Слайд 1Историко-культурологический комментарий к стихотворению
Н.А. Некрасова
«Железная Дорога»
Подготовила: Хрусталева Татьяна, 1к магистратура
Слайд 2Сегодня мы с вами, изучая произведения Н.А. Некрасова «Железная Дорога», окунемся
в прошлое и узнаем точные факты о строительстве Николаевской железной дороги.
Проводником в историю для нас станет Сова, которая будет обращать внимания на необходимые комментарии.
Слайд 3Из истории строительства…
«В а н я (в кучерском
армячке). Папаша! кто строил эту дорогу?
П а п а ш а (в пальто на красной подкладке), Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
(Разговор в вагоне)»
Николаевская железная дорога была построена
в середине XIX для обеспечения
железнодорожного сообщения между
Санкт-Петербургом и Москвой. Движение открыто в 1851 году.
Строительством дороги руководил
назначенный в 1842 году Главноуправляющим путями
сообщений и публичными зданиями граф
Петр Андреевич Клейнмихель.
Слайд 4«Труд этот, Ваня, был страшно громаден
Не по плечу одному!
В
мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие - в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.»
Для строительства дороги нанимали крестьян,
Которые отдавали большую часть заработанных денег
помещику.
Рабочий день длился всё светлое время суток,
в середине дня полагался
двухчасовой перерыв на обед и отдых.
Слайд 5 «Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.»
Рабочие действительно жили в
самодельных землянках,
шалашах, бараках.
Тяжелый труд, плохое питание и
условия жизни
способствовали развитию
таких заболеваний как цинга.
Слайд 6Землянка.
Углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане,
с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.
Слайд 7Цинга.
Описание цинги Н.А. Некрасов
представил достаточно точно в образе
больного белоруса:
«Губы бескровные, веки
упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах.»
Слайд 8Рабочий народ тесной гурьбой у конторы
собрался...
Крепко затылки чесали они:
Каждый
подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
Всё заносили десятники в книжку –
Брал ли на баню, лежал ли больной:
"Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!.."
Махнули рукой...
В случае болезни с работника вычиталось
ежедневно по 15 копеек на питание и 5 копеек
на лазарет. Во всех случаях вычетов зарплаты
(болезнь, штраф, не выход на работу) рабочие
отвечали
друг за друга — деньги вычитались из заработка всей артели.
Слайд 9«В синем кафтане - почтенный лабазник,
Толстый, присадистый, красный, как
медь,
Едет подрядчик
по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.»
Интересный факт:
В день открытия железной дороги произошёл конфуз.
Один услужливый царский чиновник,
желая выслужиться перед начальством,
приказал выкрасить рельсы белой масляной краской.
Попав на участок со свежевыкрашенными рельсами, колеса начали буксовать и поезд остановился.
Пришлось «виновникам» бежать впереди паровоза и
посыпать рельсы песком.
Слайд 10Лабазник.
Владелец лабаза, т.е. продуктового склада. Обычно обеспеченный человек, который
мог занимать высокую должность и быть подрядчиком строительства, руководить частью строительства.
Слайд 11
«Кто-то "ура" закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее...
Глядь: С
песней десятники бочку катили...
Тут и ленивый не мог устоять!»
Николаевская дорога, построенная силами простого народа, стала первой казённой железной дорогой в России и положила начало созданию в России железнодорожной сети общегосударственного значения. Протяжённость дороги составила 604 версты (645 км).