Профессор кафедры гуманитарных дисциплин
Пустозеров Александр Иванович
Кандидат педагогических наук, профессор,
тел. 20-22
Кафедра гуманитарных дисциплин
Российская таможенная академия
Презентация на тему Социальная психология группы, предмет презентации: Разное. Этот материал содержит 54 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!
Профессор кафедры гуманитарных дисциплин
Пустозеров Александр Иванович
Кандидат педагогических наук, профессор,
тел. 20-22
Кафедра гуманитарных дисциплин
Российская таможенная академия
Социальная психология группы
Вопросы:
1. Группа как основа организации.
2. Характеристика основных социально-психологических процессов и явлений.
Социальная психология -
изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также, психологические характеристики самих групп
Организация -
это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Признаки организации:
- наличие общих целей и координационного центра;
- необходимое минимальное количество участников организации;
- возможность саморегулирования;
- обособленность границ, отделяющие ее от других структурных элементов.
Элементы организации
- трудовые ресурсы (люди);
- цели;
- технология;
- задачи;
- структура
Социальная структура организации
- группа управления (руководство);
- группа административно –управленческого персонала;
- подразделения;
- рабочие группы;
- группы обеспечения и вспомогательный персонал.
Группа
Группой называют всякое объединение людей, всякую их общность.
Основополагающим фактором психологии группы является совместная деятельность.
Формальные и неформальные группы
Формальная группа – группа людей, созданная по воле руководства для организации и осуществления деятельности. Взаимоотношения регулируются соответствующими уставами и должностными инструкциями.
Элементы формальной группы:
- штатно-должностная структура( совокупность должностей согласно штатного расписания на основе требований технологического процесса);
- профессионально-квалификационная структура(требования к членам группы в зависимости от сложности труда);
- социально-демографическая структура((классификация членов групп по полу, возрасту, образованию и опыту).
Формальные и неформальные группы
Неформальная группа – спонтанно образовавшаяся группа, члены которой регулярно вступают во взаимоотношения для достижения своих целей. Взаимоотношения строятся на основе симпатий и антипатий, регулируются неписанными правилами – групповыми нормами.
Психологическая структура группы
Восприятие, внимание, мышление, воображение, представление, речь, идентификация, эмпатия и т.д.
Симпатия, антипатия, дружба,
лидерство, авторитет, микрогруппы и т.д.
Разъяснение, убеждение, внушение, стимулирование, подкрепление, авторитет, лидерство и т.д.
Мнения, настроения, традиции и т.д.
Классификация групп
- номинальные (конгломераты)-неорганизованные или случайные группы;
- ассоциации – группа, в которой взаимоотношения определяются только личностно значимыми целями;
- кооперация – отношения в ней носят чисто деловой характер;
- корпорация –группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки.
Малая группа
Малая группа – общность людей, объединенных совместной деятельностью, которые регулярно и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определенную систему ценностей и норм.
Социальные роли -
это нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии с его социальной позицией и статусом в группе.
Виды ролей:
- социально-функциональные;
- конвенциональные;
- внутригрупповые;
- межличностные;
- индивидуальные.
При управлении людьми руководитель должен учитывать:
- правильное определение социальной роли каждого человека и его места в группе;
- усвоение каждым своей социальной роли;
- обеспечения выполнения каждым членом группы его социальной роли;
- четкость и ясность составления должностной инструкции , обеспечивающей основу адекватного понимания своей роли; непонимание роли друг друга ведет к ролевым конфликтам.
Выводы по 1 вопросу
Таким образом , мы рассмотрели структуру организации и каким образом группа является элементом организации
Группы бывают формальные и неформальные
Каждая группа имеет свою структуру
Вопрос 2
2. Характеристика основных социально-психологических процессов и явлений.
Взаимоотношения
Цель взаимоотношений :
- создание здорового социально- психологического климата;
- включение человека в активную деятельность;
-создание обстановки взаимной требовательности, ответственности
Взаимоотношения в коллективе
Успех работы предприятия, организации тесно связан с этикетом и культурой поведения руководителя. Для хорошего овладения деловым этикетом, культурой поведения требуется время, желание и настойчивость, постоянные тренировки поведения в различных условиях деятельности, чтобы знания перешли в навыки, привычки.
Принципы формальных взаимоотношений в группе:
Внутригрупповая дифференциация – процесс и результаты сближения и обособления членов группы
Проявления внутригрупповой дисперсии
Процессы взаимовлияния – влияние людей друг на друга (взгляды, убеждения, установки, способы поведения) в ходе совместной деятельности
Существует несколько типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно различающихся с точки зрения морально-психологического климата.
1. Невмешательство — низкий уровень заботы руководителя о производстве и о людях. Руководитель много делает сам, не делегирует своих функций, не стремится к серьезным достижениям. Главное для него — сохранить свою должность.
2. Теплая компания, высокий уровень заботы о людях, стремление к установлению дружеских отношений, приятной атмосферы, удобного для сотрудников темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли при этом достигнуты конкретные и устойчивые результаты. Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на решении производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо просто игнорируется.
3. Золотая середина: руководитель в своей деятельности стремится оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.
4. Команда: наиболее предпочтительный тип взаимоотношений в рабочей группе. Руководитель стремится максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива, объединению деловитости и человечности на всех уровнях отношений.
Однако эта модель не является универсальной, так как конкретные ситуации могут существенно отличаться друг от друга.
Структура взаимоотношений
-познавательный компонент;
-эмоционально-оценочный компонент;
-мотивационный компонент;
- операционный компонент.
Групповое мнение
- совокупное оценочное суждение членов группы (или значительной ее части) о различных событиях и явлениях общественной жизни, коллектива, а также о поведении как отдельных личностей, так и группы в целом.
Особенности группового мнения
- особая сила (сочетает в себе убеждение и коллективное принуждение, т.к. выражает волю коллектива)
- единодушие группового мнения
- систематичность, повседневность и оперативность нравственных оценок
- неотвратимость и неоспоримость оценочных суждений
- подвижность и динамичность
Методы влияния на общественное мнение:
- «скрытое воздействие»
- «акцентирование»
- «логический анализ ошибочных суждений»
- «опора не мнение авторитетных лиц»
- «поддержка правильного мнения»
- «обострение борьбы мнений»
Групповые традиции
Традиции – сложившиеся и прочно укоренившиеся в группе правила и нормы поведения, соблюдения которых стало групповой потребностью.
Механизм образования традиций – присущая людям тенденция вырабатывать, сохранять и поддерживать такие нормы и правила, которые ранее себя оправдали и способствовали успеху совместной деятельности.
Групповое настроение
- совместные переживания событий, фактов, сходные эмоциональные состояния, овладевающие членами группы на какое-то время и влияющие на жизнедеятельность группы.
Факторы, влияющие на групповое настроение :
- здоровье и физическое самочувствие членов группы;
- личностные и психологические особенности членов группы;
- социально-психологические явления;
- социальные процессы, происходящие в обществе;
- деятельность (привлекательность, успешность, значимость).
Способы возбуждения позитивных настроений:
- демонстрация хорошего настроения руководителем группы;
- психологические подкрепления ожиданий (поощрение, одобрение);
- использование «мажорных» факторов (шутки, анекдоты и др.);
- исключение отрицательных факторов;
- средства и приемы аутотренинга;
- создание комнат психологической разгрузки.
Выводы по 2 вопросу
Существуют психологические процессы и явления, играющие большую роль в структуре группы:
Взаимоотношения;
Групповое мнение;
Групповые традиции;
Групповое настроение.
Выводы по теме
Социальная психология рассматривает вопросы организации, группы и их психологические механизмы процессов и явлений , происходящих в различных социальных группах.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть