-На прошлом уроке ты прочитал сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Мы пришли к выводу: в сказке повествуется об Алёнушке, а описания в сказке нет. Но ты и другие дети подобрали слова, характеризующие девушку. Вспомни, какой ты её представил?
-Доброй, спокойной, ласковой, красивой, внимательной, заботливой и скромной.
-Почему эти работы являются иллюстрациями к сказке?
-Эти работы отображают содержание сказки со всеми деталями.
-Когда её брат превратился в козлёночка? А может, когда Алёнушку утопила злая ведьма?
-А как ты представляешь себе облик Алёнушки в тот момент, когда случилась беда?
-Она была грустной и печальной.
-Художник Виктор Михайлович Васнецов поможет нам сегодня увидеть Алёнушку. А ты представь себя в роли экскурсовода, которому предстоит рассказать ученикам младших классов о картине В.М.Васнецова “Алёнушка”. Этот текст ты сегодня запишешь. Какие задачи будут стоять перед тобой?
-Виктор Михайлович Васнецов написал свою картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Рассмотри внимательно картину.
- Описать содержание картины и передать то, что хотел сказать художник, т.е. замысел автора.
-Можно ли эту работу художника назвать иллюстрацией к сказке?
-Это не иллюстрация. Иллюстрация изображает эпизод сказки со всеми деталями, взятыми из содержания. В сказке злая ведьма утопила Алёнушку, козлёночек побежал к омуту, стал звать сестрицу. На этой картине нет ни козлёночка, ни ведьмы.
-Рассмотрите картину ещё раз.
Обратите внимание на позу девушки.
Рассмотрите природу, которая окружает Алёнушку.
-Алёнушка – главный герой картины, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на неё внимание.
-Где находится наша героиня?
-Она сидит у воды на камне.
-В какой позе изобразил её художник? Почему?
-Алёнушка положила руки и голову на колени, она грустно смотрит на воду, девушка о чём-то печалится.
В.М.Васнецов «Алёнушка»
Настроение спокойное, мечтательное, мирное, нежное.
Настроение тяжёлое, злобное, сердитое, враждебное.
Настроение грустное, задумчивое, печальное, безрадостное, подавленное.
В.М.Васнецов «Алёнушка»
-Алёнушка бедно одета: на ней старенькая выцветшая кофточка, старый сарафан, девочка сидит босиком.
-Как автор отразил своё доброе отношение к героине? Как он постарался вызвать симпатию у зрителей к печальной, бедной девочке?
-Лицо у героини хотя и печальное, но доброе, обаятельное, привлекающее внимание, красивое.
В.М.Васнецов «Алёнушка»
-Опиши, что находится на ближнем плане.
-На ближнем плане картины изображена река. Река глубокая, так как вода в ней очень тёмная. В воде отражается тёмный лес.
-Как художник показал, что приближается осень?
-Жёлтые листочки плавают на воде и висят на берёзках.
-Случайно ли художник выбрал это время года?
-Осень – грустная пора. Здесь природа грустит вместе с Алёнушкой. Природа помогает понять состояние души героини. Лес тёмный, и на душе Алёнушки темно, ей тяжело, не радостно. И в лесу ни единого лучика света.
В.М.Васнецов «Алёнушка»
-Поза, выражение лица Алёнушки, одежда, тёмный лес, отсутствие ярких, радостных тонов – всё вместе создаёт печальное, грустное настроение.
В.М.Васнецов «Алёнушка»
-Не кажется ли тебе, что кто-то ещё грустит вместе с Алёнушкой?
-Птички сидят рядом на берёзке, смотрят на неё, но ничем помочь не могут. Они скоро должны покинуть родные края.
-А как сам художник относится к своей героине?
-Художник с большой любовью показал нам Алёнушку, её чувства. Живописуя природу, он передаёт своё грустное, печальное настроение, художник выразил своё сострадание героине.
-Художник хотел донести до нас образ простой, но милой девушки. Картина нас трогает, волнует, заставляет переживать вместе с героиней.
Какое небо?
Какая река?
-Как назовёшь вступительную часть?
-Художник и его картина.
-Сколько частей будет в сочинении-описании?
3 части:
Вступление.
Основная часть.
Заключение.
Определи тип текста.
-Описание.
-Каково назначение основной части текста-описания по картине?
-В основной части следует описать кто, что и как изображено на картине.
-Описать природу, микротемы (небо, лес, реку). Природа помогает раскрыть настроение героини.
-Сколько предметов может быть описано в основной части?
-Несколько.
-Как назовёшь эту часть?
-Алёнушка
или
Образ Алёнушки.
-Как назовёшь часть о природе?
-Природа.
-Как назовёшь заключительную часть?
-Трогательная картина.
-Какой план у нас получился?
Примерный план сочинения.
В.М.Васнецов и его картина.
Грусть.
Печальная Алёнушки.
Природа.
III. Трогательная картина.
Примечание: у тебя может быть свой вариант плана.
-Запиши план сочинения в тетрадь (здесь дан один вариант заголовков, у тебя может быть свой вариант плана).
План.
В.М.Васнецов и его картина.
Грусть.
Печальная Алёнушки.
Природа.
III. Трогательная картина.
Помни: ты должен описать содержание картины и передать замысел художника.
-На какое правило слова в каждой группе?
Правописание имён собственных.
Имена собственные пишутся с большой буквы. Названия книг, картин заключаются в кавычки.
Правописание непроизносимых согласных:
грустная (грустить)
безрадостная (радости)
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне.
Запомни:
одинокая
тревожный
Правописание удвоенных согласных.
Правописание проверяемых гласных в корне.
холодная (холод)
печальное (печься, т.е. заботиться)
Правописание гласных после шипящих.
Ча, ща – пиши с буквой а.
К заданиям для самостоятельной работы
В.М.Васнецов «Алёнушка»
Чтобы перейти на нужную страницу, нажми одну из ссылок:
Главная страничка для ученика
Главное меню
Чтобы закончить работу нажми выход.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть