Слайд 1Профессор кафедры гуманитарных дисциплин
Пустозеров Александр Иванович
Кандидат педагогических наук, профессор,
тел. 20-22
Кафедра
гуманитарных дисциплин
Российская таможенная академия
Слайд 2Социальная психология группы
Вопросы:
1. Группа как основа организации.
2. Характеристика основных социально-психологических процессов
и явлений.
Слайд 4Вопрос 1.
Группа как основа организации
Слайд 5Социальная психология -
изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением
в социальные группы, а также, психологические характеристики самих групп
Слайд 6Организация -
это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих
целей.
Слайд 7Признаки организации:
- наличие общих целей и координационного центра;
- необходимое минимальное количество
участников организации;
- возможность саморегулирования;
- обособленность границ, отделяющие ее от других структурных элементов.
Слайд 8Элементы организации
- трудовые ресурсы (люди);
- цели;
- технология;
- задачи;
- структура
Слайд 9Социальная структура организации
- группа управления (руководство);
- группа административно –управленческого персонала;
-
подразделения;
- рабочие группы;
- группы обеспечения и вспомогательный персонал.
Слайд 10Группа
Группой называют всякое объединение людей, всякую их общность.
Основополагающим фактором психологии группы
является совместная деятельность.
Слайд 11Формальные и неформальные группы
Формальная группа – группа людей, созданная по воле
руководства для организации и осуществления деятельности. Взаимоотношения регулируются соответствующими уставами и должностными инструкциями.
Слайд 12Элементы формальной группы:
- штатно-должностная структура( совокупность должностей согласно штатного расписания на
основе требований технологического процесса);
- профессионально-квалификационная структура(требования к членам группы в зависимости от сложности труда);
- социально-демографическая структура((классификация членов групп по полу, возрасту, образованию и опыту).
Слайд 13Формальные и неформальные группы
Неформальная группа – спонтанно образовавшаяся группа, члены
которой регулярно вступают во взаимоотношения для достижения своих целей. Взаимоотношения строятся на основе симпатий и антипатий, регулируются неписанными правилами – групповыми нормами.
Слайд 14Психологическая структура группы
Восприятие, внимание, мышление, воображение, представление, речь, идентификация, эмпатия и
т.д.
Симпатия, антипатия, дружба,
лидерство, авторитет, микрогруппы и т.д.
Разъяснение, убеждение, внушение, стимулирование, подкрепление, авторитет, лидерство и т.д.
Мнения, настроения, традиции и т.д.
Слайд 15Основные характеристики неформальных групп :
Слайд 16Классификация групп
- номинальные (конгломераты)-неорганизованные или случайные группы;
- ассоциации – группа, в
которой взаимоотношения определяются только личностно значимыми целями;
- кооперация – отношения в ней носят чисто деловой характер;
- корпорация –группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки.
Слайд 19Малая группа
Малая группа – общность людей, объединенных совместной деятельностью, которые регулярно
и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определенную систему ценностей и норм.
Слайд 22Социальные роли -
это нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии
с его социальной позицией и статусом в группе.
Слайд 23Виды ролей:
- социально-функциональные;
- конвенциональные;
- внутригрупповые;
- межличностные;
- индивидуальные.
Слайд 24При управлении людьми руководитель должен учитывать:
- правильное определение социальной роли каждого
человека и его места в группе;
- усвоение каждым своей социальной роли;
- обеспечения выполнения каждым членом группы его социальной роли;
- четкость и ясность составления должностной инструкции , обеспечивающей основу адекватного понимания своей роли; непонимание роли друг друга ведет к ролевым конфликтам.
Слайд 25Выводы по 1 вопросу
Таким образом , мы рассмотрели
структуру организации и каким образом группа является элементом организации
Группы бывают формальные и неформальные
Каждая группа имеет свою структуру
Слайд 26Вопрос 2
2. Характеристика основных социально-психологических процессов и явлений.
Слайд 27Социально-психологические процессы
Слайд 28Взаимоотношения
Цель взаимоотношений :
- создание здорового социально- психологического климата;
- включение человека в
активную деятельность;
-создание обстановки взаимной требовательности, ответственности
Слайд 29Взаимоотношения в коллективе
Успех работы предприятия, организации тесно связан с этикетом и
культурой поведения руководителя. Для хорошего овладения деловым этикетом, культурой поведения требуется время, желание и настойчивость, постоянные тренировки поведения в различных условиях деятельности, чтобы знания перешли в навыки, привычки.
Слайд 30Принципы формальных взаимоотношений в группе:
Внутригрупповая дифференциация – процесс и результаты сближения
и обособления членов группы
Слайд 31Проявления внутригрупповой дисперсии
Процессы взаимовлияния – влияние людей друг на друга (взгляды,
убеждения, установки, способы поведения) в ходе совместной деятельности
Слайд 33Существует несколько типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно различающихся с точки зрения
морально-психологического климата.
Слайд 341. Невмешательство — низкий уровень заботы руководителя о производстве и о
людях. Руководитель много делает сам, не делегирует своих функций, не стремится к серьезным достижениям. Главное для него — сохранить свою должность.
Слайд 352. Теплая компания, высокий уровень заботы о людях, стремление к установлению
дружеских отношений, приятной атмосферы, удобного для сотрудников темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли при этом достигнуты конкретные и устойчивые результаты. Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на решении производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо просто игнорируется.
Слайд 363. Золотая середина: руководитель в своей деятельности стремится оптимально сочетать интересы
дела и интересы персонала, он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.
Слайд 374. Команда: наиболее предпочтительный тип взаимоотношений в рабочей группе. Руководитель стремится
максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива, объединению деловитости и человечности на всех уровнях отношений.
Однако эта модель не является универсальной, так как конкретные ситуации могут существенно отличаться друг от друга.
Слайд 38Структура взаимоотношений
-познавательный компонент;
-эмоционально-оценочный компонент;
-мотивационный компонент;
- операционный компонент.
Слайд 39Групповое мнение
- совокупное оценочное суждение членов группы (или значительной ее части)
о различных событиях и явлениях общественной жизни, коллектива, а также о поведении как отдельных личностей, так и группы в целом.
Слайд 40Особенности группового мнения
- особая сила (сочетает в себе убеждение и коллективное
принуждение, т.к. выражает волю коллектива)
- единодушие группового мнения
- систематичность, повседневность и оперативность нравственных оценок
- неотвратимость и неоспоримость оценочных суждений
- подвижность и динамичность
Слайд 41Формирование группового мнения
Руководитель
Слайд 42Методы влияния на общественное мнение:
- «скрытое воздействие»
- «акцентирование»
- «логический анализ ошибочных
суждений»
- «опора не мнение авторитетных лиц»
- «поддержка правильного мнения»
- «обострение борьбы мнений»
Слайд 43Групповые традиции
Традиции – сложившиеся и прочно укоренившиеся в группе правила и
нормы поведения, соблюдения которых стало групповой потребностью.
Механизм образования традиций – присущая людям тенденция вырабатывать, сохранять и поддерживать такие нормы и правила, которые ранее себя оправдали и способствовали успеху совместной деятельности.
Слайд 48Групповое настроение
- совместные переживания событий, фактов, сходные эмоциональные состояния, овладевающие
членами группы на какое-то время и влияющие на жизнедеятельность группы.
Слайд 49Факторы, влияющие на групповое настроение :
- здоровье и физическое самочувствие членов
группы;
- личностные и психологические особенности членов группы;
- социально-психологические явления;
- социальные процессы, происходящие в обществе;
- деятельность (привлекательность, успешность, значимость).
Слайд 50Способы возбуждения позитивных настроений:
- демонстрация хорошего настроения руководителем группы;
- психологические подкрепления
ожиданий (поощрение, одобрение);
- использование «мажорных» факторов (шутки, анекдоты и др.);
- исключение отрицательных факторов;
- средства и приемы аутотренинга;
- создание комнат психологической разгрузки.
Слайд 51Выводы по 2 вопросу
Существуют психологические процессы и явления, играющие большую роль
в структуре группы:
Взаимоотношения;
Групповое мнение;
Групповые традиции;
Групповое настроение.
Слайд 52Выводы по теме
Социальная психология рассматривает вопросы организации, группы и их психологические
механизмы процессов и явлений , происходящих в различных социальных группах.