Способности и профессиональная пригодность. презентация

Содержание

Для того, чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у

Слайд 1 Способности и профессиональная пригодность.


Подготовила:
педагог-психолог МБОУ СОШ №2
имени М.И. Третьяковой с. Доброе
С.А. Мячина.


Слайд 2Для того, чтобы никто не ошибался в выборе профессии, которая больше

всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарование.


Хуан Уарте,
испанский ученый (1575 г.)


Слайд 3Когда юный Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к

нему подошел мальчик лет четырнадцати.
- Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
- Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
- Да я пишу… Стихи …
- Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
- Отчего же, совсем легко. Ты попробуй …
Собеседником Моцарта был Гёте…

Слайд 4 Способности -
индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиться

успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, навыкам, умениям.

Слайд 5

Способности -










Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех профессиях и видах деятельности.

Специальные способности — это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развитая чувствительность рук.

специальные

общие


Слайд 6Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального развития является условием успешной работы

учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и т.п. Уровень умственного развития определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера.
Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.



Узнать тип мышления можно
с помощью опросника
«Тип мышления».



Слайд 7 Если Вы согласны, в бланке ответов поставьте плюс, если не согласны

–минус.


1.Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2.Мне интересно составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах и рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я легко вижу ее героев и описываемые события.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (А) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картинки.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле- и радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.


Слайд 8
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор.
22. Я предпочитаю точные науки

(математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Истинно только то, что можно потрогать руками.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Слайд 9Опросник типа мышления.
Подсчитайте количество плюсов в каждой из 5 строк и

запишите полученное число. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой строке указывает на уровень развития данного типа мышления.
0-2 низкий;
3-5 средний;
6-8 высокий;

Слайд 10Предметно-действенное мышление (П-Д)

Свойственно людям дела. Про них обычно

говорят: «Золотые руки!». Они лучше усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.


Слайд 11Абстрактно- символическим мышлением (А-С)

обладают многие люди науки:

физики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул, операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

Слайд 12Словесно- логическое мышление (С-Л)

отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря

развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

Слайд 13Наглядно-образным мышлением (Н-О)

обладают люди с художественным складом

ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было, - художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

Слайд 14Креативность (К)-
это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи.

Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем незаменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.


Слайд 15Выделите общие и специальные способности
Перечень свойств личности:
двигательная память; лаконичность в рассуждениях;

трудолюбие; настойчивость; координация движений; любовь к детям; хорошее запоминание общих схем обобщенных способов решения задач; эмоциональная устойчивость; умение передавать свои мысли и чувства с помощью слов; скорость и точность реакций и движений; быстрота мыслительных процессов; сообразительность; гибкость мышления; яркость воображения; богатство словарного запаса; пластичность движений; эмоциональность; выдержка и самообладание; умение налаживать контакты; целеустремленность; отзывчивость; память на числа, цифры, формулы; смелость и решительность; устойчивый интерес к делу; широкое распределение и быстрое переключение внимания; воссоздание образов по словесному описанию; умение быстро принимать решение; выносливость; техническая наблюдательность; физическая сила; умение понимать других людей; пространственное воображение; эмоциональная выразительность движений.

Слайд 16Выделите признаки, которые являются показателями наличия способностей.
В

биографии знаменитого десятиборца В. Кузнецова известен такой факт. Как -то на стадионе познакомился Вася с тренером Ш. Спустя неделю мальчик решил попробовать бросать диск. Вася сделал три замаха, потом вошел в поворот и с удовольствием почувствовал, что диск с силой оторвался от руки, взлетел в воздух и красивой дугой опустился на траву. «Вот это здорово!»- удивился тренер. Вася, покраснев от удовольствия, спросил: «Метров 25 будет, правда?» «Будет, будет, наверняка», ответил тренер.
Но не результаты удивили тренера, а то,
как легко и быстро овладел ученик
техникой движения, на которую
у других уходили месяцы.

Слайд 17Выделите признаки, которые являются показателями наличия способностей.
Софья Ковалевская, не зная еще

первых четырех правил арифметики, решала задачи различными оригинальными способами. В возрасте 10 лет она прошла курс арифметики, преподававшийся в Пражском университете, затем быстро овладела курсом алгебры и приступила к высшей математике. Интерес к алгебре был так велик, что она даже ночью вставала и изучала материал. Встретив тригонометрические понятия, она сама разобралась в них.

Слайд 18Выделите признаки, которые являются показателями наличия способностей.
С 3 лет Моцарт начал

играть на клавесине, в 4 года уже сочинял небольшие музыкальные произведения, в 6 лет создал концерт для фортепиано, а в 12 написал первую оперу.



Слайд 19Выделите признаки, которые являются показателями наличия способностей.
Один из победителей второго тура

физической олимпиады Саша В. вызывал большие сомнения у членов жюри. Э. Круглякову предложили проверить его. Неофициальный экзамен длился 7 часов. Саше предлагались задачи- и легкие, и большой сложности, выходящие за рамки школьной программы. Удивительно, но и те и другие он решал мучительно трудно и долго. Когда экзаменатор вдруг спросил Сашу об элементарных законах физики, пройденных еще в 8-9 классах, то оказалось Саша не знал их. Оказывается, чтобы решить задачу, ему приходилось проделывать изнурительную работу- самому открывать и устанавливать закономерности, и тем не менее он каждый раз с честью выходил из положения.

Слайд 20Генеральный авиаконструктор так описывает труд одного рабочего: «Я часто останавливался в

цехе нашего завода и наблюдал за работой мастера-дюральщика А.Н. Кирилина. В его руках дюралевый лист приобретает пластичность резины, лист течет, он дышит, он делается живым… Из плоского, ровного листа рождаются детали самой сложной конфигурации. Уму непостижимо, как чувствует материал этот человек! Я уверен, что в тот момент, когда руки Кирилина превращают металлический лист в сложную пространственную трехмерную деталь, мастер не думает о припусках, технологии материала, о его физических свойствах- он их чувствует. Примечательнее всего в этом человеке то, что он постоянно ищет новые трудовые приемы усовершенствования и улучшения по своей специальности».

Слайд 21Проанализируйте нижеперечисленные примеры и определите, в каких случаях речь идет о

способностях, в каких нет:

высокий рост баскетболиста;
стремление ученика быть чем-то занятым, трудолюбие;
хорошая осведомленность в области астрономии;
человек хорошо различает оттенки разных цветов;
ученик правильно декламирует на уроке стихотворение, выученное дома;
школьник быстро запоминает и правильно повторяет мелодию новой песни на уроке музыки;
ученица правильно решает у доски задачу.


Слайд 22Даны характеристики учеников. Укажите, к какой профессии: учитель, летчик или водитель-

наиболее пригоден, по -вашему мнению, каждый из них.

Ученик А.
Отличается большой собранностью, целеустремленностью. В любой трудной обстановке умеет сохранить самообладание, выдержку, обладает большим чувством самоконтроля, четким мышлением. Движения и действия его быстрые, но не поспешные. Его интересы сосредоточены в области физики.


Слайд 23Ученик Б.
Поражает какой- то несобранностью, внутренней погруженностью и внешней рассеянностью.

Он очень хорошо знает физику. В быту совершенно беспомощен, ненаблюдателен и вечно попадает в смешные истории.

Слайд 24Ученица В.
Когда занимается со своими подшефными - учащимися 1-4

классов, то вся преображается: становится взрослее, голос звучит мягче, задушевнее. Она снисходительна к шалостям малышей, но настойчива, когда нужно призвать ребят к порядку. В.- выдумщица на всякие игры, ребята с нетерпением ждут ее прихода.

Слайд 25
« На этой планете существует одна великая истина: независимо от

того, кем ты являешься и что делаешь, когда ты по-настоящему чего-то желаешь,ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной».
П. Коэльо

Слайд 26Литература
Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии.-М.Просвещение,1995
Резапкина Г.Н. Уроки выбора профессии. Школьный

психолог №14, 2006
Савченко М.Ю. профориентация. Личностное развитие.-М.Вако, 2006

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика