Журнал
«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 2, 2011г.
Основные понятия ФГОС
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет
себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность
за результаты деятельности.
Что предполагает индивидуализация?
Совместное взаимодействие ребенка и взрослого по развитию ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному возрасту и тем самым закладке личности.
На чем основана индивидуализация?
На поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, в стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.
Направления индивидуализации
Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуального развития ребенка.
В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослаблены» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные.
Выстраивая индивидуальную траекторию развития , педагог учитывает психические и индивидуальные особенности ребёнка.
Ребенок перестал быть «пустой корзиной», которую взрослый «наполняет «информацией».
Почему необходимо начинать с дошкольного возраста?
Все начинается с детства. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.
ЗУНы – ориентир достаточно четкий и безусловно имеют определенный развивающий эффект. Казалось бы, что плохого , если ребенок умеет читать, считать, убирать за собой посуду, поливать цветы, рисовать человека и т.п. (например, ребенок читает, то он сможет узнать из книг много нового, если он считает, то это может ему помочь в конкретных житейских ситуациях, ну и вообще легче будет научиться серьезной арифметике.)
И раз речь идет о цели развития, то становится ясным, что она своя для каждого ребенка, поскольку разные дети обладают разным исходным уровнем развития и, кроме того, разными способностями и склонностями, т.е. развиваются несколько по-разному и в разных направлениях.
И раз речь идет о цели развития, то становится ясным, что она своя для каждого ребенка, поскольку разные дети обладают разным исходным уровнем развития и, кроме того, разными способностями и склонностями, т.е. развиваются несколько по-разному и в разных направлениях.
На первый взгляд, такое отношение к ребенку выглядит, как проявление индивидуального подхода в воспитании.
Однако подлинно индивидуальный подход подразумевает создание таких условий, которые обеспечивают максимально эффективное развитие каждого ребенка.
Ситуация, когда педагог «оставляет ребенка в покое», может быть использована лишь как временная мера.
Педагог должен постараться, с помощью исключительно игровых приемов, вовлечь ребенка в разные виды деятельности, расширить круг интересов ребенка, пробудить интерес к совместной игре с другими детьми.
Это может быть достигнуто только тогда, когда в детской организации или семье создана атмосфера доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, когда каждый ребенок испытывает эмоциональный комфорт, имеет возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности.
Процесс обучения и воспитания В ДОО в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности.
В связи с этим перед воспитателями, логопедами психологами дошкольной образовательной организации стоит задача по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника.
Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация
индивидуального образовательного маршрута
Интеллектуального
Эмоционально-волевого
Деятельностного
Нравственно-духовного
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
Исходя из Основной Общеобразовательной программы ДО, индивидуальный образовательный маршрут может включать в себя следующие направления:
Принципы разработки ИОМ дошкольника
(Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие):
Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка
Наблюдения бывают:
спонтанные
плановые.
Спонтанные наблюдения происходят не преднамеренно в течение дня, в различных режимных моментах, они фиксируются в блокнот в виде коротких записок.
Обычно спонтанные наблюдения проводятся в начале учебного года.
Наблюдение за поведением в группе:
Определяется уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.
Журнал наблюдений за ребенком:
обеспечивает систематичность процесса сбора информации об уровне развития ребенка в различных областях.
содержит информацию о том, что ребенок может и чего не может в каждый из областей развития.
Воспитатель использует эту информацию для постановки педагогических целей и планирования видов деятельности для индивидуального образовательного маршрута ребенка, основываясь на принцип заложенный во ФГОС ДО – индивидуализация.
Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты – наблюдений, видеонаблюдение.
Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении этого этапа.
Педагогическая оценка развития ребенка.
Диагностика отклонений развития ребенка. (Специалисты: логопед, психолог, врач)
Дифференциация детей на подгруппы по разным уровням развития:
одаренные дети,
нормально развивающиеся,
дети с отклонениями в развитии
5. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Реализуется во всех видах деятельности, в любое время и зависит от желания ребенка, от его самостоятельного выбора и самоопределения.
Основным способом реализации индивидуальных образовательных маршрутов является ведущий вид деятельности дошкольника – ИГРА.
Все этапы позволяют составить и реализовать индивидуальные образовательные маршруты, учитывая разнообразные методы педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развитии ребенка и причин, которые способствуют возникновению этих причин.
Внимание взрослого к ребенку – это тот светлый родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности.
«Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания» (Януш Корчак)
Нормативно-правовые документы
Нормативно-правовые документы
Что такое мониторинг ?
Общая цель мониторинга - оценка качества образовательного процесса дошкольной организации и группы в частности
На что направлен мониторинг?
Направлен (В соответствии с ФГОС ДО) :
на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы;
на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы;
на оценку образовательных условий.
Предмет мониторинга
образовательные условия,
достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей.
Есть ли смысл в проведении мониторинга в дошкольной организации?
Освоение процедуры мониторинга педагогическими работниками – залог повышения качества образовательной деятельности детского сада.
Что такое педагогическая диагностика?
Каковы цели педагогической диагностики?
3. "Выявление изменений в развитии (объект и предмет конкретизируются) для определения эффективности педагогической деятельности".
В этом случае в рекомендациях определяют, какие изменения необходимо внести в деятельность педагогов
«Каким образом проводится педагогическая диагностика в детском саду, если целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке?».
В рамках реализации ФГОС ДО содержание таковых диагностических таблиц актуально и на сегодняшний день.
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 5 2015г.
http://www.proflit.ru/journals/237/
Принципы педагогической диагностики
Объективность.
Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем воспитанникам, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.
Систематичность.
Систематичность состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения.
На что необходимо опираться при проведении педагогической
Виды педагогической диагностики
Что необходимо для успешной реализации индивидуальных образовательных маршрутов?
ВЫВОДЫ:
Каждый ребенок – это особый мир, познавать его может только, тот, кто умеет вместе с ним разделить его огорчение и тревоги, его радости и успехи.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть