Социальная психология группы презентация

Содержание

Социальная психология группы Вопросы: 1. Группа как основа организации. 2. Характеристика основных социально-психологических процессов и явлений.

Слайд 1Профессор кафедры гуманитарных дисциплин
Пустозеров Александр Иванович
Кандидат педагогических наук, профессор,
тел. 20-22



Кафедра

гуманитарных дисциплин

Российская таможенная академия


Слайд 2Социальная психология группы
Вопросы:

1. Группа как основа организации.

2. Характеристика основных социально-психологических процессов

и явлений.

Слайд 4Вопрос 1.


Группа как основа организации


Слайд 5Социальная психология -

изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением

в социальные группы, а также, психологические характеристики самих групп

Слайд 6Организация -
это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих

целей.

Слайд 7Признаки организации:
- наличие общих целей и координационного центра;
- необходимое минимальное количество

участников организации;
- возможность саморегулирования;
- обособленность границ, отделяющие ее от других структурных элементов.



Слайд 8Элементы организации
- трудовые ресурсы (люди);
- цели;
- технология;
- задачи;
- структура


Слайд 9Социальная структура организации
- группа управления (руководство);
- группа административно –управленческого персонала;
-

подразделения;
- рабочие группы;
- группы обеспечения и вспомогательный персонал.

Слайд 10Группа
Группой называют всякое объединение людей, всякую их общность.

Основополагающим фактором психологии группы

является совместная деятельность.

Слайд 11Формальные и неформальные группы
Формальная группа – группа людей, созданная по воле

руководства для организации и осуществления деятельности. Взаимоотношения регулируются соответствующими уставами и должностными инструкциями.

Слайд 12Элементы формальной группы:
- штатно-должностная структура( совокупность должностей согласно штатного расписания на

основе требований технологического процесса);
- профессионально-квалификационная структура(требования к членам группы в зависимости от сложности труда);
- социально-демографическая структура((классификация членов групп по полу, возрасту, образованию и опыту).

Слайд 13Формальные и неформальные группы
Неформальная группа – спонтанно образовавшаяся группа, члены

которой регулярно вступают во взаимоотношения для достижения своих целей. Взаимоотношения строятся на основе симпатий и антипатий, регулируются неписанными правилами – групповыми нормами.

Слайд 14Психологическая структура группы
Восприятие, внимание, мышление, воображение, представление, речь, идентификация, эмпатия и

т.д.

Симпатия, антипатия, дружба,
лидерство, авторитет, микрогруппы и т.д.

Разъяснение, убеждение, внушение, стимулирование, подкрепление, авторитет, лидерство и т.д.

Мнения, настроения, традиции и т.д.






Слайд 15Основные характеристики неформальных групп :


Слайд 16Классификация групп
- номинальные (конгломераты)-неорганизованные или случайные группы;
- ассоциации – группа, в

которой взаимоотношения определяются только личностно значимыми целями;
- кооперация – отношения в ней носят чисто деловой характер;
- корпорация –группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки.

Слайд 17Классификация групп


Слайд 18Классификация групп


Слайд 19Малая группа
Малая группа – общность людей, объединенных совместной деятельностью, которые регулярно

и непосредственно взаимодействуют друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определенную систему ценностей и норм.

Слайд 20Признаки малой группы


Слайд 21Типы малых групп


Слайд 22Социальные роли -
это нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии

с его социальной позицией и статусом в группе.

Слайд 23Виды ролей:
- социально-функциональные;
- конвенциональные;
- внутригрупповые;
- межличностные;
- индивидуальные.


Слайд 24При управлении людьми руководитель должен учитывать:
- правильное определение социальной роли каждого

человека и его места в группе;
- усвоение каждым своей социальной роли;
- обеспечения выполнения каждым членом группы его социальной роли;
- четкость и ясность составления должностной инструкции , обеспечивающей основу адекватного понимания своей роли; непонимание роли друг друга ведет к ролевым конфликтам.


Слайд 25Выводы по 1 вопросу

Таким образом , мы рассмотрели

структуру организации и каким образом группа является элементом организации
Группы бывают формальные и неформальные
Каждая группа имеет свою структуру

Слайд 26Вопрос 2


2. Характеристика основных социально-психологических процессов и явлений.


Слайд 27Социально-психологические процессы


Слайд 28Взаимоотношения
Цель взаимоотношений :
- создание здорового социально- психологического климата;
- включение человека в

активную деятельность;
-создание обстановки взаимной требовательности, ответственности

Слайд 29Взаимоотношения в коллективе
Успех работы предприятия, организации тесно связан с этикетом и

культурой поведения руководителя. Для хорошего овладения деловым этикетом, культурой поведения требуется время, желание и настойчивость, постоянные тренировки поведения в различных условиях деятельности, чтобы знания перешли в навыки, привычки.

Слайд 30Принципы формальных взаимоотношений в группе:
Внутригрупповая дифференциация – процесс и результаты сближения

и обособления членов группы

Слайд 31Проявления внутригрупповой дисперсии
Процессы взаимовлияния – влияние людей друг на друга (взгляды,

убеждения, установки, способы поведения) в ходе совместной деятельности

Слайд 32Способы взаимовлияния


Слайд 33Существует несколько типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно различающихся с точки зрения

морально-психологического климата.

Слайд 341. Невмешательство — низкий уровень заботы руководителя о производстве и о

людях. Руководитель много делает сам, не делегирует своих функций, не стремится к серьезным достижениям. Главное для него — сохранить свою должность.

Слайд 352. Теплая компания, высокий уровень заботы о людях, стремление к установлению

дружеских отношений, приятной атмосферы, удобного для сотрудников темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли при этом достигнуты конкретные и устойчивые результаты. Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на решении производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо просто игнорируется.

Слайд 363. Золотая середина: руководитель в своей деятельности стремится оптимально сочетать интересы

дела и интересы персонала, он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.

Слайд 374. Команда: наиболее предпочтительный тип взаимоотношений в рабочей группе. Руководитель стремится

максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива, объединению деловитости и человечности на всех уровнях отношений.
Однако эта модель не является универсальной, так как конкретные ситуации могут существенно отличаться друг от друга.

Слайд 38Структура взаимоотношений
-познавательный компонент;
-эмоционально-оценочный компонент;
-мотивационный компонент;
- операционный компонент.


Слайд 39Групповое мнение
- совокупное оценочное суждение членов группы (или значительной ее части)

о различных событиях и явлениях общественной жизни, коллектива, а также о поведении как отдельных личностей, так и группы в целом.

Слайд 40Особенности группового мнения

- особая сила (сочетает в себе убеждение и коллективное

принуждение, т.к. выражает волю коллектива)
- единодушие группового мнения
- систематичность, повседневность и оперативность нравственных оценок
- неотвратимость и неоспоримость оценочных суждений
- подвижность и динамичность

Слайд 41Формирование группового мнения
Руководитель


Слайд 42Методы влияния на общественное мнение:
- «скрытое воздействие»
- «акцентирование»
- «логический анализ ошибочных

суждений»
- «опора не мнение авторитетных лиц»
- «поддержка правильного мнения»
- «обострение борьбы мнений»


Слайд 43Групповые традиции
Традиции – сложившиеся и прочно укоренившиеся в группе правила и

нормы поведения, соблюдения которых стало групповой потребностью.

Механизм образования традиций – присущая людям тенденция вырабатывать, сохранять и поддерживать такие нормы и правила, которые ранее себя оправдали и способствовали успеху совместной деятельности.

Слайд 44Виды традиций


Слайд 45Виды традиций


Слайд 46Свойства традиций


Слайд 47Этапы образования традиции


Слайд 48Групповое настроение
- совместные переживания событий, фактов, сходные эмоциональные состояния, овладевающие

членами группы на какое-то время и влияющие на жизнедеятельность группы.

Слайд 49Факторы, влияющие на групповое настроение :
- здоровье и физическое самочувствие членов

группы;
- личностные и психологические особенности членов группы;
- социально-психологические явления;
- социальные процессы, происходящие в обществе;
- деятельность (привлекательность, успешность, значимость).

Слайд 50Способы возбуждения позитивных настроений:
- демонстрация хорошего настроения руководителем группы;
- психологические подкрепления

ожиданий (поощрение, одобрение);
- использование «мажорных» факторов (шутки, анекдоты и др.);
- исключение отрицательных факторов;
- средства и приемы аутотренинга;
- создание комнат психологической разгрузки.


Слайд 51Выводы по 2 вопросу

Существуют психологические процессы и явления, играющие большую роль

в структуре группы:
Взаимоотношения;
Групповое мнение;
Групповые традиции;
Групповое настроение.

Слайд 52Выводы по теме

Социальная психология рассматривает вопросы организации, группы и их психологические

механизмы процессов и явлений , происходящих в различных социальных группах.

Слайд 53



Спасибо за внимание


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика