Слайд 1
Презентация
методического пособия
«Формирование готовности педагогов ДОУ к реализации программ оздоровительной направленности в
контексте ФГОС ДО»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №47 комбинированного вида
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
2015
Слайд 2Авторы-составители:
Акопян Инна Александровна,
заведующий ГБДОУ № 47;
Бережная Наталья Владимировна,
старший воспитатель
ГБДОУ № 47;
Корсакова Екатерина Алексеевна,
методист ГБДОУ № 47;
Питкова Елена Фёдоровна,
зам. зав. ГБДОУ № 47;
Нечепуренко Вера Валентиновна, к.п.н.,
руководитель РОЭП ГБДОУ № 47
Слайд 3
Краткая аннотация
Методическое пособие содержат теоретический и практический материал реализации инновационного проекта
«Формирование готовности педагогов ДОУ к реализации программ оздоровительной направленности в контексте ФГОС ДО».
Данные рекомендации адресованы педагогическим коллективам ДОУ, ведущим целенаправленную деятельность по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Слайд 4Актуальность исследования
В «Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг.» (раздел
«Дошкольник» п.2.) отмечается, что актуальной и требующей особого внимания остается тема здоровья детей. Состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается и характеризуется следующими основными показателями: количество детей 1 группы здоровья – 11,9%; 2 группы здоровья – 69,8%; количество детей 3 группы здоровья – 20,3%.
Многочисленные исследования ученых (Э.М. Казин, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова, Л.М. Митина, Т.А. Овечкина, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева, С.О. Филиппова и др.) отмечают, что основные причины снижения показателей здоровья детей в ОУ связаны не только со значительным увеличением интеллектуальной и психоэмоциональной перегрузки, но и с низким уровнем компетентности педагогов в вопросах, связанных с сохранением и укреплением здоровья детей.
Слайд 5Основная цель исследования: Разработка и апробация системы работы по формированию готовности
педагогов ДОУ к реализации программ оздоровительной направленности в контексте ФГОС ДО
Инновационная значимость исследования: Разработана система оценки формирования готовности педагогов к работе с программами оздоровительной направленности.
Теоретическая значимость исследования: На основе формирования профессиональной компетентности педагогов выявлено проблемное поле деятельности педагогов ДОУ в области оздоровления воспитанников.
Практическая значимость исследования: Разработаны и внедрены в практическую деятельность педагогов ДОУ методические рекомендации по созданию благоприятных условий для оздоровления воспитанников.
Слайд 6Структура инновационного продукта
Слайд 7Раздел 1. Система работы по формированию готовности педагогов ДОУ в реализации
программ оздоровительной направленности в условиях внедрения ФГОС ДО
1.1. Современные аспекты здоровьесберегающей деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
В данном подразделе рассмотрены предпосылки необходимости деятельности ДОУ в области здоровьесбережения. Раскрыты современные аспекты здоровьесберегающей деятельности педагогов ДОУ. Выделены общедидактические и специфические принципы, выражающие определенные закономерности педагогики оздоровления. Раскрыты компоненты здоровьесберегающей деятельности педагогов в ДОУ:
Комплексное оздоровительно-развивающее пространство;
Медико-психолого-педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей;
Физкультурно-оздоровительная работа;
Психолого-педагогическое сопровождение;
Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности.
Слайд 81.2. Профессиональная компетентность как условие повышения результативности здоровьесберегающей деятельности педагогов
Педагог как
компонент и активный субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на здоровый образ жизни, осознания здоровья как ценности, стереотипы здоровьесберегающего поведения.
(Н.М. Полетаева).
В содержании данного подраздела раскрыты подходы и определены основные компоненты профессиональной компетентности педагогов.
С позиции основных операционных функций педагога выявлены качественные характеристики повышения результативности здоровьесберегающей деятельности.
Слайд 9Качественные характеристики повышения результативности здоровьесберегающей деятельности
Слайд 101.3. Организация исследований в ДОУ как фактор повышения уровня самообразования педагога
Основной
акцент в содержании данного подраздела сделан на значимость организации и проведения ОЭР в ДОУ, как важного условия самообразования педагогов в плане повышения уровня их профессионально-личностной компетентности.
Отражены основные направления исследовательской деятельности педагогов, выделены наиболее эффективные формы работы по самообразованию.
Показана роль старшего воспитателя в стимулировании педагогов к профессиональному самосовершенствованию.
Определены критерии и показатели оценки уровня самообразования педагогов.
Слайд 11Критерии и показатели оценки уровня самообразования педагогов
Эффективность педагогической деятельности в направлении
исследования
Повышение результативности
здоровьесберегающей
деятельности педагогов ДОУ
Творческий рост педагогов
в плане инновационной
деятельности
Непрерывность
инновационной деятельности
ДОУ и удовлетворенность
педагогов своей работой
Внедрение новых
педагогических технологий
в образовательный
процесс
Расширение спектра
программно-методического обеспечения оздоровительной
направленности
Слайд 121.4. Основные критерии формирования готовности педагогов ДОУ к работе с программами
оздоровительной направленности
Данный подраздел является ключевым звеном в
структуре методического пособия. В нем показана развернутая система оценки готовности педагогов к реализации программ оздоровительной направленности, в которую входят три основных блока.
Базовой основой выступает инновационная культура, которая определяет личную готовность педагогов к исследовательской деятельности.
Характеристика деятельностных качеств педагогов представлена с позиций профессиональных знаний, умений и навыков педагога.
Педагогическая культура рассматривается в развитии коммуникативной культуры и личностно-педагогической саморегуляции.
Слайд 13Критерии оценки готовности педагогов к работе с оздоровительными программами
Слайд 14Раздел 2. Педагогические и организационные условия для реализации инновационного проекта
2.1.
Здоровьесберегающая образовательная среда для развития ребенка дошкольного возраста.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
В данном подразделе описаны концептуальные направления построения здоровьесберегающей образовательной среды, с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей, склонностей и интересов. Раскрываются общедидактические принципы построения предметно-развивающей среды в группах детского сада.
Показана модель формирования комплексных блоков в групповом пространстве, соответствующих реализации основных образовательных областей.
Слайд 152.2. Здоровьесберегающие программы и технологии, обеспечивающие психическое и физическое развитие ребенка
дошкольника
В данном подразделе представлен спектр комплексных, общеразвивающих программ и парциальных программ оздоровительной направленности.
Дается сравнительный анализ программ узкоспециализированной направленности.
Показана система здоровьесберегающих педагогических технологий, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях.
Основной акцент сделан на использование технологий как системы педагогических технологий, основанных на принципе природосообразности и направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Представлена авторская классификация игровых технологий оздоровительной направленности.
Слайд 163.3. Особенности взаимодействия педагогов с детьми в вопросах оздоровления
В содержании данного
раздела даны характеристики особенностей психического физического развития детей дошкольного возраста.
Показаны модели здоровьесберегающей деятельности педагогов с воспитанниками в разных видах деятельности.
Представлены вариативные формы, способы, методы и средства в реализации здоровьесберегающих подходов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Показана динамика комплексной медико-психологической и педагогической оценки уровня физического развития и здоровья детей.
Слайд 17Раздел 3. Методическое обеспечение реализации инновационного проекта
3.1. Методические рекомендации для
педагогов ДОУ по реализации программы и технологии, обеспечивающие психическое и физическое развитие ребенка дошкольника .
3.2. Методические рекомендации по созданию благоприятных условий при обучении и воспитании детей, имеющих разные показатели индивидуального здоровья .
3.3. Система комплексных мероприятий по оздоровлению воспитанников .
Слайд 18Приложения
В приложениях представлен:
методический, диагностический и дидактический инструментарий для реализации
инновационного проекта;
понятийный словарь ведущих определений по теме исследования;
практический материал для работы с педагогами, детьми и родителями по реализации инновационного проекта.
Слайд 19Выводы:
Организация и проведение исследовательской деятельности в ДОУ в рамках данной ОЭР:
значительно повышает уровень профессиональной компетентности педагогов в области здоровьесбережения ;
влияет на положительную динамику физического и психического развития воспитанников;
способствует формированию начальной здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников;
способствует повышению педагогической грамотности родителей в вопросах оздоровления детей.
Слайд 20
ЗДОРОВЬЯ И УДАЧИ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!