Слайд 1Тема: Накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей. И.Г.
Песталоцци
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Южно-Уральский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ гуманитарно-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
Слайд 2Иоганн Генрих Песталоцци (1746— 1827) — один из крупнейших представителей мировой
демократической педагогики. Большой заслугой Песталоцци является создание теории элементарного образования, которая предусматривала гармоническое развитие всех сил и способностей человека.
Песталоцци впервые задался целью разработать такую систему первоначального образования, которая была бы тесно связана с жизнью, с опытом ребенка, сделал бы его способным мыслить.
Слайд 3Говоря в целом о значении речи в развитии человека, Песталоцци указывал,
что эту важную для формирования мыслительных способностей человеческую способность к речи следует рассматривать главным образом как вспомогательную силу человеческой природы, предназначенную помочь нам плодотворно усвоить знания, приобретенные путем чувственного восприятия.
Слайд 4«Язык, — писал Песталоцци, — является искусством — необъятным искусством, или,
вернее, совокупностью всех искусств. Наряду с подлинным созерцанием природы Песталоцци считал для человека язык важнейшим средством познания. В языке, по его мнению, отразились результаты всего человеческого прогресса.
Слайд 5Развитие способности к речи, учил Песталоцци, должно идти у ребенка с
самой колыбели в ногу с развитием способности к наблюдению. Ребенок очень рано ощущает в себе способность воспроизводить слышимые им звуки, и она, как и всякая другая способность человека, оживляется в нем присущим ему внутренним стремлением к ее использованию и применению. Причем применение ее по-настоящему и реально укрепляет органы речи ребенка, постепенно и незаметно, но изо дня в день.
Слайд 6Песталоцци в своих педагогических советах уделяет много внимания развитию заложенной в
ребенке способности к речи. При этом он прослеживает и определенные закономерности в последовательном овладении речью. Крик, по его мнению, которому не приходится учиться ребенку, это первое проявление способности ребенка к речи.
Слайд 7Песталоцци указывает, что для формирования способности к речи очень благоприятные условия
создаются там, где ребенок с колыбели живет в такой среде, где достаточно много и о многом говорят, особенно о предметах ближайшего окружения ребенка, связанного с жизнью семьи.
Изучение ребенком родного языка, по мнению Песталоцци, последовательно начинается с впечатления от объектов, чувственно познаваемых им при наблюдении и названия которых сделались при этом знакомыми его слуху и привычными его устам.
Слайд 8Фразы помогают ему замечать, догадываться, постепенно со всевозрастающей ясностью понимать и
постигать значение отдельных слов и характер их взаимосвязи во всем, что он слышит и сам говорит.
По его мнению, не вызывает сомнений, что ребенок, воспитываемый по предлагаемому элементарному принципу, не только сознает, пусть случайно, но твердо, сущность главных частей речи.
Слайд 9Называя первым элементарным средством обучения детей речи звук, Песталоцци определял три
средства обучения речи:
1) обучение звуку, или средства развития органов речи;
2) обучение словам, или средства ознакомления с отдельными предметами;
3) обучение речи, или средства научиться ясно выражаться о предметах, ставших нам известными, и обо всем, что мы в состоянии о них узнать.
Слайд 10По мнению Песталоцци, главная цель и значение языка заключаются в том,
чтобы вести человека от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Средства, при помощи которых мы приходим к этой цели, находятся в такой последовательности:
а) мы познаем какой-либо предмет в целом и называем его как нечто целое — как предмет;
б) мы постепенно знакомимся с его отличительными
признаками и учимся их называть;
в) посредством языка приобретаем способность точнее определять свойства предметов, используя глаголы и наречия; определять изменения в состоянии предметов, изменяя при этом как сами слова,
так и их сочетания.
Слайд 11Таким образом, подводя итоги сказанному выше о взглядах Песталоцци на проблему
развития речи у маленьких детей, следует констатировать широкий круг вопросов, которых он при этом касается. Здесь находят отражение его взгляды на значение речи в общем развитии человека и, в частности, его познавательных способностей, его сознания; последовательность развития речи у маленького ребенка, его доречевое развитие, роль слухового восприятия и «опознание звуков», в формировании звучной речи, средства развития слухового восприятия; необходимость обучения ребенка речи, когда, как и в какой последовательности необходимо его обучать речи; роль упражнений в обучении правильной речи; закономерности в овладении ребенком речью, роль сенсорного воспитания и речевой окружающей среды в развитии детской речи. Песталоцци определяет цель и значение языка, средства и формы обучения языку маленьких детей.