Способы выражения грамматических значений. Аналитизм и синтетизм. (Лекция 5) презентация

Содержание

I. Аналитизм и синтетизм Различаются 2 общих способа выражения грамматических значений – синтетический и аналитический.

Слайд 1Способы выражения грамматических значений


Лекция 5


Слайд 2I. Аналитизм и синтетизм
Различаются 2 общих способа выражения грамматических значений –


синтетический и аналитический.

Слайд 3Синтетический способ
При синтетическом способе грамм. значение выражается с помощью связанной морфемы,

образующей нерасчлененный форматив вместе с лексической морфемой.
пишешь

Лексич. морфема, носитель лексического значения

форматив с грамм. значением лица, числа


Слайд 4Аналитический способ
При аналитическом способе гр. значение выражается взаимодействием форматива, являющегося носителем

лексического значения, и служебного форматива, выступающего отдельно от первого:
буду читать, менее интересный
werde lesen, habe gemacht, wurde gemacht


Слайд 5Аналитизм и синтетизм
И в русском и в немецком языках используются оба

способа, но в немецком аналитический способ используется шире.

Чем это объясняется?


Слайд 6Аналитический способ в немецком языке
склонение = существительное (носитель лексического значения) + артикль

(служ. форматив с грамматич. значением падежа, рода, числа
спряжение глагола в Perf., Plusquam., Fut.I = вспомогательный глагол (служ. форматив) + Inf./Part.II (носитель лексического значения
залог (Passiv) = вспомогат. глагол werden в нужной форме + Part II.

Слайд 78 частных способов выражения грамматического значения
Главное средство выражения грамматического значения в

русском, англ., турецком, узбекском, т. е. во флективных, агглютинирующих языках –

формообразовательные аффиксы

Слайд 81.Формообразовательные аффиксы
За ними закреплены определенные грамматические значения, не зависимо от того,

в каких конкретных словах они появляются:
л – только знач. прошедшего времени
говори –л (прош. время) – а (женский род)
dam-lar (только множ. число)- da (только местный падеж)
-ешь/-ишь - 2 лиц, ед. числа, наст. время.



Слайд 92. Служебные слова (предлоги, союзы, артикли)
В некоторых языках (напр., славянских) их

значение очень велико.
Предлоги и союзы используются для выражения грамм. знач. во многих случаях построения высказывания.
В РЯ видоизменение падежных окончаний не может быть выражено без предлогов:
о доме, в доме, перед домом, у дома, в дом
В англ. и фр. яз. падежные значения почти не сохранились. Они замещаются значениями, передаваемыми при помощи предлогов.

Слайд 102. Служебные слова (предлоги, союзы, артикли)
Союзы (сочинит. и подчинит.) выражают гр.

значения, свойственные сочетаниям слов и предложений:
значения одновременности, последовательности, совместности, раздельности, причины, следствия, противопоставления.


Слайд 112. Служебные слова (предлоги, союзы, артикли)
Артикли важны для всех артиклевых языков

(напр.,германские) для выражения грамматических значений:
определенность/неопределенность
единственное число/множественное

в некоторых германских – это и показатель падежа (если есть грамм. категория склонения)


Слайд 123. Внутренняя флексия
Чередование фонем, связанных с изменением грамм. значения:
Умлаут (мн. число

в нем. яз: Vater/Väter; Mutter/Mütter только умлаут различает грамм. значение единств. число/множ. число. Других показателей нет.
Следы умлаута в англ.
tooth/teeth - зуб
foot/feet - нога
goos/geese - гусь


Слайд 133. Внутренняя флексия
Аблаут в герм. языках (прошедшее время) singen – sang

- gesungen
в русск. разновидность такого явления – чередование гласных и согласных, связанное с изменением грамм. значения (вид глагола/способ действия: ведет/водит, несет/носит, ходит/хаживал, носит/нашивал)

Слайд 144. Удвоение (редупликация)
латынь:
cado - cecidi - падать
tango- tetigi - касаться
parco

- peperci - щадить
credo - credidi - верить

Слайд 154. Удвоение (редупликация)
Считается, что в РЯ такого способа нет, но это

не так:
шел-шел - устал, думал-думал и решил, рыбка была маленькая-маленькая, высоко-высоко в небе
значения усилительности, длительности, повторяемости, степени качества

Слайд 165. Супплетивизм
gut – besser
viel – mehr
little – les
gern

– lieber
человек – люди
sein – war
to be - was

Слайд 176. Порядок слов
В разных языках его роль различна. В русском -

мала. Гр. знач. слов, как правило, не зависит от того, в каком порядке следуют слова. Только в таких случаях: Мать любит дочь. Бытие определяет сознание. Троллейбус задел автомобиль.
В русском яз. более меняются оттенки значений, оттенки реального содержания высказывания, но не грамм. значений слов.

Слайд 186. Порядок слов
Но в англ. языке - большая роль такого способа

выражения грамм. значения.
The students study the map.
Англ. предложение имеет твердый порядок слов: подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство.
Место = средство выражения гр. знач. наряду с аффиксом или служебным словом.


Слайд 197. Интонация
В некоторых языках (Юго-Восточная Азия: Китай, Вьетнам)
Не только интонация предложения,

но и интонация слова. Она используется для различных гр. значений.
В герм., славянских интонация слова не имеет значения.
Но она очень влиятельна как интонация предложения или его части: повествовательность, побуждение, вопрос - это разница грамматического значения.

Слайд 208. Словесное ударение
В РЯ - важный способ выражения ГЗ:
весны-весны
руки-руки
дома-дома
города-города
это разные

формы слова, у них разное гр. значение (падеж, число)

Слайд 21Грамматический плеоназм
Если одно и то же грамматическое значение выражается в

словосочетании более одного раза, то это грамматический плеоназм:
Я читаю, ты читаешь, des Buches, den Kindern, красивая поляна, красивое озеро, красивый лес.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика