Слайд 1Проектирование и проведение уроков иностранного языка в соответствии с психофизиологическими особенностями
младшего школьника
Елена Владимировна Звягинцева
Педагог-психолог,
заместитель директора по НМР
ГОУ СОШ № 1222 с углубленным изучением немецкого языка
Слайд 2ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах
и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии.
А.Н. Леонтьев
Слайд 3МОТИВЫ УЧЕНИЯ
широкие социальные мотивы (когда учатся, чтобы быть полезным своей стране);
узкосоциальные
мотивы (чтобы окончить школу с золотой медалью);
отрицательные мотивы (чтобы не получить двойку и чтобы мама не ругала);
познавательные учебные мотивы (интерес к знаниям, стремление научиться чему-то новому);
игровые мотивы.
Слайд 4УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ
использование материала, интересного ученику в содержательном плане;
обеспечение каждому ученику понимания
и осознания смысла (мотивов и целей) предлагаемых заданий и упражнений;
обеспечение знания способа выполнения упражнений;
создание комфортной обстановки, располагающей к сосредоточенному труду и непринужденному общению.
Слайд 5СПОСОБНОСТИ К ИЯ
обучение школьника рациональным приемам учебной деятельности;
формирование универсальных учебных действий;
тренировка
психических функций (памяти, внимания, мышления, слухового восприятия и т. д.);
использование принципа индивидуального подхода.
Слайд 6«СИЛЬНЫЙ» УЧЕНИК
«Сильным» можно считать ученика, владеющего универсальными учебными действиями в качестве
основы самостоятельной учебной деятельности и обладающего значительным объемом вербальной памяти (в первую очередь, слуховой), с хорошо развитыми памятью и аналитико-синтетическими операциями мышления (в первую очередь способностью к вероятностному прогнозированию) и высоким уровнем развития внимания (его устойчивости и концентрации), то есть способности сосредоточиться на предмете деятельности.
Слайд 7«СРЕДНИЙ» УЧЕНИК
«Средним» учеником может оказаться школьник, не владеющий всем комплексом универсальных
учебных действий и обладающий значительным (или обладающий средним) показателем объёма вербальной памяти, а также способностью к вероятностному прогнозированию, не имеющий сильной внутренней мотивации и сильной воли, что позволяет ему добиваться определённых результатов в учении, но не обеспечивает легкость и быстроту процесса формирования навыков и умений иноязычной речевой деятельности. Чаще встречаются случаи, когда ученики недостаточно владеют универсальными действиями для выполнения учебной деятельности и одновременно имеют неплохие иноязычные способности.
Слайд 8«СЛАБЫЙ» УЧЕНИК
«Слабым» считается ученик, у которого плохо развиты универсальные умения учебной
деятельности, слуховая память, аналитико-синтетические операции мышления и внимание характеризуется низким уровнем устойчивости и концентрации. Слабое развитие всех этих компонентов иноязычных способностей или только части из них может привести к тому, что ученику будет трудно овладевать иностранным языком.
Слайд 9СИСТЕМА СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ
ОЦЕНОК Ш.А. АМОНАШВИЛИ
доброжелательное отношение к ученику как к личности;
положительное
отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата);
конкретный анализ трудностей, вставших перед учеником, и допущенных им ошибок;
конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Слайд 10ЛИТЕРАТУРА
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983.
Божович Л.И. Личность
и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1966. No 6.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М, 1984.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М.: Просвещение, 1991.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.
Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.
Слайд 11Проектирование и проведение уроков иностранного языка в соответствии с психофизиологическими особенностями
младшего школьника
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!