Презентация на тему Социальная психология группы

Содержание

Социальная психология группы Вопросы: 1. Группа как основа организации. 2. Характеристика основных социально-психологических процессов и явлений.
Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Профессор кафедры гуманитарных дисциплин
Пустозеров Александр Иванович
Кандидат педагогических

наук, профессор,
тел. 20-22



Кафедра гуманитарных дисциплин
Российская таможенная

академия
Профессор кафедры гуманитарных дисциплин Пустозеров Александр Иванович Кандидат педагогических наук, профессор,

Слайд 2Социальная психология группы
Вопросы:

1. Группа как основа организации.

2.

Характеристика основных социально-психологических процессов и явлений.

Социальная психология группы Вопросы:  1. Группа как основа организации.  2.

Слайд 4Вопрос 1.


Группа как основа организации

Вопрос 1.   Группа как основа организации

Слайд 5Социальная психология -

изучает закономерности поведения и деятельности

людей, обусловленных их включением в социальные группы,

а также, психологические характеристики самих групп
Социальная психология -  изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их

Слайд 6Организация -
это группа людей, деятельность которых сознательно

координируется для достижения общих целей.

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Слайд 7Признаки организации:
- наличие общих целей и координационного

центра;
- необходимое минимальное количество участников организации;
- возможность

саморегулирования;
- обособленность границ, отделяющие ее от других структурных элементов.


Признаки организации: - наличие общих целей и координационного центра; - необходимое минимальное

Слайд 8Элементы организации
- трудовые ресурсы (люди);
- цели;
- технология;
-

задачи;
- структура

Элементы организации - трудовые ресурсы (люди); - цели; - технология; - задачи; - структура

Слайд 9Социальная структура организации
- группа управления (руководство);
- группа

административно –управленческого персонала;
- подразделения;
- рабочие

группы;
- группы обеспечения и вспомогательный персонал.
Социальная структура организации - группа управления (руководство); - группа административно –управленческого персонала;

Слайд 10Группа
Группой называют всякое объединение людей, всякую их

общность.

Основополагающим фактором психологии группы является совместная деятельность.

Группа Группой называют всякое объединение людей, всякую их общность.  Основополагающим фактором

Слайд 11Формальные и неформальные группы
Формальная группа – группа

людей, созданная по воле руководства для организации

и осуществления деятельности. Взаимоотношения регулируются соответствующими уставами и должностными инструкциями.
Формальные и неформальные группы Формальная группа – группа людей, созданная по воле

Слайд 12Элементы формальной группы:
- штатно-должностная структура( совокупность должностей

согласно штатного расписания на основе требований технологического

процесса);
- профессионально-квалификационная структура(требования к членам группы в зависимости от сложности труда);
- социально-демографическая структура((классификация членов групп по полу, возрасту, образованию и опыту).
Элементы формальной группы: - штатно-должностная структура( совокупность должностей согласно штатного расписания на

Слайд 13Формальные и неформальные группы
Неформальная группа –

спонтанно образовавшаяся группа, члены которой регулярно вступают

во взаимоотношения для достижения своих целей. Взаимоотношения строятся на основе симпатий и антипатий, регулируются неписанными правилами – групповыми нормами.
Формальные и неформальные группы  Неформальная группа – спонтанно образовавшаяся группа, члены

Слайд 14Психологическая структура группы
Восприятие, внимание, мышление, воображение, представление,

речь, идентификация, эмпатия и т.д.
Симпатия, антипатия, дружба,


лидерство, авторитет, микрогруппы и т.д.

Разъяснение, убеждение, внушение, стимулирование, подкрепление, авторитет, лидерство и т.д.

Мнения, настроения, традиции и т.д.





Психологическая структура группы Восприятие, внимание, мышление, воображение, представление, речь, идентификация, эмпатия и

Слайд 15Основные характеристики неформальных групп :

Основные характеристики неформальных групп :

Слайд 16Классификация групп
- номинальные (конгломераты)-неорганизованные или случайные группы;
-

ассоциации – группа, в которой взаимоотношения определяются

только личностно значимыми целями;
- кооперация – отношения в ней носят чисто деловой характер;
- корпорация –группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки.
Классификация групп - номинальные (конгломераты)-неорганизованные или случайные группы; - ассоциации – группа,

Слайд 17Классификация групп

Классификация групп

Слайд 18Классификация групп

Классификация групп

Слайд 19Малая группа
Малая группа – общность людей, объединенных

совместной деятельностью, которые регулярно и непосредственно взаимодействуют

друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определенную систему ценностей и норм.
Малая группа Малая группа – общность людей, объединенных совместной деятельностью, которые регулярно

Слайд 20Признаки малой группы

Признаки малой группы

Слайд 21Типы малых групп

Типы малых групп

Слайд 22Социальные роли -
это нормативная система действий, ожидаемая

от индивида в соответствии с его социальной

позицией и статусом в группе.
Социальные роли - это нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии

Слайд 23Виды ролей:
- социально-функциональные;
- конвенциональные;
- внутригрупповые;
- межличностные;
- индивидуальные.


Виды ролей: - социально-функциональные; - конвенциональные; - внутригрупповые; - межличностные; - индивидуальные.

Слайд 24При управлении людьми руководитель должен учитывать:
- правильное

определение социальной роли каждого человека и его

места в группе;
- усвоение каждым своей социальной роли;
- обеспечения выполнения каждым членом группы его социальной роли;
- четкость и ясность составления должностной инструкции , обеспечивающей основу адекватного понимания своей роли; непонимание роли друг друга ведет к ролевым конфликтам.

При управлении людьми руководитель должен учитывать: - правильное определение социальной роли каждого

Слайд 25Выводы по 1 вопросу

Таким

образом , мы рассмотрели структуру организации и

каким образом группа является элементом организации
Группы бывают формальные и неформальные
Каждая группа имеет свою структуру
Выводы по 1 вопросу     Таким образом , мы

Слайд 26Вопрос 2


2. Характеристика основных социально-психологических процессов и

явлений.

Вопрос 2   2. Характеристика основных социально-психологических процессов и явлений.

Слайд 27Социально-психологические процессы

Социально-психологические процессы

Слайд 28Взаимоотношения
Цель взаимоотношений :
- создание здорового социально- психологического

климата;
- включение человека в активную деятельность;
-создание обстановки

взаимной требовательности, ответственности
Взаимоотношения Цель взаимоотношений : - создание здорового социально- психологического климата; - включение

Слайд 29Взаимоотношения в коллективе
Успех работы предприятия, организации тесно

связан с этикетом и культурой поведения руководителя.

Для хорошего овладения деловым этикетом, культурой поведения требуется время, желание и настойчивость, постоянные тренировки поведения в различных условиях деятельности, чтобы знания перешли в навыки, привычки.
Взаимоотношения в коллективе Успех работы предприятия, организации тесно связан с этикетом и

Слайд 30Принципы формальных взаимоотношений в группе:
Внутригрупповая дифференциация –

процесс и результаты сближения и обособления членов

группы
Принципы формальных взаимоотношений в группе: Внутригрупповая дифференциация – процесс и результаты сближения

Слайд 31Проявления внутригрупповой дисперсии
Процессы взаимовлияния – влияние людей

друг на друга (взгляды, убеждения, установки, способы

поведения) в ходе совместной деятельности
Проявления внутригрупповой дисперсии Процессы взаимовлияния – влияние людей друг на друга (взгляды,

Слайд 32Способы взаимовлияния

Способы взаимовлияния

Слайд 33Существует несколько типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно

различающихся с точки зрения морально-психологического климата.

Существует несколько типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно различающихся с точки зрения морально-психологического климата.

Слайд 341. Невмешательство — низкий уровень заботы руководителя

о производстве и о людях. Руководитель много

делает сам, не делегирует своих функций, не стремится к серьезным достижениям. Главное для него — сохранить свою должность.
1. Невмешательство — низкий уровень заботы руководителя о производстве и о людях.

Слайд 352. Теплая компания, высокий уровень заботы о

людях, стремление к установлению дружеских отношений, приятной

атмосферы, удобного для сотрудников темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли при этом достигнуты конкретные и устойчивые результаты. Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на решении производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо просто игнорируется.
2. Теплая компания, высокий уровень заботы о людях, стремление к установлению дружеских

Слайд 363. Золотая середина: руководитель в своей деятельности

стремится оптимально сочетать интересы дела и интересы

персонала, он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.
3. Золотая середина: руководитель в своей деятельности стремится оптимально сочетать интересы дела

Слайд 374. Команда: наиболее предпочтительный тип взаимоотношений в

рабочей группе. Руководитель стремится максимально учитывать интересы

производства и интересы коллектива, объединению деловитости и человечности на всех уровнях отношений.
Однако эта модель не является универсальной, так как конкретные ситуации могут существенно отличаться друг от друга.
4. Команда: наиболее предпочтительный тип взаимоотношений в рабочей группе. Руководитель стремится максимально

Слайд 38Структура взаимоотношений
-познавательный компонент;
-эмоционально-оценочный компонент;
-мотивационный компонент;
- операционный компонент.

Структура взаимоотношений -познавательный компонент; -эмоционально-оценочный компонент; -мотивационный компонент; - операционный компонент.

Слайд 39Групповое мнение
- совокупное оценочное суждение членов группы

(или значительной ее части) о различных событиях

и явлениях общественной жизни, коллектива, а также о поведении как отдельных личностей, так и группы в целом.
Групповое мнение - совокупное оценочное суждение членов группы (или значительной ее части)

Слайд 40Особенности группового мнения

- особая сила (сочетает в

себе убеждение и коллективное принуждение, т.к. выражает

волю коллектива)
- единодушие группового мнения
- систематичность, повседневность и оперативность нравственных оценок
- неотвратимость и неоспоримость оценочных суждений
- подвижность и динамичность
Особенности группового мнения  - особая сила (сочетает в себе убеждение и

Слайд 41Формирование группового мнения
Руководитель

Формирование группового мнения Руководитель

Слайд 42Методы влияния на общественное мнение:
- «скрытое воздействие»
-

«акцентирование»
- «логический анализ ошибочных суждений»
- «опора не

мнение авторитетных лиц»
- «поддержка правильного мнения»
- «обострение борьбы мнений»

Методы влияния на общественное мнение: - «скрытое воздействие» - «акцентирование» - «логический

Слайд 43Групповые традиции
Традиции – сложившиеся и прочно укоренившиеся

в группе правила и нормы поведения, соблюдения

которых стало групповой потребностью.

Механизм образования традиций – присущая людям тенденция вырабатывать, сохранять и поддерживать такие нормы и правила, которые ранее себя оправдали и способствовали успеху совместной деятельности.
Групповые традиции Традиции – сложившиеся и прочно укоренившиеся в группе правила и

Слайд 44Виды традиций

Виды традиций

Слайд 45Виды традиций

Виды традиций

Слайд 46Свойства традиций

Свойства традиций

Слайд 47Этапы образования традиции

Этапы образования традиции

Слайд 48Групповое настроение
- совместные переживания событий, фактов,

сходные эмоциональные состояния, овладевающие членами группы на

какое-то время и влияющие на жизнедеятельность группы.
Групповое настроение  - совместные переживания событий, фактов, сходные эмоциональные состояния, овладевающие

Слайд 49Факторы, влияющие на групповое настроение :
- здоровье

и физическое самочувствие членов группы;
- личностные и

психологические особенности членов группы;
- социально-психологические явления;
- социальные процессы, происходящие в обществе;
- деятельность (привлекательность, успешность, значимость).
Факторы, влияющие на групповое настроение : - здоровье и физическое самочувствие членов

Слайд 50Способы возбуждения позитивных настроений:
- демонстрация хорошего настроения

руководителем группы;
- психологические подкрепления ожиданий (поощрение, одобрение);
-

использование «мажорных» факторов (шутки, анекдоты и др.);
- исключение отрицательных факторов;
- средства и приемы аутотренинга;
- создание комнат психологической разгрузки.

Способы возбуждения позитивных настроений: - демонстрация хорошего настроения руководителем группы; - психологические

Слайд 51Выводы по 2 вопросу

Существуют психологические процессы и

явления, играющие большую роль в структуре группы:
Взаимоотношения;
Групповое

мнение;
Групповые традиции;
Групповое настроение.
Выводы по 2 вопросу  Существуют психологические процессы и явления, играющие большую

Слайд 52Выводы по теме

Социальная психология рассматривает вопросы организации,

группы и их психологические механизмы процессов и

явлений , происходящих в различных социальных группах.
Выводы по теме  Социальная психология рассматривает вопросы организации, группы и их

Слайд 53



Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика