Словосочетание. 8 класс презентация

Содержание

Сочинительная (объединяет равноправные части) Шел и пел Клены сквозят на небе редкой листвой, и хрусталем на них сверкают льдинки. Виды синтаксической связи Подчинительная (объединяет главную и

Слайд 1Словосочетание. 8 класс


Слайд 2

Сочинительная (объединяет равноправные части)
Шел и пел
Клены сквозят на небе редкой листвой,

и хрусталем на них сверкают льдинки.




Виды синтаксической связи

Подчинительная
(объединяет главную и зависимую части)
Шел (как?) быстро

В пустую бочку налили воды (зачем?), чтобы она не рассохлась.


Слайд 3Средства синтаксической связи





Окончания
Предлоги
Союзы
Не молчал, а говорил
Учиться, чтобы знать


Люблю тебя,
Петра творенье.


Идти по

улице


Интонация (сопровождает все средства связи,
но может быть и единственным)


Слайд 4Способы подчинительной связи



Летнее солнце
Моя родина
Третий дом
Строящийся дом
Верить в успех
Достойный награды
Сказать ему
Хотел

сказать
Писал не торопясь
Очень легко
Его тетрадь

Слайд 5Основные виды словосочетаний


Подчинительные (состоят из главного и зависимого слова



Словосочетания
Сочинительные (состоят из

равноправных слов)

Слайд 6Diagram


Слайд 7Как вычленить словосочетания из предложения

Выделить грамматическую основу

Выделить словосочетания,
имеющие отношение к

подлежащему

Выделить словосочетания,
имеющие отношение к подлежащему t

Выделить словосочетания группы
второстепенных членов


Слайд 8Выпишите словосочетания и отметьте в них средства связи
Торчит на бескрайней равнине

из-под снега сухая полынь.
В небе первые звезды повисли.
Над водою дремлют невода.
Дождливая осень стоит у балконных перил.
Веют запахи свежей смолы.
Скоба для лодки в камень вбита.
По толстым кочкам зеленеет мох.
В свежем сене вянет земляника.

Слайд 9Заполните таблицу, подобрав из текста словосочетания со связью согласование, управление, примыкание
На

воде легко качается белый пароход.
Луна над снежным полем серебрится.
Шумит тайга над снежною долиной.
Чуть колеблются листья клена.
Блестят в коре продолблённые лунки для медленно стекающей смолы.
С сосен медлительно падает снег.

Слайд 10Выпишите из текста словосочетания, состоящие из причастия и существительного с предлогом.

В каждом словосочетании обозначьте главное слово.

Лена смотрела в окно на только что освободивш..ся холодную гладь залива.
Наташа выпила молока и тотчас же уснула на блестящ.. от старости широкой лавке.
В первой же понравивш..ся ему деревушке Балашов сошел со старого речного парохода.
На вечереющ.. небе рисовался шпиль Петропавловской крепости.
Вагон поравнялся с длинной заснеженн.. платформой.
Я просидел до рассвета у потухш..го костра.


Слайд 11Выпишите словосочетания в таком порядке: 1. «переходный глагол + сущ. в

в.п.», 2. «переходный глагол + сущ. в р.п.»

Горный кряж окантовывает только южное побережье и северными своими отрогами обрамляет Севастополь.
Даже море не приносило прохлады.
По нашей просьбе отец вынес из дому баян.
Этот разговор не принес облегчения.
Мы честно выполнили свой долг и не нарушили присяги.
Я увидел какую-то девочку, выскочившую из дома на крыльцо.
Градов больше не задавал вопросов.


Слайд 12Распределите словосочетания и предложения в таблицу. Обозначьте главное слово в словосочетании

и грамматическую основу в предложении. Определите тип связи в словосочетаниях.

Темная ночь. Песня льется. Веселый смех. Смеется звонко. Ручеек журчит. Повернул направо. Конница несется. Шум моря. Поставил стакан. Гордый победой. Читал повесть. Тихая музыка. День светел. Несется вскачь.


Слайд 13Спишите словосочетания, поставив данные в скобках слова в нужном падеже с

предлогом или без предлога.


Беспокоиться (сын)
Помешать (дело)
Гордиться (успехи)
Известить (родители)
Оплатить (покупки)
Призывать (борьба)
Пожертвовать (жизнь)
Собраться (силы)
Не нуждаться (товарищи)
Изъявить (согласие)


Слайд 14Спишите предложения, поставив данные в скобках слова в нужном падеже. Подчеркните

словосочетания «сущ.+сущ.»

Сын был верным помощником (своя мать).
Память (эта встреча) я сохраню навсегда.
Я не теряю надежды (успех) нашего дела.
Молодой учитель быстро завоевал доверие (ребята).
Больного оставили на попечение (местные жители).
Судьбы (мои ученики) сложились по-разному.
На смену (старые предприятия) приходят промышленные гиганты.


Слайд 15Составьте с данными словами словосочетания. Укажите падеж зависимого слова.
Поражаться – удивляться
Тормозить

– препятствовать
Убежден – верю
Удостоен – награжден – достоин
Характерный – свойственный
Сделать отчет – отдать отчет
Заплатить –оплатить
Одеть – надеть
Описать - написать

Слайд 16Прочитайте предложения, взятые из ученических работ. Найдите ошибки в управлении. Запишите

предложения в исправленном виде.

Девочка была одета в длинном темном сарафане.
Герой для спасения людей готов был пожертвовать все.
В рассказе показана уверенность народа в победе.
Нас беспокоит ваше заболевание ангины.
Вечером я буду заниматься с ремонтом велосипеда.
Девочка делится о своих переживаниях с матерью.
Этот мальчишка со всеми грубит.
Главным героем в поэме является молодой актер.
Я оплатил за покупку и получил коньки.
В своем рассказе Валера описал о прекрасной природе Подмосковья.


Слайд 17Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях
Учиться у матери терпению –
Друг животных


Счастливый день –
Задолго до экзамена –
Послушный родителям –
Способности к музыке –
Любитель поспать –
Блестело вокруг-
Замычало толпясь

Слайд 18Замените словосочетание ЛОШАДИНЫЙ ГЛАЗ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со

связью управление.
Замените словосочетание МОЙ ПОДАРОК, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Замените словосочетание СТЕНЫ КРЕМЛЕВСКОЙ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Замените словосочетание В ОСЕННЕМ ЛЕСУ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
Замените словосочетание СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.



Слайд 19 ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ

Выполните тестовые задания


Слайд 20Задание 1.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я осторожно

повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

такая мама

Слайд 21Задание 2.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Успеет ли

Земля выработать какое-нибудь противоядие?

- выработать противоядие

Слайд 22Задание 3.
Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения.

Особое

замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

- управление

Слайд 23Задание 4.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ньютон был

первым, кому удалось найти ясно сформулированный базис, исходя из которого он мог выводить широкое поле явлений посредством математического мышления.

-ясно сформулированный

Слайд 24Задание 5.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Для незнакомых

с иностранными языками, для громадного большинства газетных читателей, вовсе не знающих латинского языка, календарь сделался настольною справочною книгою.

- вовсе не знающих

Слайд 25Задание 6.
Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении.

Должно

быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

-согласование

Слайд 26Задание 7.
Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Утраты в

природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…

- вовсе исчезают

Слайд 27Задание 8.
Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Недавно кто-то –

не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

- недавно сказал

Слайд 28Задание 9.
Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Давайте совершим прогулку

по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек-2010
в большом городе.

- в большом городе

Слайд 29Задание 10.
Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ

Одно

из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку".

-читала вслух

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика