измерения в физике.
Измерительные приборы. Измерения и погрешности измерений.
Погрешности средств измерений. Класс точности измерительных приборов.
Случайные и систематические погрешности. Абсолютные и относительные погрешности.
Погрешности прямых и косвенных измерений.
Этапы планирования и выполнения эксперимента. Учёт влияния измерительных приборов на исследуемый процесс. Выбор метода измерений и измерительных приборов.
Слайд 15Содержание материала 2 уровня включает следующие вопросы:
Методы обработки результатов измерений. Графические
методы.
Метод оценки результатов измерений
(метод границ).
Сравнение погрешностей разных методов измерений.
Слайд 16Оформление отчёта о проделанной работе.
Измерительная лабораторная работа:
1) номер работы;
2) наименование работы;
3)
цель работы;
4) чертеж (если требуется);
5) формулы для определения искомых величин и их погрешностей;
6) таблица с результатами измерений и вычислений;
7) окончательный результат, вывод (согласно цели работы).
Наблюдательная лабораторная работа:
1) номер работы;
2) наименование работы;
3) номер опыта;
4) цель опыта;
5) методика проведения опыта;
6) результаты наблюдения;
7) вывод;
8) общий вывод
о проделанной работе
(если требуется).
Слайд 17Процесс выполнения лабораторной работы разделяется на два этапа.
Домашняя подготовка.
Учащиеся
внимательно
изучают работу
составляют бланк отчета в специальной тетради
в соответствии с единой формой отчета
для измерительных и наблюдательных работ.
Работа в классе.
Учащиеся
знакомятся с используемым в работе оборудованием и средствами измерения
проверяют работоспособность всей экспериментальной установки в целом.
Слайд 18 В процессе выполнения измерений или наблюдений
полученные экспериментальные результаты следует сразу
же заносить в таблицу (но не в черновик!).
Для выполнения расчетов можно использовать микрокалькулятор.
Каждый уровень данного элективного курса рассчитан на 12 часов.
Слайд 19При подготовке учащихся к решению количественных и качественных задач части 3
КИМов поможет курс «Механика в задачах»
Слайд 20Курс предполагает
проведение занятий по лекционно-семинарской системе с использованием коллективных и
индивидуальных форм работы. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач.
Слайд 21В разделах «Кинематика» и «Динамика»
не используется дополнительного теоретического материала, но
на основе базовой теории дается возможность подробнее рассмотреть традиционно сложные для учащихся задачи на относительность движения, на движение систем связанных тел. Кроме того, здесь подробно рассматривается динамика тел, движущихся по криволинейным траекториям.
Слайд 22В разделе «Законы сохранения»
предлагается решение комбинированных задач, охватывающих материал всего
раздела «Механика».
Слайд 23Литература
для подготовки к выполнению заданий
части 3 КИМов
М.С.Атепалихин, Ю.А.Сауров. (saurov@physics.kirov.ru)
Физические измерения и познание природы. Элективный курс. Пособие для учащихся. Физика №31/04.
М.С.Атепалихин, Ю.А. Сауров. Диагностика обобщенных умений проводить физические эксперименты. Физика №47/03.
Ю.А.Сауров, С.С.Фалалеев. Задания для диагностики освоения экспериментального метода познания. Физика №1/03.
Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение. 1970.
Фетисов В.А. Оценка точности измерений в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение. 1991.
Методика факультативных занятий по физике. / Под ред. О.Ф. Кабардина, В.А. Орлова. – М.: Просвещение. 1988.
Кабардин О.Ф. и др. Факультативный курс физики. 8 класс. – М. 1988.