Слайд 1Содержательный компонент урока
Подготовила учитель начальных классов МБОУ Голицынская СОШ№1
Савченко Ольга
Валериевна
Слайд 2Урок, соответствующий ФГОС – урок развивающего обучения
Это возможно, если:
Содержание урока
построено с учетом компетентностного подхода.
Реализуется принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью.
Используются не только предметные задания, но и компетентностные задачи, т.е. задания,связанные с применением предметных знаний на практике.
Слайд 3Компетентностный подход- не усвоение отдельных знаний, а овладение ими в комплексе.
Компетентность
- результат когнитивного научения.
Компетенция- способность и готовность использовать знания и умения в реальной жизни.
Ядром компетентности является совокупность способов действий.
Слайд 4Правильно организованный учебный процесс формирует у учащихся ряд компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции- умение
адекватно оценивать свои способности, понимать личностную значимость образования, т.д.
Учебно- познавательные компетенции-планирование своей деятельности, способность к самореализации.
Информационные компетенции-способность самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию.
Коммуникативные компетенции- умение жить в коллективе, планирование сотрудничества, умение выражать свои мысли.
Реализация компетентностного подхода возможна лишь в том случае, если в учебном процессе формируются данные компетенции.
Слайд 5Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:
Регулярно задавать вопросы вида: «Где
в жизни вы встречаетесь с данными явлениями?», «Где в жизни пригодятся эти знания?»
Систематически включать в урок компетентностные задачи;
Использовать на этапе обобщения интегрированные задачи;
Предусматривать работу над учебными проектами.
Компетентностные задачи- задания на применение предметных знаний для решения практической задачи.
Слайд 6Примеры компетентностных заданий по русскому языку:
Задания на формирование познавательной мотивации- научиться
писать без ошибок, чтобы тебя понимали.
Установка: на родном языке писать с ошибками стыдно!
Ученик допустил ошибки при списывании. Догадайся, почему не сразу понятно, что произошло.
Найди ошибки в записке.
Задания по обучению написания текстов необходимых в быту:записок, писем, рецептов, объявлений.
Задания на овладение правилами культурного поведения: разговор по телефону, ведение диалога по теме
Слайд 7Пример компетентностных заданий по обучению грамоте:
Ознакомление с этапами создания предметов, объектов.
КАК
МЫ УСТРОИЛИ АКВАРИУМ
Мы поставили аквариум на стол. Мама и папа купили нам аквариум и ______. Потом _____________ и налили _____. На ____ насыпали камушки. Как стало красиво! И вот в наш аквариум пустили ______.
Слайд 8Примеры компетентностных заданий по окружающему миру:
Задания по определению поведения
в сложных
ситуациях:
-Как вы поведете себя во время грозы:
дома, в лесу?
Вы-участник арктической
экспедиции.
Какими чертами характера
ты должен обладать?
Задания экологического характера:
-Что произойдет, если всю воду
из реки человек потратит на
свои нужды?
Слайд 9Урок должен содержать элементы творческой работы:
Самостоятельный перенос знаний и умений в
новую ситуацию.
Умение видеть новую функцию объекта.
Альтернативное мышление- видение возможных решений данной проблемы.
Создание нового продукта.
Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый.
Слайд 10Примеры творческих заданий
Обучение грамоте
Инсценирование, создание нового продукта, задания на поиск закономерностей.
Русский
язык
Составление слов, предложений, работа с текстом, т.д.
Литературное чтение
Отгадывание загадок, выразительное чтение стихотворений, чтение по ролям, создание нового продукта, пересказ текста.
Математика
Логические задания, подбор и восстановление недостающих элементов, арифметические задачи с недостающими или лишними данными,т.д.
Окружающий мир
Задания на поиск ошибок, создание нового продукта: рассказа, плаката и др.
Слайд 11Содержание урока должно быть направлено на достижение метапредметных результатов-УУД
Практически каждое задание
на уроке является развивающим, т.е. направлено на развитие какого-либо психического процесса или саморегуляции.
Группы развивающих заданий:
Мотивирующие интеллектуальную деятельность;
Организующие целеполагание;
Развивающие познавательные процессы;
Развивающие внимание и самоконтроль;
Стимулирующие рефлексию.
Слайд 12Содержание урока включает изучение общих способов действий
Общие способы действия- способы решения
широкого класса задач. Они могут быть представлены в виде памятки- алгоритма, плана действий, правила, модели, схемы.
В развивающем обучении способ действия является предметом специального анализа: «Как ты это делал?», «Как научить других выполнять эти задания?»…
Такие вопросы и задания усиливают рефлексивную направленность обучения.
Слайд 13От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто
не удивляется.
Мария Эбнер Эшенбах