Слайд 1Самосознание.
Выполнила: Насыбулина Виктория
10 «А» класс, МОУ СОШ №17
Слайд 2
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет,
все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
(Франсуа Вийон)
Слайд 3Что же такое самосознание?
Самосознание (англ. self-consciouness) – осознание человеком себя как
индивидуальности, направленность сознания человека на самого себя: на собственное тело, потребности, чувства, поведение. Самосознание – непрекращающиеся этап изучения, контроля, оценки человеком собственной деятельности. Процесс самосознания бесконечен, так как человек постоянно изменяется.
Слайд 4Развитие самосознания.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако
зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребёнок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Слайд 5Стадии (или этапы) развития самосознания:
Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
К
двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
Оценка результатов своей деятельности.
Слайд 7Компоненты самосознания:
Сознание своей тождественности;
Сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
Осознание
своих психических свойств и качеств;
Определенная система социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Слайд 8Функции самосознания:
Самопознание — получение информации о себе.
Эмоционально-ценностное отношение к себе.
Саморегуляция поведения.
Слайд 9Значение самосознания:
Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в
прошлом, настоящем и будущем.
Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
Слайд 10
восприятие ребенка
другими (родителями,
сверстниками и др.)
социальные ценности,
ожидания, идеалы
самоанализ
опыт социального
поведения
Внешние данные,
ощущения
Слайд 11В социальных науках.
В рамках социальных нацк также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание»,
обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.
Слайд 12В философии.
В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и
как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание.
Слайд 15Что такое самочувствие?
Самочувствие- целостное выражение единства состояния телесных и душевных
процессов.
Слайд 16Что такое самопознание?
Самопознание- это изучение личностью собственных психических и физических особенностей,
осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Слайд 17Что такое самоконтроль?
Самоконтроль- осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов
и состояний.
Слайд 18Что такое самооценка?
Самооценка- это представление человека о важности своей личной деятельности
в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.