Роль детской психиатрической службы Новосибирской области в оказании антикризисной помощи детям и их семьям презентация

Содержание

Кризис: кардинальные психологические изменения; противоречия между структурными элементами личности, системой ее отношений и деятельностью; формирование психических новообразований; возрастной кризис – изменение ведущей деятельности ребенка, новая задача в его психосоциальном развитии

Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Новосибирский областной детский клинический

психоневрологический диспансер»

В.А. Макашева
главный врач,
главный детский психиатр Новосибирской области, К.М.Н

Роль детской психиатрической службы Новосибирской области в оказании антикризисной помощи детям и их семьям


Слайд 2Кризис:
кардинальные психологические изменения;
противоречия между структурными элементами личности, системой ее отношений и

деятельностью;
формирование психических новообразований;
возрастной кризис – изменение ведущей деятельности ребенка, новая задача в его психосоциальном развитии

Слайд 3Классификация последствий жестокого обращения с детьми


Слайд 6Шоковые психические травмы

Психотравмирующие ситуации

Хронически действующие психотравмирующие ситуации

Ситуации психической депривации (сенсорной,

эмоциональной, интеллектуальной)

Психотравмы

В.В. Ковалев (1995г.)


Слайд 7Жестокое обращение с детьми - глобальная проблема во всем мире
Около 2

млн. детей до 14 лет ежегодно подвергаются жестокому обращению. Каждый десятый ребенок из них гибнет, 2 тысячи кончают жизнь самоубийством, более 50 тысяч детей в течение года убегают из дома, спасаясь от семейного насилия. Ежегодно в стране умирают от побоев до 200 тысяч подростков. Органы внутренних дел ежегодно регистрируют 7 - 8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми. В 1,7 раза возросло число случаев умерщвления грудных младенцев матерями.
По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6-7 лет; 60-70 % из них, постоянно избиваемые своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца) отстают в развитии, страдают различными физическими и психо-эмоциональными расстройствами.
В год надзорные органы изымают из семей около 60 000 детей. В каждом случае ребенок получает травму, которая имеет серьезные негативные последствия для его психологического и физического развития.

Слайд 8Жестокое обращение с детьми
По последним оценкам Международной организации труда (МОТ) 5,7

миллионов детей занимались принудительным или вынужденным трудом, 1,8 миллиона детей были вовлечены в проституцию и порнографию, 1,2 миллиона детей стали жертвами торговли людьми.
В 16 развивающихся странах доля детей школьного возраста, по отношению к которым в течение последних 30 дней было зарегистрировано грубое словесное или физическое обращение в школе, составила от 20% до 65% в зависимости от страны.
В местах заключения дети часто подвергаются насилию со стороны персонала, в том числе в целях контроля или наказания, зачастую за незначительные нарушения. В 77 странах телесные и другие жестокие наказания признаются законными дисциплинарными мерами в пенитенциарных учреждениях.
Тарусина Д.И. (2003): в России каждый год более 2000 детей гибнет от тяжких телесных повреждений, причиненных членами их семей; более 42 тысяч обращений в медицинские учреждения по поводу легких телесных повреждений

Слайд 9Основные параметры актуального состояния в рамках шоковых психических травм, психотравмирующих ситуаций,

хронически действующих психотравмирующих ситуаций:

депрессивный фон, страхи,
повышенный уровень тревожности,
психосоматические расстройства,
поведенческими нарушения,
суицидальные тенденции (!!!),
расстройства питания


Слайд 10Исходы сексуального насилия в отношении детей:
6 % –депрессии,
6 %

- развитие алкоголизма и наркотической зависимости,
8 % - попытки самоубийства,
10 % - панические расстройства,
27 % - посттравматические стрессовые расстройства

Слайд 11Группы риска в отношении насилия
дети младшего возраста,
с физическими недостатками и

психическими отклонениями,
недоношенные.


- факт потери или уменьшения заботы супруга;
рождение другого ребенка, более желанного по полу;
молодой возраст родителей (до 21 года);
рождение ребенка в неполной семье;
чрезмерная занятость родителей на службе;
наличие в семье близкого родственника, страдающего алкогольной зависимостью.

Факторы, предрасполагающие к насилию над детьми:
(по данным Тарусина Д.И. и соавт., 2003):


Слайд 12Главные факторы риска насилия в отношении ребенка (Robert Goodman)
Биологический риск

(физическое заболевание, особенно травма мозга; низкий вес при рождении)
Психические расстройства родителей (одного), особенно важны расстройства личности и интеллекта, а также алкоголизм и преступность
Дисфункция семьи (разлад между родителями, враждебность и критика, стрессирующие события жизни)
Опасный район (высокая преступность, насилие и доступность наркотиков; плохое школьное обучение, низкая социальная сплоченность).

Слайд 13Смертность детей в возрасте 15-19 лет от всех причин (на 100

тыс.)

ЮНИСЕФ, 2010


Слайд 14
Из доклада академика Т.Б.Дмитриевой, 2009
Самоубийство является
третьей по значимости
причиной смерти


людей в возрасте от 15
до 24 лет после дорожно-
транспортных происшествий
и убийств

Слайд 16По Новосибирской области за 2009 год показатель суицидов 1,7 на 100 000

детского населения (до 18 лет), 9,0 на 100 000 подростков (от14 до 18 лет), в 2008 году- 2,0 и 10, 0 соответственно.
Наиболее ранний суицид зарегистрирован в возрасте 8 лет.
Регистрируемые средства совершения суицидов:
2007 год - 62,5% повешение (мальчики), 37,5 % отравление (девочки)
2008 год – 60% повешение (мальчик), прыжок с высоты 10% (девочки), отравление 30% (девочки),
2009 год – 88% повешение и 12 % прыжок с высоты (все мальчики)
2010 год – 90% повешение (мальчики и девочки), 10% отравление (девочка)

Распространенность завершенных суицидов в мире составляет 1,5 на 100 000 среди 10-14 летних и 7,4 на 100 000 среди 15-19 летних (данные ВОЗ)


Слайд 17Перечень основных федеральных нормативных документов
Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 №

120-ФЗ, в ред. от 01.12.2007 № 309-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ, в ред. от 30.06.2007 № 120-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 09.01.1998 № 4/8 «Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера»

Слайд 184. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социального развития

Российской Федерации от 21.08.2002 № 273/171 «Об утверждении рекомендаций по взаимодействию органов управления и учреждений здравоохранения и органов управления и учреждений социальной защиты населения по вопросам выявления семей, находящихся в социально опасном положении»
5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20.08.2003 № 414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел»
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.07.2003 № 307 «О повышении качества оказания лечебно-профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним»
7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.09.2003 № 441 «Об утверждении учетной формы на беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего»

Слайд 19ПОРЯДОК
выявления семей, находящихся в социально-опасном положении
 1. Основные понятия:
Несовершеннолетний, находящийся в социально

опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиями к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними (ст.1 ФЗ-120, в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

Слайд 20Под жестоким обращением надлежит понимать:
Лишение питания, обуви, одежды, грубое нарушение режима

дня, обусловленного психофизическими потребностями ребенка определенного возраста, лишения сна, отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой развитие заболеваний)
Невыполнение рекомендаций и предписаний врача по лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи ребенку, в том числе отказ от госпитализации при наличии медицинских показаний и др.
Активные действия, грубо попирающие основные права и интересы субъекта воспитательной деятельности (все виды физического, психического и эмоционального насилия над детьми, предъявления завышенных требований к ребенку, демонстрация нелюбви, неприязни к нему)
Систематическое проявление физического и психического насилия к близким родственникам ребенка (например, избиение матери в присутствии детей)

Слайд 21В соответствии с п. 2 ст. 9  120-ФЗ «Об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» лечебно-профилактические учреждения, в пределах своей компетенции, обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально-опасном положении и незамедлительно информировать:
орган прокуратуры – о нарушении прав и свобод несовершеннолетних (в том числе при нарушении половой неприкосновенности детей, при проведении абортов несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, в случае рождения детей несовершеннолетними в возрасте до 16 лет, в случае выявления венерических заболеваний у несовершеннолетних, о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или совершающих по отношению к ним противоправные деяния, о фактах отравления несовершеннолетних токсическими веществами (суррогатами алкоголя, спиртосодержащими жидкостями);

Слайд 222) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав -

о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав (право на охрану здоровья);
орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
орган управления социальной защитой населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а так же о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

Слайд 235) орган внутренних дел – о выявлении родителей несовершеннолетних

или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или совершающих по отношению к ним противоправные деяния, о фактах отравления несовершеннолетних токсическими веществами (суррогатами алкоголя, спиртосодержащими жидкостями), об оставлении ребенка в угрожаемом состоянии из-за отказа законных представителей от госпитализации несовершеннолетнего при наличии медицинских показаний
орган управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с самовольным уходом из детских учреждений (детские дома, школы интернаты и др.), либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;
орган по делам молодёжи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Слайд 24Факт выявления фиксируется в медицинской документации: истории развития ребенка (ф-112у), медицинской

карте ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов (N 026/у-2000) либо медицинской карте стационарного больного (истории болезни, ф-003/у); в карте вызова Новосибирской муниципальной станции скорой медицинской помощи (приказ ГУЗМ от 07.04.2009 № 141 «О внесении изменений в Карту вызова МУЗ «Станции скорой медицинской помощи»), в журнале учета приема больных и отказов в госпитализации (ф-001/у), в журнале регистрации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в лечебно-профилактических учреждениях, учета беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних.


Слайд 25Администрация медицинского учреждения (кроме МУЗ «ССМП») направляет в течение трех рабочих

дней письменное представление о выявлении несовершеннолетнего и/или семьи, находящейся в социально-опасном положении, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения, копию представления - в орган прокуратуры, органы внутренних дел и другие учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах их компетенции, для проведения мероприятий по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.


Слайд 26Информационная карта по методологии выявления жестокого или пренебрежительного отношения с детьми
ОЦЕНИТЕ

РЕБЕНКА НА НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ ЖЕСТОКОГО ИЛИ
ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ
Ф.И.О. ребенка ____________________________________________________________________
Дата рождения: __________________________ Пол: _______ мужской/ женский
Полис ОМС серия _______ № ________
Страховая медицинская компания
Адрес места жительства (где проживает ребенок): Республика, край, область __
Город (село) ______________ улица __________________ дом ______________ корп. ___ кв. __
Фамилия. И.О. матери (отца, опекуна)
Образование родителя (опекуна) [Р] неполное [Р] среднее |Р [среднее [Р| неполное |Р| высшее |Р| медицинское;
Масса тела ребенка: _____ кг Температура: ___°С Первичный визит? __ Повторный визит? СПРОСИТЕ: Какие проблемы есть у ребенка? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 27ОЦЕНИТЕ (Подчеркните имеющиеся симптомы)

Осмотрите ребенка, состояние его кожных покровов на наличие

повреждений: большое количество синяков, ссадин, царапин, кровоизлияний на теле; черепно-мозговые травмы; переломы на различных стадиях заживления; повреждения в области лица, головы, шеи, груди; выделение слизи, повреждения (шрамы) половых органов или заднего прохода, шрамы особенно на внутренних поверхностях плеч и бедер, следы от ремня; ожоги и переломы у детей, особенно младше 1 года;
Оцените: своевременность обращения родителей за медицинской помощью в случае физического повреждения или дискомфорта у ребенка (Родители не спешат обращаться за медицинской помощью);
Оцените: могут ли родители четко объяснить причину возникновения травмы или выделений из половых органов (Недостаточные объяснения);
Оцените поведение ребенка (Аномальное поведение ребенка):
сексуально окрашенное поведение;
агрессивная гиперактивность, гиперподвижность;
«замороженное» поведение; угнетение
ребенок избегает зрительного контакта с родителем.


Слайд 28Оцените поведение родителей/опекунов.
(Аномальное поведение родителей/опекунов):
• равнодушные;
• наказывающие;
• обороняющиеся;
• слишком озабоченны

состоянием и поведением ребенка;
• с низким уровнем самооценки;
• находящиеся в депрессии.
Оцените наличие признаков недостаточного ухода за ребенком:
• игнорирование родителям заболеваний ребенка;
• ребенку не проведены все необходимые прививки;
• отмечается плохое состояние кожи, зубов, волос и ногтей;
• ребенок длительное время находится без присмотра взрослых.
Оцените наличие факторов риска насилия и жестокого обращения в семье:
• признаки семейного насилия;
• алкогольная/наркотическая зависимость;
• психические заболевания;
• социальная изоляция;
• беспризорный/брошенный ребенок.


Слайд 29Алгоритм оценки ребенка на наличие признаков жестокого или пренебрежительного отношения


Слайд 31Цель: реализация прав детей на защиту и самоопределение, получение своевременной и

качественной помощи

Концепция работы психиатрической службы по антикризисной программе:
Оказание лечебной помощи детям, страдающим психическими расстройствами, в соответствии с медицинскими стандартами
Предоставление консультативно-методической помощи врачам первичной медицинской сети, психологам и педагогам системы образования, специалистам социальной защиты, отделов опеки и попечительства, инспекторам ПДН, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации районов.


Слайд 32Задачи:
Создать систему выявления детей в кризисных состояниях.
Организовать помощи в соответствии с

функциями специалистов (поэтапно).
Разработать и внедрить современные технологии с целью эффективного использования ресурсов.
Наладить эффективные связи между первичным звеном здравоохранения и психиатрической помощью на основе четко определенных критериев направления пациентов, методов совместной помощи, адекватной информационной связи и т.д.
Во всех районах области провести анализ состояния психического здоровья, выявить достоверное число детей, нуждающихся в специализированной психиатрической помощи.
Сформировать внутри каждого района систему межведомственного взаимодействия оказания психиатрической, педагогической и социальной помощи.

Слайд 33Суицидальное поведение
Согласно совместному приказу департамента здравоохранения и департамента образования от 07.04.10г.

№ 674/616 «Об организации психиатрической помощи детям, находящимся в кризисных состояниях» определен порядок оказания психиатрической помощи детям, совершившим суицидальную попытку.
Все дети, совершившую суицидальную попытку, должны наблюдаться психиатром.
Врач психиатр оказывает лечебно-консультативную помощь и осуществляет контроль за реабилитационными мероприятиями, подключая специалистов социально-психологической и психотерапевтической служб.

Слайд 34Основным лечебно-консультативным медицинским учреждением на территории Новосибирской области, оказывающим психиатрическую помощь

детскому населению, является
ГБУЗ НСО «Новосибирский областной детский клинический психоневрологический диспансер»

Слайд 35Структура:


Слайд 36Опыт помощи семье и ребенку в кризисных ситуациях
«Телефон доверия». За

9 месяцев 2010г. по телефону проконсультировано 5 тыс. человек.
Консультативные службы, осуществляющие очное консультирование семей. Консультативная помощь психотерапевтов, медицинских психологов и социально-педагогическое сопровождение семей специалистами по социальной работе. На 01.10.2010г зарегистрировано 15 тыс. обращений.
«Дистанционное Интернет-консультирование»
Информационный сайт http://www.nodkpnd.ru- информация о содержании и формах работы специалистов детской психиатрической службы, статьи, подготовленные специалистами диспансера на тему «Семья без жестокости и насилия», консультирование родителей и подростков в диалоговом режиме по заявленным проблемам. На 01.10.2010г зарегистрировано 58700 посетителей



Слайд 37Результаты работы
Мобильными бригадами в районах области проконсультировано 437 детей, сделан 21

выезд тридцати специалистов.
В области в ходе районных психолого-медико-педагогических комиссий проконсультировано 263 ребенка, при диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обследовано 2976 детей.
Специалистами отделения социально-психологической помощи проконсультировано 3487 человек по проблемам детей и подростков, находящихся трудной жизненной ситуации и (или) подвергшихся жестокому обращению в школе, семье и т.д.
Во исполнение законодательства по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в районных центрах социальной защиты проконсультировано 264 человека, в 88% - психические расстройства. Обследовано и направлено на медико-педагогическую комиссию детей с особыми образовательными потребностями 980 детей.

Слайд 38Разработаны и направлены для руководства детским психиатрам методические рекомендации «Суициды в

детско-подростковом возрасте: распространенность, факторы риска, клиническая картина. Профилактика суицидального поведения среди
Проведена межрегиональная конференция «Межведомственная система выявления и оказания помощи детям в кризисных состояниях» 01.06.10г. с приглашением специалистов образования, социальной защиты, инспекций по делам несовершеннолетних районных управлений внутренних дел области и города, центров психолого-педагогической помощи семье и детям отделов по делам молодежи и т.д.
Проведены межведомственные семинары по теме: «Суициды в детско-подростковом возрасте: распространенность, факторы риска, профилактика» для педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних районных управлений внутренних дел в Карасукском районе, г.Бердск, в районах г. Новосибирска: Дзержинский, Ленинский.

Слайд 39Проводятся обучающие программы в школе, которые могут помочь учителям научиться распознавать

учащихся с потенциально суицидальным поведением и тренировать учащихся так, чтобы они знали, как помочь своим находящимся в сложной ситуации сверстникам (ВОЗ, 2006г.)
Ежеквартально проводится специалистами областного детского психоневрологического диспансера «Школа для родителей» по вопросам профилактики жестокого обращения, насилия, суицидального поведения в детско-подростковом возрасте.
Специалистами диспансера адаптирован опросник по выявлению суицидальных наклонностей у детей и подростков для педагогов, родителей и несовершеннолетних.
Организовано лечение детей и подростков с риском суицидального поведения и после суицидальных попыток в дневном стационаре.

Слайд 40
Современные Профилактика и диагностика в детском возрасте по сути многоосевые и

мультипрофессиональные





















Title

Невролог. Эпилептолог.
Нейрохирург

Педиатр

Нейрофизиолог

Логопед. Дефектолог

Психолог.
Нейропсихолог

ПСИХИАТР


профилактика

Суицидолог

Педагог



!


Слайд 41
СХЕМА
координация.


Слайд 42Предложения: 1. в проект решения конференции в рамках проекта «Крепкая семья» в

общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми 2. в проведение коммуникативной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми в СМИ и в иных средствах массовых коммуникаций

Слайд 43С
Спасибо за внимание


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика